Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Воспитание и обучение в России до XIX века




       Восточно-славянские племена прошли, как все народы, длительный

путь исторического развития от времени дородового общества до

периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества

на классы.

       Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном

строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным

народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во

всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности

соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах,

празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались

обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба,

старших и предков.

       Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до

7—8 лет — женщинами, а затем мальчики и юноши — мужчинами, а

девочки и девушки — женщинами. Имеются основания полагать, что у

древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на

возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома

молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к

«посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.

       С появлением парной семьи произошла замена общественного

воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала

массовым органом воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды

занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.

       Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали

необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды,

представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение

ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось

отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах

некоторые дети могли обучаться простейшему древнему

(пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке

славяне пользовались древней формой письма, «чертами и резами», т. е.

своеобразным вариантом пиктографического письма.

       В связи с классовым paccлоением общества появляется неравное

воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно

свидетельствам летописи в X веке в княжеских домах появляются

специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том

числе и военному искусству.

       В VI—VIII веках в древне-славянском обществе создались

необходимые предпосылки для оформления раннефеодальных

отношений, на рубеже VIII—IX веков возникло крупнейшее в Европе

раннефеодальное государство - Русь с центром в Киеве, которое

просуществовало до наступления периода феодальной раздробленности и

монголо-татарского завоевания.

       Создание мощного политического союза, объединившего под

властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на

огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого

моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском

государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и

обучения.

       Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси

способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году

крещение населения.

       Огромное значение для развития культуры и просвещения имело

дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая была

наследницей античной культуры. Усвоение повой культуры проходило на

Руси творческим путем на основе сложившихся древнеславянских

традиций и с учетом запросов своего времени.

       В своих политических целях княжеская власть стремилась к тому,

чтобы создать национальную церковь, независимую от византийского

духовенства. Поэтому князья стали энергично действовать в области

подготовки духовенства. Государству требовались грамотные люди и для

сферы управления.

       Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения

важное значение имело введение усовершенствованной азбуки

(кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого

алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка.

       Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала

усилению языковой общности единой древнерусской народности и

развитию литературы и языка. Вес это имело огромное педагогическое

значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном языке,

использовать в воспитании детей произведения устного народного

творчества, обеспечить распространение грамотности и в

демократических слоях населения.

       Первые школы. Летопись под 988 годом указывает, что князь

Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать

священников, собирать детей знатных лиц (главным образом из среды

дружинников) для обучения. Под 1028 годом летопись отмечает, что

князь Ярослав в Новгороде «собра oт старост и поповых детей 300 учити

книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ.

Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и

предписывал монахам обучать детей в монастырях.

       В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было

создано женское училище, где девочек обучала чтению, письму, пению и

швейному делу. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское

училище. На основании этих и других данных можно считать, что в

Киевском государстве в X—XIII веках при церквах и монастырях

учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей,

необходимых государству.

       При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная

школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение»

многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы,

переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные

«книжники».

       Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском

монастыре для «книжного» учения- монахов. Из этой школы вышло

несколько десятков представителей высшего духовенства.

Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили

сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мас-

терам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом

обучали чтению, письму и церковному пению «мастера грамоты» из

духовенства.

       Памятники педагогической литературы XI— XIII веков. В Ки-

евском государстве в ХI—XII веках появился ряд рукописных сборников,

переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и

высказывания педагогического содержания.

       В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд», «Изборник»

Святослава, «Златоструй», «Златоуст» содержались высказывания и

тексты Сократа. Демокрита, Аристотеля. В «Изборнике» Святослава

помещен, например, серьезный математический трактат Аристотеля и

оригинальное педагогическое сочинение киевлянина по методике чтения.

В домонгольский период на Руси были созданы оригинальные учебные

руководства, например, «Учение им же ведати человеку числам всех

лет». Оно составлено Кириком Новгородцем и является выдающимся

средневековым трактатом, обладающим высокими математическими и

литературными достоинствами.

       В знаменитой «Русской Правде» (XI век) — юридическом па-

мятнике Киевской Руси — обнаружены математические задачи,

представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения

навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах. Они

делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки. На

древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими

предметами (например, вишневыми и сливовыми косточками)

откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу

вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д.

В педагогической литературе того времени содержатся советы о

воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших,

советы родителям, как обеспечить физический рост и здоровье,

нравственное и умственное развитие детей, держать их в строгости,

применять в случае непослушания телесные наказания, воспитывать

строго, но и ласково.

       Оригинальным педагогическим памятником XII века является

«Поучение князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный

деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить,

призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными,

трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать

в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми

к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить

человека, к старым быть почтительными, к сверстникам —

приветливыми. Богу надо угождать не отшельничеством, не

монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь к людям,

Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца,

который знал иностранные языки.

       Просвещение и образование достигли в Киевском государстве

высокого уровня благодаря усилиям единой древнерусской народности,

распавшейся в период монголо-татарского завоевания на три

самостоятельных народа: великорусов, украинцев, белорусов. Осознание

единства происхождения, исторической и культурной общности

предопределило в значительной степени развитие у этих народов

просвещения, школы и педагогической мысли в XIV— XVII веках.

       Просвещение и обучение на Руси в XIII—XV веках.

Развитие культуры, так высоко стоявшей в Киевском государстве, в

XIII—XIV веках затормозилось вследствие нараставшей феодальной

раздробленности и монголо-татарского нашествия на Русь. Горели

осаждаемые захватчиками города и села, уничтожались многочисленные

культурные ценности, в том числе рукописи сборников, поучений

педагогического характера.

       Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура продолжала

развиваться, в особенности в тех княжествах, которые или не

подверглись нашествию, или не были сильно разорены. Такими, прежде

всего, были обширная и богатая Новгородская земля, Тверское и

Владимирское княжества и начавшее постепенно крепнуть и

возвышаться Московское княжество.

       Новгород был экономически сильным и политически самостоя-

тельным торговым городом. В нем была широко развита переписка книг

и насчитывалось много книжных писцов. Не только представители

духовенства, но и светские люди нанимали писцов для переписывания

книг. Профессия «книжник» была зарегистрирована в писцовых книгах

как одна из многочисленных профессий новгородских ремесленников.

Подготовку эти «книжники» получали, как правило, в своих семьях:

молодежь обучали отцы — профессиональные писцы. Изредка в такую

семью «на ученье» допускались за плату и посторонние.

       Рукописные книги находили сбыт не только в богатых боярских

домах, но и у простого люда, что свидетельствовало о широком

распространении грамотности. Новгородские и псковские писцы любили

делать всяческие приписки от себя к тексту. Мастера и мастерицы

ставили свои подписи на ремесленных изделиях.

       Археологические раскопки, проведенные в Новгороде, обнаружили

большое число написанных на бересте грамот, писем и других

документов, относящихся к XII—XV векам. Большинство из найденных

грамот — частная переписка рядовых новгородских граждан. Письма

процарапаны на бересте костяной острой палочкой — «писалом». Эти

письма — убедительное подтверждение значительного распространения

грамотности в городах и селениях Новгородской земли, и притом не

только среди мужчин, но и среди женщин. Позже берестяные грамоты

были обнаружены и в других городах Руси: Пскове, Рязани, Смоленске.

Здесь же, в Новгороде, была найдена деревянная азбука — дощечка

с нацарапанными на одной ее стороне 36 буквами древнерусского

алфавита. Такие азбуки изготовлялись ремесленниками и продавались по

доступной цене.

       До нашего времени дошли рукописи наиболее древних азбуков-

ников, словарей энциклопедического типа, составленных в Новгороде в XVв.

Новгород был центром так называемых «еретических» движений».

Характерной чертой новгородских «еретиков» была их высокая

грамотность. В собраниях рукописных книг новгородских еретиков

имелись сочинения по астрономии, естествознанию и даже по

философско-богословским вопросам, что свидетельствовало о большой

начитанности их владельцев.

       «Мастера грамоты». В XIII—XIV веках при монастырях и

некоторых церквах существовали школы грамоты. Ни князья, ни церковь

не открывали достаточного количества школ, не удовлетворяли растущей

потребности в подготовке грамотных людей, и народные массы

пользовались для этого услугами « мастеров грамоты».

       Мастера грамоты появились еще в Киевском государстве в XII

веке. У себя «в жилье» или «на стороне», в домах родителей, они за плату

обучали детей чтению, письму и счету. В XIII — XIV веках обучение у

«мастеров грамоты» стало более частым явлением.

       «Мастерами грамоты» были дьячки и «мирские» люди, зани-

мавшиеся обучением детей в качестве или даже основной профессии. У

некоторых «мастеров грамоты» профессией было, как сказано в одном

«житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

       Небольшое количество «мастеров грамоты» было, так сказать, повы-

шенного типа. Они обучали отдельных учеников (вероятно, из более

зажиточных семей) не только чтению и письму «словесным наукам» и

даже математике.

       Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве

в XV—XVI веках.

Наряду с деятельностью монастырей и княжеских властей по

созданию в Москве и других княжествах книгохранилищ, переписке книг

и открытию школ, заметно оживляется частная педагогическая практика

светских «мастеров грамоты». Деятельность некоторых учителей из

простого народа отличалась по своему содержанию от просвещения,

насаждаемого церковью, большим свободомыслием, гуманизмом и

рационализмом.

       В среде таких «вольнодумцев» создаются в то время оппозиционные

произведения гуманистического характер.

       Так, в конце XV века член московского еретического кружка Федор

Куринын создал гуманистическое произведение «Написание о грамоте»,

в котором сформулировал ряд весьма интересных демократических идей

антифеодального и антицерковного содержания.

       Он выступил против слепого подчинения требованиям религиозных

догм Автор призывал к «самовластию души» и свободе разума и

утверждал, что путь к этому — сознательное, а не догматическое

изучение знаний. Процесс овладения грамотой и знаниями представляет

собой не механическое усвоение содержания книг, а свободную

деятельность: «Грамота есть самовластие». Она результат деятельности

свободной души, свободной воли, свободного разума.

       Обладая «самовластием души», человек способен к всестороннему

совершенствованию своих нравственных и умственных сил, к познанию

окружающего мира и самого бога. Подобные идеи, содержащиеся в

литературе, созданной в XIV— XVI веках в Новгороде и Москве, были

созвучны тем, которые развивались в это время в гуманистической

литературе Западной Европы.

       Педагогические идеи в памятниках литературы XVI века.

Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является

впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская

«Азбука» (букварь) первопечатника «москвитянина», как он себя

называл, Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая

усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную

грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями. Характерен

в этом отношении мотив, избранный составителем в качестве заставок к

текстам книги. Они графически изображают идею роста, развития

растения с листьями, цветами и плодами, символизируя радостный

процесс развития и воспитания детей, который должен быть окрашен

положительными эмоциями учителей и учеников.

       После азбуки и грамматики, тексты для закрепления и развития

навыков письма и чтения, автор помещает не только молитвы и

религиозные наставления. Он подбирает различные изречения, в которых

просит воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в кротости, в

долготерпении, приемлюще друг друга и прощение дарующе».

       Идеи И. Федорова, его система обучения использовались затем в

других русских учебных книгах — букварях и азбуках.

       К XVI веку относится также сборник наставлений относительно

быта, хозяйствования и воспитания детей в семье — «Домострой»,

который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал

советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» це-

ликом посвящен вопросам воспитания детей.

       «Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», вы-

полнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения

старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные

наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по

отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей,

заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в

детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости,

хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения).

       Киевская академия. В 1632 году в России было открыто первое

высшее учебное заведение — Киево-братская коллегия, получившее затем

права академии.

       Во главе Киево-братской школы стояли ректоры, обладавшие

солидным образованием, авторы ряда литературных произведений. Таков

был, например, ректор Львовской школы Иов Борецкий, впоследствии

киевский митрополит.

       В академии было 8 классов, они разделялись на отделения: младшие

— 4 класса, средние — 2 класса и старшие — 2 класса.

       Продолжительность обучения доходила до 12 лет. В младшем отделении

преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки

(чтение, письмо, грамматика), молитвы, катехизис, арифметика, музыка,

пение; в средних классах — поэзия (пиитика) и риторика; в старших —

философия, а с конца XVII века — богословие. В академию принимались

лица различных сословий, причем детей духовенства было значительно

меньше, чем учащихся других сословий.

       Киевская академия была крупным культурным центром, она оказала

большое влияние на развитие просвещения в России.

       Под ее влиянием возникли позже коллегиумы в Харькове и

Чернигове. Она дала ряд деятелей в области просвещения (Епифаний

Славинецкий, Симеон Полоцкий и др.), которые были организаторами

греко-латинских школ в Москве во второй половине XVII века. По

образцу Киевской академии возникла в Москве в 1687 году Славяно-

греко-латинская академия. Большинство ректоров и префектов Славяно-

греко-латинской академии и духовных семинарий в XVIII веке тоже были

выходцами из Киевской академии. В ней же получили образование

некоторые первые профессора Московского университета.

       Рост просвещения в Русском государстве в XVII веке. Начальные и

греко-латинские школы. В XVII веке росло феодальное землевладение,

были освоены обширные пространства; развивались ремесла и торговля,

возникли крепостная мануфактура, единый всероссийский рынок; уси-

лились торговые связи с Западной Европой.

       Эти и другие обстоятельства определили большие сдвиги в развитии

русской литературы, усилили потребность в просвещении и обусловили

развитие школы и педагогической мысли, особенно во второй половине

XVII века.

       Появляется много литературных произведений, в том числе ряд

светских и сатирических повестей, биографий различных деятелей, а

также много рукописных азбуковников и печатных букварей; развивается

книгопечатание. Русские мореходы и землепроходцы делают на севере и

востоке Азии ряд важных географических открытий. Происходит

постепенный переход от славянского обозначения чисел к так

называемой арабской цифровой системе, что имело большое значение

для развития математических знаний и обучения математике.

XVII век, особенно вторая его половина, был в истории России

периодом, подготовившим просветительные реформы начала XVIII века.

       Число начальных школ при церквах и в монастырях, где обучали

чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось во второй половине

XVII века по печатным букварям.

       Процесс обучения чтению буквослагательным методом проводился

на материале первых книг для чтения — часослова и псалтыри, сильно

воздействовавших на эмоции детей.

       Кроме элементарных школ грамоты, в некоторых крупных городах

и монастырях, по-видимому, открывали и школы повышенного типа,

которые называли грамматическими. Но и домашнее обучение при

помощи более квалифицированных «мастеров грамоты» тоже

усложнилось.

       Доказательством этого служит большое число азбуковников, где

помещены курсы грамматики, как они были изложены греческим ученым

Иоанном Дамаскиным и позже в грамматиках Лаврентия Зизания и

Мелетия Смотрицкого. В рукописных азбуковниках, предназначенных

для этих повышенных школ и домашнего обучения, кроме кратких

курсов грамматики, помещались курсы арифметики, излагавшие четыре

действия.

       Во второй половине XVII века в Москве возникает одна за другой

несколько греко-латинских школ. Так, в середине века боярином

Ртищевым была открыта в Андреевском монастыре, в окрестностях

Москвы на Воробьевых горах, греко-латинская школа, в которой обучали

латинскому и греческому языкам, риторике и философии.

В 1653 году под руководством Епифания Славинецкого была

открыта греческая школа в Чудовом монастыре. В середине 60-х годов

Симеоном Полоцким в Спасском монастыре (в центре Москвы) была

организована греко-латинская Заиконоспасская школа. В начале 80-х

годов XVII века правительство открыло греческое училище при

Московской типографии, число учащихся которого в середине 80-х годов

дошло до 233. Существовали училища переводчиков с разных

иностранных языков (польского, шведского, немецкого) и частное

обучение переводу, особенно в Посольском приказе.

       Между сторонниками нового образования, выступавшими за

приобщение к западноевропейской науке, и старорусским духовенством,

поддерживаемым православными зарубежными патриархами, шла острая

борьба из-за содержания образования во вновь открываемых школах.

Консервативные церковники упорно возражали против латинского языка

и элементов светской науки (грамматики, риторики, арифметики) и

требовали, чтобы учащиеся, «не учася сим хитростям», ограничивались

лишь чтением священного писания.

       Славяно-греко-латинская академия. Мысль о создании в Москве

академии по образцу Киевской возникла в конце 70-х годов XVII века.

Инициатором создания такой академии был прибывший в Москву из

Белоруссии известный писатель и педагог Симеон Полоцкий. Он в 1682

году составил «Привилегию» (учредительную грамоту) академии.

Академия имела целью подготовку образованных людей,

необходимых государству и церкви. Проектом намечалось преподавание

«семи свободных наук» (т. е. грамматики, риторики, диалектики,

арифметики, геометрии, астрономии, музыки), богословия и «науки

правосудия». Расширяя образовательные задачи академии, проект в то же

время возлагал на нее задачи блюстительницы православных канонов.

Открытие академии состоялось лишь в 1687 году. Основными

преподавателями академии были два ученых греческих монаха — братья

Ионикий и Софроний Лихуды, доктоpa наук Падуанского университета.

Они подбирали учителей, вели сами в старших классах академии

риторику и философию, составляли на греческом и латинском языках

учебники грамматики, пиитики и риторики православного содержания.

Позднее они открыли славяно-греко-латинское училище по образцу

Московской академии и стали преподавать в нем. Это училище

послужило в начале XVIII века рассадником грамматических школ в

различных городах Новгородской епархии.

       Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только

духовенство, но и учащихся для медико-хирургических школ, многие из

которых затем стали студентами университета, открытого в 1725 году

при Академии наук. В Славяно-греко-латинской академии обучались М.

В. Ломоносов, известный писатель А. Д. Кантемир, архитектор В. И.

Баженов и другие известные деятели культуры, науки и просвещения

XVIII века.

       Учебные книги XVII века. Среди первых книг, напечатанных в

Москве в XVI и первой половине XVII века, было много учебных книг.

Печатные книги были в то время очень дороги и редки. Для обучения в

школах и в домашнем обучении употреблялись рукописные азбуковники.

Часть этих азбуковников представляла собой учебные пособия, в которых

помещался букварь, краткие сведения по грамматике, по арифметике,

религиозно-нравственные поучения. В некоторых азбуковниках имелись

первоначальные сведения по греческому языку, а также краткие статьи

по природоведению. Эти азбуковники, вероятно, использовались в

качестве учебных пособий при грамматическом обучении в школах

повышенного типа и в процессе дальнейшего обучения.

Другим видом рукописных азбуковников были словари энци-

клопедического типа, содержавшие толкование непонятных слов.

Азбуковники-словари энциклопедического типа употреблялись как

справочники при чтении книг взрослыми читателями и в школьном

обучении (в школах повышенного типа).

       Книга «Гражданство обычаев детских» была написана во второй

половине XVII века и распространилась во многих рукописных списках.

Это был творческий перевод произведения Эразма Роттердамского о

нравственном воспитании, составленный, по-видимому, Епифанием

Славинецкнм, прогрессивным деятелем просвещения того времени.

В этом сборнике «благолепных обычаев детских», изложенных в

164 вопросах-ответах, даются подробные указания детям, как прилично

держать себя (поза, жесты, мимика, одежда и пр.), как вести себя дома и в

гостях за столом, при встрече с кем-либо, в играх с детьми, правила

поведения в школе и т.п.

       «Гражданство обычаев детских» — замечательное педагогическое

произведение. В нем говорится, что соблюдение детьми правил

общежития является отражением их высоких внутренних качеств:

благорасположения и уважения к людям, сдержанности, сознания

чувства собственного достоинства и т. п.

       Школа и педагогика в XVIII веке

К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное

феодально-абсолютистское государство.

Усиленно развивалось мануфактурное производство и особенно

металлургическая промышленность.

       Для развития педагогики и школы большое значение имели такие

просветительные реформы как введение гражданского алфавита и

возникновение периодической прессы, в частности издание первой

газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной

литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим событием

культурной жизни России было открытие первых светских

государственных школ.

       Школа математических и навигационных наук была открыта в

Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище в Европе.

Московская школа, функционировавшая в течение первой половины

XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее

200, а иногда до 500 учащихся.

       В учебный план школы входили математика (арифметика, алгебра,

геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и

специальные науки: геодезия, мореплавание и другие светские науки.

Являясь профессионально-техническим учебным заведением широкого

профиля, школа выпускала специалистов разных профессий.

Учащихся были дворянские дети, дети дьяков, подьячих, посадских

и солдат, заинтересованные в получении образования и технической

специальности.

       Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор

Форварсон и два преподавателя, а также Леонтий Филиппович

Магницкий (1669— 1739), образованный математик и прекрасный

педагог, отдавший школе все свои силы и способности.

Были созданы учебные пособия, среди которых особо важную роль

играла книга Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука

числительная» (1703).

       В 1715 году морские классы школы математических и навига-

ционных наук были переведены в Петербург, где на их основе открылась

       Морская академия.

В школе не было установлено определенных сроков обучения. По

мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке

переходили к изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в

разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию

различных ведомств.

       По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные

отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые

учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать

образование в Морской академии, в которую иногда попадали из

«низшего чина» люди, отличившиеся в Московской школе своими

способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое

активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для

изучения России.

       Специальные и общеобразовательные школы. В период

царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в

Петербурге, Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в

портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная»

школы в Москве.

       В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под

руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н.

Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами.

Позже при всех уральских государственных заводах были открыты

школы, которые умело сочетали общеобразовательную и специальную

подготовку учащихся.

       В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные

общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем

церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения

грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по

алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1718 году было открыто 42

цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и

навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и

принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных

крестьян.

       Наряду с организацией светских школ была проведена реформа

духовного образования: созданы начальные архирейские школы и

духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную

программу. Крепостное крестьянство было лишено возможности

получать образование в государственных школах. Только редкие

одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной

грамоте.

       В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта

Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав

Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано

оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии.

При Академии были открыты университет и гимназия, в которых

иностранные ученые должны были готовить русских ученых и

специалистов.

       В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа

носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие

иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и

русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в области

научного исследования. Это были главным образом выходцы из

демократических слоев населения. Первое место среди них по праву

принадлежит М. В. Ломоносову.

       М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и

школы.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765), сын крестьянина-

помора, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних

учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого. В 19 лет, скрыв свое

крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую

академию, откуда был командирован как одни из лучших учеников в

академическую гимназию в Петербург. В 1736 году был направлен для

продолжения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.

В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской

Академии наук, затем в 1745 году — профессором химии, а в даль-

нейшем — академиком. Его деятельность была исключительно

разносторонней и эффективной, он создал ряд новых отраслей науки.

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою

понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор,

Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец— он все испытал

и во всепроник», — писал А. С. Пушкин. Ломоносов явился создателем

русской классической философии, основоположником фи-лософского

материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон

природы — закон сохранения материи и движения, который лежит в

основе естествознания.

       С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и

формирование России литературного языка, что имело огромное

значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства.

Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами,

первым из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на

русском языке.

       В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки

большое место занимала его педагогическая деятельность в университете

гимназии при Академии наук.

       Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов

определил общие правила работы гимназии и университета, разработал

учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета,

установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. в

составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии»

Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном

характере единой школы.

       Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 голу

им была написана «Риторика», в 1755 году — «Российская

грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными

руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло свое

применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, в

которых, по его мнению, отражаются реальные отношения

действительности. Ломоносов написал книгу но истории. В переведенном

им учебнике «Экспериментальная физика», впервые было дано не

догматическое изложение физических законов, а описание физических

опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики.

Ломоносов принял самое активное участие в создании Московского

университета.

       Закрытые сословно-дворянские учебные заведения. В XVIII веке,

дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими

привилегиями. Для дворян начиная с 1731 года создаются особые

военные школы - кадетские корпуса, в которых дворянских детей

готовили к военной службе в офицерских чинах.

