Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контроль за ходом реализации результатов мониторинга.




Отсутствие правовой регламентации исполнения обязанности субъектов мониторинга по его организации и осуществлению вле­чет за собой низкую результативность их законодательной и право­реализационной деятельности и деятельности участников монито­ринга правового акта, что приводит к снижению качества прини­маемых законов и нестабильности общественных отношений. Такая деятельность по осуществлению мониторинга акта может привести, например, к тому, что под действие мониторинга акта будет неод­нократно подпадать один и тот же объект. Осуществление одной и той же деятельности разными субъектами и участниками монито­ринга приводит к необоснованным затратам финансовых и трудо­вых ресурсов, беспорядочности административных процедур. Осо­бенно нежелательны такие последствия, когда речь идет о монито­ринге, осуществляемом органами государственной власти, которые не должны позволять себе такую неэффективную работу.

Кроме того, установленные в правовых актах регламентные процедуры организации и проведения мониторинга закона, обес­печивающие реализацию функции государственного управления, будут осуществляться от имени государства, что, безусловно, повы­сит значение этого правового института в жизни общества. В свою очередь, имея законодательно установленную возможность участ­вовать в осуществлении мониторинга нормативного правовых ак­тов (т.е. в государственном управлении), участники этого монито­ринга получат реальную гарантированную возможность оказывать влияние на социально-экономические процессы, происходящие в государстве.

В то же время, как уже отмечалось, для эффективного право­вого регулирования организации и ведения мониторинга закона необходимо определить методологические и методические основы мо­ниторинга.

Таким образом, встает вопрос о том, что должно быть первич­ным — принятие соответствующих правовых актов, устанавливаю­щих порядок организации и ведения государственными органами мониторинга закона, или разработка теоретических обоснований для этих действий. Полагаем, что последовательность действий должна быть следующей.

1. Принятие государственной программы по разработке и внедре­нию государственной Концепции мониторинга закона,обеспечивающей создание единой системы мониторинга, охватывающей всех субъектов и участников мониторинга закона. Справедливо считают те ученые, которые утверждают, что для обеспечения единства правового про­странства в России необходимо планировать стратегию законотвор­чества на десятилетие вперед. Достижению этой цели призваны способствовать разработка и утверждение общегосударственной программы законотворчества, объединяющей федеральный, субъ­ектный и муниципальный уровни правотворчества. Основопола­гающим в этом процессе должен стать хорошо организованный и эффективно действующий механизм мониторинга закона, начи­нающийся анализом законодательства и заканчивающийся приме­нением мер ответственности к тем лицам и органам власти, кото­рые совершили действия (бездействия), приведшие к нарушению правового пространства России1. В рамках указанной Концепции необходимо решить вопрос о создании единой государственной информационной системы мониторинга. Это позволит вести учет законодательства, осуществлять контроль, необходимый для анали­за планируемых и фактических результатов правотворчества и пра­воприменения. Для этого необходимо законодательно установить обязанность для субъектов и участников мониторинга по предос­тавлению информации уполномоченному государственному органу, определить механизм ведения мониторинга, разработать систему контроля за реализацией результатов мониторинга2.В рамках реализации этой Концепции должны быть разработаны методические и методологические основы ведения мониторинга закона, и прежде всего единый понятийный аппарат. Необходимость подготовки научных основ организации и проведения мониторинга закона как способа осуществления государственного контроля связана с решением следующих научно-практических задач:

(а) выработкой и обоснованием системных основ и механизма обеспечения действия мониторинга закона;

(б) определением критериев оценки объекта мониторинга, мер по предотвращению и устранению недостатков законодательного регулирования;

(в) обеспечением содействия в проведении государственных реформ и реализации законов;

(г) снижением количества правовых актов, не соответствующих социально-экономическим потребностям общества и действующему законодательству(д)   совершенствованием законодательного процесса и правореализационной процедуры.

2. Внесение изменений в правовые акты, устанавливающие полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ по осуществлению контроля за состоянием законодательства. В данном контексте уместно сказать о законодательном установлении мер ответственности не только за нарушения законодательства, выявленные в ходе проведения мониторинга закона, но и за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий по осуществлению самого мониторинга. Внесение этих положений в правовые акты обеспечило бы большую степень ответственности за эффективность деятельности государственных органов и подведомственных им структур. В последнее время обсуждается вопрос о повышении ответственности государственных органов путем усиления их материальной заинтересованности в конечных результатах их деятельности. Речь идет об осуществлении бюджетного финансирования по конечному результату деятельности.

3. Создание специализированных субъектов и участников мониторинга либо органов или структурных подразделений в составе субъектов и участников мониторинга. Например, в целях организации макроанализа состояния законодательства РФ, а также для выработки и утверждения методологии мониторинга правовой системы предлагается создать Всероссийский центр мониторинга права под патронатом Президента РФ и при активном участии Федерального Собрания и Совета законодателей1. Необходимо организовать подготовку квалифицированных специалистов, способных осуществлять мониторинг закона, проводить семинары и тренинги, оказывать консультативную помощь субъектам и участникам мониторинга, изучать и распространять опыт организации и ведения мониторинга, издавать печатную продукцию по популяризации (пропаганде) мониторинга закона в целях формирования благоприятного общественного мнения о нем.

4. Выявление причин недостаточной эффективности законодательства и его применения на практике направлено на то, чтобы с помощью организационных и правовых возможностей субъектов и участников мониторинга закона повысить уровень законности и правопорядка в стране, степень правосознания и правовой культуры граждан, государственных органов и организаций. Однако в настоящее время институт мониторинга нормативных правовых актов не имеет достаточного организационного и правового регулирования, а также не подкреплен четко сформулированными иобщепризнанными методологическими и научными исследова­ниями и выводами.

Таким образом, мониторинг нормативных правовых актов как один из актуальных правовых институтов, базирующийся на вырабо­танных и закрепленных в правовых актах методологических, право­вых и организационных основах его осуществления, должен занять приоритетное место в государственном правовом строительстве.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...