Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закреплению на селе молодежи, 2011 г.




(следовало отметить три основные проблемы)

 

  Перечень проблем % от числа опрошенных руководителей сельскохозяйственных организаций
ü Нехватка рабочих мест 41,1
ü Отсутствие условий для организации собственного дела   14,5
ü Ограниченность сферы приложения труда и выбора профессии   28,0
ü Низкие доходы 73,9
ü Асоциальная среда (пьянство, наркомания, бескультурье), ограниченность приемлемых социальных контактов     28,5
ü Отдаленность школы, детского сада 13,0
ü Отсутствие условий для культурного отдыха 14,0
ü Труднодоступность медицинской помощи 12,6
ü Неразвитость торгового и бытового обслуживания    12,1
ü Отсутствие благоустроенного жилья 41,5
ü Другое 3,9
ü Затрудняюсь с ответом -

 


 


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Согласно сводной оценке ситуации в социально-трудовой сфере, производимой нами по 7 индикаторам – представителям, в 2010 г. положение и на селе, и в городе несколько улучшилось: коэффициент сводной оценки ситуации в сельской местности снизился с 11, 9 до 11,5, в городской местности – с 8,9 до 8,6. Разница в ситуации в пользу города остается значительной (2,9).

Демографическая ситуация. По предварительным данным Всероссийской переписи населения 2010 г., которые будут уточняться Росстатом, численность сельского населения сократилась на 190 тыс. и на 1.01.2011 г. составила 37,5 млн. чел. Сокращение произошло во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского (+2,1%) и Южного (+0,2%), особенно значительное в Центральном ФО.

За последний межпереписной период российское село утратило 2,2 тыс. сельских населенных пунктов. Интенсивность обезлюдения сельской местности возрастает: если за период между переписями 1989 и 2002 гг. в среднем за год поселенческая сеть сокращалась на 823 населенных пункта (н.п.) с постоянным населением, то в последующий переписной период – на 1063 н.п.

Тенденция снижения смертности населения, сложившаяся с 2006 г. и в сельской, и в городской местности, в 2010 г. была приостановлена. Общий коэффициент смертности стабилизировался на уровне 16,1 на селе и 13,5 в городе. Разрыв в уровнях этого социального индикатора в городе и на селе за последнее десятилетие увеличился с 17,1 до 19,3%. Тенденция повышения рождаемости продолжилась при сохранении превосходства села по этому показателю на уровне 2000 г. Коэффициент естественной убыли населения в сельской местности в 2010 г. снизился до 2,1 против 1,5 в городе. За 10 лет разница между городом и селом по этому обобщающему показателю естественного движения населения увеличилась с 14 до 40%.

Принятые в последние годы меры по стимулированию рождаемости оказались недостаточно эффективными. Они помогли принять решение о рождении ребенка только 15,7% сельских семей, у которых родились дети в 2007-2010 гг.

Среди причин, сдерживающих рост рождаемости на селе, преобладают материальные трудности (81% опрошенных семей детородного возраста), жилищные трудности (56,8%), большая занятость на работе (51,7%), неуверенность в завтрашнем дне (46,9%).

Состояние трудовой сферы. Уровень занятости сельского населения повысился незначительно и составил в экономически активном возрасте 58,2%, в трудоспособном – 67% против соответственно 64,2 и 74,5% по городскому населению. К регионам с критической ситуацией на сельском рынке труда, в которых уровень занятости в возрасте 15-72 лет находится в пределах 50%, относятся республики: Кабардино-Балкарская, Ингушетия, Тыва, Чеченская и Забайкальский край.

Численность экономически неактивного сельского населения в трудоспособном возрасте увеличилась на 36 тыс. чел. за счет прироста численности учащихся дневной формы обучения, пенсионеров и лиц, занятых в домашнем хозяйстве и составила 5,8 млн чел. Среди них 1,5 млн чел. (26,1%) выражают желание работать, но по методологии МОТ не попадают в категорию безработных, в том числе более 100 тыс. отчаявшихся найти работу.

Численность сельского населения, занятого в неформальном секторе, включающем хозяйственные образования, не имеющие юридического лица, снизилась на 632 тыс. (11,6%) и составила 4,8 млн, а его удельный вес – до 28,4% против 32,1% в 2009 г.

Вместе с тем, в агросфере неформальный сектор остается доминирующим, в нем занято 62% численности работающих в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве.

Более 2/5 всех сельчан, работающих в неформальном секторе, заняты несельскохозяйственными видами деятельности. В 2010 г. их численность составила 2 млн чел. против 2,4 млн в 2009 г. Сокращение численности «неформалов», занятых несельскохозяйственной деятельностью, обусловлена тем, что эта деятельность на селе практически не получает государственной поддержки, хотя таковая декларируется в Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг.

Численность сельского населения, занятого производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства в домашнем хозяйстве, сокращается ускоренными темпами. В 2010 г. этими видами деятельности в домашних хозяйствах было занято 9,8 млн. чел. против 10,8 млн в 2009 г. За 2004-2007 гг. трудоресурсный урон этого сектора экономики составил 1,6 млн чел. (10,6%), а за 2008-2010 гг. – 3,4 млн (25,7%). Товарность домашних хозяйств, хотя и неустойчиво, растет. Тем не менее, домохозяйства, производящие продукцию для собственного потребления, остаются абсолютно доминирующими. В них в 2010 г. было занято 77,6% трудоресурсного потенциала данного сектора. Все это свидетельствует о недостаточной государственной поддержке малых форм хозяйствования на селе.

Уровень сельской безработицы в 2010 г. снизился по населению и в трудоспособном, и в экономически активном возрасте. Однако разрыв с городом по этим индикаторам рынка труда возрос. Среди населения в трудоспособном возрасте в среднем за 2010 г. уровень безработицы на селе составил 11,2% (в городе – 6,5), в возрасте 15-72 лет – 10,8% (6,4). Среднегодовая численность сельских безработных равнялась 2042 тыс., из которых 1995 тыс. – население в трудоспособном возрасте.

Высокая продолжительность поиска работы (от 1 года и более) у 35,6% сельских безработных (в городе – у 26,8%) позволяет квалифицировать безработицу в сельской местности как застойную.

Уровень зарегистрированной безработицы среди сельского населения в возрасте 15-72 лет в 2010 г. составил 4,1% (в городе – 1,9%). Пособие по безработице получали 84,6% зарегистрированных сельских безработных (среди городских – 87,8%).

Наименее социально защищены сельские безработные в республиках Бурятия, Марий Эл, Нижегородской, Псковской, Тюменской, Ульяновской областях, где уровень общей безработицы выше уровня зарегистрированной более, чем в 7 раз.

Заявленная работодателями в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест в 2010 г. уменьшилась на 93,9 тыс. чел. (13%), что явилось следствием снижения инвестиционной активности в период кризиса.

По отношению к численности сельских безработных, учтенных по методологии МОТ, заявленная работодателями в области сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства потребность в работниках составила 30,7% (в 2009 г. – 33,5%), к численности зарегистрированных безработных – 81,2% (85,3). Эти соотношения свидетельствуют о сохранении большой структурной несбалансированности сельского рынка труда, которая наряду с профессионально-квалификационными и региональными несоответствиями включает дисбаланс по уровню оплаты труда. Почти половина рабочих мест, предлагаемых работодателями в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства оплачиваются в размере ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Высокая напряженность на сельском рынке труда обусловливает массовые опасения потери работы, что дестабилизирует социальную ситуацию на селе.

В 2010-2011 гг. продолжался проводимый Минздравсоцразвития России мониторинг рынка труда. Количество участвующих в нем сельскохозяйственных организаций за период с 4.03.2009 г. по 13.07.2011 г. увеличилось в 5,1 раза и составило 6,1 тыс., численность персонала этих организаций выросла в 3,3 раза (по всей экономике соответственно в 4,1 и 2 раза).

По мере выхода из кризиса темпы прироста числа сельскохозяйственных организаций, в которых персонал находится под угрозой массового увольнения, снижаются.

Из общей численности уволенных из сельскохозяйственных организаций по состоянию на 13.07.2011 г. было трудоустроено менее 20% (по всей экономике – более 30%).

По сравнению с пиковым периодом (на 30.12.2009 г.) к середине 2011 г. в сельском хозяйстве численность работающих в режиме неполной занятости сократилась в 4,4 раза и составила 14,9 тыс. чел., или 2,7% от общей численности работников, участвующих в мониторинге рынка руда (по всей экономике 1,3%).

В рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в 2010 г. в сельской местности открыли собственное дело 105,5 тыс. чел. Из них каждый третий создал дополнительное рабочее место, таким образом, всего было создано 141,5 тыс. рабочих мест. Это почти вдвое больше, чем в 2009 г., но по отношению к численности учтенных по методологии МОТ сельских безработных составляет только 7%.

Готовность организовать собственное дело в случае потери работы выражают 37% опрошенных жителей села. Из них для 20% обязательным условием является материальная поддержка государства в виде субсидии либо льготного кредита. При этом только 5-6% респондентов считают достаточным существующий уровень поддержки – до 60 тыс. руб.

Материальное благосостояние сельского населения. Среднемесячная оплата труда в группе отраслей «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в 2010 г. равнялась 10668 руб., что составляло 50,9% к среднероссийскому уровню (в 2009 г. – 51,6%). Практически весь прирост заработной платы работников сельского хозяйства пошел на компенсацию инфляции. Среднемесячная заработная плата тракториста-машиниста составляла 10855 руб., оператора машинного доения – 13535 руб., скотника КРС – 9597 руб., руководителей и специалистов – 13780 руб.

Сельское хозяйство по-прежнему лидирует по количеству отработанного в расчете на 1 работника времени (1857,4 часа при среднем по экономике показателе 1743,2 часа), занимая последнее место по уровню заработной платы.

По данным выборочного обследования Росстата, в апреле 2011 г. 27,2% занятых в организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства получали заработную плату в размер ниже ПМ трудоспособного населения (по всей экономике – 13,1%), 5,8% - в размере ниже МРОТ (по всей экономике 1,8%). В 2010 г. в 8-ми субъектах Российской Федерации средняя заработная плата работников сельскохозяйственных организаций не достигала региональной величины ПМ.

Численность работников сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, перед которыми имелась просроченная задолженность по заработной плате на 1.01.2011 г. снизилась на 42,7%, сумма просроченной задолженности уменьшилась на 18,1%. При этом, однако, в расчете на одного работника задолженность возросла на 43% и составила 14,3 тыс. руб.

Объем социального пакета у работников сельскохозяйственных организаций остается незначительным – 80,7 руб. в среднем на работника в месяц. При распределении выделяемых на социальную поддержку средств приоритет руководителей хозяйств возрастает. В 2009 г. пакет «белых воротничков» превышал пакет «синих» в 2,2 раза, в 2010 г. – в 2,5 раза.

Объем среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домашних хозяйств увеличился на 20,3% и составил 10129 руб. в месяц (62,3% от городского уровня). Абсолютная разница в этих показателях в сельской и городской местности возросла на 684 руб. Целевой индикатор Государственной программы развития сельского хозяйства по располагаемым ресурсам сельских домохозяйств выполнен на 97,5%.

Среднедушевые располагаемые ресурсы наименее обеспеченных сельчан увеличились на 16%, а наиболее обеспеченных – на 20,3%, в результате чего коэффициент фондов возрос с 9,3 до 9,6 раз. На селе располагаемые ресурсы в 1-й децильной группе населения составляют только половину ПМ (в городе – 76,4%).

Территориальный размах колебания располагаемых ресурсов сельских домохозяйств увеличился до 7,9 раза против 6,6 раз в 2009 г. В Республике Ингушетия среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домашних хозяйств не достигают региональной величины ПМ.

В 2010 г. на селе, как и в городе, возобновилась прогрессивная тенденция снижения доли стоимости питания в расходах домашних хозяйств на конечное потребление. Этот важный показатель уровня жизни составил 44,4% (в городе – 33,3%) против 47,4% в 2009 г.

Доля сельчан с денежными доходами ниже ПМ, снизилась с 20,4 до 19,4% и в 1,9 раза превышает уровень бедности в городе. При удельном весе сельского населения 26,3% в сельской местности проживает 40,2% всех российских бедных. Коэффициент локализации бедности в сельской местности вырос с 1,18 в 2000 г. до 1,56 в 2008-2009 гг. и только в 2010 г. снизился до 1,53.

В 2010 г. значительно (с 2,15 до 2,6) увеличился и без того самый высокий риск «скатывания» в бедность населения, проживающего в малых селах и деревнях. Более 35,4% сельских домохозяйств имеют долговые обязательства по кредитам (в 2009 г. – 30,4%).

Для того, чтобы жить удовлетворительно, по мнению сельчан, среднедушевой денежный доход семьи должен составлять 14,8 тыс. руб., это на 45,7% больше уровня располагаемых ресурсов в расчете на члена сельского домохозяйства, сложившегося в 2010 г.

Состав пищевого рациона сельчан приблизился к «продуктовой корзине» горожан. Вместе с тем, различия, характеризующие отставание сельского населения по уровню материального благосостояния и культуре потребления, остаются значительными. В 2010 г. потребление сельским населением мяса и мясопродуктов вплотную приблизилось к рациональной норме (99,4%). Наибольшее отставание от рекомендуемых норм сложилось по фруктам и ягодам (63,1%).

Энергетическая ценность суточного рациона жителей села повысилась до 2842 ккал (109,9% к городскому уровню), потребление белка в продуктах животного происхождения – до 43,1 г в сутки (89,6% к уровню горожан). При этом, однако, у 20% сельского населения потребление белка животного происхождения, являющегося главным индикатором ценности питания, не достигает предельно допустимой нормы – 32 г в сутки.

Повысилась обеспеченность сельских семей современными и наиболее востребованными в сельском быту предметами длительного пользования. Обеспеченность мобильными телефонами в расчете на 100 домохозяйств составляет 213 шт. (в городе – 232), цветными телевизорами – 141 (168), микроволновыми печами – 51 (64), персональными компьютерами – 41 (63), легковыми автомобилями – 51 (47).

Жилищные условия, социальная и инженерная инфраструктура села.Впервые за последние одиннадцать лет (2000-2010 гг.) ввод жилья в сельской местности сократился на 8,7% по сравнение с предыдущим годом. Уменьшение ввода произошло в основном за счет индивидуальных застройщиков, объем строительства которыми снизился на 1,6 млн. кв. м (11,2%).

Обеспеченность сельского населения жильем повысилась до 23,9 кв. м, что на 1,8 кв. м больше, чем в городе, однако, сельский жилищный фонд остается низкоблагоустроенным. Отставание от городского уровня по отдельным видам благоустройства достигает 1,5-3,2 раза. По оценке самих жителей, у 13% жилищные условия «плохие» и «очень плохие», у 2/3 из них жилище требует капитального ремонта, а у каждого четвертого – подлежит сносу. Около половины сельских домохозяйств (46,6%) планируют улучшить свои жилищные условия, но только 4% из их числа предполагают сделать это в рамках ФЦП социального развития села.

Ввод в действие сельских дошкольных образовательных учреждений в 2010 г. вырос вдвое и составил почти 3,5 тыс. мест, на 15% превысив уровень 2000 г. При этом, однако, число ДОУ сократилось на 142. Их территориальную доступность оценивают положительно немногим более половины сельских жителей.

Заполняемость ДОУ выросла до 90 детей в расчете на 100 мест. Более 265 тыс. сельских детей в 2010 г. получили путевки в детские сады, но очередь для определения в ДОУ увеличилась почти на 92 тыс. (21%).

Строительство общеобразовательных школ в сельской местности продолжает снижаться. В 2010 г. их было введено всего на 20,2 тыс. мест, что на 3,3 тыс. (4%) меньше, чем в 2009 г. Ввод школ составил 38% от уровня 2000 г. и 11% от уровня 1990 г. Сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 1,8 тыс. (5,2%), 56% сокращения пришлось на начальные школы. Количество малочисленных (малокомплектных) школ уменьшилось на 16,5%.

Сельская школа, практически, перестала осуществлять функцию допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся. За последние 5 лет (2006-2010 гг.) было закрыто 57% межшкольных учебно-производственных комбинатов, 84% учебных цехов и участков предприятий (организаций), 78% школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских, ученических производственных бригад.

По уровню компьютеризации сельские школы приблизились к городским. Однако по уровню благоустройства сохраняется значительное отставание. Все виды благоустройства имеют на селе 60% школ, в городе – 96%.

Сокращается строительство медицинских учреждений в сельской местности: ввод больниц (коек) уменьшился на 27,2% по сравнению с 2009 г., амбулаторий (посещений в смену) – на 21,2%. По сравнению с 2000 г. ввод в действие больничных коек сократился на 42%, а мощностей амбулаторий также на 21%.

Общее число лечебных учреждений в сельской местности в 2010 г. уменьшилось на 1071 (2,5%), в том числе больниц на 1,9%, ФАПов – на 2,8%. Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений и их мощности за счет перевода части больничных учреждений в амбулатории выросла. Резко сократилась сеть станций (отделений) скорой помощи (на 6,6%) и объем выполненных вызовов (1,8%).

Обеспеченность больничными учреждениями в расчет на 10 тыс. населения в сельской местности в 2010 г. составила 40,8 коек против 127,2 в городе. Разрыв между городом и селом по этому индикатору территориальной доступности медицинских услуг увеличился по сравнению с 2009 г. на 4,6 п.п., а относительно 2005 г. – на 9,8 п.п. Численность врачей в сельской местности стабилизировалась на уровне 13,4 в расчете на 10 тыс. жителей, а численность среднего медицинского персонала снижается.

По данным нашего опроса, медицинские услуги территориально доступны 49,4% жителей села, 40,3% - не совсем доступны, 9,1% - недоступны (1,2% затруднились с ответом).

Ввод клубных учреждений в 2010 г. вырос в 2,5 раза и достиг 94% от уровня 2000 г. Однако сеть учреждений культуры в сельской местности сократилась: клубов на 1,7, библиотек – на 1,4%. Это привело к уменьшению числа проведенных культурно-массовых мероприятий на 1,5%, численности пользователей библиотеками - на 2,1%. Книжный фонд сельских библиотек сократился почти на 6 млн экз.

Обеспечение сельского населения питьевой водой остается острейшей проблемой. Состояние водопроводной сети ухудшается. Темпы роста амортизации превышают темпы увеличения протяженности водопроводных сетей. При увеличении в 2010 г. протяженности водоводов на 0,3%, уличных водопроводных сетей – на 1,3, внутриквартальной и внутридворовой сети – на 0,7% протяженность изношенных сетей выросла на 3,5%, 2,4 и 2,1% соответственно.

Только 18,4% водопроводной воды, поданной потребителям, проходит через очистные сооружения. В 2010 г. недоброкачественную воду потребляли 5,9 млн сельских жителей, проживающих в 11,9 тыс. поселений.

Ухудшилась ситуация с водоотведением: число канализаций (отдельных канализационных сетей) уменьшилось на 1,6%, протяженность уличной канализации – на 1,3, внутриквартальной и внутридворовой – на 2,3%. Через очистные сооружения в 2010 г. было пропущено 66,3% сточных вод, в том числе до нормативного уровня очищено всего 34,6%.

Сокращается ввод сельских телефонных станций. За 2010 г. их число уменьшилось на 1,1%. Имеющиеся мощности используются только на 85%. Обеспеченность сельского населения телефонными аппаратами составила 14,2, в том числе квартирными – 11,8 в расчете на 100 человек против соответственно 37,6 и 27,3 в городе.

Сельская местность практически утратила проводное радиовещание. В 2010 г. оно имелось всего в 5,6 тыс. сельских поселений. Продолжает сворачиваться почтовое обслуживание сельского населения. Число доставочных участков сократилось еще на 5%, а обеспеченность почтовыми ящиками – на 10,5%.

Ввод автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием снизился на 13% и составил 2,15 тыс. км. На долю местных дорог пришлось 60% снижения. Общая протяженность сельских автомобильных дорог выросла на 11,8 тыс. км (1,5%), в том числе дорог с твердым покрытием на 4,7 тыс. км (0,7%).

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась на 9 км (2,4%) и составила 387 км в расчете на 10 тыс. кв. км. По сравнению с 1990 г. плотность этой категории автодорог выросла на 153 км (65%), а относительно 2000 г. – на 75 км (24%).

Техническое состояние автомобильных дорог общего пользования остро нуждается в улучшении: в 58 субъектах Российской Федерации более 50% дорог, находящихся в их собственности, не отвечают нормативным требованиям.

В 2010 г. дороги общего пользования с твердым покрытием были дополнительно подведены к 132 сельским населенным пунктам, но из-за преобладания выбытия этих дорог над вводом число сел и деревень, имеющих связь по дорогам-подъездам, уменьшилось более чем на 0,5 тыс. На конец года надежной связи по дорогам-подъездам не имела почти 1/3 сельских поселений.

Социально-психологический климат. Социальную напряженность в сельском социуме можно оценить как высокую. Основная часть опрошенных жителей (47,3%) считает, что они живут хуже того, что заслуживают. Почти половина (46,5%) респондентов полагает, что в течение 2-3-х ближайших лет их материальное положение не измениться к лучшему либо ухудшится. На грани терпения находится 35,7% сельчан, а 7,7% - перешли эту грань, несмотря на непритязательность к условиям жизни и великую терпеливость.

Наиболее напряженная ситуация сложилась в сельских поселениях с численностью населения до 200 чел. В них проблемный кластер – те, кто находится на пределе терпения и терпеть больше не может составляет 56,6%.

В сельском социуме возросли миграционные настроения, их имеет 26,5% жителей села, в том числе 50% молодежи (в 2010 г. соответственно 25,2 и 41,3%).

*

*              *

В целях реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 2136-р, необходимо повысить уровень федеральной поддержки занятости, доходов, улучшения жилищных условий сельского населения, социального обустройства села и нормализации демографической ситуации, формирования в сельских поселениях качественно новых условий жизнедеятельности для снижения оттока молодежи, привлечения и закрепления на селе молодых квалифицированных кадров, способных к модернизации АПК и инновационному развитию других отраслей сельской экономики.

Минимально необходимый уровень такой поддержки представлен в базовом варианте подготовленной Минсельхозом России Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Этот вариант включает три дополнительных направления сельского развития по сравнению с перечнем, содержащимся в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы1), и предусматривает увеличение объема государственной поддержки с учетом компенсации недофинансирования мероприятий по развитию села, сложившегося в период 2009-2011 гг. и запланированного согласно бюджетной росписи на 2012-2013 гг. С 2010 г. господдержка этого направления в рамках Госпрограммы зафиксирована на уровне 7,7 млрд руб. За период действия Государственной программы ресурсное обеспечение мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий из федерального бюджета сокращено в 2,8 раза против запланированного, объем недофинансирования составляет 71,4 млрд руб.

Удельный вес ресурсного обеспечения мероприятий по сельскому развитию из федерального бюджета за срок действия Госпрограммы снижается с предусмотренных 20 до 6%, несмотря на то, что эти мероприятия входят в «зеленую корзину» и не подлежат ограничению с вступлением России в ВТО.

Согласно базовому варианту весь срок действия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ее ресурсное обеспечение за счет всех источников финансирования составит 1 трлн руб., в том числе за счет федерального бюджета 320 млрд руб. Это соответственно в 8 и 7,5 раза меньше по сравнению с целевым вариантом программы, который носит в основном восстановительный характер.

Финансирование предусмотрено осуществлять по нарастающей, начиная с 32,1 млрд руб. в 2014 г. Это означает, что зафиксированная на уровне 7,7 млрд руб. федеральная поддержка сельского развития с началом новой ФЦП должна будет скачкообразно увеличиться. Но и этих средств будет недостаточно для восстановления за период до 2020 г. того уровня территориальной доступности сельскому населению объектов социальной инфраструктуры, который сложился к началу реформ.

За 20 лет плотность размещения предприятий и учреждений социальной инфраструктуры села значительно упала. Так, зона обслуживания сельской школы (количество школ на один заселенный сельский населенный пункт) увеличилась с 3,15 н.п. в 1990 г. до 3,9 в 2010 г.; детского сада, соответственно, с 3,8 до 7,3; ФАПа – с 3,1 до 3,5; клуба – с 2,41 до 3,25; амбулатории – с 2,4 (2002 г.) до 3,9; больницы – с 3,24 (2002 г.) до 3,9. Это в условиях неразвитости дорожно-транспортных коммуникаций, мобильных и дистанционных форм обслуживания привело к снижению доступности социальных услуг жителям села.

В данной ситуации к решению проблемы социального обустройства российского села необходим межведомственный подход, что должно быть учтено при разработке и реализации следующих государственных программ, входящих в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р: «Развитие здравоохранения» (отв. исп. Минздравсоцразвития России), «Развитие образования» (Минобрнауки России), «Культуры России» (Минкультуры России), «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики» (Минспорттуризм России), «Социальная поддержка граждан» (Минздравсоцразвития России), «Доступная среда на 2011-2015 годы» (Минздравсоцразвития России), «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» (Минрегион России), «Содействие занятости населения» (Минздравсоцразвития России), «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (МЧС России), «Экономическое развитие и инновационная экономика» (в части поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства) – Минэкономразвития России, «Развитие транспортной системы» (Минтранс России), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (Минэнерго России), «Информационное общество» (Минкомсвязь России).

В целях более полного удовлетворения потребностей сельского населения и агропромышленного комплекса в указанных программах необходимо выделить мероприятия и показатели (целевые индикаторы), реализация (обеспечение) которых предусматривается в сельской местности, и определить объемы их ресурсного обеспечения. Мероприятия и показатели (целевые индикаторы), реализация (обеспечение) которых предусматривается в сельской местности, объемы их ресурсного обеспечения должны согласовываться с Минсельхозом России.

Для повышения эффективности использования государственных средств, выделяемых на социальное обустройство села в рамках различных программ, необходимо в 2012-2013 гг. провести всероссийскую перепись (паспортизацию) сельских населенных пунктов, на основе которой, используя нормативный метод, выявить территориальную доступность жителям села социальных услуг с учетом развития в регионе (районе) мобильных форм обслуживания, общественного и специализированного транспорта.

С учетом региональных различий в территориальной доступности сельскому населению социальных услуг и бюджетной обеспеченности субъекта должны распределяться федеральные средства государственной поддержки сельского развития. Паспортизация сельских поселений также необходима для разработки региональных и муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий.

Главные пути снижения массовой бедности в сельской местности – это повышение доходности сельскохозяйственного труда на основе увеличения государственной поддержки сельского хозяйства и модернизации отрасли и обеспечение продуктивной занятости экономически активного сельского населения путем развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве и несельскохозяйственной сфере сельской экономики.

Повышению уровня занятости сельского населения будут способствовать предусмотренные в проекте Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. (в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования») меры по поддержке начинающих фермеров и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развитию семейных животноводческих ферм, кредитованию малых форм хозяйствования, помощи К(Ф)Х в оформлении земельных участков в собственность.

На решение этой задачи направлены и меры по стимулированию развития в сельской местности несельскохозяйственных видов деятельности, включенные в проект ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Однако выделяемых по отраслевым программам средств на поддержку занятости в сельской местности недостаточно для обеспечения рабочими местами имеющегося контингента сельских безработных и тех работников, которые будут высвобождаться из сельскохозяйственных организаций, переходящих на путь инновационного развития.

Учитывая сложную ситуацию на сельском рынке труда, мы считаем необходимым пролонгировать по крайней мере на сельских территориях антикризисные меры по снижению напряженности на рынке труда, осуществлявшиеся в 2009-2011 гг. в рамках соответствующих региональных программ при субсидиарной поддержке из федерального бюджета.

При этом, исходя из реальной потребности жителей села в средствах для организации самозанятости и малого бизнеса, требуется повысить по меньшей мере в 2 раза размер субсидии безработным, выделяемой на указанные цели, которая оставалась фиксированной в размере 58,8 тыс. руб. в течение трех лет.

Повышению доходов сельского населения на основе стимулирования спроса на сельскохозяйственную продукцию и ее гарантированного сбыта и усилению социальной защиты малоимущих, которые концентрируются в сельской местности, будет способствовать законодательное введение прямой продуктовой поддержки бедного населения (государственных продовольственных сертификатов).

