Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и античного общества




ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

(цикл лекций)

 

Введение

       История образования и педагогики имеет своим предметом

изучение воспитания, начавшегося в самые отдаленные времена, когда

зародилась и начала развиваться специфическая деятельность человека

по воспитанию детей. На протяжении тысячелетий это деятельность

связывалась с объективной потребностью включения детей и подростков

в различные виды труда и развития у них навыков взаимодействия с

другими людьми. Необходимость действовать самостоятельно и

стремление принимать свои решения вызывали активность человека,

развивали его ум, чувства, тело, приучали его отбирать ценное и

полезное для собственной жизни, происходило его самовоспитание.

       Воспитание и самовоспитание явились одним из условий, способствую-

щих развитию человеческой цивилизации, и сами стали ее частью.

Накапливающиеся знания о воспитании детей, передаваясь из

поколения в поколение, оформились в определенную систему взглядов,

привели к зарождению педагогической теории.

 

Тема 1. История образования и педагогической мысли как наука и

Учебный предмет

       Поиски путей усовершенствования профессионально-

педагогической подготовки будущих учителей характеризуются

усилением внимания к развитию индивидуальности студентов,

расширению сферы их профессиональ- ного мышления и творчества, что

невозможно без осознания ими глубинных связей педагогических идей,

явлений и фактов в их целостности и взаимодействии в рамках

общекультурного процесса применительно к различным цивилизациям.

       Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке

начали формироваться только в XIX в. в общем контексте развития

науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание

предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность,

задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но

и самой практики воспитания, образования и обучения. Предметом

истории педагогики является историческое развитие взглядов на

воспитание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция

практики воспитания в различных формах: семейное воспитание, специ-

ально организованная воспитательно-образовательная работа различного

рода учебных заведений; деятельность разнообразных общественных

организаций, имеющая своей целью содействие умственному,

нравственному, физическому и эстетическому развитию молодежи.

       В конце XIX — начале XX в. и на Западе, и в России историки

педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описанием прошлого,

начали предпринимать попытки объяснения причин изменений в

развитии взглядов на воспитание и его практику. Это было связано как с

развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных

конфликтов в обществе.

       При любом подходе к истории педагогики можно утверждать, что ее

основные функции остаются неизменными: это осмысление причин

возникновения воспитания как социального явления и закономерностей

его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач

организации и содержания воспитания и образования с особенностями

отдельных исторических периодов.

       История педагогики тесно связана с историей многих других наук о

человеке, особенно таких, как философия, психология, физиология. Учет

этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и

трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации

воспитания, образования и обучения.

       В нашей стране по сложившейся традиции уже с XIX в. было

принято рассматривать отдельно друг от друга историю педагогики на

Западе и в России. С одной стороны, это понятно, поскольку развитие

культуры, в том числе и педагогической, тесно связано со спецификой

развития отдельных стран и народов, с другой — это приводило к

рассмотрению развития культуры России в отрыве от культурного

развития народов Европы, хотя здесь на самом деле существует известная

общность эволюции общеевропейской цивилизации, по крайней мере с

момента христианизации Руси.

       После 1918 г. периодизация истории педагогики в новой России

приводила к одному результату: жесткому привязыванию оценок явлений

и фактов развития педагогики и школы к заданным идеологическим

установкам, что с собственно научным подходом нельзя считать

совместимым.

       Нужно особо подчеркнуть, что вторая половина XX века, по

существу, сливается с современностью. Историческое рассмотрение

прошлого требует отстраненности во времени, и поэтому оценка

развития школы и педагогики второй половины XX века пусть будет

задачей исследователей уже в XXI веке.

       Рассматривая историю педагогики в качестве учебного предмета для

будущих педагогов, необходимо учитывать функцию учителя в школе,

который, независимо от своего желания, является не только

транслятором знаний, но и образцом для учащихся. Он персонифицирует

в своей личности, в своем поведении и общении с окружающими

духовные и нравственные ценности.

       Осмысление исторического опыта человечества в области

воспитания, образования и обучения подрастающего поколения помогает

студенту-педагогу осознать значимость индивидуального стиля работы

учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может

ограничиваться простым следованием рекомендациям, от кого бы они ни

исходили.

       Историко-педагогическая образованность позволяет современному

педагогу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов,

которые существовали и существуют в педагогической науке и

воспитательно-образовательной практике. Историко-педагогические

знания помогают и будущему учителю, и учителю-практику в

осмыслении профессионально-педагогической деятельности как таковой

и своих взглядов на нее.

       Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая

практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с

его учетом будущее. В такой сложной обстановке историко-

педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно

действовать в современных условиях, учитывая будущее.

       Осмысление студентами высшей педагогической школы развития

практики воспитания и постепенного преобразования неупорядоченных

размышлений о воспитании в педагогическую науку должно помочь им

разумно подходить не только к оценке фактов и явлений прошлого, но и

к деятельности многих, недавно весьма популярных «педагогов-

новаторов», к оценке разнообразных педагогических «инноваций»,

большинство из которых при внимательном рассмотрении оказываются

далеко не новыми, а повторяющими в своей сущности ранее высказывав-

шиеся мысли или попытки внесения в школьную практику каких-то

изменений, пусть в иных исторических условиях. В этом, конечно, нет

ничего предосудительного, но авторы различных новаций обязаны

помнить о своих предшественниках, учитывать их опыт, давая ему

оценку с точки зрения и того времени и современности.

       Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в

первобытном обществе около 40 тыс. лет назад. Его целями были

подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей и

овладение им навыками охоты, ловли рыбы, изготовления оружия и т.п.

При этом происходило усвоение ребенком определенного взгляда на мир,

а также овладение необходимыми навыками общения. Так человек

приспосабливался к окружающей его материальной и общественной

жизни путем подражания и собственной активности. По мере того как

развивался человек и общество в целом, постепенно изменялось и

воспитание.

       Из необходимости сохранения и передачи знаний, практического их

использования появился специальный социальный институт — школа.

Она возникает за несколько тысячелетий до нашей эры в странах Древ-

него Востока благодаря изобретению различных видов письменности -

шумерского, китайского, египетского письма. Пятое тысячелетие до н.э.

считается началом истории школы._

 

Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и античного общества

       В Сирии, Ассирии, Палестине, Египте, Китае и Индии в городах,

при общинах, храмах стали создаваться школы. В Древней Индии

возникли лесные школы, где вокруг гуру (учителя) собиралась группа

учеников. В Древнем Китае школы вначале возникали в жилищах для

престарелых, бравшихся за обучение молодежи.

       Как правило, в школах обучались дети из свободных и

состоятельных семей. Но возникла потребность и в грамоте для

юношества незнатного происхождения — для ведения канцелярской

работы; для них также создавались школы (например, школы писцов в

Древнем Египте).

       В Древнем мире появились попытки теоретического обоснования

воспитания и обучения. Среди первых педагогов, соединивших опыт

обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был

знаменитый китайский мудрец Конфуций (551—479 до н.э.), слава о

котором облетела весь мир, хотя он даже не оставил никаких письменных

поучений. Он считается первым Учителем Китая, и память о нем

сохранилась до наших дней.

       Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем

человечности». До Конфуция признавались только боги, цари, герои; он

же провозгласил: человек — творец культуры, создающий Прекрасное,

Возвышенное и Должное, поэтому он не уступает богам. Очеловечивает

человека способность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать

других, позаботься о собственном совершенствовании — это главный

завет Конфуция.

       В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его

высказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и

советы педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост

любой личности.

       Обучение имеет целью развить духовную чуткость ученика;

подлинно образованный человек может сделать мир свободным.

Самообладание, скромность, усердие, здравый смысл способны привести

любого к вершинам мудрости. Великие свершения начинаются с малых

дел. Мудрый учитель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно

помочь ему развиваться свободно. И он первым стал учить примером

собственной жизни, он учил учиться, совершенствуя свою природу. Он

первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие

природных задатков человека.

       Первые в истории педагогические обобщения Конфуция,

основанные на соединении с практикой, содержат афоризмы об учении: о

необходимости учить всех, об упорстве и трудолюбии ученика в

овладении книгами и др.

       Оценивая в целом цивилизации Древнего Востока, отметим, что раз-

витие их осуществлялось и благодаря школе, учению. Возникшие из на-

блюдений людей за природой знания о ее закономерностях, практическая

нужда в этих знаниях вели к обобщениям, способствовали развитию ма-

тематики, астрономии, ирригации и других научных основ. Появление

школы, выросшее из практических потребностей, способствовало в свою

очередь дальнейшему развитию наук и культуры. От Древнего мира

человечество восприняло идеи о необходимости образования, о целях

воспитания и типах обучения.

       Древняя Греция в VII—IV вв. до н.э. состояла из небольших

городов-государств — полисов, с культурой которых связано развитие

воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась

философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась

обширная литература, сложились воспитательные системы, получила

развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами

были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с

Афинами. В них определились различные педагогические системы:

спартанская и афинская.

       Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-

климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой го-

сударства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего ог-

ромным количеством рабов.

       Спарта (VII—III вв. до н.э.) в силу своего местоположения

находилась в политической изоляции от других греческих государств.

Спарта отличалась огромным военным потенциалом и стабильностью по-

литической системы.

       Целью спартанского воспитания была подготовка сильного,

выносливого, мужественного воина, члена военной общины.

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство

контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми

в еде, не боящимися темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7—15; 15—20; 20—30) человек постоянно находился

в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они

находились до 18 лет; это государственная система воспитания. Как

писал Плутарх, мальчики вместе жили и ели, приучались стойко перено-

сить лишения, одерживать победы над противником.

       Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль

приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик

получал плащ, который защищал его от холода и зноя, спал на циновке,

сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли

и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина

уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья,

борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

       В 14 лет каждый спартанец проходил через агон — публичную

порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и

выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими

воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой

воспитания было приучение к немногословию, четкости и чистоте речи,

соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в мини-

мальном объеме.

       С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали

право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в об-

лавах и расправах над подозрительными илотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращались военная подготовка и

физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие

установки.

       Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и

неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были

также суровы и целеустремленны, как и мужчины. Девочки состязались в

беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Нагими

девушки принимали участие в торжественных шествиях, плясали и пели

при исполнении разных обрядов вместе с юношами.

       Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы

стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо

именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время

войны спасают государство...» (Лукиан).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с

ними были мать, нянька, раб-дядька.

       После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно):

- мусические (8—16 лет) — дававшие литературное и музыкальное

образование и некоторые научные знания;

- палестры (13—14 лет) — школы пятиборья: бег, прыжки, борьба,

плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца,

в котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики

участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане

вели с детьми беседы на нравственные темы;

- гимнасии (16—18 лет) — их было три: Академия, Ликей и

Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они

совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка.

Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного

философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями

молодежи — так осуществлялось свободное общение взрослых и

подростков;

- эфебии (18—20 лет) — двухгодичные военные государственные

организации, где учили юношей военному делу.

       В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было

добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удер-

жать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты

— странствующие учителя, среди которых были писатели, государст-

венные деятели.

       Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом

заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были

диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату,

аудиторией могла стать любая улица или площадь. Такие занятия были

своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной

формы обучения стал метод Сократа (469—399 до н.э.). Сократ вел

почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От

него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и

сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на

строгом логическом основании. («Повивальное искусство рождения

истины», как образно определял свой метод Сократ.)

       Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой

системой внешкольного образования, которое оказывало большое влия-

ние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры — олимпиа-

ды, и изобразительное искусство, и архитектура — целая система

культурных воздействий.

       В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических

идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля

определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы,

на которых строятся воспитание и образование. Многие из

педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в

последующие века.

       Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества.

Здесь широко использовались средства физического воспитания и закал-

ки; доказана возможность гармоничного развития; выявлена связь содер-

жания воспитания, его средств с возрастом ребенка. Гармоничное разви-

тие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных

и благородных идей в педагогике.

       В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из

античности, например, такие понятия: «педагог», «гимназия», «лицей»,

«школа»._

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...