Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Различными исходными философскими и методологическими основаниями.




Право, точнее, правовое регулирование, представляет собой весьма сложный, многообразный социальный институт, действующий в экономической, политической, образовательной и других основных сферах общества. Одновременно правовые явления и процессы необходимо присутствуют и во взаимоотношениях людей, их правосознании, конкретных действиях и поступках. Достаточно сложной и противоречивой предстает связь права с другими социальными нормами. Во всем этом многообразии весьма трудно определить те свойства, признаки, которые бы позволяли, бесспорно отличать право от “неправа” во всех его конкретных проявлениях.

Вопрос о сущности права осложняется тем, что она не может быть выявлена индуктивным путем, в процессе выделения некоторых признаков, присущих всем или большей части правовых явлений. Такой путь в лучшем случае позволяет выявить некоторые, действительно важные, свойства права, но не способен доказать, что эти свойства необходимо присущи праву, составляют его сущность и все, что не обладает этими свойствами, не является правом.

Между тем именно таким ненадлежащим способом юристы пока что пытаются раскрыть сущность права. Не увенчались успехом и усилия советских правоведов познать глубинные процессы права с помощью материалистической диалектики и всеобщего метода теоретического познания – восхождения от абстрактного к конкретному. Поэтому, как показал обзор основных воззрений на сущность права, изложенный в предыдущем параграфе, сущностью права признаются отдельные компоненты правового регулирования, фиксируемые непосредственно индуктивным путем и противопоставляемые другим правовым явлениям и процессам.

Так, позитивисты связывают сущность права с нормативными установлениями, принимаемыми государственными органами, и тем самым сводят право к одной из форм его выражения – закону. Для представителей психологической теории подлинное право видится не в законе, а в психических, “императивно – атрибутивных” переживаниях личности, его правовой психологии. Социологическая юриспруденция видит подлинно “живое” право не в законах государства, а в решениях судьи или нормативных установлениях, принимаемых общественными организациями и иными коллективными образованиями людей.

Характерно, что на выбор тех или иных явлений, компонентов правового регулирования в качестве сущности права прямое и непосредственное влияние оказывают не закономерные связи и зависимости правовых явлений и процессов, а чаще всего состояние классовой борьбы в обществе или главные, основные задачи, решаемые государством на том или ином этапе его развития.

Теория естественного права возникла в ходе буржуазных революций как теоретическое обоснование права буржуазии на революцию, насильственное низложение власти феодалов и лишение их права проводить свои интересы в качестве общеобязательных требований. Естественные права человека на жизнь, частную собственность, равноправие грубо нарушались феодальным государством, а потому народ на основании того же естественного права должен был низвергнуть действующую власть и создать такие порядки, которые бы гарантировали и развивали естественные права человека, его свободу.

Основным оппонентом теории естественного права в XVIII-XIX вв. выступила историческая школа права. Рассматривая право как историческое развитие народного духа, данная школа теоретически оправдывала существующий феодальный строй, его государство и право и резко выступала против любых предложений буржуазных идеологов изменить существующие порядки революционным путем, установить буржуазное государство и право. Представители этой теории находили разумные основания не только феодальной зависимости, но и рабства. Рабство, полагали они, имеет то преимущество перед бедностью, что, скорее собственник из разумных хозяйственных соображений затратит кое-что на обучение раба, обнаружившего известные способности, чем кто-либо – на нищего ребенка. Право бить и увечить раба не намного хуже того, что приходится терпеть беднякам.

Начиная с середины XX века внимание правоведов вновь привлекла теория естественного права и опять-таки не только по мотивам истинного познания сущности права. Очередной поворот буржуазных юристов был обусловлен активной борьбой рабочего класса за свои права и наличием СССР, других социалистических государств, признававших и гарантировавших широким слоям населения весьма обширный спектр социально-экономических и политических прав. Буржуазное законодательство не могло существовать в прежнем виде и должно было придать себе “человеческое лицо”, пойти на уступки трудящимся под весьма благовидными и привлекательными лозунгами естественного права.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и ряд других международно-правовых актов закрепили естественные права человека в качестве основы и конечной цели национального законодательства любого ныне существующего государства. И хотя состояние с правами человека в отдельных государствах является достаточно далеким от требований международных норм, тем не менее юридическое признание этих прав дает легальную почву рабочим и иным трудящимся для борьбы за эти права и одновременно вуалирует сущность буржуазного государства и права.

Явные или опосредованные отзвуки политической и правой конъюнктуры, борьбы социальных групп за свои права и свободы можно обнаружить без особого труда и во всех остальных правовых теориях. Научные поиски ответа на вопрос, что есть право, неизбежно переплетаются с исходными позициями ученых-юристов и чаще всего оказываются подчиненными этим позициям.

Третьим фактором, с которым связывается многообразие теорий о сущности и социальной природе права, являются философские и методологические позиции их авторов.

Каждый ученый обладает мировоззрением, т.е. определенной совокупностью знаний о том, как устроен мир, из каких основных компонентов он состоит, каким образом эти компоненты взаимодействуют друг с другом, что лежит в основе развития мира и может ли человек познать окружающий его мир. Все эти проблемы составляют предмет философии, но обязательно используются юристами. В своих исследованиях сущности и социальной природы права юристы вынуждены обращаться к общим мировоззренческим положениям философии всякий раз, когда пытаются показать, раскрыть связь права с другими социальными явлениями либо с божественным провидением, представить право как часть мирового порядка.

Коль скоро философия далека от единого понимания своих проблем, представляет собой достаточно яркую палитру различных школ и теорий, то и мировоззренческие позиции ученых-юристов оказываются весьма разнообразными. Каждый в своих правовых исследованиях опирается на философскую теорию, которая, по его мнению, правильно раскрывает проблемы мироздания и дает надежные способы научного познания. Своеобразие каждого философского воззрения, примененного в правоведении, неизбежно сказывается и на понимании сущности права и его социальной природы.

Так, в основе позитивистской теории права и особенно его крайнего крыла, представляемого нормативизмом Г. Кельзена,  лежит философия И.Канта, которая все науки делит на две группы: науки о сущем и науки о должном. В первую группу входят естественные науки, история, социология, изучающие причинно-следственные связи явлений природы или общества. Юриспруденция как наука о должном абстрагируется от каких бы то ни было причинно-следственных связей и изучает только действующие в обществе нормы. Логическим следствием подобных философских установок предстает и трактовка сущности права как принятого государством закона.

Глава 29. Учение о правах человека

§ 1. Понятие человека, гражданина, личности

 

Человеческое общество состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей – общественных отношений, в которые они вступают в процессе производства и распределения материальных благ, а также участвуя в политической, культурной и иных сферах социального бытия. Вне этихсвязей и отношений конкретный индивидуум предстает как человек, то есть живое существо.

Человек представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах. Строение скелета, внутренних органов, головного мозга, биохимический состав крови, анатомо-физиологические особенности сближают людей с человекообразными обезьянами. Однако в характеристике социальной сути человека принципиально важным является его понимание как гражданина, то есть лица, которое имеет правовую принадлежность к тому или иному государству, подпадает под действие его законов, иных нормативных правовых актов и сообразует свое поведение с правовыми установлениями этого государства.

Гражданство характеризует взаимные права и обязанности человека и государства. В лице своих органов и должностных лиц государство ответственно перед гражданами, обязуется действовать во благо их и общества, всемерно защищать права граждан как на своей территории, так и вне ее. В свою очередь, гражданин обязуется неукоснительно исполнять нормативные установления государства, не нарушать прав и законных интересов иных субъектов права, не причинять вред окружающей природной среде, защищать общество, государство от нападений извне.

Приобретение гражданства чаще всего связывается с фактом рождения человека либо со специальным решением компетентных государственных органов. В большинстве стран ребенок автоматически признается гражданином государства, гражданами которого являются его родители. Однако по достижении совершеннолетия человек по своему желанию может выйти из гражданства, стать лицом без гражданства либо претендовать на гражданство другого государства. В ряде стран человек может быть лишен гражданства за совершение преступлений и иных действий, наносящих ущерб государству или его безопасности.

Таким образом, гражданин – это человек, взятый в его соотношении с государством, политической властью в обществе и законом, основанном на государственно-правовом признании конкретного индивида носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Институт гражданства возник сравнительно недавно, в процессе буржуазных революций, под влиянием теории о естественных и не подлежащих отчуждению правах человека, его равных гражданских и политических правах в обществе. Начиная с Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.) буржуазное государство признает человека свободным и равноправным членом гражданского общества, активным участником осуществления суверенной власти и политической жизни страны.

В феодальном государстве, основанном на разделении населения по сословиям и неравенстве их прав, существовал институт подданства, символизировавший полную зависимость человека от власти и произвола монарха, обязанность индивида находиться “под данью” и исполнять любые веления своего господина. В России подданство было отменено в ноябре 1917 г. специальным декретом ВЦИК и СНК РСФСР, в соответствии с которым устанавливалось одно общее для всего населения наименование – “гражданин Российской Республики”.

Государственно-правовыми связями индивидуума не исчерпывается все многообразие его статуса в области политики, культуры, экономики. Для этого используется специальное понятие “личность”.

Каждый человек, вступая в жизнь, застает мир вещей, предметов, произведенных предшествующими поколениями людей, различные политические, социальные институты и учреждения, а также исторически сложившиеся социальные нормы, религиозные догматы, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и др. Чтобы стать полноправным членом общества, принимать непосредственное участие в его делах, индивидуум должен в той или иной мере усвоить имеющиеся знания о природе и обществе, овладеть речью и правилами грамматики, изучить действующие социальные нормы, приобрести профессию и приобщиться к достижениям культуры.

