Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Новое политическое мышление




Перестройка: первые шаги

С избранием в 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Гор­бачева (р. в 1931) был открыто поставлен вопрос о необходимости реформ.

Первые шаги М.С. Горбачева продолжали меры его предшест­венников, к ним относились призывы к ускорению развития, введе­ние контроля качества продукции сверху, кампания борьбы с пьян­ством и алкоголизмом, с нетрудовыми доходами. Давались обещания решить продовольственную проблему, переориентиро­вать экономику на удовлетворение нужд граждан.

 

Отдача от «ускорения» оказалась минимальной. Попытки ее осуществления привели к росту числа аварий, самой крупной из которых стал взрыв на Чернобыльской АЭС 27 апреля 1986 г. Его последствия сказались на здоровье десятков миллионов человек.

 

Была предпринята попытка улучшить международную обста­новку, избавить советскую экономику от бремени новых витков гонки вооружений.

 

Поиск диалога начался со встреч лидеров СССР и США – М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). На этих встречах было зафиксировано стремление сто­рон к исключению риска ядерной войны из жизни народов, но они не завершились конкретными договоренностями.

 

Все это создало стимулы для поиска путей более глубокого реформирования всего комплекса общественных отношений, к их перестройке.

Целью перестройки было осуществление модернизации страны, создание условий для ее ускоренного развития по пути создания информационного общества на базе социалистических ценностей. Средствами стали реформы в духовной, политической и экономи­ческой сферах жизни общества. Главная задача внешней политики связывалась с прекращением «холодной войны», более глубоким участием в системе международного разделения труда.

Большое значение имело переосмысление пройденного совет­ским обществом исторического пути. В 1986—1987 гг. началась реабилитация жертв репрессий 1930 – 1950-х гг. Признавались неза­конными массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитирова­ны лидеры антисталинских «оппозиций» (Л.Б. Каменев, Г.И. Зи­новьев, Н.И. Бухарин и др.). Прекратились преследования инако­мыслящих. Был возвращен из ссылки один из лидеров правозащитного движения в СССР академик А.Д. Сахаров. Стали поощряться гласность, критические выступления прессы против коррупции во властных структурах, их неэффективности. Внедрялась практика выдвижения альтернативных кандидатов на выборах. Начались замена и омоложение кадров партийного и государ­ственного аппарата.

Не оказывалось противодействия начавшемуся весной 1988 г. процессу возникновения независимых от КПСС политических организаций (Народных фронтов в республиках Балтии, «Демократического союза» в России).

На XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. М.С. Горбачев выступил за создание правового государства, основанного на разделении властей, а также за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, которые должны были перейти к советам. В 1989 г. на новой основе (альтернативность кандидатов, двухступенчатая система выборов, избрание трети депутатов от общественных организаций) проводились выборы народных депутатов СССР. На I съезде народных депутатов (май—июнь 1989) М.С. Горбачев, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, стал Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. занял вновь учрежденный пост Президента СССР. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе. Тем самым упрочивались правовые основы существования многопартийной системы.

В сфере экономики речь шла о расширении самостоятельности государственных предприятий и введении элементов рыночных отношений. Это должно было повысить заинтересованность во внедрении новых технологий, создать стимулы к повышению производительности труда. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Согласно этому закону, предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, могли сами нахо­дить себе поставщиков, закупать сырье и после выполнения обяза­тельного государственного заказа реализовывать свою продукцию. Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей, контролировать деятельность администрации. В 1988 г. были приняты законы, разрешившие создание кооперативов, индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Они сказались и на положении крестьянства: ему разрешалось выхо­дить из колхозов и создавать фермерские хозяйства.

 

Новое политическое мышление

 

Существенные перемены произошли в сфере внешней политики. Они были связаны с выдвижением в 1987 – 1988 гг. М.С. Горбаче­вым концепции нового политического мышления, позволившей за­вершить «холодную войну».

• Предполагалось признать, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению рациональных политических целей. Делался вывод о необходимо­сти радикального сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

• Новое политическое мышление провозглашало высшим при­оритетом общечеловеческие, а не классовые ценности. Подчеркивалось, что внешняя политика должна служить решению глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой и развитием освободившихся стран.

• Предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния. Главной целью дипломатии становилось обеспечение взаимодействия государств на международной арене, создания между ними атмосферы доверия. Предлагалось найти баланс интересов государств на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских нрав и свобод.

 

Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращение «холодной войны». Первоначально новое политическое мышление воспринималось в странах Запада как тактический ход, призванный дать СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако реальные шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идет о кардинальных переменах в советской политике.

 

В 1987 г. СССР согласился ликвидировать собственные ракеты средней дальности не только в Европе, но и в Азии в обмен на отказ

США от размещения ракет такого же класса в Европе. В 1988 г. было объявлено о крупных односторонних сокращениях советских вооруженных сил. В 1990 г. страны Варшавского договора и НАТО подписали соглашение о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе. СССР пошел на значительные односторонние уступки, принял идею контроля за выполнением соглаше­ния на своей территории, что ранее им отвергалось. В 1991 г. был подписан первый договор СССР и США по сокращению стратегических вооружений (ССВ).

Еще более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана, обязался на деле уважать свободу соци­ального и политического выбора народов.

Большое влияние на международный климат оказала позиция, запятая СССР в 1990 г. в связи с нападением Ирака на Кувейт. Не­смотря на традиционную близость к национально-патриотическим силам этой страны, советская дипломатия поддержала в Совете Безопасности ООН решение о применении санкций, включающих военные, против Ирака, как страны, совершившей агрессию.

 

. Это был первый случай со времени антигитлеровской коа­лиции, когда СССР признал правомерным использование Со­единенными Штатами военной силы против третьей страны. Итогом стала проведенная США (1991) операция «Буря в пус­тыне», приведшая к освобождению Кувейта

 

В целом ситуация в мире 1990—1991 гг. свидетельствовала о завершении «холодной войны».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...