Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Школа и педагогическая мысль в России в XIX веке




       В начале XIX в. были продолжены начавшиеся ранее

просветительские реформы. В 1802 г. было образовано Министерство

народного просвещения, в 1803 г. опубликованы «Предварительные

правила народного просвещения», в 1804 г. — «Устав учебных

заведений, подведомственных университетам» — эти документы и

определяли структуру системы образования в I четверти XIX в. В основу

системы были положены три принципа: бесплатность, бессословность

(кроме крепостных крестьян), приемственность учебных заведений.

       Основными ее звеньями стали приходские и уездные училища,

гимназии, университеты. Вся Россия была поделена на 6 учебных

округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский,

Виленский, Дерптский (ныне г. Тарту) — с университетом во главе

каждого из них. Обязанности университетов значительно расширились:

помимо выполнения традиционных учебно-научных функций, они

должны были руководить деятельностью гимназий своего округа, а

профессора и преподаватели университетов — осуществлять

методический и инспекторский контроль. Все звенья народного

образования находились в вертикальной зависимости, перед ними в

качестве одной из задач ставилась подготовка учащихся к переходу на

следующую ступень обучения.

       В приходских училищах обучение было рассчитано на 1 год.

Содержание занятий здесь составляли Закон Божий, чтение, письмо,

арифметика, чтение и объяснение книги «Краткое наставление в

сельском домоводстве». В уездных училищах срок обучения составлял 2

года. Предписывалось создание по одному училищу в уездных и

губернских городах. Задача их состояла в образовании детей

непривилегированных слоев населения, а также подготовке к

поступлению в гимназию. В содержание обучения входили российская

грамматика, в национальных регионах — и грамматика родного языка,

всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика,

геометрия, физика, естествознание, начальные правила технологии, т.е.

ознакомление с промышленным производством применительно к

местным условиям, рисование — всего 15 учебных предметов.

       В гимназии обучение продолжалось 4 года, принимались в нее лишь

дети дворян и чиновников. Целью гимназии была подготовка к

поступлению в университет.. В учебный план входили латинский,

немецкий и французский язык, география, история, статистика, логика,

нравоучение, курс изящных наук — русская словесность, теория поэзии,

эстетика, математический цикл — алгебра, геометрия, тригонометрия,

естественно-исторический цикл — минералогия, ботаника, зоология, ос-

новы коммерции, технология, рисование. Особенностью содержания

обучения в гимназиях того времени было отсутствие в учебном плане

Закона Божия и русского языка. Гимназии были, как правило, оснащены

дидактическими пособиями, учебниками, в процессе обучения широко

использовались наглядные пособия. Финансирование гимназий

осуществлялось за счет государства.

       В начале XIX в. в России начали получать распространение идеи

европейского Просвещения. Под их влиянием во многих дворянских

усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей. Так, в 1805 г.

в подмосковном имении князя В.В. Измайлова была открыта школа для

крестьянских детей, где сам князь пытался реализовать в практической

педагогической деятельности идеи Ж.-Ж. Руссо. Широкую известность

приобрела школа для крестьянских детей в усадьбе князя А.А.

Ширинского-Шихматова в Смоленской губернии, где сам князь более 30

лет, с 1818 по 1849 г., обучал крестьянских детей и их родителей.

Школы открывались в усадьбах многих представителей дворянской

элиты: известны были школы в усадьбах князя С.Г. Волконского, графа

М.Н. Муравьева, причем в отдельных случаях практиковалось

совместное обучение барских и крестьянских детей.

       Осознание необходимости иметь в обществе элиту, соответ-

ствующую целям и задачам российской политики того времени, привело

Александра I к идее создания специального учебно-воспитательного

учреждения для детей высшего дворянства. Лицей в Царском Селе был

первым в России. Позднее открылись и другие лицеи –

привилегированные мужские или высшие учебные заведения. Но лишь

Царскосельский лицей 1811—1844 гг. составил яркую страницу в

истории русской культуры. В Лицей принимались «отличнейшие

воспитанники дворянского происхождения» в возрасте от 10 до 12 лет, по

20—50 человек ежегодно. В число требований к поступающим входили:

«отличнейшая нравственность», «совершенное здоровье», «определенные

познания». Особо было оговорено, что принимаются наиболее

талантливые. Общий срок обучения составлял шесть лет. Лицей

находился под покровительством самого императора и подчинялся

непосредственно министру народного просвещения. В своих правах

лицей был приравнен к университетам. По окончании его воспитанники

получали право поступать на гражданскую и на военную службу.

Обучение делилось на два курса, по три года каждый - начальный и

окончательный. Содержание начального курса составляли: изучение

русского, латинского, французского и немецкого языков; Закон Божий,

философия, логика; математические и физические науки: арифметика,

начала алгебры, тригонометрии, физики; история российская и всеобщая,

география, хронология; риторика, чистописание, рисование, фехтование,

верховая езда, плавание.

       Содержание окончательного курса обучения составляли два цикла

предметов — «изящные искусства» и «гимнастические упражнения», а

также курсы физических, математических, исторических наук,

словесность. Каждые полгода проводилась проверка знаний лицеистов по

всем изучаемым предметам, а по окончании учебного года — экзамен с

целью перевода из одного класса в другой. Все экзамены и решение о

переводе из одного класса в другой принимала конференция профессоров

Лицея.

       Для размещения Лицея был отведен четырехэтажный флигель

Царскосельского императорского дворца. В июне 1811г. после

вступительных экзаменов были зачислены 30 человек, в том числе А.С.

Пушкин, А.А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер. Постановлением от июля

1812г. было предусмотрено открытие при Лицее Благородного пансиона.

В конце 1843 г. Царскосельский лицей был переименован в

Александровский, который в 1844 г. был переведен в Санкт-Петербург.

За 32 года существования Лицея его окончили 286 человек,.

       В связи с назначением на пост министра просвещения в г. обер-

прокурора Священного синода князя Александра Николаевича Голицына

(1773—1844). В 1817 г. Министерство просвещения было преобразовано

в Министерство духовных дел и народного просвещения.

Предписывалось изъять из учебников все, «...что может внушить

нежелание исполнять обязанности перед семьей и государством, все, что

противоречит христианскому учению». В 1819 г. были изменены учебные

планы училищ и гимназий, введено чтение Священного писания, изъяты

из гимназических курсов элементы философских знаний, статистика,

естественное право, эстетика. Особой опале подверглись университеты.

Первый удар был нанесен Казанскому университету. Вслед за Казанским

опале подвергся и Петербургский университет. Однако в передовой

дворянской среде сохранялось увлечение западноевропейской наукой и

культурой. Политические события начала XIX в. вызвали живой интерес

к французской и немецкой философии.

       После восшествия на престол Николая I (1825—1855) внимание

государства к вопросам воспитания усилилось. В манифесте о

завершении дела декабристов 13 июля 1826 г. Николай I высказал мысль,

что главной причиной восстания были недостатки воспитания.

       В 1826 г. царским указом был создан Комитет по устройству

учебных заведений, который подготовил новый «Устав гимназий и

училищ, состоящих в ведении университетов», опубликованный в 1828 г.

Особенность нового устройства системы образования состояла в том, что

каждая ступень образования не имела в виду его преемственности.

Согласно новому «Уставу» приходские училища должны были обучать

мальчиков и девочек самых низших сословий. Содержание обучения в

них составляли чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных училищах

обучали детей купцов, ремесленников, мещан и прочих горожан, не

принадлежащих к дворянскому сословию. Срок обучения в них был

рассчитан на 3 года. В их учебный план входили Закон Божий, священная

история, русский язык, арифметика, геометрия до стереометрии и без

доказательств, география, сокращенный курс всеобщей и русской

истории, чистописание, черчение, рисование.

       В соответствии с новым «Уставом» гимназии становились

образовательными учреждениями для детей дворян и высшего

чиновничества, готовившими для поступления в университет. По

содержанию обучения гимназии стали сугубо гуманитарными, основу

содержания обучения составляли русская словесность, логика,

латинский, немецкий, французский, греческий язык, математика,

география, история, статистика.

       С начала 60-х гг. XIX в. началась подготовка новой школьной

реформы, одним из первых документов которой стало «Положение о

женских училищах ведомства министерства народного просвещения»,

утвержденное в 1860 г. Согласно этому документу устанавливалось два

типа женских училищ: училища первого разряда, со сроком обучения 6

лет, и второго разряда, со сроком обучения 3 года. В училищах первого

разряда обучали Закону Божьему, русскому языку и словесности,

арифметике и началам геометрии, географии, всеобщей и русской

истории, естествознанию, физике и рукоделию. В училищах второго

разряда содержание обучения ограничивалось Законом Божьим, русским

языком, географией, русской историей, арифметикой и рукоделием.

Дополнительно к обязательным предметам в училищах первого разряда

предусмотрено было, по желанию учащихся, изучение французского и

немецкого языка, рисования, музыки, пения, танцев. Женские училища

были внесословными учебными заведениями, дававшими среднее об-

разование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению

образования.

       Важным документом реформы стал новый университетский устав,

утвержденный 18 июня 1868 г. Согласно этому документу университеты

получали некоторую самостоятельность: ученые советы университетов

приобретали право самостоятельно выбирать ректора и проректоров

сроком на 4 года, избирать по конкурсу профессоров, создавать на фа-

культетах советы и выбирать деканов.

       В 1864 г. была проведена реформа системы начального и среднего

образования, вышло «Положение о начальных народных училищах», цель

которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и

нравственных понятий и распространении первоначальных полезных

знаний. Срок обучения в училищах не был ограничен, как не был ограни-

чен и возраст обучающихся.

       Содержание обучения было крайне скудным — Закон Божий,

чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Особо подчеркивалось,

что обучение ведется на русском языке. Начальные народные училища

были внесословными учебными заведениями, в них допускалось

совместное обучение мальчиков и девочек, а обучение было бесплатным.

Все светские начальные народные училища передавались в ведение

Министерства народного просвещения, духовные — в ведение

Святейшего синода, высшего органа по делам русской православной

церкви.

       19 ноября 1864 г. был утвержден новый «Устав гимназий и

прогимназий», согласно которому устанавливались два типа гимназий:

классическая и реальная и соответственно им — прогимназии.

Прогимназии по своему содержанию обучения соответствовали первым

четырем классам гимназий. В их учебный план входили арифметика,

Закон Божий, грамматика русского, латинского и греческого языка,

природоведение, часто в форме бесед на уроках русского языка.

Прогимназии открывались чаще всего в маленьких городах и давали

возможность подготовиться к поступлению в старшие классы гимназии.

Особенностью классических гимназий было то, что около 40% всего

учебного времени отводилось на изучение древних языков — латинского

и греческого. В них, кроме того, преподавались русский язык, русская

литература, отечественная, всемирная и священная история,

отечественная и всеобщая география, естествознание, математика,

физика, космография, черчение и один современный иностранный язык

— французский или немецкий. Окончившие классическую гимназию

получали право поступления в университет.

Содержание обучения в реальных гимназиях отличалось от

классических гимназий в первую очередь отсутствием в учебных планах

древних языков, что соответствовало цели этих учебных заведений -

подготовке к поступлению в высшие технические и

сельскохозяйственные учебные заведения. В реальных гимназиях

значительно больше времени, чем в классических гимназиях отводилось

на изучение предметов естественного цикла, математики, физики и

космографии. Обязательным было изучение двух новых языков —

французского и немецкого.

       В соответствии с новым «Уставом» оба типа гимназий объявлялись

внесословными учебными заведениями при раздельном обучении

мальчиков и девочек. Новым в практике работы гимназий было

требование создания учебных библиотек, причем — как для учителей,

так и для учеников, — специально оснащенных кабинетов по

естествознанию, географии, физике, математике, рисованию. Курс

обучения в том и другом типе гимназий был рассчитан на семь лет.

Новыми образовательными учреждениями, появившимися

вследствие создания форм местного самоуправления после отмены

крепостного права — земств, стали земские школы, значение которых

усилилось к концу XIX в. В соответствии с «Положением о земских

учреждениях» от 1 января 1864 г. в ведение уездных и губернских земств

переходили учреждения, тесно связанные с хозяйствованием, в том числе

и учебные заведения. Земства должны были материально поддерживать

начальные школы. Учебно-воспитательная работа в них находилась в

ведении училищных советов.

       В 1870 г. было издано «Положение о женских гимназиях», согласно

которому все женские гимназии стали подразделяться на гимназии

ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и гимназии

Министерства народного просвещения. Учреждались четырехклассные

женские прогимназии, обучение в которых соответствовало младшим

классам гимназий. Программа обучения для обоих типов гимназий

практически ничем не различалась. Новым было создание в женских гим-

назиях дополнительного, восьмого педагогического класса.

       В 1871 г. был издан новый «Устав гимназий и прогимназий», в

соответствии с которым название «гимназия» сохранялось лишь за

классическими гимназиями, реальные гимназии ликвидировались.

Содержание обучения в классических гимназиях осталось

традиционным. «Устав» был дополнен в 1872 г. «Уставом реальных

училищ», которые стали новым типом учебного заведения, дававшего

общее и специальное образование.

       В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому

преобразовывались уездные училища, на их базе создавались

двухклассные начальные училища и городские училища. Самым

распространенным типом начальной школы оставались церковно-

приходские училища.

       Позиция министра народного просвещения и предложенная им

новая идеология образования побудили русскую философско-

педагогическую мысль к поиску иных путей развития просвещения в

России. Поиск «самобытного» просвещения и общечеловеческих основ

воспитания разделил русскую интеллигенцию 40-х гг. XIX столетия,

условно говоря, на два лагеря — славянофилов и западников.

Первые славянофилы, такие как философ и публицист Иван

Васильевич Киреевский (1806—1856), философ и поэт Алексей

Степанович Хомяков (1804—1860), литературный критик, поэт и историк

Степан Петрович Шевырев (1806—1864), и ряд других представителей

российской интеллигенции выдвинули и активно отстаивали идею

воспитания «цельного человека», сочетающего в своей образованности

как народно-православные черты характера, так и то, что присуще

человеку вообще, ставили своей задачей согласование развития

собственно российского образования с мировыми достижениями в

области просвещения. Славянофилы способствовали пробуждению

интереса к русской православной традиции воспитания, обратив

внимание на его самобытность. Эти мысли в дальнейшем были развиты

Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, В.Л. Стоюниным и другими

педагогами второй половины XIX в.

       Мыслители, которых принято обычно называть западниками, в

отличие от славянофилов являлись позитивистами. Среди них были, в

частности, Александр Иванович Герцен (1812—1870), Николай

Владимирович Станкевич (1813—1840), Виссарион Григорьевич

Белинский и др., выступавшие за развитие русской педагогической науки

и образования по моделям, исторически отработанным в Западной

Европе. Они критиковали не только официальную, народность в

воспитании, но и крайние позиции славянофилов. В середине XIX в.

ориентация на Запад стала веянием времени. Характерным

представителем западников в педагогике был профессор Московского

университета Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855). Западный

путь развития педагогической мысли представлялся ему всемирно-

историческим, единственно верным, магистральным. Он был

сторонником заботы о сугубо индивидуальном развитии неповторимой

личности сообразно идеалу человечества.

       Среди тех, кому удалось избежать крайностей как славянофильства,

так и западничества - крупный филолог и методист Федор Иванович

Буслаев (1818—1897), автор учебника русского языка и методического

пособия для учителей «О преподавании отечественного языка» (1844).

Ф.И. Буслаев считал, что школьное обучение должно быть связано с

нравственным и гражданским воспитанием; своеобразие народной

культуры должно находить отражение в воспитании; применение

западноевропейской методики в трансформированном виде может ис-

пользоваться и в процессе обучения русскому и церковнославянскому

языкам; необходимо глубокое изучение учащимися отечественной

истории параллельно с изучением родного языка.

       На рубеже 50—60-х гг. XIX в. в русском обществе была популярна

мысль, что педагогика как наука уже в г. Белинский создана в Европе,

прежде всего в Германии, и задача русских педагогов состоит якобы

лишь в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе.

Против такой точки зрения активно выступили Н.И. Пирогов, К.Д.

Ушинский, Л.Н. Толстой.

       Николай Иванович Пирогов (1810—1881) был известным хирургом,

а впоследствии и педагогом. Статья «Вопросы жизни» (1856), главным

содержанием которой была пропаганда идеи общечеловеческого

воспитания, обратила на себя внимание современников, вызвала бурную

общественно-педагогическую дискуссию. Взяв за основу идею Ж.-Ж.

Руссо о необходимости прежде всего воспитать человека, Н.И. Пирогов

выступал против ранней специализации в обучении детей. Он усматривал

цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с

широким интеллектуальным кругозором, в том числе имея в виду и

женское образование.

       В 1858 г. появилась еще одна статья Н.И. Пирогова — «Нужно ли

сечь детей и сечь в присутствии других детей?». В этом отношении он

был последователем Дж. Локка, рассматривая телесное наказание как

средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый ущерб его

нравственности, приучающее его к рабскому повиновению, основанному

лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков, поднятый

Н.И. Пироговым вопрос и развернувшаяся вслед за этим на страницах

печати дискуссия имели положительные последствия: «Уставом

гимназий и прогимназий» 1864 г. телесные наказания были отменены.

Идея общечеловеческого воспитания могла быть реализована, по

мнению Н.И. Пирогова, лишь в результате коренной реорганизации всей

системы образования на основе отмены принципа сословности в ее

построении. Вся система образования должна быть, по его мнению,

единой

       Главным действующим лицом в реформированной образовательной

системе, по мнению Н.И. Пирогова, должен был стать новый учитель,

стремящийся осмыслить мир ребенка «во всех возможных

направлениях».

 

       К..Д. Ушинский - крупнейший педагог XIX в. в России

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) в 1844г. блестяще окончил

юридический факультет Московского университета и был назначен

исполняющим обязанности профессора камеральных, административных

и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. Далее служил

в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими

журналами, как «Современник» и «Библиотека для чтения», где

публиковались его переводы с английского языка, обзоры, рефераты

статей. В 1854 г. К.Д. Ушинский был назначен на должность учителя

Гатчинского сиротского института, а в 1855—1859 гг. был его

инспектором, т.е. заведующим учебной частью. В 1859—1862 гг. он был

инспектором классов Смольного института благородных девиц, будучи в

1860—1861 гг. одновременно редактором «Журнала Министерства

народного просвещения». С 1862 г К.Д. Ушинский интенсивно занимался

научной деятельностью в области теории педагогики и методики

начального обучения.

       Уже в первой своей педагогической статье «О пользе пе-

дагогической литературы» (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка

вопросов семейного и школьного воспитания способствует соединению

педагогической теории с практикой, превращению педагогики в основу

воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных

теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося

опыта народного воспитания. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский

видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно

без опоры на культурно-исторические традиции народа, на

особенности его национального характера. Работы К.Д.

Ушинского «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские

школы русскими» (1867), «Общий взгляд на возникновение наших

народных школ» (1870) как раз и посвящены рассмотрению этой

проблемы. Начало этой серии работ положила статья «О народности в общественном

воспитании» (1857), в которой К.Д. Ушинский на основе подробного

анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о

том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на

народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых

лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях.

       Основой воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, является воспитание семейное, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.

Применительно к России К.Д. Ушинский выделил три основных

принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку.

Связывая цель воспитания с исторически сложившимся в России

христианско-православным идеалом совершенства, он полагал, что

лучшие черты русской народности рождены православием. В статье «О

нравственном элементе в русском воспитании» (1860) он высказал мысль

об органической связи педагогики и религии, полагая, что современная

русская педагогическая мысль выросла полностью на христианской

почве. Сближение религиозного и светского образования, по мысли К.Д.

Ушинского, является одной из главных задач русской народной школы.

Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский

придавал выработке у ребенка любви к труду. Сила труда служит

источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности

и счастья, отмечал он в статье «Труд в его психическом и воспитательном

значении» (1860). Здесь К.Д. Ушинский сделал попытку дать

обоснование значимости труда как фактора правильного психического

развития ребенка и его воспитания.

       По мнению К.Д. Ушинского, предметом воспитания является

человек. Рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная

работа К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт пе-

дагогической антропологии», первый том которой вышел в Петербурге в

1868 г., второй — в 1869 г. Этот труд, в котором подводились итоги всем

предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, составил эпоху в истории

русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой ра-

боты ему не удалось; завершены были две части — «Часть

физиологическая» и «Часть психологическая», в которых К.Д. Ушинский

рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого

организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать

резервы воспитания и расширить сферу его влияния.

