Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состояние и общие тенденции развития гражданского общества.




 

Гражданское общество – это, прежде всего, область солидарности. Оно базируется на гражданской ответственности, сопричастности, равенстве, общности интересов, добровольности. В рамках гражданского общества, понимаемого как процесс коммуникаций, понятие «гражданин» раскрывается через понятие «участие», т.е. через его деятельность в некоммерческих организациях и гражданских негосударственных институтах. Все эти организации в настоящее время представляют собой систему «третьего сектора», который является посредником взаимодействия между населением, властными структурами и бизнесом. Таким образом, принципы гражданского общества развиваются и реализуются, в первую очередь, на тех территориях, где действуют некоммерческие организации.

На начало января 2013 года в Ульяновской области зарегистрировано 1385 НКО, что на 17 больше, чем на 01.01.2012 года (1368). Заметной динамики роста количества некоммерческих организаций в Ульяновской области не наблюдается. В 2012 году прирост НКО произошёл за счет религиозных организаций (+ 17), территориальных органов  общественного самоуправления (+ 22), общественных организаций (+ 15) и политических партий (+ 12), а убыль – за счет таких правовых форм, как некоммерческое партнерство (- 36) и профессиональных союзов (- 21).

Профессиональные союзы являются одним из важных элементов гражданского общества, так как они создаются и действуют в сфере труда с целью представительства и защиты интересов наемных работников в отношениях социального партнерства. В гражданском обществе региона наблюдается  опасная тенденция - ликвидация профессиональных союзов. К объективным причинам падения профсоюзного членства можно отнести попытки государственных структур сузить сферу деятельности профсоюзов, вмешательство во внутрипрофсоюзную жизнь и формирование негативного мнения о профсоюзах. В числе субъективных причин: отставание форм и методов работы профсоюзов от требований современной жизни общества, слабый уровень правовой защищенности членов профсоюза, недостаток информации о деятельности профсоюзов всех уровней и недостаточная квалификация профсоюзных кадров, отсутствие необходимых личностных качеств у профлидеров. Одним из определяющих факторов, вызывающих выход из профсоюзов, является неверие работников в стремление и возможность профсоюзных структур отстоять их жизненные интересы. И далеко не все члены профсоюзов знают свои правовые гарантии и уставные права.

Вместе с тем анализ распределения зарегистрированных НКО в области позволяет говорить о некоторых наметившихся позитивных тенденциях, хотя и слабо выраженных, но вполне очевидных: если в начале 2012 года количество НКО в муниципальных образованиях составляло всего 8,2 % от всего количества зарегистрированных на территории Ульяновской области, то в начале 2013 года это число выросло до 12%. Некоммерческий сектор в муниципальных образованиях развивается, прежде всего, за счет религиозных организаций, автономных некоммерческих организаций (например, АНО «Центр развития предпринимательства») и неформальных общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, самоорганизаций граждан по интересам.

Слабая динамика роста и активности НКО в Ульяновской области может быть вызвана текущей ситуацией как в регионе, так и в стране в целом (снижение поступления финансовых средств в виде пожертвований, сокращение финансовой поддержки со стороны региональных властей и государства).

Динамика расширения некоммерческого сектора может являться одним из основных показателей экономического и социального развития России. Безусловно, количество зарегистрированных организаций не может показать уровень активности и значимости сектора на данное время, однако указывает на возрастающую роль деятельности, направленной на улучшение качества жизни граждан.

Активность некоммерческого сектора требует дополнительного изучения, поскольку активность НКО может быть направлена как на решение общественно значимых задач, так и на иные, внутренние цели. Многие общественные организации заняты исключительно собой, не интересуются проблемами общественного характера. Есть мистически ориентированные ассоциации, замкнутые на себя конфессиональные сообщества, чей рост наблюдается в последнее время в регионе. В таких неформальных объединениях как радикальные группировки, националистические, расистские, экстремистские, а тем более связанные с криминалом – общественные интересы вообще умирают.