В 2010 г., как было отмечено, в России насчитывалось 18 млн бедных. Дефицит денежных доходов у этого контингента российских граждан до прожиточного минимума составлял 384 млрд руб. В прожиточном минимуме, который во II кв. 2011 г. составил 6,5 тыс. руб., на продукты питания приходится 40%. Если исходить из того, что и в общем денежном дефиците 40% приходится на продовольствие, то на продуктовые карточки для всего контингента бедных потребуется 154 млрд руб., т.е. 8,5 тыс. на 1 бедного в год или 700 руб. в месяц.

Для реализации идеи продовольственной помощи малоимущим российским гражданам на первых порах может быть хотя бы тем, у которых доходы в 2 и более раза ниже черты бедности, нужна специальная государственная программа.

В целях повышения доступности сельскому населению улучшения жилищных условий и обеспечения прибывающих на село молодых специалистов комфортабельным благоустроенным жильем, учитывая низкую доходность сельскохозяйственного труда, целесообразно на 20-30% увеличить нормы строительства (приобретения) жилых помещений сельским гражданами, в том числе молодыми семьями, молодыми специалистами, осуществляемого с использованием средств государственной поддержки в рамках ФЦП социального развития села до 2013 г. и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Демографическая ситуация в сельской местности будет улучшаться по мере повышения уровня занятости и доходов сельского населения, снижения масштабов распространения бедности, улучшения жилищных условий и повышения социального обустройства сельских поселений. Вместе с тем, необходимы и специальные меры по снижению смертности и повышению рождаемости на селе. Учитывая широкую алкоголизацию сельского населения, являющуюся одной из основных причин высокой смертности, в том числе сверхсмертности среди мужчин трудоспособного возраста, необходима разработка и реализация целевых региональных и муниципальных программ по реабилитации маргинальных, дезадаптированных к современным условиям слоев сельского населения, включающих комплекс мер по наркологической, психологической, медицинской и другой помощи.

Учитывая, что главной причиной, препятствующей сегодня повышению уровня рождаемости на селе, являются материальные трудности и недостаточную эффективность осуществляемой в настоящее время системы государственных мер по стимулированию рождаемости, считаем, что материнский (семейный) капитал следует предоставлять после рождения первого, второго и третьего ребенка. Согласно мнению молодых сельских семей к числу наиболее действенных мер для повышения рождаемости можно также отнести двукратное увеличение единовременного пособия при рождении ребенка и повышение размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет до 50% заработной платы работающего родителя на первого ребенка и 60% на второго и последующих.

Без активизации агросоциальной политики будет ослаблена и вовсе утрачена жизнеспособность сельских поселений, истощен их демографический и трудоресурсный потенциал. По низкому варианту, разработанного Росстатом прогноза, численность сельского населения России к началу 2021 г. сократится по сравнению с численность на 1.01.2011 г. на 1,5 млн чел. и составит 36 млн чел.

К началу 2031 г. численность сельского населения сократиться на 3,9 млн чел. – до 33,6 млн чел., будет подорвана демографическая и трудоресурсная база обеспечения продовольственной безопасности страны и выполнения сельскими территориями других общенациональных функций. Риски наиболее велики в депрессивных регионах, являющихся анклавами сельской безработицы и экономической стагнации, сверхвысокой естественной и механической убыли сельского населения, в том числе регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями для ведения сельскохозяйственного производства.

 

 


1) Динамические ряды, сложившиеся в межпереписной период, будут Росстатом уточняться в соответствии с данными последней переписи населения. По состоянию на ноябрь 2011 г. информация по возрастно-половой структуре населения и ожидаемой продолжительности жизни отсутствовала.

1) До этого периода Росстат использовал другую методологию учета данной категории занятых и поэтому данные не сопоставимы (См. Ежегодный доклад по результатам мониторинга (одиннадцатый выпуск), с. 51-52).

1) Отчетность по мониторингу рынка труда содержит сведения, поступившие в региональные органы занятости от организаций, в которых наблюдалось увольнение работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности (штата) работников.

[1] Анализ проб воды в сельской местности проводился в 46,2% поселений, в которых проживало 85,8% жителей.

1) Стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности; грантовая поддержка местных инициатив по улучшению условий жизнедеятельности в сельских поселениях; формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...