Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Углубление кризиса советского общества
Гласность и процессы демократизации должны были вскрыть накопившиеся недостатки системы командно-административного управления обществом и пробудить творческую, созидательную энергию масс. Особое значение придавалось хозяйственным реформам, внедрению элементов рыночных отношений в экономике. Однако экономическое положение СССР стало быстро ухудшаться. Уже с 1988 г. начало сокращаться аграрное производство, с 1990 г. — промышленное, возросла инфляция, спад производства ВНП составил около 10%. Падали реальные доходы населения, резко обострилась проблема дефицита товаров первой необходимости. В 1989 г. по стране прокатилась волна забастовок, наиболее решительно и организованно выступили шахтеры. Причины кризиса состояли в непоследовательности экономических реформ 1987—1988 гг., проводившихся сверху. Разрешенные проявления хозяйственной инициативы были ограничены и не обеспечили полной самостоятельности предприятий. Цены на продукцию госзаказа по-прежнему диктовались сверху. Руководители, избранные трудовыми коллективами и одновременно контролируемые сверху, не обладали реальной властью. Многие из них использовали свое служебное положение в целях личного обогащения.
Средства предприятий нередко переводились на счета создаваемых их руководителями кооперативов, которые не столько производили реальную продукцию, сколько торговали дефицитными материалами и производственными фондами. Заинтересованности во внедрении новых технологий и повышении производительности труда так и не произошло.
Фермерское хозяйство получило весьма ограниченное развитие.
Земли фермерам выделяли руководители колхозов, не заинтересованные в успехах частных предпринимателей. Фермеры получали худшие угодья, они подвергались поборам со стороны местной администрации, им не продавали технику и удобрения.
В декабре 1990 г. глава правительства СССР Н.И. Рыжков (р. в 1929) признал провал политики перестройки и подал в отставку. Было предложено несколько концепций вывода экономики из кризиса. В частности, экономисты С.С. Шаталин (1934—1997) и Г.Л. Явлинский (р. в 1952) выступили с программой 500 дней. Ее цель состояла в ускоренном переводе экономики на рыночные принципы функционирования. Однако был принят ее наиболее консервативней вариант. Возглавивший кабинет B.C. Павлов (1937—2003) пошел на проведение денежной реформы, сопровождавшейся значительным повышением цен. Фактически это была попытка выйти из кризиса за счет доходов населения, поскольку незначительные компенсации не могли остановить резкого падения уровня жизни населения, что вызвало рост забастовочного движения. Серьезные противоречия проявились и в ходе осуществления политических реформ. В условиях жестко централизованной системы организации власти перемены могли быть инициированы. Только сверху и проводиться с использованием командно-административных рычагов управления. Перестройка предполагала их постепенный демонтаж, замену новыми институтами власти, функционирующими уже на демократических принципах. Однако старые механизмы управления утратили эффективность раньше, чем сложились новые институты власти. Начавшиеся складываться благодаря гласности и демократизации структуры гражданского общества, новые общественно-политические силы движения воспринимали политику М.С. Горбачева с возрастающим скептицизмом. В 1990—1991 гг. КПСС продолжала считаться правящей партией, но после того как партийный аппарат лишился хозяйственных функций (они были переданы государственным органам управления, местным органам власти и руководителям предприятий), его влияние быстро падало. На свободных выборах I съезда народных депутатов России в 1990 г. и в местные органы власти многие партийные руководители, особенно в Москве и Ленинграде, потерпели неудачу. XXVIII съезд КПСС летом 1990 г. одобрил новую Программу партии. Ее целью было провозглашено строительство «демократического социализма». И все же эта платформа, означавшая сближение с программными установками западноевропейской социал-демократии, не стала основой для сплочения КПСС. Наряду со сторонниками демократического обновления среди ее руководителей выделилось консервативное крыло, склонное признать поли гику перестройки ошибочной с самого начала. Особенно сильным было его влияние в Коммунистической партии РСФСР, созданной в 1990 г. Партийные функционеры привыкли к безграничной власти. Многочисленный слой партийно-государственной элиты был не удовлетворен воцарившимся в обществе идейным плюрализмом. Недовольство вызывало стремление М.С. Горбачева к нормализации отношений со странами Запада за счет уступок в военно-политических вопросах, его готовность признать законность перемен в Восточной Европе. Демократизм стиля управления М.С. Горбачева побуждал воспринимать его как слабого лидера. В то же время часть членов и лидеров КПСС разделяли воззрения, популярные в среде интеллигенции и молодежи, о необходимости более динамичного развития перестроечных процессов. Их вдохновлял опыт стран Восточной Европы, где перемены шли намного более быстрыми темпами. Политика М.С. Горбачева, направленная на сохранение единства КПСС, в том числе и за счет уступок консервативному крылу партии, рассматривалась как ведущая к утрате темпов преобразований. Многие радикально настроенные члены КПСС покидали ее ряды (за годы перестройки она потеряла более четверти своих членов) и присоединялись к новым политическим движениям, начинавшим играть заметную роль в жизни общества. В России их лидером стал Б.Н. Ельцин (р. в 1931).
В период кампании по обновлению кадров он занял один из ключевых постов — руководителя Московской парторганизации. Поддержав идеи перестройки, гласности, демократизации, Б.Н. Ельцин начал осуществлять их в Москве. Борьба с коррупцией, привилегиями партийно-государственной элиты, кадровые чистки в структурах власти на уровне районов обеспечили Ельцину популярность среди общественности, в среде демократически настроенной интеллигенции, но не у консервативно настроенной партийной номенклатуры. В 1987 г. Б.Н. Ельцин потребовал освободить его от занимаемых постов, обвинил руководство КПСС в фактическом саботаже перестройки. Ответом стала «проработка» Ельцина, показавшая, что партийная бюрократия ничуть не изменилась и по команде сверху готова организовать травлю неугодных.
При поддержке демократических сил Б.Н. Ельцину удалось с большим перевесом добиться избрания в Верховный Совет Российской Федерации. После упорной борьбы он стал его Председателем. В 1990 г. он заявил о своем выходе из рядов КПСС. На демократических выборах 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин стал первым Президентом Российской Федерации.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 357. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |