Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Дефекты действующих нормативно-правовых актов и методы выявления сбоев и несогласованности в нормативно-правовых актах.
Несогласованности присущи любой системе и обнаруживаются они прежде всего на уровне первичных элементов. Действующее российское право содержит немало различного рода дефектов: · коллизии, · пробелы, · антиномии, · нормативное излишество, · несовершенство правовых конструкций, · нерациональное расположение правовых норм1, которые в отдельных ситуациях могут выступать в качестве факторов правовой энтропии. Эффективность правового регулирования зависит Ø от сведения дефектов к минимуму, от того, Ø насколько оперативно они преодолеваются в ходе реализации правовых норм. Право должно стремиться к непротиворечивости юридических норм, оптимальной полноте правового регламентирования общественных отношений, структурной организованности и т.д. Дефекты действующих нормативно-правовых актов 1. Антиномия (противоречия) права — одна из наиболее серьезных и «агрессивных» деформаций права как системного образования, ибо она покушается на ведущее, основное качество права — быть системным, гармоничным социальным регулятором общественных отношений.Противоречивые правила при появлении юридических фактов приводят к Ø столкновению, Ø коллизии норм, что не только Ø усложняет правоприменительный процесс в каждом конкретном случае, но и неизбежно снижает юридический эффект в целом. Противоречивыми юридические нормыможно назвать тогда, когда они предлагают разные решения по одному вопросу1. Виды антиномии. А. Степень противоречивости норм не всегда одинакова. В этой связи следует выделять антиномию, возникающую в случаях менее существенных различий (например, разные санкции за одно и то же деяние). Б. Кроме того, необходимо различать явные и скрытые противоречия правовых норм.Первые хорошо видны в самом тексте норм, их обнаружение не составляет труда. Вторые могут быть выведены только при помощи определенных аналитических операций2. Скрытые противоречия обнаружить сложнее, большую трудность составляет и их преодоление в процессе правоприменения. Антиномию права образуют и так называемое нормативное излишество. Под ним следует понимать множественность правовых норм, по-разному регулирующих одно фактическое отношение, что, несомненно, приводит к неопределенности, дезорганизации, обострению противоречий в сфере права. Однако необходимо учитывать, что множественность юридических норм в праве по одному вопросу нельзя расценивать только как негативное явление. Существование в праве разных правил по одной и той же проблеме может быть вызвано и другими причинами, напримерналичием в праве нескольких норм для одного отношения. Это позитивное существование нескольких правил можно назвать содержательным, его природа обусловлена необходимостью наслоения в отдельных случаях объемов регулирования, что важно для более точной правовой квалификации, что приводит к упорядоченности и снижению правовой энтропии. 2.Антиномия норм и нормативное излишество как ее наиболее сложная форма образуют правовые коллизии3. Коллизии как вид дефектов права нашли отражение в новом, активно развивающемся направлении правовой науки — юридической конфликтологии4. Однако единой концепции до сих пор не сложилось. Негативное влияние коллизий норм права на правоприменительную деятельность, согласованность законодательства, состояние законности велико. Коллизия возможна § не между законами, а § их содержанием — нормами права или более крупными элементами: институтами, отраслями, частным и публичным правом, нормами международного и национального права. Коллизия норм права имеет следующие черты. 1. это отношение нескольких норм права, действующих фактически; 2. содержание данных норм права не совпадает; 3. юридические нормы при этом призваны регулировать однородные общественные отношения. 4. Коллизия норм права — это расхождение содержания двух и более норм права, регулирующих одно и то же общественное отношение1. Необходимо обратить внимание на такой вид коллизий норм права, как аномальные коллизии. Они возникают, когда система права находится в деформированном состоянии. Здесь очень сложно проследить влияние факторов. Берутся два системных образования — система права и норма права. В системе права происходят изменения дезорганизующего характера, которые обусловливают появление аномальных коллизий в норме права. Аномальные коллизии проявляются очевидно или в скрытой форме. В первом случае законодатель сознательно создает норму, которая регулирует общественные отношения вразрез уже существующей норме, рассчитывая преодолеть или устранить дефект в дальнейшем. Скрытые аномальные коллизии являются следствием правотворческой ошибки, несовершенства законодательной техники, юридической терминологии, особенностей современного русского языка. 3. Фикция Используется и Ø на уровне формирования и развития правовых конструкций, и Ø на уровне правотворческой деятельности, и Ø на уровне правореализации. Применительно к этим различным сферам фикция приобретает специфические черты и качества. В системе правореализации фиктивные конструкции часто применяются для достижения противоправных целей.Фикция может вполне удачно «вписываться» в самые разнообразные правовые технологии, в том числе и негативные, «теневые». Таким образом, понятие «правовая фикция» охватывает целый ряд явлений разного порядка, но одинаковых по своей сущности. Характерная особенность фикции — в том, что она, имея одно и то же значение («это то, чего нет, нечто несуществующее»), применительно к разным явлениям имеет разное значение и выполняет разные функции в праве. На уровне правотворческой деятельности фиктивное может проявляться как свойство норм права и не соответствовать потребностям общества в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Фиктивное на уровне реализации проявляется в фиктивных сделках и фиктивных состояниях, иных действиях, имеющих целью своеобразную корректировку действительности с самыми разнообразными намерениями (стремление вызвать те или иные правовые последствия или, напротив, избежать их). Особо необходимо сказать о фиктивности правовых норм. Фиктивная норма закрепляет внешне реальное, возможное в принципе положение, но положение это в силу каких-либо причин не реализуемое. Фиктивность норм имеет различные истоки: § недостатки законодательной техники, § непродуманность механизма реализации нормы, § «дикое» лоббирование, § отстаивающее узкокорпоративные интересы, и т.п.1 К фиктивным правовым нормам могут быть отнесены нормы, явно неадекватные по политическим, идеологическим, ментальным и иным основаниям той правовой системе, в которую они включены. Например, Ø копирование зарубежных правотворческих решений, Ø внедрение юридических конструкций, институтов, норм, давно и успешно действующих в рамках других правовых систем, но с трудом вписывающихся в отечественную юридическую практику, Ø внедрение в правовую систему тоталитарного государства норм, провозглашающих свободу слова, печати, шествий и демонстраций и т.п. Такие нормы представляют собой фиктивные объекты в рамках обусловленной совокупностью объективных факторов системы права и относятся к чистым формальным правовым возможностям, т.е. представляют собой бездействующие, «мертвые» нормы. Фиктивная правовая норма — разновидность правотворческой ошибки, возникшей вследствие добросовестного заблуждения нормодателя, обусловленного неполнотой познания правовых явлений или несоответствия конкретного правового веления основам идеологии государства, результатом которой является правовая норма, обладающая формальной правовой возможностью2. 4. Существует неоправданное дублирование правовых норм. Дублирование представляет собой совпадение объемов и смыслового содержания норм и возникающую на этой основе тождественность правового регулирования. Повторение правовых предписаний имеет место на любом уровне структуры права, начиная с конституционного и кончая локальным. Дублирование, как и антиномия, образует множественность правил по одному вопросу.Вместе с тем оно имеет особенности. Дублирование § не рассогласовывает систему права и потому § не ставит правоприменителя в ситуацию выбора норм, как при коллизии. Однако различают |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 660. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |