Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Педагогическая мысль в России в начале ХХ века




НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ДО 30-Х ГГ.)

       В конце 1917 г. была организована Государственная комиссия по

просвещению, выполнявшая функции прежнего министерства

просвещения. Она занималась сломом имевшейся школьной системы и

созданием новой. В 1917—1918 гг. было обнародовано около 30

правительственных декретов, на основании которых:

упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспи-

тательных заведений, изменялась система школ;

школа отделялась от церкви, церковные школы упразднялись и за-

прещалось преподавание религии;

отменялись сословные, религиозные, национальные и другие огра-

ничения в получении образования и провозглашалось право всех

граждан на образование;

предоставлялось всем народам России право на создание национальной

школы с преподаванием на родном языке;

вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;

создавалась государственная система дошкольного образования

(впервые);

общее руководство школьным делом переходило в ведение Государ-

ственной комиссии по просвещению, она обязана была созывать

Всероссийские съезды по просвещению, непосредственное

руководство просвещением передавалось Народному комиссариату по

просвещению (Наркомпрос), а на местах — органам советской власти.

       Первым наркомом просвещения (1917—1929) стал Анатолий Васи-

льевич Луначарский (1875—1933). Объясняя необходимость перестройки

школы, он писал, что весь социалистический переворот теряет смысл,

если не будет социалистического перевоспитания человека, и что

создание новой школы представляет собой огромной важности задачу в

революционном строительстве («Декларация по дошкольному

воспитанию», 1920).

       В соответствии с новой целью, провозглашенной в 1919 г. Програм-

мой РКБ(б), была признана необходимость коренной перестройки прин-

ципов, содержания, методов обучения и воспитания: школа должна стать

«орудием коммунистического перерождения общества», «не только про-

водником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного,

организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупроле-

тарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания по-

коления, способного окончательно установить коммунизм».

       В 1918 г. на I Всероссийском съезде по народному просвещению

были приняты проекты документов, во многом определивших облик

новой школы: «Положение о единой трудовой школе» и «Основные

принципы единой трудовой школы». Эти документы вскоре были

утверждены Государственной комиссией по просвещению и определили

бесплатность школы, объявили о преемственности ступеней образования

и провозгласили трудовой принцип обязательным.

       Согласно этим документам вводились новые принципы организации

и новое содержание школьного обучения: допускалось широкое участие

органов местного самоуправления в школьном деле; предусматривалось

создание органов школьного самоуправления (школьных советов), в

которые включались педагоги, представители учащихся и населения;

вводились примерные (а не обязательные) учебные программы и гибкие,

в зависимости от местных условий, учебные планы; рекомендовалось

создание и использование разных учебников; отменялись отметки,

экзамены, а также обязательные домашние задания и все виды наказаний.

       Как учителям, так и учащимся необходимо было предоставить

возможность для творчества и широкого экспериментирования. Учитель

объявлялся «равноправным членом школьной артели». Формы и методы

обучения должны были строиться на активности и самостоятельности

школьников. Труд провозглашался основой школьного обучения.

       Большое внимание уделялось физическому и эстетическому

воспитанию, указывалось на огромную воспитательную роль детского

труда, объявлялось о необходимости политехнического образования.

Гуманное отношение к детям, уважение к ним должны были опреде-

лять стиль отношений педагогов и воспитанников.

       Провозглашалось, что единая школа — это не единообразная, она

руководствуется общими идеями, но общее рассматривается в контексте

местных особенностей края.

       В первые годы были организованы новые типы обучения и

воспитания:

1.Школы по ликвидации безграмотности (ликбезы) — с 1919 г. для

обучения родному языку всего безграмотного населения от 8 до 50 лет.

На время обучения рабочий день для трудящихся сокращался на 2 часа с

сохранением заработной платы. Создавались пункты ликбеза обычно при

школах, велись занятия и в крестьянских избах. Сотни тысяч учителей,

служащих, студентов, школьников обучали неграмотных.

2.Детские сады и ясли — государственные (до 1917 г. имелись так

называемые народные сады, которые существовали на общественные

средства и были платными).

3.Рабочие факультеты — рабфаки (с 1919 г.) в течение 4 лет давали

юношам и девушкам из рабочих и крестьянских семей среднее образова-

ние и готовили их для поступления в вузы.

4. Детские дома для беспризорных (число таких детей было

огромным).

       Имевшиеся ранее высшие учебные заведения стали государственными,

доступными и для женщин, обучение в них — бесплатным.

Количество вузов быстро росло, в 1922 г. их насчитывалось 244, а в

1939 г. — уже 760. Были созданы университеты и институты в Белорус-

сии, Армении, Киргизии, Узбекистане, в других республиках, в

некоторых из них до 1917 г. не было ни одного вуза. Однако

преподавательских кадров не хватало, поэтому отдельные учебные курсы

не читались вообще.

       Типы общеобразовательной школы

Школьная система (с 1922 г.) имела следующие звенья.

       Школа-девятилетка, состояла из двух концентров: единой трудовой

школы I ступени и единой трудовой школы II ступени. Школа I ступени

была организационно самостоятельной. Промежуточным типом массовой

общеобразовательной школы являлась семилетняя школа.

       На базе четырехлетней школы I ступени (начальной) в сельской

местности открывались школы крестьянской молодежи — ШКМ (1923—

1934) с агроиндустриальным уклоном, в которых ставилась задача

соединения общего образования (в объеме семилетки) с изучением

сельского хозяйства применительно к данной местности. В городах —

фабрично-заводская, семилетка — ФЗС (1925—1934) была призвана

давать общее и политехническое образование; создавались такие школы

при каком-либо предприятии. После ШКМ и ФЗС можно было

продолжить обучение в 8 классе девятилетней школы и в

профессиональных учебных заведениях.

       Школы фабрично-заводского ученичества — ФЗУ - открылись в

1920 г. при участии комсомола; они организовывались на базе начальной

школы. В течение 3—4 лет обучения ФЗУ подготавливали квалифициро-

ванных рабочих.

       Были созданы экспериментальные учебно-воспитательные

заведения, в которых теоретическим и опытным путем разрабатывались

вопросы содержания, организации, методики учебно-воспитательного

процесса в школе, детском саду и внешкольных учреждениях: опытные

станции по народному образованию (1919—1936), школы-коммуны (1918

— конец 30-х гг.) и др. Опытные станции имели в своем составе целый

комплекс заведений: детские сады, школы I и II ступеней, внешкольные

учреждения и т.п. Школы-коммуны обычно располагались в бывших

помещичьих усадьбах, имели интернат, часто включали детский сад; к

концу 20-х гг. их было уже около 400.

       Кроме общеобразовательных школ создавались профессиональные

школы (техникумы).

       Большие возможности развития открывались перед национальной

школой (в стране насчитывалось более 100 народностей и национальнос-

тей); 40 национальностей и этнических групп не имели даже своей пись-

менности; в 20-х гг. для них были созданы национальные алфавиты,

стали издаваться книги на родном языке учащихся. Преподавание на

родном языке осуществлялось в бесплатных государственных школах,

что привлекало учащихся и их родителей. К 1931 г. обучение велось на

70 языках. Национальные школы открывались не только в национальных

республиках, но и в крупных городах со смешанным населением

(существовали до середины 30-х гг.).

       Итак, школьная система 20-х гг. выглядела следующим образом:

девятилетняя школа с двумя ступенями;

семилетняя основная школа, первой ступенью которой являлась на-

чальная школа;

средние профессиональные учебные заведения;

вузы.

Все учебные заведения были взаимосвязаны преемственно.

 

       УЧЕБНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В первое время школы только перестраивались, поэтому в них часто

использовались и старые учебники, и прежние методы обучения. Но

коренные изменения в учебно-воспитательной работе наметились с

введением программ ГУСа идеи которых были заимствованы из

западноевропейской практики.

       Особенности программ ГУСа (ГУС — Государственный ученый

совет при Наркомпросе):

— комплексный, а не предметный метод составления;

— рекомендательный, а не обязательный характер;

— концентрический принцип.

       Программы призваны были устранить разрыв между учебными

предметами и связать обучение с жизнью.

       В основу программ было положено изучение трудовой деятельности

людей: природа изучалась как объект, к которому обращен труд

человека; при изучении общественных явлений уделялось внимание

отношениям между людьми в процессе трудовой деятельности и

экономике.

       Программы ГуСа были составлены в двух вариантах — для

городской и сельской школы.

       «Система знаний, а не система предметов» — таков был принцип

этих программ. Усвоение навыков речи, письма, чтения, счета следовало

слить с изучением реальных предметов. Правда, вскоре язык и математи-

ку все-таки выделили в отдельные предметы.

       Задачи школы первой ступени:

1.Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый,

активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и

фактам.

2.Научить ребенка искать ответы в книжке, в науке на возникающие

у него вопросы, убедить его в том, что он может узнать из книжки, до

чего

додумалось человечество в тех или иных вопросах.

3.Развить в детях привычку жить, учиться и работать коллективно

это определяет характер организации школьной жизни, детское самоуп-

равление, детскую взаимопомощь и пр.

       Перед школой ставилась задача передачи детям известной суммы

знаний и навыков, которые делают возможным дальнейшее

самообразование, приобщают их к культурной жизни человечества и в то

же время необходимы им в жизненном обиходе.

       Занятия по чтению призваны были развивать у детей интерес и лю-

бовь к книге, привычку читать много и быстро, читать самостоятельно,

что решает задачу общего развития учащихся.

       В разных районах школьные программы имели свои особенности.

Так, программы Главсоцвоса Украины были подчинены исключительно

интересам ребенка. В них рекомендовалось при воспитании и обучении

детей руководствоваться законами детского развития и индивидуальной

природой каждого ребенка.

       В целом нужно отметить, что новаторские идеи, спускаемые сверху,

хотя и содержали много здравых и актуальных положений, тем не менее

не всегда осознавались и поддерживались учителями. Поэтому на практи-

ке реализовывались программы с трудом.

 

       ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Одновременно с работой над новым содержанием шли поиски

новых методов и организационных форм обучения. В эти годы

наибольшее внимание уделялось активным методам обучения, когда

ученики приобретали новые знания не со слов учителя, а путем

самостоятельного их поиска и открытий. Для этого использовались

наблюдения и собрание фактов, эксперимент в лаборатории и

естественных условиях, трудовые навыки, на основе которых учащиеся

делали самостоятельные выводы и открытия.

       Нe только изучение жизни, но и участие в ее преобразовании

этим руководствовались при определении организационных форм и

подборе методов обучения. В программы ГУСа включалась общественно

полезная работа школьников, до 1931 г. она являлась важной

составляющей учебного процесса; при этом каждая школа находила для

себя удобные организационные формы и методы работы.

       Новые цели обучения и программы требовали новых методов,

которые не вписывались в рамки традиционной классно-урочной

системы обучения, поэтому нужны были иные формы организации

учебного процесса.

       Критическое и даже резко отрицательное отношение к классно-

урочной системе было характерно для многих педагогов 20-х гг. В ней их

не устраивали шаблонность занятий, равнение на среднего ученика и

трудность индивидуального обучения, пассивность учащихся. «Мы

должны дать ученикам умение работать самостоятельно и увлечь их

определенными занятиями», — так рассуждали педагоги. Классно-

урочная система приводит к тому, что учитель поучает, внушает, а

ученики пассивно усваивают чужие слова и знания. «Самостоятельному

исследованию и творчеству, работе и деятельности учеников при этой

системе почти нет места: она для этого не приспособлена», она отучает, а

не приучает работать.

       Вместо этой организации обучения предлагалась и вводилась

самостоятельная работа под контролем учителя и при его помощи, что

считалось активной и энергичной формой организации занятий.

Важное значение придавалось эмоциональной стороне обучения.

Так, С.Т. Шацкий призывал учителей обучать детей не только умению

работать, но умению «вкусно» работать, получать удовольствие от

хорошо организованного труда.

       Наиболее успешно решались новые задачи обучения в работе опыт-

ных станций. Ведущее место среди экспериментальных площадок зани-

мала первая опытная станция, которой руководил С.Т. Шацкий. В ней

отрабатывались и организационные формы обучения.

       Здесь использовалась кабинетная система занятий. Было создано 6

кабинетов: математики, физики, естествознания, санитарии и гигиены,

литературы и языка, обществоведения. На изучение программы

отводилось ежедневно 5 часов. Соотношение между коллективным

(вместе с учителем) и индивидуальным (или групповым) занятиями

дифференцировалось в зависимости от содержания изучаемого; так, при

изучении гуманитарного материала соотношение было 3:1,

математического и естественных циклов — 1:4. При такой системе

ученики приучались самостоятельно получать знания из книги, а учитель

мог проводить индивидуальную работу с отдельными учащимися. От

учителя требовалось и обучение детей рациональным способам учения.

Учитель заранее составлял план работы на день, в котором, кроме

темы, назывались виды самостоятельной деятельности, нужные книги,

оборудование и прочее, и в начале учебного дня знакомил учащихся с

этим планом. Подобные планы учителя составляли на неделю, на период

изучения темы, на декаду, знакомя с ними школьников. Таким образом,

расписание занятий заменялось рабочим планом, включавшим все виды

учебной деятельности и заранее известным учащимся.

Связь обучения с жизнью, действенность образования, глубокая

связь теории с практикой — эти принципы школьного образования

вызывали необходимость использования различных методов обучения.

       Наиболее предпочтительными из них считались:

— исследования (исследовательский метод): наблюдения по

определенной программе, опыты, практическая работа;

— самостоятельное изучение школьниками материала по

учебникам, по другим книгам, газетам;

— экскурсии;

— общетвеннополезная деятельность в соответствии с темами программы;

другие активные методы.

       Наиболее эффективным признавался исследовательский метод, ко-

торый хотя и не отвергал книгу, но ставил ее на 2-е место в соответствии

с тезисом: научись самостоятельно познавать мир, используя собст-

венные наблюдения и опыты, а затем обращайся к книге, но критически.

       В программах ГУСа указывалось, что в школах громадную роль

играет наглядность: наблюдения изучаемых предметов и явлений во

время экскурсий; рисунок, картина могут использоваться лишь тогда,

когда нет возможности увидеть предмет в действительности.

       Рекомендовалось активное изучение предмета путем его измерения, с

помощью опыта или преобразования его.

       Пытаясь преодолеть академизм прежних программ, обеспечить

связь обучения с жизнью, составители программ рекомендовали при

изучении естественного цикла знакомить учащихся с составом почвы, с

историей ее образования, восстановлением плодородия почв,

севооборотом, методами борьбы с засухой (5-й год), используя для этого

как книгу, так и наблюдения, опыт, практическую работу.

       Программы по «литературному чтению» горячо пропагандировали

принцип самодеятельности и активного творчества учащихся в процессе

изучения литературы. В них указывалось на необходимость шире практи-

ковать домашние сочинения.

       Ярким отражением линии на стимулирование творческой

активности учащихся было применение разнообразных форм и методов

творчества при изучении родного языка и литературы. Рекомендовались

такие задания: написать очерк, рассказ, легенду, сказку, воспоминания,

составить телеграмму, дать статью в газету. Ученикам предлагались

«фразы-стимулы», например: «непроницаемый туман... Вдруг...» Эти

несколько слов давали толчок фантазии. Педагоги предлагали учащимся

по отдельной фразе «восстановить» образ человека, его характер,

заставить его действовать. При этом широко поощрялось свободное

творчество: ученик сам решал, о чем и как писать.

       Стимулирование свободного творчества учащихся, развитие их

активности осуществлялось и учителями обществоведения, географии,

например при написании сочинений на темы: «Из истории научных

открытий и изобретений», «Повесть о жизни и гибели Гракхов»,

«Повесть о Колумбе». Такие методы учебной работы исключали

формализм и догматизм в обучении.

       В учебную работу включалась общественно полезная деятельность

школьников, она связывалась с изучением комплексов. Так, при изучении

темы «Быт деревни» (I ступень) ученики должны были провести учет не-

грамотного населения; помочь создать пункт ликбеза и выделить

наиболее грамотных учеников для работы в нем; организовать

санитарный и физкультурный кружки, красный уголок и т.п.

       При изучении понятий о рельефе местности и поверхности земли в

одной из школ Рязанской губернии ученики разработали проект «унич-

тожения местного оврага», при изучении темы о реках и озерах СССР

обследовали водоемы, производили наблюдения за половодьем,

составили проекты оздоровления местных водоемов.

       Овладевая математикой, школьники измеряли и обозначали все рас-

стояния в деревне, устанавливали дорожные знаки, километровые

столбы, производили съемки планов, деление покоса, разбивку земли при

введении многополья и др. Приобретая полезные, необходимые умения,

школьники выполняли общественно полезные дела.

       Сельские школьники участвовали в ремонте мостов и дорог,

проводили древонасаждения, очистку и уборку улиц, составляли бюджет,

принимали участие в составлении списков налогоплательщиков,

помогали крестьянам в измерении земельных площадей, оказывали

помощь беднейшим семьям, а также делали кормушки для скота и птиц,

закладывали опытные участки, организовывали вечерние

сельскохозяйственные курсы для взрослых. Все, что школьники узнавали

в школе, они тут же несли в жизнь.

       Общественно полезная направленность работы приучала детей

руководствоваться в жизни потребностями общества, выводила их из

стен школ, воспитывала интерес к окружающему.

       Формы учета, проверки знаний. Наркомпрос отметил 3 формы

учета: 1) нежелательную, 2) терпимую, 3) желательную. К 1-й

относились: экзамены, испытания (как в старое время); ко 2-й —

вопросы, обращенные к группе в целом, зачеты по отдельным частям

курсов на основании суммы впечатлений от общей работы учащихся;

письменные работы зачетного характера; к 3-й — дискуссии, рефераты,

доклады, ведение дневников, выставки по итогам проделанной работы,

разработка докладов на основе теоретического и практического

материалов, конференции, собрания учащихся с отчетными докладами.

       Центр тяжести переносился на детский коллектив, на «самоучет»

учащихся. Практика школ отличалась большим разнообразием форм

учета. В одной из школ, например, зачет по естествознанию происходил в

форме диспута в присутствии учеников всей школы и даже публики.

Темы: «Зарождение жизни на Земле», «Происхождение человека».

Ученики сами собирали материал и составляли доклады.

Учащиеся создавали подвижные модели по математике, диаграммы,

картограммы, простейшие приборы, коллекции, аппликации. Проводили

самостоятельные наблюдения за развитием родного языка и совместно

формулировали правила грамматики, организовывали инсценировки.

Формой проверки усвоенного служили рисунки и рассказы детей.

Рекомендовалось широко использовать игру, которая считалась формой

переработки воспринятого.

       Таким образом, использование разнообразных организационных

форм и методов обучения призвано было стимулировать активность уче-

ника, готовность его к участию в жизни и строительстве нового

общества.

       В конце 20-х гг. в советскую школу был перенесен американский

«метод проектов», согласно которому отменялись учебные планы и про-

граммы, они заменялись «проектами». (В американской школе — «Как

мистер Мозер разводит таких прекрасных кур», «Как мистер Чез стрижет

своих коз»; в советской — «Поможем ликвидировать неграмотность»,

«Поможем ликвидировать прорыв на фабрике».)

       Вокруг проектов группировался материал по различным учебным

предметам. Роль учителя при этом была минимальной, учащиеся

получали задание и должны были заниматься в лаборатории, затем

группа отчитывалась о проделанной работе. При таком утилитарном

подходе трудно было рассчитывать на теоретическую подготовку

учащихся, на их систематические занятия.

       В подготовке активных членов общества большое значение, кроме

обучения, придавалось детскому самоуправлению, внешкольной работе,

деятельности детских и юношеских организаций — пионерии (9— 14

лет) и комсомола (14—28 лет). На 1-м Всероссийском съезде союзов

рабочей и крестьянской молодежи 29 октября 1918 г. было принято ре-

шение о создании Всесоюзного ленинского коммунистического союза

молодежи (ВЛКСМ), а в 1922 г. была создана Всесоюзная пионерская

организация. Первые же пионерские отряды появились еще в 1918 г. Это

были массовые коммунистические организации. Основываясь на принци-

пе добровольности и являясь политическими, они создавались при пред-

приятиях, учреждениях.

       Пионерская организация имела свою красочную символику, свои ат-

рибуты, вырабатывала свои традиции. Общественно полезный труд, игра,

развлечения, политические мероприятия в 20-х гг. составляли со-

держание пионерской жизни. Активно приобщались учащиеся к жизни

школы, участвуя в школьном самоуправлении, включаясь в хозяйствен-

ную, учебную, культурную работу. Вне стен школы дети занимались об-

щественно полезной деятельностью, а также развитием своих творческих

способностей.

 

       Педагогические дискуссии 20-х гг. Вокруг вопроса о строительстве

новой школы шли острые дискуссии педагогов-теоретиков. На страницах

педагогических изданий велись споры вокруг главной проблемы 20-х гг.

— о взаимоотношениях школы и государства. Педагоги-марксисты Н.К.

Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, А.П. Пинкевич, В.М.

Познер и др. рассматривали школу как орудие «духовного освобождения

народа», связывая ее с политикой, проводимой государством, партией

большевиков. Другие педагоги, среди которых были П.Ф. Каптерев, В.И.

Чарнолуский, П.П. Блонский требовали отделения школы от государства

и создания «непартийной», «неполитической» школы. Эта проблема

порождала и другую проблему — связи обучения с жизнью. Против за-

мыкания школы в четырех стенах выступали руководители Наркомпроса:

«Все, что волнует мир, что сотрясает почву и озаряет небо» должно вли-

ваться в школу. Ученики должны вносить свой вклад в социалистические

преобразования общества.

       Много дискуссий шло об организации образовательных

учреждений: на Украине и в России, например, многие утверждали, что

детский дом должен вытеснить традиционную школу, считали, что

будущее за школой-коммуной, где будет «подлинное детское царство».

Бурно обсуждались в 20-е гг. вопросы политехнизма школы. За

монотехническую (т.е. профессиональную) школу боролись

руководители Главпрофобра Наркомпроса, но против этого выступали

сторонники политехнической школы. При этом широко

пропагандировались зарубежные идеи о трудовом воспитании Лая, Дьюи,

Кершенштейнера. В школьной практике идеи политехнизма часто

принимали вид убогого самообслуживания.

       В центре дискуссий оказались и программы ГуСа, и методы школь-

ного обучения, и вопросы соотношения теоретической и практической

деятельности учащихся. Острой была полемика по вопросу о роли взаи-

модействия биологического и социального, выявлении ведущего фактора

в становлении личности. Сторонниками биологического принципа в пе-

дагогике были П.П. Блонский, Е.А. Аркин. А.Б. Залкинд. С критикой в их

адрес активно выступал А.П. Пинкевич.

       В 20-е гг. в практику воспитания и обучения стала широко

внедряться педология, объявлявшая предрешенность судьбы ребенка

влиянием биологических (наследственности) и социальных (неизменной

среды) факторов. Главными инструментами изучения детей стали

многочисленные тесты, с помощью которых измеряли «умственный

возраст», «коэффициент умственной одаренности». При вынесении

окончательного заключения об особенностях ребенка совершенно

отрицалось влияние воспитания, образования и активности самого

ребенка. Результатом доведенных до абсурда тестовых исследований

детей в конце 20-х гг. стало признание большинства их неполноценными,

«морально дефективными», «умственно отсталыми» и создание для таких

детей специальных школ. Появились учебники педологии, этот предмет

ввели в педагогические учебные заведения, создалась армия педологов.

Педологи вели борьбу с педагогами, не признававшими это учение, в

частности, объектом их нападок был А.С. Макаренко.

       Таким образом, в 20-е гг. шли усиленные поиски нового типа

школьного обучения, направленного на воспитание социально активной

личности. Определился главный ориентир школы — связь обучения с

жизнью, развитие самостоятельности, активности и творчества учащихся

и учителей. При этом скоропалительно был отвергнут многовековой

опыт отечественного образования и шло заимствование идей из

зарубежной педагогики. Строительство новой школы вызывало большой

энтузиазм у педагогов-теоретиков, работников Наркомпроса и части

педагогов-практиков. Но дело тормозилось как из-за ожесточенных

дискуссий вокруг теоретических вопросов, в процессе которых

выявлялись взаимоисключающие рекомендации, так и из-за

неподготовленности учителя к воспитанию и реализации новых

программ и методов обучения. Много спорного содержалось в самих

документах и рекомендациях о новой школе. Все эти сложности понятны

— слишком радикально и поспешно пытались изменить школу. Но

несомненным и ценным приобретением этого времени было стремление

к достижению высокого уровня самостоятельности, активности и

творчества учащихся, чего не было в прежней школе и замедлилось в

советской школе позже.

       Итогами интенсивной работы государства, Наркомпроса, местных

органов и самих школ стало приобщение к грамоте сотен тысяч

безграмотных. Произошло расширение сети школ и увеличение (по

сравнению с 1914 г.) числа учащихся в них.

       Быстро развивались многотипные, приспособленные к данным усло-

виям национальные школы.

       В 1930 г. в СССР было введено всеобщее обязательное начальное

обучение.

       1920-е гг. — это время новаторской деятельности ярких педагогов,

среди которых заметное место занимали С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

       Отличительной чертой русской педагогики конца ХIХ – начала ХХ

в. были ее гуманистическая направленность и демократизм,

отрицательное отношение к сословности школы. Уважительное от-

ношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление

постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего

развития были общими для различных педагогических течений

рассматриваемого периода. Активно велась борьба против попыток

ранней профессионализации школы с учетом интересов, потребностей и

склонностей детей, их природных возможностей и дарований.