Важным показателем уровня развития общественного сектора является структура НКО по организационно-правовой форме. Структура некоммерческого сектора Ульяновской области по организационно-правовым формам НКО на протяжении последних нескольких лет оставалась стабильной: почти половина от общего числа зарегистрированных организаций «третьего сектора» представляет собой общественные организации (объединения), движения, профсоюзы, остальные организационно-правовые представлены в значительно меньших долях.

Деятельность некоммерческих организаций в Ульяновской области осложняется недостаточным уровнем их общественной поддержки. Социологические исследования показывают, что граждане в массе своей по-прежнему плохо знакомы с НКО, не до конца понимают суть и смысл их функционирования. Опыт взаимодействия с НКО в какой-либо из форм личного участия отсутствует у подавляющего большинства.

Жители Ульяновской области чаще знают или слышали о деятельности профсоюзов (42,3%), о них знает молодежь – 36,7% и люди со средним и высшим образованием - 27,8%; садовых обществах и обществах защиты прав потребителей (27,9%), больше всего знают пенсионеры (27,8%); о клубах по интересам знают 24,9%, в основном это молодежь (52,1%); о товариществах собственников жилья, благотворительных организациях и спортивных объединениях знают 24,1%, в основном – молодежь (39,1 %) и люди с высшим образованием (29,3%); о ТСЖ более всего информированы пенсионеры – 27,8%. Меньше всего граждане информированы о таких организациях, как этнические общины, национальные диаспоры, землячества – лишь 6,9%. (Таблица 2.14)

 

 

Таблица 2.14.

 

О каких общественных и других некоммерческих организациях и инициативах в нашем городе (селе, поселке) Вы знаете или хотя бы слышали?, в %

  Знаю Слышал
Товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и т. п. 24,1 27,3
Садовые и дачные товарищества 27,9 32,5
Религиозные общины, организации, движения 13 22,4
Профессиональные ассоциации / творческие союзы 12,4 18,4
Профсоюзы 42,3 21,6
Общества защиты прав потребителей 27,9 22,6
Общества инвалидов 19,3 22
Женские организации 9,9 18
Ветеранские объединения («афганцев», ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов силовых органов, «чернобыльцев») 27,9 26
Благотворительные организации (детские приюты, помощь жертвам насилия, наркозависимым, беженцам, бездомным и т. п.) 24,1 30,8
Благотворительные фонды, выделяющие деньги для решения различных проблем 17 23,5
Правозащитные организации (юридическая помощь жертвам произвола властей, призывникам, комитеты солдатских матерей и т. п.) 13,6 22,6
Территориальное общественное самоуправление 8,8 15,7
Группы, органы школьного / студенческого самоуправления, включая студенческие советы, советы общежитий и т. п. 17,6 16,6
Инициативные группы, объединения родителей (детей дошкольного возраста, детей, посещающих детские сады, школьников, детей-инвалидов и т. п.) 11,5 17,4
Этнические общины, национальные диаспоры, землячества 6,9 15,7
Молодежные неформальные объединения неполитического характера 14,9 23,9
Молодежные политические объединения 14 19,5
Движения национально-патриотического толка 5,5 17
Спортивные, туристические, охотничьи, автомобилистские объединения/клубы 24,1 21,8
Культурные, краеведческие, природоохранные движения, инициативные группы (любителей музыки, кино, живописи, театра, танцев и проч., по защите архитектурных памятников, заповедных зон и т. п.) 17,2 23,3
Клубы по интересам, хобби 24,9 18,7
Экологические организации 13,6 19,5
Другое 1,7 7,8
Затрудняюсь ответить 5,7 8

Однако ожидания, что рост осведомлённости россиян о некоммерческих организациях будет сопровождаться и ростом доверия и улучшением отношения к их деятельности пока не оправдались. Речь идёт в большей степени о росте «пассивной» информированности («знаю» и «что-то слышал»). В то же время «активная» информированность связана с личным опытом взаимодействия граждан с НКО. Так, членство в товариществах собственников жилья отметили 14,9%, в садовых и дачных товариществах - 11,5%, в религиозных организациях - 13,2%, в обществах защиты прав потребителей - 12,4%.

Только 17,2% респондентов не включены ни в какие организации. (Таблица 2.15). Таким образом, более 80% респондентов либо знают, либо слышали о деятельности различного рода общественных ассоциаций. Уровень «пассивной» информированности и включенности в жизнь некоммерческого сектора можно признать достаточно высоким.

Таблица 2.15.

Членом какой организации Вы являлись раньше? Членом какой организации из нижеперечисленных Вы являетесь? Хотели бы стать членом какой-либо организации?, в %

  Участвовал раньше Участвую сейчас Хотел бы участвовать
Товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и т. п. 8,8 14,9 9
Садовые и дачные товарищества 10,9 11,5 6,1
Религиозные общины, организации, движения 1,7 13,2 4
Профессиональные ассоциации / творческие союзы 8,8 2,3 2,5
Профсоюзы 34,4 5,7 2,7
Общества защиты прав потребителей 3,1 12,4 3,8
Общества инвалидов 1,7 3,1 6,3
Женские организации 2,9 2,5 2,1
Ветеранские объединения («афганцев», ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов силовых органов, «чернобыльцев») 3,4 2,5 5
Благотворительные организации (детские приюты, помощь жертвам насилия, наркозависимым, беженцам, бездомным и т. п.) 4,8 4,8 2,5
Благотворительные фонды, выделяющие деньги для решения различных проблем 4,2 4 7,8
Правозащитные организации (юридическая помощь жертвам произвола властей, призывникам, комитеты солдатских матерей и т. п.) 1,3 2,3 8
Территориальное общественное самоуправление 1,3 2,5 5
Группы, органы школьного / студенческого самоуправления, включая студенческие советы, советы общежитий и т. п. 14 2,5 3,6
Инициативные группы, объединения родителей (детей дошкольного возраста, детей, посещающих детские сады, школьников, детей-инвалидов и т. п.) 6,1 3,6 3,8
Этнические общины, национальные диаспоры, землячества 0,6 3,1 2,5
Молодежные неформальные объединения неполитического характера 6,3 1,5 1,5
Молодежные политические объединения 8,2 3,6 2,5
Движения национально-патриотического толка 2,9 4 3,8
Спортивные, туристические, охотничьи, автомобилистские объединения / клубы   2,7 2,9
Ни в каких 17,2 17,2 17,2

Многие из опрошенных респондентов считают, что общественные и некоммерческие организации имеют достаточное влияние в обществе. Так, 37,5 % опрошенных уверены, чтоданные организации играют довольно значительную роль, 30,8 % респондентов находят данное влияние незначительным, и только 16,1 % считают, что они не играют никакой роли.

В основном респонденты полагают, чтообщественные и другие некоммерческие организации реально помогают людям – 21,8%, 18,4% - помогают самореализоваться человеку, 15,9% - помогают общаться с единомышленниками. 20,1% респондентов уверены, что данные организации никакой роли в обществе не играют. (Таблица 2.16)

 

Таблица 2.16.

 

Как Вы думаете, в чем проявляется роль общественных и других некоммерческих организаций?, в %

Помогают добиться общественного признания, уважения 11,7
Помогают общаться с единомышленниками 15,9
Помогают отвлечься от работы 12,4
Помогают самореализоваться 18,4
Реально помогают людям 21,8
Помогают в профессиональном росте 7,8
Помогают улучшить свое материальное положение 6,3
Никакой роли не играют 20,1
Другое 5
Затрудняюсь ответить 13,2

 

Приоритетными направлениями для осуществления деятельности общественных организаций, по мнению граждан, являются благотворительные фонды (57,2%), правозащитные организации (44,2%) и общества инвалидов (41,9%). К организациям, которые вовсе не нужны, граждане отнесли молодежные политические (19,1%) и молодежные неформальные объединения (14%). Это может быть связано с тем, что многие молодёжные организации склонны к экстремистской деятельности и, по-прежнему, бытует устойчивое мнение о том, что политика - «дело грязное» и портит молодёжь.

Как видно из результатов опроса, население Ульяновской области деятельность общественных организаций связывает с решением социальных вопросов и защитой прав граждан. Те организации, которые население считает наиболее значимыми (благотворительные фонды и правозащитные организации) менее всего представлены в области.

Для личности самыми важными граждане считают экологические организации (26,2%), клубы по интересам (26%), товарищества собственников жилья (24,9%), а также религиозные организации (22%).

К организациям, которые вовсе не нужны, граждане отнесли молодежные политические (19,1%) и молодежные неформальные объединения (14%), причем больше всего так считает молодежь – 38,5% и 38,8% соответственно (Таблица 2.17).

 

Таблица 2.17.

Какие из перечисленных организаций и инициатив, наиболее ценны для общества? Какие наиболее ценны для личности? По Вашему мнению, какие вообще не нужны?, в %

  Ценны для общества Ценны для личности Не нужны вовсе
Товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и т. П. 14,9 24,9 11,9
Садовые и дачные товарищества 27,9 17,2 8,8
Религиозные общины, организации, движения 22,6 22 10,9
Профессиональные ассоциации / творческие союзы 15,9 19,1 13
Профсоюзы 21 17 9
Общества защиты прав потребителей 35 13,4 8,2
Общества инвалидов 41,9 14,5 5,2
Женские организации 36,3 16,8 3,4
Ветеранские объединения («афганцев», ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов силовых органов, «чернобыльцев») 24,7 19,5 9
Благотворительные организации (детские приюты, помощь жертвам насилия, наркозависимым, беженцам, бездомным и т. П.) 41,3 19,5 4,2
Благотворительные фонды, выделяющие деньги для решения различных проблем 57,2 14,5 3,4
Правозащитные организации (юридическая помощь жертвам произвола властей, призывникам, комитеты солдатских матерей и т. П.) 44,2 14,5 3,4
Территориальное общественное самоуправление 36,3 13,8 3,1
Группы, органы школьного / студенческого самоуправления, включая студенческие советы, советы общежитий и т. П. 22,9 8,2 8,2
Инициативные группы, объединения родителей (детей дошкольного возраста, детей, посещающих детские сады, школьников, детей-инвалидов и т. П.) 23,3 16,1 6,9
Этнические общины, национальные диаспоры, землячества 21,2 16,4 8,2
Молодежные неформальные объединения неполитического характера 18,4 11,3 14
Молодежные политические объединения 15,9 14,5 19,1
Движения национально-патриотического толка 21,4 12,8 11,3
Спортивные, туристические, охотничьи, автомобилистские объединения / клубы 22 13,8 9
Культурные, краеведческие, природоохранные движения, инициативные группы (любителей музыки, кино, живописи, театра, танцев и проч., по защите архитектурных памятников, заповедных зон и т. П.), 28,9 21,6 7,5
Клубы по интересам, хобби 24,3 26 5,5
Экологические организации 20,1 26,2 7,1

 

По мнению 51,8% опрошенных, общественные объединения пользуются поддержкой у населения, но игнорируются властями. 43% респондентов считают, что и у населения они не пользуются широкой поддержкой. 38,8% ответили, что в их населённых пунктах объединения вообще не функционируют. 39,6% опрошенных граждан заявили, что общественные организации имеют значительное влияние на население и органы власти. (Таблица 2.18). Такой разброс мнений может свидетельствовать об отсутствии внятной государственной политики в отношении некоммерческого сектора. Гражданское общество, структуры гражданского общества – это продукт совместных усилий как государства, так и общества в целом. Каждый из партнеров должен пройти свою часть пути. Но результаты диалога зависят, прежде всего, от государства, которое создает условия либо поощряющие, либо затрудняющие образование НКО, гражданских движений. Кроме того, государство определяет и модель взаимодействия с институтами гражданского общества. И если в 90-ые годы в России стихийно складывались партнерские отношения сильных НКО и государственной власти, то в 2000-х годах эти отношения носили патерналистский характер.

 

Таблица 2.18.

 

С каким из утверждений Вы согласны, а с какими нет?, в %

  Согласен Не согласен
Общественные объединения имеют значительное влияние на население и органы власти 39,6 37,3
Объединения пользуются популярностью у населения, но власти их игнорируют 51,8 27,9
Объединения не пользуются широкой поддержкой населения 43 34,6
Общественные объединения находятся в полной зависимости от властных структур 36,9 37,3
О деятельности объединений практически ничего не известно 35,8 37,3
В нашем населенном пункте объединения не функционируют 38,8 34,8
Затрудняюсь ответить 16,1  

 

С тем, что объединения пользуются популярностью у населения, но власти их игнорируют, соглашались в основном женщины – 55,9%, молодые и люди среднего возраста – 37,3% и 36,8%, соответственно. С тем, что общественные объединения имеют значительное влияние на население и органы власти, соглашались преимущественно граждане со средним специальным образованием – 37%. Достаточно большое количество сельчан признались, что им либо неизвестно о деятельности организаций, либо они в населенных пунктах не функционируют – 30,4% и 33,5%, соответственно.

Таким образом, большинство опрошенных респондентов считают, что общественные и некоммерческие организации имеют влияние в обществе (37,5 % - довольно значительную роль, 30,8 % - влияние незначительно), при этом распространено представление о том, что НКО находятся в полной зависимости от властных структур. Тем не менее, необходимо отметить как позитивный результат, согласно которому общественные объединения пользуются популярностью у населения.

2.3.1. Позиционирование деятельности НКО в средствах массовой информации. [3]

 

Работа некоммерческих организаций нередко зависит от того, как часто и какого рода информация об их деятельности появляется в прессе. В ходе контент-анализа «АиФ в Ульяновске», «Народная газета», «Ульяновск сегодня» за 2011-2012 годы было выявлено, что всего в 26,5% рассмотренных газет упоминается о каких-либо некоммерческих организациях. Большая часть информации излагается в форме отчетов (26,4%), заметок (20,1%) и в форме статей (12,1%). По характеру изложения больше всего публикаций позитивного (35,1%) и фактографического характера (32,8%). В большинстве случаев (23,4%) в прессе освещаются какие-либо события (мероприятия), проводимые некоммерческими организациями, также много излагается информации, которая связана со спортивной деятельностью организаций (16,6%). (Таблица 2.19)

 

Таблица 2.19.

 

Позиционирование деятельности НКО в средствах массовой информации, в%

 

Всего упоминаний о некоммерческих организациях в просмотренных газетах 26,5

Содержание публикаций

События (мероприятия) 32
Спорт 14,9
Общественный контроль 7,5
Добровольчество 6,6
Благотворительность 6,1
Юридическая помощь 5,3
Культурная деятельность 5,3

Жанр

Отчет 25
Заметка 20,2
Статья 17,5
Репортаж 14
Интервью 7,9
Обозрение 5,7
Обращение 4,8
Письма в редакцию 2,6

Форма публикации

Текст с фото или рисунком 55,3
Текст 41,7
Фото с текстом 2,6

Характер публикации

Фактографический 39,5
Позитивный 33,3
Проблемный 16,2
Позитивный с элементами критики 7,5
Критический 1,3
Негативный 1,3

Номера полос

Вторая полоса 20,2
Четвертая полоса 8,8
Первая полоса 7
Третья полоса 6,1
Пятая полоса 4,8
Шестая полоса 4,8
Седьмая полоса 3,5
Восьмая полоса 2,6

 

Таким образом,из проанализированных номеров в 20 процентах выпусков есть упоминания о деятельности некоммерческих организаций. В основном упоминания об организациях, занимающихся спортивными, благотворительными, правозащитными, культурными, образовательными видами деятельности и содействие развитию гражданских инициатив. Материалы излагаются в основном в позитивном ключе и в фактографическом. Критики в публикациях встречалось мало, негативного изложения информации практически не встречалось. Больше всего публикуется материалов в виде фото (рисунка) с текстом.

Информация о некоммерческих организациях излагается в форме отчетов и статей, которые представлены в начале, то есть на первой или второй полосе. Более крупные материалы встречаются реже.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...