       Первая закрытая сословно-дворянская школа — Сухопутный

шляхетский корпус — была открыта в 1731 году Петербурге. По его

образцу строились все кадетские корпуса. В этих школах наряду со

специальной военной подготовкой дети дворян получали общее

образование и «светское» ВОСПИТание.

       В кадетском корпусе было четыре класса. В каждом из них обучение

продолжалось от двух до четырех лет. Общий срок обучения составлял в

среднем 10—12 лет. В первых двух классах изучались об-

щеобразовательные предметы: словесность, математика, история и

география, а в старших классах — специальные, а также верховая езда,

фехтование, танцы и музыка, выработке, а у дворянских детей хороших

манер, умения вести себя в «высшем обществе», в «свете».

Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое

воспитание учащихся, применялись гуманные методы обучения. При ка-

детском корпусе имелись хорошо составленная библиотека, свой театр,

среди учащихся было широко развито стихотворное творчество, ими

издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки и т. п.

       В 1752 году Морская академия переименовывается в Морской

кадетский корпус — замкнутую сословно-дворянскую школу. Суще-

ствовавшие в Петербурге артиллерийская и инженерная школы

превращаются в Артиллерийский и Инженерный дворянские корпуса.

       В Петербурге и Москве открываются иностранные пансионы —

частные воспитательно-образовательные заведения. В помещичьи

усадьбы приглашаются из-за границы, особенно из Франции, вос-

питатели и гувернеры, обучающие дворянских детей французскому

языку и светским манерам.

       Для детей духовенства организуются духовные школы. Для низших

слоев населения предназначаются особые школы; так, несколько

уцелевших к тому времени цифирных училищ преобразуется в

гарнизонные школы, где обучаются солдатские дети.

 

       Московский университет и его влияние на развитие педагогики и

школы. Ко второй половине XVIII века появилась немногочисленная

русская интеллигенция — прогрессивные ученые, группировавшиеся

вокруг М. В. Ломоносова. Как важнейшая проблема тогда выдвигалась

задача создания центра отечественной науки, который готовил бы кадры

ученых из «природных россиян». Ломоносов доказывал, что новый центр

науки необходимо организовать в Москве, которая и после основания

Петербурга продолжала оставаться экономическим, культурным и

общественным центром русской жизни.

       В апреле 1755 года при самом ближайшем участии М. В. Ло-

моносова был открыт в Москве университет в составе трех факультетов:

юридического, философского и медицинского. В отличие от

западноевропейских университетов он не имел богословского

факультета. Структура и направление работы каждого факультета

обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно

физики) и общественных (словесности и истории). На медицинском

факультете должны были изучаться естественные науки «во всем их

пространстве», а в состав философского факультета входили историко-

филологические кафедры. Московский университет стал центром

светского образования.

       Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными ис-

следованиями, М. В. Ломоносов предусмотрел создание при уни-

верситете различных вспомогательных учреждений (физического

кабинета, анатомического театра и т.д.).

       При университете были открыты две гимназии: для дворян и для

разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального

Ломоносова о разрешении крестьянам получать образование в универ-

ситете не осуществились.

       В гимназии изучались языки российский, латинский и один из

иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что

среднее образование начиналось в университетской гимназии с изучения

отечественного языка.

       На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров

Московского университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия,

готовившая к поступлению в университет.

       Огромный вклад в дело русского просвещения в XVIII веке сделан

профессорами и преподавателями Московского университета и гимназии:

Например, профессора Аничков, Барсов, Двигубский и другие создавали

учебники, воспитанниками московской гимназии и университета были

профессора Афонин, Карамышев (защитившие диссертации у

знаменитого естествоиспытателя К. Линнея), профессора Перевощиков и

Десницкий (защитившие диссертации у Адама Смита), писатели-

просветители Фонвизин и Новиков и многие другие виднейшие деятели

отечественной науки и просвещения. Профессора и преподаватели

университета, ученики и последователи Ломоносова много занимались

вопросами воспитания. В своих речах на университетских актах эти

ученые освещали важнейшие педагогические вопросы. Они занимались

разработкой методики обучения и создали очень ценное оригинальное

пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным предметам

(истории, математике и т.д.). Это пособие было издано в 1771 году на

русском, латинском, немецком и французском языках под названием

«Способ учения подготовляющегося к университету».

       В 1779 году при университете была открыта первая учительская

семинария в России, которая готовила учителей для Московской и

Казанской гимназий, а также для пансионов.

       При университете на протяжении второй половины XVIII века

работало много различных литературных и научных обществ. Большую

роль в развитии школьного обучения играло «Типографическое

общество», в котором большую роль сыграл видный писатель-сатирик и

просветитель-педагог Н. И. Новиков. Общество собирало пожертвования

на организацию книжных лавок, местных типографий и библиотек в

провинциальных городах, а также издавало много учебной литературы

для школ и домашнего обучения.

       В деятельности типографии при Московском университете и

литературных обществ большое место занимали переводы лучших

зарубежных педагогических трудов. Так, был переведен на русский язык

учебник Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» и другие его

произведения, трактат Локка «Мысли о воспитании», книга Руссо

«Эмиль, или О воспитании» (последняя была запрещена Екатериной II к

продаже).

       Московский университет и его прогрессивные деятели оказали

большое влияние на развитие культуры, просвещения, школы и педагоги-

ческой мысли России.

       Педагогическая деятельность И. И. Бецкого.

Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний

улучшить государственные законы и положения различных сословий.

Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых

приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов

организации народного образования. Для улучшения воспитания и

школы был привлечен Иван Иванович Бецкой (1704—1795), который

много лет провел во Франции, встречался с французскими просве-

тителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В

1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с

госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский

воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.

       И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации

в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году

под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола

юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости

воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем

организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в

которых дети должны пребывать с 5—6 лет до 18-летнего возраста. Все

это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы

не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.

Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в

кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания

воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные

учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно:

училище при Академии художеств и Коммерческое училище для

мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для

дворянок с отделением для девочек из мещан.

       Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль

воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и

добру — воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую

породу людей» — образованных дворян, способных гуманно обращаться

с крестьянами и справедливо управлять государством, а также

разночинцев — «третий чин людей», которые занимались бы

промышленностью, торговлей, ремеслом. Он также надеялся, что эти

новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те

в свою очередь — будущим поколениям, и так постепенно изменятся

нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшится общество.

Он предлагал провести общественные преобразования, но с

обязательным сохранением в неприкосновенности крепостнического

строя.

       Бецкой считал главными средствами нравственного воспитания

внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды,

положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательных

учреждениях поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать

у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными

к бедности и несчастью.

       Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию,

главными средствами которого считал чистый воздух, а также

«увеселение невинными забавами и играми». Касаясь вопросов

умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть

приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские

склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и

слышания, нежели от твержения уроков», предупреждал, что

принуждение детей к учению может привести к притуплению детских

способностей, категорически настаивал на запрещении физических

наказаний.

       Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль

женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о

необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и

воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского

воспитательно-образовательного учреждения — Института

благородных девиц (Смольный институт).

       Создание училищ в городах. Подъем экономического развития

России, рост городов и увеличение городского населения, поставленная

крепостниками после разгрома крестьянской войны задача усиления на

местах государственного аппарата (повсеместное учреждение в 1775 году

губерний) заставляли правительство заняться делом организации школ

для непривилегированного городского населения.

       В 1782 году была создана в Петербурге Комиссия народных Самым

деятельным членом этой комиссии стал серб Федор Иванович Янкович

(1741—1814), приглашенный из Австро-Венгрии.

       В 1786 году правительством был опубликован подготовленный

комиссией «Устав народным училищам в Российской империи», согласно

которому в городах разрешалось открывать малые (с двухлетним курсом)

и главные (с пятилетним курсом обучения в составе четырех классов,

последний класс был двухгодичным) народные училища.

       В учебный план главных училищ включались следующие предметы:

чтение, письмо, счет, краткий катехизис, священная история,

чистописание, рисование, арифметика, история (всеобщая и русская),

география, грамматика, геометрия, механика, физика, естественная

история, архитектура.

       Деятели Академии наук и Московского университета создали

учебники по всем предметам, входившим в учебный план народных

училищ, а также серьезный дидактический трактате «Руководство

учителям народных училищ».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...