Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы выявления сбоев и несогласованности в правовой сфере.
Система методов выявления несоблюдения пределов компетенции органов государственной власти, управления и общественных организаций при издании нормативных правовых актов должна состоять из следующих методов: Ø наблюдение, Ø сбор информации, Ø анализ, синтез, Ø оценка, Ø прогнозирование. При выявлении наличия в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права и наличия ошибок юридико-технического характера могут быть использованы такие средства и приемы, как § психологические, § конкретно-социологические, § математические, § моделирование, § абстрагирование, § интервьюирование, § социологические опросы, § проведение конференций, круглых столов и др. Данные приемы и средства могут быть применены в рамках как одного метода, так и нескольких методов. Методика выявления искажений смысла положений нормативных правовых актов в процессе их применения, а также методы выявления неправомерных и необоснованных решений в ходе применения нормативных правовых актов базируются на принципах, которые выступают основополагающими началами проведения мониторинга правоприменения, которым должны быть подчинены все действия в ходе его проведения. Это · принципы научности, · всесторонности и · комплексности, · законности, · информационной открытости, · плановости, · финансовой обеспеченности, · коллегиальности. Оценка формы нормативного правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет наличия коррупционных факторов в соответствии с критериями коррупциогенности относится к предмету соответствующего юридического исследования, в котором должны использоваться как общетеоретические и специальные познания, так и знание практики применения законодательства и подзаконных актов. Для детального изучения действующей практики рекомендуется обращение к · средствам массовой информации, · источникам в Интернете, · консультации в государственных органах (в том числе выполняющихфункции контроля и надзора), · общественных и саморегулируемых организациях. · Полезно использовать предварительный анализ сложившейся коррупционной практики и действующих коррупционных схем. Это позволит выявить не только типичные, но и специфические, характерные для данной сферы деятельности коррупционные факторы. При поступлении акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый акт, рекомендуется Ø проводить юридическое исследование измененного (дополненного) акта и Ø составлять заключение на измененный (дополненный) акт. Если акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый акт, устанавливает также новые нормы или вносит изменения (дополнения) в большое количество актов, Ø возможно составление заключения на акт о внесении изменений (дополнений). Особое внимание рекомендуется уделять анализу тех нормативных правовых актов,которые · формулируют полномочия органов исполнительной власти во взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами, а также · порядок и · сроки реализации этих полномочий. Субъектом осуществления полномочий может признаваться Ø государственный орган, Ø государственный служащий, Ø должностное лицо. При анализе полномочий государственного служащегонеобходимо сопоставить их с должностным регламентом, который является составной частью административного регламента государственного органа. В целях осуществления антикоррупционной экспертизынормативный правовой акт (проект) поверяется на коррупциогенность. При определении наличия коррупциогенных факторов в соответствующей сфере рекомендуется 1.выявить место рассматриваемого акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и 2. их соотношение. 3.Прежде всего рекомендуется установить, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным федеральным актом) принят акт, 4. соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции РФ и федеральном законодательстве. 5.Следует также учесть все изменения (дополнения), внесенные в федеральные нормативные акты, а также в акты субъекта Российской Федерации. В отношении полномочий, которые наделяют государственного служащего возможностью выбора, необходимо · определить по каждому полномочию, которое связано с наложением на граждан и юридических лиц ограничений и обременений, причину коррупциогенности, а также · возможные проявления коррупции и · степень коррупциогенности. В целях выявления коррупциогенности,возникающей в результате дублирования функций и полномочий органов государственной власти субъекта/избыточного государственного регулирования, рекомендуется руководствоваться определением следующих положений: (1) осуществляется ли данная функция реально на сегодняшний день; (2) обоснованно ли функция передается на региональный уровень власти (в соответствии с принципом субсидиарности); (3) существует ли конфликт совмещения властных функций (правоустанавливающих и правоприменительных) с функциями хозяйствования; (4) существует ли конфликт совмещения правоустанавливающих и правоприменительных функций; (5) не является ли функция судебной; (6) не является ли реализация функции избыточным вмешательством в хозяйственную деятельность рыночных субъектов (противоречащей духу Конституции РФ); (7) может ли функция быть выполнена рынком; (8) может ли функция быть возложена на рыночное саморегулирование; (9) не превышает ли общее регуляторное бремя (совокупные издержки ведомства по осуществлению функции и регулируемых субъектов по удовлетворению соответствующих требований) реальную выгоду от реализации функции; (10) не является ли функция обеспечивающей внутреннюю деятельность ведомства (а не функцией государственного управления). Для обнаружения противоречия федеральному законодательству акта необходимо изучить правовое регулирование вопроса и оценить его полноту, что требует обращения к широкому кругу нормативных источников. Путем подзаконного регулирования устанавливаются новые обязательные правила поведения, которые в условиях отсутствия закона фактически становятся единственным и высшим по юридической силе источником регулирования общественных отношений. Причем регулироваться могут даже вопросы, которые должны составлять исключительный предмет закона, а не подзаконного акта. Для обнаружения пробела в регулировании требуется системный подход к нормативному правовому акту. Следует, например, проверить, · как реализуются в дальнейших нормах цели и задачи акта, закрепленные в его вводной части или первых статьях, · все ли они раскрываются и · детализируются. Строго говоря, этот фактор невозможно диагностировать при анализе уже принятого нормативного правового акта. Его суть заключается как раз в коррупциогенном отсутствии требуемого акта.Это проявление коррупциогенности можно обнаружить, Ø анализируя в комплексе весь блок принятых нормативных правовых актов органа исполнительной власти, Ø статутные акты и Ø сложившуюся практику деятельности этого органа. Орган исполнительной власти, руководствуясь в том числе коррупционным интересом, может предпочитатькак можно дольше не издавать нормативный акт, чтобы принимать в каждом конкретном случае индивидуальные акты, оставляя за собой право выбора решения. Следует иметь в виду, что под коллизией в праве понимается противоречие норм одного или разных уровней, затрагивающих права и законные интересы физических лиц и организаций. Наличие коллизии в отдельной норме позволяет государственному служащему произвольно, по собственному усмотрению выбирать норму, подлежащую применению, что существенно повышает вероятность коррупционных сделок.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 2466. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |