Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Выявление ошибок и противоречий в законодательной и правореализационной деятельности. Создание досье законов.
При выявление ошибок и противоречийв законодательной и правореализационной деятельностисубъектов и участников мониторинга закона (недостаточная регламентация административных процедур, выявление административных барьеров и т.п.) необходимо: (1) внести изменения в правовые акты, регулирующие законодательную и правореализационную деятельность субъектов и участников мониторинга нормативных правовых актов; (2) волевая (административная) корректировка поведения субъектов и участников мониторинга нормативных правовых актов в ходе осуществления ими законодательной и правореализационной деятельности (повышение эффективности взаимодействия, изменение форм деятельности и т.п.); (3) составить и скорректировать планы работы субъектов и участников мониторинга нормативных правовых актов в целях совершенствования законодательства; (4) усилить контроль за деятельностью подведомственных структур. При выявлении ошибок и противоречий в законодательстве следует: (1) разработать государственную концепцию (программу) развития законодательства РФ и соответствующую им концепцию (программу) развития законодательства субъектов РФ, которые должны определить основные тенденции развития законодательства и его отдельных отраслей, основываясь на результатах анализа действующего законодательства; (2) внести изменения в правовые акты, отменить правовые акты, принять новые правовые акты; (3) выработать новые, более эффективные приемы правового регулирования конкретных правоотношений; (4) реализовать право законодательной инициативы. При выявлении и устранении причин, вызывающих появление противоречий в законодательстве, необходимо: (1) определить уровень социальной значимости мониторинга закона и степени эффективности правового регулирования им конкретных правоотношений; (2) принять меры правового, финансового, административного и иного характера для создания благоприятной социально-экономической среды, разрешения иных напряженных ситуаций, связанных с действием закона; (3) применить меры ответственности или совершение действий, направленных на привлечение к ответственности нарушителей; (4) составить перечень правовых актов, которые необходимо принять во исполнение закона. О создании «досье законов» В качестве примера мониторинга правоприменения в целях обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации рассмотрим динамику развития федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» («досье законов»). Анализируя сводную информацию об отзывах органов государственной власти субъектов Российской Федерации на доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» 2006 г., следует отметить, что идею «досье закона», поддерживают большинство субъектов Российской Федерации. В частности, в письме администрации Президента Республики Башкортостан2 говорится о том, что в докладе содержится аргументированное предложение о создании досье на принимаемые законы как одной из основных форм осуществления непрерывного мониторинга законодательства и правоприменительной практики, обеспечивающей постоянное сопровождение закона от возникновения потребности в его разработке до прекращения действия. Глава Республики Коми1 отмечает значение доклада с практической точки зрения и включение в него «досье закона» как механизма мониторинга законотворчества и правоприменения. В отзыве губернатора Вологодской области2 обозначена оценка реализации законодательства, как одного из важнейших элементов анализа его эффективности, поскольку, правовая норма «рождается» в процессе применения. Позитивным в связи с этим следует признать и формирование «досье закона». Однако необходимо не просто установить факт законодательного дефекта, но и создать механизм оперативного устранения данного дефекта, а также недопущения повторения данного дефекта в последующих законодательных актах. В связи с этим губернатор считает необходимым включить в систему мониторинга отдельные элементы перспективной оценки (учет допущенных ранее нормотворческих ошибок на стадии проектирования правовой нормы). Кроме того, в отзыве губернатора Вологодской области содержится практическое предложение о дополнении «досье закона» разделом, содержащим выявленные в процессе реализации правовой нормы правотворческие ошибки. Созданная таким образом «картотека правотворческих ошибок» позволила бы избежать многих недочетов уже на этапе проектирования правовой нормы. Такая новация представляется интересной и необходимой, это еще один шаг борьбы с «заплатным» законодательством и за качество нормативного правового акта. Самым сложным и наименее разработанным при формировании досье, по мнению главы администрации Архангельской области3, является вопрос об обобщенном и объективном представлении результатов применения законов. Для его решения необходимо объединить усилия с исполнительными органами государственной власти (включая правоохранительные органы) и органами судебной власти. Совет Федерации при поддержке регионов стремится к тому, чтобы выводы и рекомендации, содержащиеся в «досье закона», позволяли постоянно улучшать законодательную деятельность. Со временем «досье закона» будет не только идеей или моделью, но и прагматичной реальностью. Любая проблема — общественная, социальная или отраслевая, — нуждающаяся в новом правовом регулировании, начиная с этапа зарождения законодательной инициативы до процесса применения принятого закона, будет сопровождаться досье. И здесь самое важное — мониторинг практики применения уже принятого закона на уровне исполнительной власти, физических лиц,юридических лиц, правоохранительных и судебных органов. Для дальнейшей работы в области мониторинга законодательства важен ретроспективный опыт. В дальнейшем такие досье как продукт коллективного законотворчества необходимо готовить синхронно по времени, когда закон зарождается, принимается и применяется. Совет Федерации полагает, что в перспективе на все законы, а также принимаемые министерствами и ведомствами нормативные акты целесообразно готовить полноценное досье, где будут зафиксированы все отзывы, экспертные заключения, дискуссионные моменты в процессе обсуждения законопроектов и замечания, высказанные в ходе их принятия. Законы должны формулироваться четко, с минимальными отсылочными нормами. Для решения этого вопроса планируется включить в «парламентский»1 пакет законов норму о том, что именно на стадии одобрения законопроекта Советом Федерации к нему должен прилагаться полный набор проектов тех нормативных правовых актов, создание которых планируется Правительством Российской Федерации, министерствами и ведомствами в связи с его реализацией, а не потом, как это происходит сейчас, когда спустя месяцы и годы после принятия закона готовятся инструкции, подчас полностью искажающие сам закон. Именно такой подход позволит осуществлять более тщательное, прозрачное и четкое отслеживание сопутствующих нормативных актов к тому или иному закону и более квалифицированную оценку, анализ, прогноз, системный синтез. Оценив закон, сравнив эту оценку с тем, что было известно ранее, сделав прогноз того, как закон будет читаться, пониматься, трактоваться и исполняться, необходимо все эти сведения обобщить и использовать полученный результат мониторинга в законодательном процессе. Поэтому досье — это системная деятельность по оценке, анализу, прогнозу и обобщению результатов законотворческой деятельности и правоприменения, а мониторинг — важнейший непрерывный инструмент всей системы права, системы консолидированной работы всех субъектов конституционного партнерства и институтов гражданского общества.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 553. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |