Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Мониторинг нормативных правовых актов: понятие, субъекты, объекты.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Тема 5. Проблемы осуществления мониторинга правоприменения в целях обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации. Раздел 2. Мониторинг нормативно-правовых актов. Вопрос. Мониторинг нормативных правовых актов: понятие, субъекты, объекты. Вопрос. Механизм осуществления мониторинга нормативно-правовых актов Вопрос. Результаты мониторинга нормативно-правовых актов и способы их реализации Вопрос. Дефекты действующих нормативно-правовых актов и методы выявления сбоев и несогласованности в нормативно-правовых актах Вопрос. Выявление ошибок и противоречий в законодательной и правореализационной деятельности. Создание досье законов. Вопрос. Мониторинг нормативных правовых актов: понятие, субъекты, объекты. К предмету исследования проблем мониторинга правопримененияотносится изучение § мониторинга проекта нормативного правового акта, § мониторингапринятого нормативного правового акта и § мониторинга его применения.
Мониторинг нормативных правовых актов (НПА) — один из элементов законодательного процесса и правореализационной деятельности. Этот важный для эффективного правового регулирования правовой институт следует рассматривать во взаимосвязи с полномочиями государственных органов по осуществлению государственного контроля, обеспечивающей его должное положение в государственном управлении, только тогда он станет общественно значимым явлением. Осуществляемый государственными органами и их должностными лицами в силу возложенных на них обязанностей мониторинг правовых актов отличается от аналогичных действий, проводимых иными органами и лицами в силу их волеизъявления (например, официальное толкование закона отличается от его неофициального разъяснения). Юридически значимые правовые последствия указанных действий различаются — в первом случае они наступают, а во втором — нет. Мониторинг указанных актов должен стать элементом государственного управления, по результатам которого уполномоченными органами или лицами должны приниматься соответствующие меры и решения. Поэтому можно согласиться с точкой зрения тех ученых и практиков, которые считают, что организация и осуществление мониторинга должны стать полномочиями государства. Эта же позиция видна в рассуждениях некоторых исследователей о сущности государственного контроля, который «призван обеспечить нормативно урегулированную деятельность путем анализа и проверки реализации законов и иных правовых актов и обоснованности совершаемых действий»2. При осуществлении мониторинга рассматривается правомерность принятия правовых актов, изучается фактическая ситуация и проводится оценка совершенных действий. Аналогичной точки зрения придерживаются другие исследователи, полагая, что одной из стадий процедуры контроля является стадия принятия решения о применении принудительных мер к подконтрольному объекту3. Именно с этих позиций и предлагается рассматривать мониторинг закона и других нормативных правовых актов. Учитывая вышеизложенное, мониторинг закона — это метод осуществления государственного контроля планируемого (прогнозируемого), текущего и перспективного состояния и практики применения закона и принимаемых во исполнение этого закона правовых актов, заключающийся в системном и постоянном сборе и анализе информации о состоянии наблюдаемого объекта в целях предотвращения и/или устранения нежелательных последствий его применения4. Мониторинг нормативных правовых актов — это способ осуществления государственно-правового управления социально-экономическими процессами. Он является деятельностью государства в лице уполномоченных им органов и должностных лиц по осуществлению проверки, наблюдения, оценки, анализа нормативного правового акта и принимаемых в его исполнение правовых актов в целях выявления соответствия (несоответствия) их состояния запланированным показателям их действия. Системный и постоянный характер такого мониторинга и его осуществление как на стадии законодательного процесса, так и в ходе реализации актов влияют на формирование принимаемых государством решений и отражают государственную политику, выстроенную на основе закрепленных в Конституции РФ демократических институтов. Будучи методом осуществления государственного контроля, мониторинг нормативного правового акта обеспечивает законность и правопорядок путем выявления нежелательных последствий действия актов либо их нарушений, выработки наиболее эффективных способов устранения этих нарушений, а также формулирования предложений по применению мер воздействия на нарушителей. Объектами мониторинга могут быть: § закон; § нормативные правовые акты; § закон и правовые акты, принятые во исполнение закона и нормативного правового акта (правовой комплекс); § проект закона и иные нормативные акты. Осуществление стратегически мотивированной, продуманной деятельности в рамках законодательного процесса невозможно без осуществления в масштабах страны комплексного анализа всех сфер общественных отношений. Органы государственной власти, иные государственные органы и их должностные лица, а также специально созданные указанными органами структуры, в соответствии с законодательством обладающие полномочиями по осуществлению государственного контроля за состоянием законодательства, можно отнести к субъектам мониторинга нормативного правового акта. Участниками такого мониторинга можно назвать юридических и физических лиц, которые обладают юридически значимой возможностью участвовать в осуществлении государственного контроля за состоянием законодательства. Правомочия 1.субъектов и 2.участников мониторинга этих актов различаются: 1. для первых осуществление мониторинга является подконтрольной государству обязанностью, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой должна наступать юридическая ответственность, 2.а для вторых — правом, которое они получили от субъектов мониторинга и могут использовать его хоть и в установленном порядке, но по своему усмотрению. Деятельность субъектов мониторинга нормативных правовых актовдолжна быть направлена на Ø создание реальных возможностей для эффективного осуществления государственного управления, а также Ø на непосредственное осуществление государственного управления в интересах личности и общества, совпадающих с политическими и социально-экономическими интересами России. Для осуществления указанной деятельности, прежде всего, необходимо решить вопрос о необходимом и достаточном законодательном регулировании деятельности этих субъектов. Многообразие контролирующих органов обусловлено необходимостью осуществления контроля во всех областях государственного управления и влечет за собой многочисленность правовых актов, устанавливающих их полномочия. По мнению некоторых исследователей, эти правовые акты должны быть заменены одним федеральным законом, принятым в развитие немногочисленных положений Конституции РФ, закладывающих основу государственного контроля. Федеральный закон необходим, так как, по оценке некоторых специалистов, отсутствует эффективная система координации контрольной деятельности между органами, осуществляющими государственный контроль, что приводит к дублированию их функций и нарушению исполнительской дисциплины1. В соответствии с конституционным принципом разделения властейможно выделить следующие виды субъектов мониторинга нормативно-правовых актов (органы государственной власти): Ø Президент РФ, Ø исполнительные органы государственной власти РФ и субъектов РФ, Ø законодательные органы государственной власти РФ и субъектов РФ, Ø судебные и правоохранительные органы, а также Ø специально созданные ими структуры (например, Уполномоченный по правам человека). К числу участников мониторинга правовых актов относятся следующие: Ø органы местного самоуправления; Ø экономические субъекты; Ø профсоюзы и иные общественные организации, объединяющие граждан по различным интересам, Ø религиозные организации; Ø координационные и совещательные органы, создаваемые в структуре или под патронатом законодательных и исполнительных органов государственной власти; Ø граждане.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 634. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |