Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Углубление кризиса советского общества




 

Гласность и процессы демократизации должны были вскрыть нако­пившиеся недостатки системы командно-административного уп­равления обществом и пробудить творческую, созидательную энер­гию масс. Особое значение придавалось хозяйственным реформам, внедрению элементов рыночных отношений в экономике.

Однако экономическое положение СССР стало быстро ухуд­шаться. Уже с 1988 г. начало сокращаться аграрное производство, с 1990 г. — промышленное, возросла инфляция, спад производства ВНП составил около 10%. Падали реальные доходы населения, рез­ко обострилась проблема дефицита товаров первой необходимости.

В 1989 г. по стране прокатилась волна забастовок, наиболее ре­шительно и организованно выступили шахтеры.

Причины кризиса состояли в непоследовательности экономиче­ских реформ 1987—1988 гг., проводившихся сверху. Разрешенные проявления хозяйственной инициативы были ограничены и не обеспечили полной самостоятельности предприятий. Цены на про­дукцию госзаказа по-прежнему диктовались сверху. Руководители, избранные трудовыми коллективами и одновременно контролиру­емые сверху, не обладали реальной властью. Многие из них исполь­зовали свое служебное положение в целях личного обогащения.

 

Средства предприятий нередко переводились на счета создаваемых их руководителями кооперативов, которые не столько производили реальную продукцию, сколько торговали дефицитными материалами и производственными фондами. Заинтересованности во внедрении новых технологий и повы­шении производительности труда так и не произошло.

 

Фермерское хозяйство получило весьма ограниченное развитие.

 

Земли фермерам выделяли руководители колхозов, не за­интересованные в успехах частных предпринимателей. Фер­меры получали худшие угодья, они подвергались поборам со стороны местной администрации, им не продавали технику и удобрения.

 

В декабре 1990 г. глава правительства СССР Н.И. Рыжков (р. в 1929) признал провал политики перестройки и подал в отставку. Было предложено несколько концепций вывода экономики из кри­зиса. В частности, экономисты С.С. Шаталин (1934—1997) и Г.Л. Явлинский (р. в 1952) выступили с программой 500 дней. Ее цель состо­яла в ускоренном переводе экономики на рыночные принципы функционирования. Однако был принят ее наиболее консерватив­ней вариант. Возглавивший кабинет B.C. Павлов (1937—2003) по­шел на проведение денежной реформы, сопровождавшейся значи­тельным повышением цен. Фактически это была попытка выйти из кризиса за счет доходов населения, поскольку незначительные ком­пенсации не могли остановить резкого падения уровня жизни населения, что вызвало рост забастовочного движения.

Серьезные противоречия проявились и в ходе осуществления политических реформ. В условиях жестко централизованной си­стемы организации власти перемены могли быть инициированы. Только сверху и проводиться с использованием командно-админи­стративных рычагов управления. Перестройка предполагала их по­степенный демонтаж, замену новыми институтами власти, функ­ционирующими уже на демократических принципах.

Однако старые механизмы управления утратили эффектив­ность раньше, чем сложились новые институты власти. Начавшиеся складываться благодаря гласности и демократизации структуры гражданского общества, новые общественно-политические силы движения воспринимали политику М.С. Горбачева с возрастаю­щим скептицизмом.

В 1990—1991 гг. КПСС продолжала считаться правящей парти­ей, но после того как партийный аппарат лишился хозяйственных функций (они были переданы государственным органам управле­ния, местным органам власти и руководителям предприятий), его влияние быстро падало. На свободных выборах I съезда народных депутатов России в 1990 г. и в местные органы власти многие пар­тийные руководители, особенно в Москве и Ленинграде, потерпели неудачу.

XXVIII съезд КПСС летом 1990 г. одобрил новую Программу партии. Ее целью было провозглашено строительство «демократи­ческого социализма». И все же эта платформа, означавшая сближе­ние с программными установками западноевропейской социал-де­мократии, не стала основой для сплочения КПСС. Наряду со сторонниками демократического обновления среди ее руководите­лей выделилось консервативное крыло, склонное признать поли ги­ку перестройки ошибочной с самого начала. Особенно сильным было его влияние в Коммунистической партии РСФСР, созданной в 1990 г.

Партийные функционеры привыкли к безграничной власти. Многочисленный слой партийно-государственной элиты был не удовлетворен воцарившимся в обществе идейным плюрализмом. Недовольство вызывало стремление М.С. Горбачева к нормализа­ции отношений со странами Запада за счет уступок в военно-политических вопросах, его готовность признать законность пе­ремен в Восточной Европе. Демократизм стиля управления М.С. Горбачева побуждал воспринимать его как слабого лидера.

В то же время часть членов и лидеров КПСС разделяли воззре­ния, популярные в среде интеллигенции и молодежи, о необходи­мости более динамичного развития перестроечных процессов. Их вдохновлял опыт стран Восточной Европы, где перемены шли на­много более быстрыми темпами. Политика М.С. Горбачева, направ­ленная на сохранение единства КПСС, в том числе и за счет усту­пок консервативному крылу партии, рассматривалась как ведущая к утрате темпов преобразований.

Многие радикально настроенные члены КПСС покидали ее ря­ды (за годы перестройки она потеряла более четверти своих чле­нов) и присоединялись к новым политическим движениям, начи­навшим играть заметную роль в жизни общества. В России их лидером стал Б.Н. Ельцин (р. в 1931).

 

В период кампании по обновлению кадров он занял один из ключевых постов — руководителя Московской парторганизации.

Поддержав идеи перестройки, гласности, демократизации, Б.Н. Ельцин начал осуществлять их в Москве. Борьба с корруп­цией, привилегиями партийно-государственной элиты, кадро­вые чистки в структурах власти на уровне районов обеспечили Ельцину популярность среди общественности, в среде демо­кратически настроенной интеллигенции, но не у консерватив­но настроенной партийной номенклатуры.

В 1987 г. Б.Н. Ельцин потребовал освободить его от занима­емых постов, обвинил руководство КПСС в фактическом сабо­таже перестройки. Ответом стала «проработка» Ельцина, пока­завшая, что партийная бюрократия ничуть не изменилась и по команде сверху готова организовать травлю неугодных.

 

При поддержке демократических сил Б.Н. Ельцину удалось с большим перевесом добиться избрания в Верховный Совет Рос­сийской Федерации. После упорной борьбы он стал его Председа­телем. В 1990 г. он заявил о своем выходе из рядов КПСС. На демо­кратических выборах 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин стал первым Президентом Российской Федерации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...