Понимание необходимости разработки индивидуального подхода к уча-

щимся было характерно для всех представителей прогрессивной

педагогики России.

       Развитие в начале XX в. наук о человеке позволило сформулировать

важное теоретическое положение о необходимости комплексного

изучения ребенка как сложной развивающейся системы.

       Успешная деятельность учителя предполагала широкую

образованность, глубокое знание своего предмета и методов его

преподавания, любовь и уважительное отношение к личности ребенка.

       В начале XX в. в отечественной педагогике был выдвинут ряд

педагогических концепций, ориентированных на поиски новых путей

образования и воспитания ребенка. Особенности и своеобразие каждой из

них отражали мировоззрение ее автора.

       Наиболее яркими представителями концепции свободного

воспитания были Константин Николаевич Вентцель ( 1857—1947) и

Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934). Они видели богатство

личности в ее неповторимости, а понятие «личность» ими нередко

употреблялось как синоним понятия «индивидуальность» и как нечто

целостное, как «реальный факт», по словам К.Н. Вентцеля.

       Из принципа самоценности личности вытекала направленность

воспитания на сохранение и развитие «я» ребенка, которое, по мнению

С.Т. Шацкого, особенно нуждается в поддержке, на выработку механизма

защиты «я» от разрушения, от возможности манипулирования детьми, их

чувствами, волей, сознанием. Ребенок объявлялся самоцелью, а не

средством к достижению какой-либо иной цели.

       К.Н. Вентцель и С.Т. Шацкий сформулировали ряд принципов,

иерархически зависимых друг от друга, одним из которых стал принцип

самоценности детства. Этот принцип исходил из огромной роли детства

в жизни человека, его своеобразия, развития по своим особым законам,

требующим специфического подхода к каждому из отдельных воз-

растных этапов.

       Разрабатывая принцип самоценности детства, авторы этой

концепции сосредоточивали свое внимание на необходимости исходить

из детского мироощущения в организации воспитательно-

образовательного процесса, из уважительного отношения к внутреннему

миру ребенка, так непохожему на мир взрослого, из создания для ребенка

атмосферы тепла, любви, защищенности.

       Весь учебно-воспитательный процесс, по мнению сторонников

свободного воспитания, должен был строиться только в соответствии с

закономерностями развития ребенка, в тесной взаимосвязи с

окружающей средой. Это соответствует и принципу

природосообразности, позволяя обеспечить развитие личности сообразно

с ее внутренней сущностью. Важнейшим природосообразным путем

воспитания признавалось включение ребенка в свободную творческую

деятельность: познавательную, художественно-творческую, игровую,

труд, общение. На основе этого принципа сторонники концепции

свободного воспитания разрабатывали и проблему индивидуального

подхода, подчеркивая, что каждый ребенок в образовании должен идти

своим путем и при усвоении учебного материала, и по темпу учения, что

позволит учесть особенность данной личности и нацелить учебно-

воспитательный процесс на максимальное ее самораскрытие и

самореализацию.

       Важнейшим условием реализации концепции свободного

воспитания рассматривалась свобода, понимавшаяся как запрет на

целенаправленные воздействия с целью сформировать личность по

заданному образцу. Поэтому основой учебно-воспитательного процесса

становилось создание условий для естественного развития природных

сил и дарований ребенка, признание факта, что в условиях отсутствия

ограничений наиболее полно раскрывается и проявляется его ин-

дивидуальность.

       Принцип свободы предполагал отличную от государственной

школы организацию всего учебно-воспитательного процесса, отказ от

всех внутришкольных факторов давления на ребенка: обучение без

отметок, экзаменов, создание атмосферы доброжелательности, вера в

силы ребенка и его возможности, опора на естественные мотивы в

обучении, отсутствие у детей страха перед физическим наказанием или

моральным унижением, предоставление ученикам свободы выбора вида

деятельности, учителя, метода учения и т.д. Сторонники свободного

воспитания заявляли о необходимости освобождения школы из-под

контроля государства, независимости от классовых, политических,

церковных интересов. Наиболее радикальной в этом плане была позиция

К.Н. Вентцеля.

       Важнейшей задачей воспитания должна была стать подготовка

личности к жизни в условиях внешней свободы, владению своей

внутренней свободой, направлению своих мыслей, чувств, воли на

творчество, созидание, готовность к сотрудничеству с другими людьми,

уважение их прав.

       Сторонников концепции свободного воспитания отличало

понимание важности социальной среды, в том числе различных

социальных институтов, в процессе становления и развития личности.

Они подчеркивали неоднозначность ее воздействия на юную личность: с

одной стороны, социальная среда несет в себе мощные факторы

становления личности, оказывает влияние на ее расцвет, с другой —

может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя,

но и ограничивая его. Это учитывали и К.Н. Вентцель и С.Т. Шацкий при

организации воспитательно-образовательного процесса в детских

учреждениях, предлагая свои пути использования в воспитании

положительных и нейтрализации отрицательных средовых воздействий.

Принцип учета социальной среды позволял им решать проблемы

социализации ребенка, предполагая необходимость помощи детям в их

адаптации к условиям конкретной социальной среды, в ее освоении, в

овладении ценностями, нормами, присущими данному обществу, и в то

же время в сохранении своей автономности, своей внутренней свободы,

своего «я».

       Сторонники свободного воспитания, рассматривая ребенка как

биосоциальное существо, сформулировали основные положения, учет

которых в образовательно-воспитательном процессе должен был

способствовать более эффективному развитию личности: требования

среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе

обучения и воспитания, однако сам учебно-воспитательный процесс

должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее

приспособление к конкретным узким социальным рамкам жизни, школа

может и должна участвовать в преобразовании среды (С.Т. Шацкий),

воспитание должно быть нацелено на формирование в личности качеств

социального творца (К.Н. Вентцель), в условиях негативного влияния

среды на свободное творческое развитие личности ребенка возможно

организовать воспитание и обучение в особо созданной среде для детской

жизни.

       Строя свою педагогическую деятельность на принципах концепции

свободного воспитания, К.Н. Вентцель и С.Т. Шацкий внесли в

педагогическую практику свои индивидуальные подходы, создав

уникальные воспитательные системы.

       К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал

воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке

лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в

воспитании воли, потому что ребенок должен научиться не только

сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.

       Особое внимание К.Н. Вентцель уделял производительному

творческому труду как средству развития воли, как условию, при

котором наибольший расцвет получают умственные, физические и

нравственные силы ребенка. К.Н. Вентцель понимал, что в условиях

современного ему общества концепция свободного воспитания может

быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому

он детально разработал план организации особого образовательно-

воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного

ребенка». Объединенные общими целями и делом, учащиеся,

воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии,

уважении и любви. Программа деятельности этого учреждения не может

быть представлена в готовом виде, она должна создаваться постепенно, в

процессе жизни и труда детей, с учетом их интересов и потребностей. В

основе жизни такого учреждения должен быть разнообразный

творческий производительный труд. Учеба как часть трудовой

деятельности не регламентируется, к ней дети обращаются только тогда,

когда у них появляется необходимость в знаниях или интерес к какому-

либо предмету. Педагогический процесс должен строиться на поисковых,

исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия,

при которых ребенок может самостоятельно добывать знания. По мысли

К.Н. Вентцеля, учитель должен сводить к минимуму дурное влияние

среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной

деятельности детей, подавать личный пример.

       С.Т. Шацкий начал свою активную педагогическую деятельность в

1905 г., когда вместе с А.У. Зеленко и Л.К. Шлегер организовал общество

«Сетлемент». Целью этого общества было распространение культурных

образцов, поиск новых путей социального воспитания детей.

       Далее С.Т. Шацкий организовал новое общество «Детский труд и

отдых», продолжением которого стала деятельность колонии «Бодрая

жизнь». Первый этап его деятельности характеризовался подходом к

ребенку как к высшей ценности, стремлением изолировать детей от

среды. Однако, понимание того, что изолировать ребенка от среды

невозможно, привело его к мысли о необходимости обеспечить активную

педагогизацию среды обитания ребенка. С.Т. Шацкий руководствовался

тем, что развитие человека во взаимодействии и под влиянием

окружающей среды представляет собой процесс его социализации,

саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

       Педагог должен стремиться понять ребенка в контнксте его окружения,

не вырывая его из среды, но постоянно повышая ее педагогический

потенциал. Идея детского труда проходит через всю теоретическую и

практическую деятельность С.Т. Шацкого. Осмысливая место труда в

детской жизни, он пришел к мысли, что на раннем этапе детства труд

должен быть связан с искусством и игрой. Но чем старше становится

ребенок, тем серьезнее он должен относиться к трудовой деятельности.

Труд, игра, искусство — эти три элемента детской жизни неотделимы

друг от друга и являются обязательным условием социализации и

развития личности ребенка.

       Рассматривая детское сообщество как воспитывающую силу, С.Т.

Шацкий видел в нем объединение свободных детей и разумных взрослых

с четким распределением обязанностей и равными правами. В этих

сообществах, подчеркивал С.Т. Шацкий, дети не только учатся, трудятся,

играют, но и познают себя, оценивают товарищей, реализуют свои спо-

собности. Нормальное функционирование сообщества возможно только

при соблюдении определенных условий, к которым он относил

самостоятельность детей при создании сообщества, организацию

разумной жизни, основой которой является труд, и жизнь сообщества как

дружной семьи, где педагоги выступают старшими товарищами.

       В конце XIX — начале XX в. стало достаточно отчетливо

осознаваться, что свое конструктивное развитие педагогическая теория и

практика могут получить только на фундаменте целостного и системного

знания о личности ребенка. Необходимость антропологического

обоснования педагогической науки в этот период начинает пониматься

как важнейшее условие ее развития. Одновременно обозначились

конкретные научные методы, дающие, по мысли их авторов,

объективные знания о личности: эксперимент, объективное наблюдение,

статистические методы и т.д.

       Особый интерес представляет исходная позиция В.М. Бехтерева,

А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, образовавших одно из влиятельных

направлений в педагогике рассматриваемого периода —

экспериментальное. Их представления о личности ребенка как

совокупности психических процессов, понимание ими процесса развития

ее как развернутого во времени действия биологических законов стали

обоснованием так называемого экспериментально-психологического

метода. Эксперименталисты считали исследования, направленные на изу-

чение психических процессов и функций, вполне достаточными для

обоснования педагогических положений, в частности дидактических, а

психологический эксперимент, во-первых, наиболее адекватным,

соответствующим природе изучаемых явлений, и, во-вторых, методом, в

условиях которого появляется возможность получения точных фактов,

поддающихся педагогической интерпретации.

       Первые экспериментальные работы были связаны с изучением

отдельных психических процессов, их свойств и особенностей (памяти,

внимания, восприятия, воображения и т.д.) и носили характер

индивидуальных лабораторных исследований. Вместе с тем проводимые

экспериментально-психологические исследования преследовали

педагогические цели, связанные с обоснованием дидактических

принципов содержания и методов обучения. Однако невозможность

педагогической интерпретации всех получаемых данных, осознание

чисто психологической направленности проводимых лабораторных ис-

следований привели к необходимости развития школьного

экспериментирования, изучению ребенка в привычных ему условиях

школы. При этом внимание ученых стало сосредоточиваться не столько

на собственно психических процессах, сколько на характере их

проявления в обучающей среде. Такой подход позволил приблизить

экспериментально-психологические исследования к педагогической

реальности. Достоинством этих работ были объективированность,

возможность получения количественных характеристик, фиксируемых и

сравниваемых между собой, определенная результативность при

решении узких дидактических задач, особенно связанных с

репродуктивной деятельностью учащихся.

       С целью педагогизации экспериментальных исследований ученые

начали поиск таких форм психологического эксперимента, в условиях

которого становилось возможным изучение личности учащегося не

психологом, а педагогом непосредственно в педагогическом процессе.

Однако, несмотря на наметившееся движение к педагогизации

экспериментального метода, он сохранял преимущественно

психологическую направленность.

       Поиску путей педагогизации новых методов исследования личности

ребенка способствовали дискуссии, развернувшиеся на страницах

периодической печати, съездах по педагогической психологии (1906,

1909), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), в организации

которых принимали участие такие видные ученые, как В.М. Бехтерев,

Л.П. Нечаев, П.Ф. Каптерев и др. Дискуссии способствовали осознанию

необходимости собственно педагогических способов исследования

личности ребенка.

       Значительный вклад в разработку новых психолого-педагогических

методов исследования ребенка внесли труды Владимира Михайловича

Бехтерева (1857—1927). Раскрывая взаимосвязь среды,

наследственности, воспитания, решающую роль в формировании

личности он отводил общественной среде и воспитанию с обязательным

учетом наследственности, которая, по его мнению, создает предпосылки

развития личности. Такой подход позволил В.М. Бехтереву рассматри-

вать личность как взаимосвязь внутренних мотивов и активного

отношения к окружающей действительности на основе индивидуальной

переработки внешних воздействий. Это дало возможность ученому

выдвинуть положение о воспитании как решающем факторе

формирования личности. В процессе правильно организованного

воспитания гармонически развиваются физические и духовные силы

ребенка, формируются твердые убеждения, стойкий характер, воля и

другие качества личности, совершенствуется эмоционально-чувственная

сфера.

       Как и многие другие ученые и педагоги, В.М. Бехтерев выступал за

введение в учебный план общеобразовательной школы трудового

обучения, полагая, что только социально-трудовое воспитание позволит

преодолеть противоречия между требованиями к человеку общества и его

индивидуальными интересами и потребностями.

       В формировании личности, по В.М. Бехтереву, играют важную роль

все аспекты воспитания, каждый из них способствует развитию

определенных качеств и черт ребенка. В его трудах четко прослеживается

мысль о необходимости взаимосвязи социально-трудового, умственного,

нравственного, эстетического и физического воспитания. Одним из

первых В.М. Бехтерев поставил вопрос о половом воспитании, под

которым понимал всю сумму медико-педагогических воздействий, обес-

печивающих здоровое половое поведение подростка. Во взаимосвязи

семейного и общественного воспитания В.М. Бехтерев видел огромные

резервы для всестороннего развития личности и ее социализации.

       В.М. Бехтерев был одним из первых педагогов, разрабатывавших

проблемы воспитания детей младшего возраста. Рассматривая

жизненный опыт ребенка, его практическую деятельность в качестве

основы сенсорного и умственного развития, В.М. Бехтерев особое

внимание уделял развитию анализаторов, умению наблюдать, выявлять

специфические особенности предметов, линий, красок и звуков, овладе-

нию различными формами движения. Наиболее доступной

деятельностью для ребенка раннего возраста является игра, в процессе

которой активно происходит умственное и физическое развитие детей,

формируется их активность и самодеятельность. Умственное развитие в

раннем детском возрасте зависит от общения со взрослыми, от их умения

правильно подбирать сказки, детские стихи, рассказывать детям, учить

их запоминать и пересказывать прослушанное. В общении со взрослыми

ребенок начинает усваивать, что такое добро, человечность, правдивость,

искренность.

       Важную роль в развитии органов чувств детей играет эстетическое

воспитание. В связи с этим необходимо ознакомление ребенка не только

с доступными его пониманию видами искусства, но и с эстетикой быта,

одежды и особенно природы. Накопление эстетических впечатлений

будет способствовать развитию в ребенке потребности в самостоя-

тельном творческом выражении в рисовании, музыке и т.д.

       Воспитание разносторонне развитой личности требовало

совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы.

Важнейшими из них В.М. Бехтерев считал внушение, пример,

поощрение, убеждение и в редких случаях наказание, раскрывая при этом

психофизиологическую природу воздействия отдельных методов.

В.М. Бехтерев известен не только как теоретик, но и как организатор

научных исследований в области наук о человеке и ребенке. В 1907 г. им

был создан на частные пожертвования Психоневрологический институт,

в котором проводились комплексные работы по изучению нервной

системы, мозга и психической деятельности. В том же году при Психо-

неврологическом институте было создано первое в мире специальное

подразделение, в котором проводились комплексные исследования

процесса развития детей с момента их рождения и на протяжении всего

раннего детства.

       В конце XIX — начале XX в. в развитии педагогической теории

прослеживаются две тенденции. Одна из них связана с дифференциацией

педагогического знания, с выделением в самостоятельные отрасли теории

образования, теории воспитания, дошкольной педагогики,

профессионально-технической и др. Другая направлена на осмысление

накопленных теоретических знаний и приведение в систему

взаимосвязанных идей, положений, принципов, взглядов. Большой вклад

в развитие педагогики как науки внесли такие широко известные

педагоги, как П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Н.Х. Вессель и др. Петр

Федорович Каптерев (1849—1922) — теоретик воспитания и обучения

мирового уровня, крупнейший российский педагог, историк образования

и отечественной педагогической мысли. Он преподавал философско-

педагогические дисциплины параллельно в Санкт-Петербургской

духовной семинарии и Александровском лицее.

       Заслуга его в развитии педагогической мысли состоит прежде всего

в том, что он в полном виде, целостно охватил педагогическое знание,

включая физиологический, психологический, философский,

исторический и собственно педагогический аспекты. П.Ф. Каптерев ввел

новое емкое понятие — «педагогический процесс», что позволило более

глубоко разрабатывать педагогические проблемы. Под педагогическим

процессом он понимал единство биологического (природного,

генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе

развития ребенка, что, по сути дела, явилось продолжением

антропологического направления в русской педагогике, начало которому

было положено еще К.Д. Ушинским.

       П.Ф. Каптерев создал стройную педагогическую теорию, которую

изложил в таких фундаментальных работах, как «Основные начала

семейного воспитания» (1898), «Педагогический процесс» (1905), «Об

общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908),

«История русской педагогии» (1915), «Педагогическая психология»

(1914), «Дидактические очерки» (1915) и др. Всего им было опублико-

вано около 40 монографий и более 500 статей. Многие из них были

написаны и опубликованы еще в последней четверти XIX в. Можно

утверждать, что ни до П.Ф. Каптерева, ни после него никто не осмыслил

так целостно все аспекты педагогической науки.

       П.Ф. Каптереву принадлежит большая роль в разработке проблем

трудового воспитания и обучения в средней школе. Он категорически

выступал против какой бы то ни было профессионализации

общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая

книжность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе

еще вреднее». Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способ-

ствовать развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся.

Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть

своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой,

которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но

совершенно бесполезна в юношеском возрасте.

       Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как

один из элементов общего образования совершенно необходим в школе

потому, что он развивает физические силы человека, позволяет

выработать точность действий, правильно использовать различные

материалы, учит преодолению трудностей. Однако полную

воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда,

когда он будет находиться «в тесной связи с содержанием теоретических

работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся.

Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками тру-

да, но, развивая мышление, она будет вырабатывать у них и осознанное

отношение к труду.

       Широкое признание П.Ф. Каптерев получил как теоретик семейного

воспитания. Это произошло еще в конце прошлого века, когда западный

мир признал высокий уровень постановки и разработки проблем

семейного воспитания в педагогике России, чему способствовала

Всемирная выставка в г. Чикаго в 1898 г., где были представлены

экспонаты возглавляемого П.Ф. Каптеревым Родительского кружка при

Педагогическом Музее военно-учебных заведений Петербурга, в работе

которого принимали участие такие педагоги, как А.Н. Острогорский,

А.Я. Герд, К.Н. Вентцель и др.

       С 1898 г. П.Ф. Каптерев вместе с передовыми отечественными

педагогами начал издание «Педагогической энциклопедии семейного

воспитания и обучения». Он был не только редактором этого

грандиозного предприятия, но и автором около 60 наиболее

значительных в теоретическом плане статей.

       Интерес к проблемам семейного воспитания в России начала XX в.

был вполне понятным. Развитие новых общественных отношений

разрушало традиции домашнесемейного воспитания, и возникла

настоятельная потребность ориентировать родителей на новые подходы к

воспитанию детей в семье. Эта задача и была в центре внимания П.Ф.

Каптерева, когда он готовил Первый съезд по семейному воспитанию в

России в 1913 г.

       П.Ф. Каптерев был убежденным поборником всестороннего

развития личности ребенка, идеи единства семейного, школьного и

общественного воспитания, построенного на гуманистических началах,

он продолжил развитие психолого-педагогической теории учета

возрастных и индивидуальных особенностей детей. П.Ф. Каптерев

справедливо отмечал, что среди педагогов господствует «искусственное»

понимание сути учета индивидуальных особенностей: они не развивают

то, что есть, что должно быть в данном возрасте у конкретного ребенка, а

сразу же ставят цель подготовить ребенка к тому, что должно развиться

лишь во взрослом возрасте. В действительности же воспитание должно

быть чуждо всякой искусственности и цели свои должно формулировать

исходя из возможностей развивающегося организма.

       П.Ф. Каптереву принадлежат большие заслуги в развитии

отечественной дидактики. Он разрабатывал теорию обучения детей в

семье, теорию наглядного обучения, пути интенсификации процесса

обучения, проблемы вариативности школ и дифференциации учебных

курсов, поддерживал идею исследовательского подхода в обучении,

способствующего развитию у учащихся самостоятельного мышления, и

т.д. Даже краткий перечень рассматривавшихся П.Ф. Каптеревым про-

блем показывает, что им были заложены научные основы новой,

гуманистической теории обучения.

       Значительный вклад в развитие педагогической теории внес

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853—1924), известный деятель

народного образования, педагог и методист, обогативший различные

отрасли педагогической науки, особенно методики начального обучения

и воспитания.

       Уделяя большое внимание данным смежных наук, изучающих

ребенка, В.П. Вахтеров подчеркивал, что особенность педагогики

заключается в том, что она не только рассматривает ребенка в качестве

объекта исследования, но и решает задачу его воспитания. Он полагал,

что педагог, пользуясь своими наблюдениями, может присоединить к

ним результаты работ психологов, антропологов, биологов и других

ученых, чтобы воспитание ребенка тесно увязать с законами его

развития, а методы и материал обучения привести в соответствие с

возрастными особенностями воспитанника Особое значение В.П.

Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, которая является

важнейшей для педагогики. В книге «Основы новой педагогики» (1913)

В.П. Вахтеров изложил свое понимание идеи развития, сформулировал

подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая по-

лучила название «эволюционной педагогики», представил обучение и

воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его

мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и

воспитания с учетом достижений всех смежных наук о человеке.

Понимая идею развития в широком смысле слова как развитие

индивидуума, как биологическое развитие рода и как исторический

процесс, В.П. Вахтеров полагал, что «эволюционная педагогика»,

опираясь на философское понимание эволюционного развития всего

живого в направлении от низших и простейших форм к высшим и

сложнейшим, позволит активно содействовать превращению низших

качеств и побуждений, сохраняющихся в генетической памяти ребенка от

отдаленных предков, в высшие.

       Много внимания В.П. Вахтеров уделял изучению возрастных и

индивидуальных особенностей детей, проявляющихся в процессе

развития их технических способностей, речи, интересов,

любознательности с использованием различных методов —

анкетирования, статистических методов, сравнительно-

сопоставительного анализа при учете результатов, полученных другими

исследователями. Все это позволило ему наметить типологию учащихся

по преобладающим склонностям, а также показать изменения

склонностей под влиянием обучения и воспитания.

       В.П. Вахтеров много сил и энергии отдавал пропаганде идей

всеобщего начального образования, выступал за демократизацию

системы народного образования, за расширение содержания начального

обучения и совершенствование его методов.

       В.П. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы,

особенно как методист по русскому языку. Разрабатывая методику

начального обучения, создавая учебники и учебные пособия, он опирался

на особенности познавательной деятельности учащихся различного

возраста, подчеркивая, что у детей могут преобладать различные виды

памяти - слуховая, зрительная, графическая, - поэтому необходимо

использовать такие методы, которые опираются на все виды памяти, что

должно способствовать лучшему усвоению учебного материала всеми

учащимися.

       В книге «Предметный метод обучения» (1907) В.П. Вахтеров

доказывал, что для лучшего понимания учащимися учебного материала

необходимо, чтобы были задействованы все их органы чувств, а не

только зрение и слух. Он предлагал отказаться от термина «наглядное

обучение» и заменить его другим — «предметное обучение», который

предполагает использование в учебном процессе всех чувств детей. Дети,

писал он, при знакомстве с предметом не ограничиваются только одним

зрением, они обследуют его со всех сторон: им необходимо ощупать

предмет, постучать по нему, чтобы узнать, как звучит, надо поднять,

чтобы узнать вес, бросить его, чтобы посмотреть, разобьется он или нет,

узнать вкус, запах и т.д. Предметный метод, по мнению В.П. Вахтерова,

включает деятельное начало, поддерживает и возбуждает в ребенке

стремление к исследованию и творчеству, развивает внешние чувства,

способствует умственному развитию ученика.

       Много внимания В.П. Вахтеров уделял разработке проблем

соотношения общего и профессионального образования. После-

довательно борясь за общеобразовательный характер школы, он в то же

время считал необходимым введение в школе уроков труда,

ознакомление учащихся с трудовыми навыками и процессами. Школа

призвана не только всесторонне развивать учащихся, но и готовить их к

189

выбору в будущем специальности, выявляя способности, склонности,










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...