Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Трудоспособного населения по отдельным видам
экономической деятельности, 2010 г., %
Тенденция снижения удельного веса работников с оплатой труда ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве сохранилась. Однако этот индикатор социального неблагополучия и нарушения трудового законодательства в указанной группе видов экономической деятельности остается самым высоким. Правда, при этом разница в доле работников с оплатой ниже МРОТ в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве и по экономике в целом снижается (табл. 3.1.3).
3.1.3. Доля работников с оплатой труда ниже МРОТ, %*)
*) За 2008, 2009 и 2011 гг. данные выборочных обследований Росстата по состоянию на апрель. За 2010 г. – оценка НИИ проблем социально-экономической статистики.
В пятерку видов экономической деятельности с наиболее высоким удельным весом работников, оплачиваемых ниже МРОТ, помимо лидирующей группы «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» входят: «деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта» (4,8%), «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (4,3%), «образование» (3,8%) и «здравоохранение» (2,3%). В производстве пищевых продуктов доля работников с заработной платой ниже МРОТ составляет 0,6%. В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве наименее социально защищены работники организаций негосударственных форм собственности. Так, если в организациях государственной и муниципальной форм собственности удельный вес работников с оплатой ниже МРОТ составляет 4,1%, то в прочих, составляющих основную массу организаций, - 6,2%. За последние 11 лет (2000-2010 гг.) минимальный размер заработной платы в Российской Федерации повышался 10 раз и увеличился со 132 руб. в месяц (установлен с 1 июля 2000 г.) до 4330 руб. (с 1 января 2009 г.). В 2010 г. вследствие сохранения кризисных явлений решение о повышении МРОТ не принималось. Одновременно в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации шло поэтапное приближение ее величины к прожиточному минимуму трудоспособного населения. По состоянию на 1 января 2001 г. МРОТ составлял всего 13,2% от величины ПМ, на 1 января 2005 г. – 22,9%, на 1 января 2010 г. – 72,7%, на 1 января 2011 г. – 68%. В 27 регионах России установленный МРОТ превышает уровень, определенный федеральным законодательством. При этом, однако, не везде он распространяется на работников сельского хозяйства или для них региональная надбавка по МРОТ ниже. Решение региональных властей о введении повышенного МРОТ продиктовано в основном природными факторами, удорожающими стоимость жизни. В ряде случаев оно обусловлено финансово-экономическими возможностями субъекта (например, г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край), либо трудоресурсными проблемами, определяющими особую важность указанной меры (Тверская, Рязанская области). Федеральным законом о внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 106-ФЗ с 1 июня 2011 г. МРОТ повышен до 4611 руб. – всего на 6,5% против 1,8 раза в январе 2009 г. При этом консервация потребительской корзины на 2011-2012 гг. будет способствовать ускорению реализации требования Трудового кодекса о том, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Способствует этому и исключение из Трудового кодекса статьи о том, что МРОТ – это зарплата по тарифу. Теперь в него включают стимулирующие надбавки и компенсационные выплаты за работу во вредных условиях. Кроме того, данная «уловка» сдерживает рост государственных расходов по заработной плате работников бюджетной сферы. Если повышается МРОТ, должна пересматриваться ЕТС по оплате труда работников бюджетных организаций. Распределение работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства по размеру заработной платы в группировках относительно величины прожиточного минимума трудоспособного населения в апреле 2011 г. по сравнению с апрелем 2009 г. ухудшилось. В частности, доля работников с заработной платой до 1 ПМ повысилась с 25,2 до 27,2%, снизилась относительная численность работников с заработной платой от 3 до 4 ПМ, от 4 до 5 и более 5 ПМ. Аналогичные изменения произошли и в распределении работников по заработной плате в целом по экономике (табл. 3.1.4).
Распределение численности работников организаций По размерам начисленной заработной платы (в пересчете на величину прожиточного минимума трудоспособного населения*)) за апрель соответствующего года, %
*) В расчете использованы величины прожиточного минимума трудоспособного населения за I квартал 2009 и 2011 гг., утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень видов экономической деятельности с наиболее высоким удельным весом работников с заработной платой ниже величины ПМ возглавляет деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. В пятерке лучших по этому индикатору отраслей лидирует добыча полезных ископаемых (табл. 3.1.5). В организациях по производству пищевых продуктов заработную плату в размере, не обеспечивающем прожиточный минимум, в апреле 2011 г. имели 6,8% работников.
Виды экономической деятельности с наибольшей и наименьшей долей работников с заработной платой ниже ПМ Трудоспособного населения (по состоянию на апрель 2011 г.)
Темпы роста среднемесячной заработной платы в сельскохозяйственных организациях, представляющих бухгалтерскую отчетность в Минсельхоз России, были выше (121,2% к уровню 2009 г.), чем в среднем по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству. В результате оплата труда работников этих организаций на 526 руб. (4,9%) превысила уровень, сложившийся в блоке «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», и составила 11194 руб. В 2009 г. ситуация была обратная – 383 руб. (4,1%) в пользу указанного отраслевого блока. Наибольшими темпами в 2010 г. росла заработная плата операторов машинного доения (167,2%), скотников крупного рогатого скота (142,7%), работников торговли и общественного питания (136%). В результате оплата операторов машинного доения на 24,7% превысила уровень заработка трактористов-машинистов, тогда как в прошлом году она на 14,1% была ниже. Заработная плата скотников КРС достигла 88,4% от уровня у трактористов-машинистов (в 2009 г. – 71,3%). Наиболее высоко оплачиваются строители. Если работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, получают в месяц в среднем 11,2 тыс. руб., то занятые на строительстве хозяйственным способом – 14,5 тыс. руб. Заработки строительных рабочих превышают оплату специалистов сельского хозяйства, что свидетельствует о высокой востребованности кадров этой профессии. Самой низкой остается заработная плата у овцеводов и козоводов – 5,2 тыс. руб., 6-7 тыс. руб. в месяц получают работники коневодства, жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытовых, детских учреждений, учебных заведений и курсов при хозяйстве. Сократилась разница в оплате труда постоянных рабочих сельскохозяйственных профессий и кадров руководителей и специалистов. Так, в 2009 г. заработная плата руководителей сельскохозяйственных организаций превышала оплату постоянных рабочих на 87,4%, а заработная плата специалистов – на 17,6%. В 2010 г. это превышение составило соответственно 78,2 и 14,3% (табл. 3.1.6). В 2010 г. среднемесячная заработная плата руководителей сельскохозяйственных организаций превышала среднюю заработную плату по организации в 1,7 раза. По регионам это превышение колебалось от 30-50% (Брянская, Ивановская, Калининградская, Новгородская, Ульяновская области, республики Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Краснодарский край) до двух и более раз (Белгородская, Липецкая, Орловская, Ярославская, Тюменская Томская, Сахалинская области, республики Карелия, Хакасия, Хабаровский край, Чукотский автономный округ). Максимальный разрыв в оплате менеджеров и рядовых работников сельскохозяйственных организаций, свидетельствующий о злоупотреблении властными полномочиями, сложился в Астраханской области и Ямало-Ненецком автономном округе, где оплата руководителей превысила средний уровень по организации соответственно в 3,2 и в 3,4 раза. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 272. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |