Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. Мониторинг нормативных правовых актов: понятие, субъекты, объекты.




Тема 5. Проблемы осуществления мониторинга правоприменения в целях обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации.

Раздел 2. Мониторинг нормативно-правовых актов.

Вопрос. Мониторинг нормативных правовых актов: понятие, субъекты, объекты.                                                           

Вопрос. Механизм осуществления мониторинга нормативно-правовых актов 

Вопрос. Результаты мониторинга нормативно-правовых актов и способы их реализации                                                            

Вопрос. Дефекты действующих нормативно-правовых актов и методы выявления сбоев и несогласованности в нормативно-правовых актах

Вопрос. Выявление ошибок и противоречий в законодательной и правореализационной деятельности. Создание досье законов.    

Вопрос. Мониторинг нормативных правовых актов: понятие, субъекты, объекты.

К предмету исследования проблем мониторинга правопримененияотносится изучение

§ мониторинга проекта нормативного правового акта,

§ мониторингапринятого нормативного правового акта и

§ мони­торинга его применения.

 

Мониторинг нормативных правовых актов (НПА)один из эле­ментов законодательного процесса и правореализационной деятель­ности. Этот важный для эффективного правового регулирования правовой институт следует рассматривать во взаимосвязи с полно­мочиями государственных органов по осуществлению государст­венного контроля, обеспечивающей его должное положение в госу­дарственном управлении, только тогда он станет общественно зна­чимым явлением.

Осуществляемый государственными органами и их должност­ными лицами в силу возложенных на них обязанностей мониторинг правовых актов отличается от аналогичных действий, проводимых иными органами и лицами в силу их волеизъявления (например, официальное толкование закона отличается от его неофициального разъяснения).

Юридически значимые правовые последствия ука­занных действий различаются — в первом случае они наступают, а во втором — нет. Мониторинг указанных актов должен стать эле­ментом государственного управления, по результатам которого уполномоченными органами или лицами должны приниматься со­ответствующие меры и решения. Поэтому можно согласиться с точкой зрения тех ученых и практиков, которые считают, что орга­низация и осуществление мониторинга должны стать полномочиями государства. Эта же позиция видна в рассуждениях некоторых ис­следователей о сущности государственного контроля, который «призван обеспечить нормативно урегулированную деятельность путем анализа и проверки реализации законов и иных правовых ак­тов и обоснованности совершаемых действий»2.

При осуществлении мониторинга рассматривается правомер­ность принятия правовых актов, изучается фактическая ситуация и проводится оценка совершенных действий. Аналогичной точки зре­ния придерживаются другие исследователи, полагая, что одной из стадий процедуры контроля является стадия принятия решения о применении принудительных мер к подконтрольному объекту3. Именно с этих позиций и предлагается рассматривать мониторинг закона и других нормативных правовых актов.

Учитывая вышеизложенное, мониторинг закона — это метод осу­ществления государственного контроля планируемого (прогнозируе­мого), текущего и перспективного состояния и практики применения закона и принимаемых во исполнение этого закона правовых актов, заключающийся в системном и постоянном сборе и анализе инфор­мации о состоянии наблюдаемого объекта в целях предотвращения и/или устранения нежелательных последствий его применения4.

Мониторинг нормативных правовых актов — это способ осуще­ствления государственно-правового управления социально-эконо­мическими процессами. Он является деятельностью государства в лице уполномоченных им органов и должностных лиц по осуществ­лению проверки, наблюдения, оценки, анализа нормативного пра­вового акта и принимаемых в его исполнение правовых актов в целях выявления соответствия (несоответствия) их состояния запланиро­ванным показателям их действия. Системный и постоянный характер такого мониторинга и его осуществление как на стадии законодательного процесса, так и в ходе реализации актов влияют на формирование принимаемых государст­вом решений и отражают государственную политику, выстроенную на основе закрепленных в Конституции РФ демократических институтов.

Будучи методом осуществления государственного контроля, мони­торинг нормативного правового акта обеспечивает законность и правопорядок путем выявления нежелательных последствий дейст­вия актов либо их нарушений, выработки наиболее эффективных способов устранения этих нарушений, а также формулирования предложений по применению мер воздействия на нарушителей.

Объектами мониторинга могут быть:

§ закон;

§ нормативные право­вые акты;

§ закон и правовые акты, принятые во исполнение закона и нормативного правового акта (правовой комплекс);

§ проект закона и иные нормативные акты.

Осуществление стратегически мотивированной, продуманной деятельности в рамках законодательного процесса невозможно без осуществления в масштабах страны комплексного анализа всех сфер общественных отношений.

Органы государственной власти, иные государственные органы и их должностные лица, а также специально созданные указанными органами структуры, в соответствии с законодательством обладаю­щие полномочиями по осуществлению государственного контроля за состоянием законодательства, можно отнести к субъектам мони­торинга нормативного правового акта.

Участниками такого мониторинга можно назвать юридических и физических лиц, которые обладают юридически значимой возмож­ностью участвовать в осуществлении государственного контроля за состоянием законодательства.

Правомочия 1.субъектов и 2.участников мониторинга этих актов различаются:

1. для первых осуществление мониторинга является подконтрольной государству обязанностью, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой должна наступать юридическая ответственность,

2.а для вторых — правом, которое они получили от субъектов мониторинга и могут использовать его хоть и в установ­ленном порядке, но по своему усмотрению.

Деятельность субъектов мониторинга нормативных правовых актовдолжна быть направлена на

Ø создание реальных возможностей для эффективного осуществления государственного управления, а также

Ø на непосредственное осуществление государственного управ­ления в интересах личности и общества, совпадающих с политическими и социально-экономическими интересами России.

Для осу­ществления указанной деятельности, прежде всего, необходимо ре­шить вопрос о необходимом и достаточном законодательном регу­лировании деятельности этих субъектов. Многообразие контроли­рующих органов обусловлено необходимостью осуществления контроля во всех областях государственного управления и влечет за собой многочисленность правовых актов, устанавливающих их полномочия. По мнению некоторых исследователей, эти правовые акты должны быть заменены одним федеральным законом, приня­тым в развитие немногочисленных положений Конституции РФ, закладывающих основу государственного контроля. Федеральный закон необходим, так как, по оценке некоторых специалистов, от­сутствует эффективная система координации контрольной деятель­ности между органами, осуществляющими государственный контроль, что приводит к дублированию их функций и нарушению исполни­тельской дисциплины1.

В соответствии с конституционным принципом разделения вла­стейможно выделить следующие виды субъектов мониторинга нор­мативно-правовых актов (органы государственной власти):

Ø Прези­дент РФ,

Ø исполнительные органы государственной власти РФ и субъектов РФ,

Ø законодательные органы государственной власти РФ и субъектов РФ,

Ø судебные и правоохранительные органы, а также

Ø специально созданные ими структуры (например, Уполномоченный по правам человека).

К числу участников мониторинга правовых актов относятся следующие:

Ø органы местного самоуправления;

Ø экономические субъ­екты;

Ø профсоюзы и иные общественные организации, объединяю­щие граждан по различным интересам,

Ø религиозные организации;

Ø координационные и совещательные органы, создаваемые в структу­ре или под патронатом законодательных и исполнительных органов государственной власти;

Ø граждане.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 634.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...