       Искусство воспитания, утверждал К.Д. Ушинский, опирается на

данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке,

который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и

наедине со своей совестью. Все это совершенно необходимо знать

учителю, воспитывающему молодое поколение. Для подготовки таких

учителей нужна была новая система педагогического образования, и К.Д.

Ушинский предложил создавать в каждом университете педагогический

факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и

эти знания прилагались бы к искусству воспитания.

       К.Д. Ушинский считал необходимым строить обучение на основе

учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей

детей, специфики развития их психики.

       К.Д. Ушинский тщательно учитывал особенности развития

внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной

сферы, воли, факторов формирования характера.

       В качестве важнейших условий оптимального развития ребенка в

процессе обучения К.Д. Ушинский считал необходимость учитывать

посильность содержания обучения, его последовательность, наглядность,

основательность и прочность усвоения знаний. Им были детально

разработаны методика повторения учебного материала, методика

формирования у детей общих представлений и понятий на основе

наглядных представлений, методика одновременного развития мышления

и речи у детей. Следуя принципу развивающего обучения, ведущему

начало еще от И.Ф. Гербарта и даже от Я.А. Коменского, он протестовал

против разделения функций воспитания и обучения, справедливо

указывая на единство двух этих начал в воспитании гармонично развитой

личности.

       К.Д. Ушинский углубил классическое учение об уроке, определив

его организационное строение, установив его отдельные виды. Особое

внимание К.Д. Ушинский уделял организации учебной деятельности в

начальной школе, где целесообразно сочетание всех видов урока

воедино. В целом, по мнению К.Д. Ушинского, урок достигает цели

только тогда, когда ему придается определенное, строго продуманное

направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения.

Заслугой К.Д. Ушинского стала разработка им проблем начального

обучения детей, чему посвящены такие его работы, как статья «О

средствах распространения образования посредством грамотности»

(1858), книга «Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения,

приспособленная к постепенным умственным упражнениям и

наглядному знакомству с предметами природы» (1861), статья «О

первоначальном преподавании русского языка» (1864), учебная книга

«Родное слово. Книга для учащих», советы родителям и наставникам о

преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» (1864) и др.

       Однако главное место в теоретическом наследии великого педагога

занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен

принцип народности, когда патриотическое чувство - самое высокое,

наиболее сильное нравственным чувством в человеке. В конечном счете,

целью нравственного воспитания детей в школе должно быть

формирование личности, качествами которой стали бы уважение и

любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к

окружающему миру, чувство собственного достоинства. С позиции

нравственного воспитания рассматривал К.Д. Ушинский и проблему

поощрения, стимулирования активности в обучении соревнованием. Он

полагал, что воспитатель должен хвалить ребенка, сравнивая его успехи с

другими, отмечая при этом не только его собственное продвижение.

Моральное поощрение является лучшим способом нравственного

воспитания, развивающим в детях стремление идти вперед, сделав это

естественной потребностью каждого ребенка.

       К.Д. Ушинский особо выделял два фактора воспитательного

воздействия на ребенка — семья и личность учителя. Говоря о качествах

личности учителя, он отмечал, что учитель прежде всего воспитатель.

Личность воспитателя, по мнению К.Д. Ушинского, обладает такой

воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни

морализирование, ни наказания и поощрения. К.Д. Ушинский охватил

своим творчеством практически все основные аспекты педагогической

теории, разработал лучшую для того, времени методику начального

обучения.

       Прогрессивные педагогические идеи отстаивали видные деятели

того времени: Василий Иванович Водовозов (1825—1886), Константин

Петрович Победоносцев (1827—1907), Николай Александрович Корф

(1834—1883), Николай Федорович Бунаков (1837— 1904), Василий

Яковлевич Стоюнин (1826— 1888), Владимир Сергеевич Coловьев,

Константин Николаевич Леонтьев (1831—1891), Василий Васильевич

Розанов (1856—1919), Сергей Александрович Рачинский (1833—1902).

 

       Идеи славянофилов и русских философов оказали заметное влияние

на направленность педагогических взглядов гениального русского

писателя Льва Николаевича Толстого (1828—1910),

       Педагогической деятельностью Л.Н. Толстой начал заниматься с

1859 г., когда была открыта школа в Ясной Поляне. С осени 1861 г.

школа была реорганизована, в основу всей системы обучения был

положен принцип свободного творчества детей, реализующегося при

помощи преподавателей. Одновременно с открытием школы начал

выходить педагогический журнал «Ясная Поляна», на страницах

которого печатались статьи самого Л.Н. Толстого о народном

образовании и сообщения учителей. В эти годы Л.Н. Толстой выступил с

резкой критикой традиционной школы.

       Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка Л.Н.

Толстой утверждал, что в основу образования должна быть положена

свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело

учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила

отражение в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах

для начальной школы. В 1872 г. была издана составленная Л.Н. Толстым

«Азбука», в 1875 г. — Ш «Новая азбука» и четыре книги для чтения.

Одновременно он возобновил свою учительскую деятельность, стремясь

проверить на практике разработанную им методику обучения грамоте.

Большую поддержку получила у Л.Н. Толстого инициатива самих

крестьян по открытию сельских школ. Этому была посвящена статья Л.Н.

Толстого «О народном образовании» (1874).

       В 1875 г. Л.Н. Толстой задумал открыть двухгодичные педа-

гогические курсы или учительскую семинарию с целью подготовки

учителей, соответствующих потребностям народной сельской школы. В

1876 г. Министерство народного просвещения разрешило ему открыть

учительскую семинарию, однако идея не нашла поддержки у земства и не

была реализована.

       В 90-х гг. XIX в. Л.Н. Толстой меняет многое в своих прежних

взглядах на образование, исходя из предложенной им идеи нравственной

революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении

личности. В трактате «Царство Божие внутри Вас» (1890—1893) он

доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти

в человеке со скоростью революционного переворота. Следствием этого

явилось изменение всех педагогических подходов, прежде

отстаивавшихся Л.Н. Толстым. Задача педагогической науки, по его

мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности

учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые

могут препятствовать такому совпадению.

       Своеобразным итогом размышлений Л.Н. Толстого-педагога стала

статья «О воспитании» (1909). В ней он отстаивал тезис о единстве

воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний,

всякое знание действует воспитательно, полагал он. Однако самым

важным в образовании, по мнению Л.Н. Толстого, является соблюдение

условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-

нравственного учения. Чтобы эта свобода не стала хаосом в пре-

подавании, нужны религия и нравственность. Поэтому первое — и глав-

ное знание, которое прежде всего нужно дать детям, — возможность

осознать самих себя: как мне жить и что считать всегда, при всех

условиях хорошим и дурным. Многое в успешном движении человека по

пути самоулучшения личности зависит, по мнению Л.Н. Толстого, от

того примера, который подает учитель.

       В статье «Общие замечания для учителей» (1872) он так определял

ведущее качество личности учителя: это — любовь. Если учитель любит

свое дело, он будет хорошим учителем, если он имеет любовь к ученику,

как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал много

книг, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам; совершенный учитель

соединяет в себе любовь к делу и к ученикам.

       Л.Н. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения,

Самый действенный метод, по мнению Л.Н. Толстого - живое слово

учителя.

       Идеи Л.Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности

других педагогов конца XIX — начала XX в.

       В 60—70-е гг. XIX в. Оригинальные педагогические мысли были

высказаны такими видными деятелями того времени как: Михаил

Александрович Бакунин (1814—1876), Петр Лаврович Лавров (1823—

1900), Николай Константинович Михайловский (1842—1904), Дмитрий

Иванович Менделеев (1834—1907), Василий Осипович Ключевский

(1841—1911), Петр Францевич Лесгафт (1837—1909), Владимир

Михайлович Бехтерев (1857—1927), Петр Алексеевич Кропоткин (1842—

1921), Лев Николаевич Модзалевский (1837—1896), Михаил Иванович

Демков (1859—1939), Петр Федорович Каптерев (1849—1922), и др.__

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...