Овладев необходимыми знаниями и профессиональными навыками, человек активно включается в систему социальных связей в качестве члена определенной социальной группы, класса, трудового коллектива, общественной или политической организации, собственника имущества, производителя материальных или духовных благ, словом, так или иначе участвует в конкретной сфере социального бытия.

Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий может выступать в этом качестве. Так, личностью не являются ребенок и душевнобольной человек. Вряд ли можно считать личностью и первобытного дикаря, не обладавшего сколько-нибудь развитой системой знаний и не способного преобразовывать окружающий мир сообразно собственным потребностям. Рабовладельческое общество, как известно, отказывало рабу в праве быть личностью.

Таким образом, понятия “человек” и “личность”, отражая разные аспекты одного целого – отдельного индивидуума, находятся между собой в тесной взаимосвязи. Как продукт природы конкретный человек выступает материальной, биологической основой личности. Последняя, будучи продуктом общества, характеризуется единством ее индивидуальных, социальных и биологических черт и, в частности, включает в себя:

- признаки, характеризующие социальные связи и отношения человека (экономические, политические, национальные, классовые, юридические, моральные и др.);

- приобретенные личным опытом знания, навыки, привычки, культурный уровень;

- биологически обусловленные черты: инстинкты, темперамент, чувства, элементарные потребности, состояние здоровья;

- черты индивидуальной психики и мышления, способности познавать мир, создавать произведения литературы, науки и искусства.

Конкретная личность всегда индивидуальна. Психологические черты, социальный опыт, род деятельности, темперамент, а также интенсивность проявления этих черт в каждом человеке сочетаются самым различным образом и составляют неповторимость его личности, отличие от всех других членов общества. В природе не бывает одинаковых, похожих друг на друга личностей.

Неповторимая индивидуальность личности включает в себя и некоторые общие признаки, присущие человеку как представителю определенной социальной группы людей, класса, национальности, рода занятий и т.п. Совокупность таких общих черт личности образует ее социальный тип. Можно говорить о личности рабочего, инженера, ученого, политика, пенсионера, преступника.

Каждая конкретно-историческая формация в силу особенностей ее производственных, политических и иных отношений порождает строго определенную совокупность социальных типов личности и их устойчивые отношения друг с другом. Феодальное общество, например, характеризовалось такими социальными типами личности, как феодал, помещик, воин, церковник, крестьянин, ремесленник, ученый и др. Капиталистическое общество основывается на иных производственных отношениях и создает новые типы социальных личностей: капиталист, представитель средней и мелкой буржуазии, рабочий, инженер, фермер.

Сочетание индивидуальных и общих черт личности обусловливается воздействием на нее двух взаимоисключающих сил и тенденций. В силу общественного разделения труда и по некоторым другим причинам человек может существовать и развиваться только в обществе, общаясь с другими его членами в процессе производства и распределения материальных благ, создания духовных ценностей. Становясь одним из многих членов конкретной социальной группы, личность приобретает свои характерные черты.

Добиться признания общества, как правило, удается неординарной личности, обладающей известными способностями, талантом, высокими профессиональными навыками, энциклопедическими знаниями или иными качествами, которыми этот человек обладал от рождения и усовершенствовал, развил в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.

Процесс становления личности может протекать весьма интенсивно или, наоборот, медленно, в зависимости от желания и способности индивидуума приобрести и развить в себе свойства, присущие определенному социальному типу личности. Нельзя сбрасывать со счетов и значение социальных условий для реализации замысла индивидуума овладеть необходимой суммой знаний: материальное состояние индивидуума или его семьи, наличие соответствующих учебных заведений, возможность поступить в них и др.

В настоящее время общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог формировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам и потребностям и применять свои способности и знания на практике. Хотя бесспорен и тот факт, что современное цивилизованное общество создает более благоприятные предпосылки для формирования личности, нежели предшествующие исторические периоды. Решающую роль здесь играет степень свободы личности, которую предоставляет ей и закрепляет государство в виде правового положения граждан.

§ 2. Понятие “права человека и гражданина”

 

Теория и практика прав человека имеют длительную историю. Современная постановка вопроса о правах человека опирается на богатый опыт человечества и прежде всего в области правовых форм организации общественной жизни людей, правового способа регуляции их поведения.

Права человека – явление естественно-историческое. Это значит, что они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом динамики общества, постоянно изменяющихся условий человеческого быта. Права человека образуют совокупность принципов и норм, регулирующих определенные общественные отношения.

Прослеживая историю формирования и эволюции представлений о правах человека – от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных, можно сказать, что степень и характер развитости прав и свобод личности определяются уровнем социального развития и развития права в соответствующем обществе.

С точки зрения истории прав человека следует отметить определенную содержательную связь, логику преемственности и момент развития в цепочке таких актов, как английская Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); Билль о правах (1689 г.); американская Декларация прав Виржинии (1776 г.); Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.); Конституция США (1787 г.); Билль о правах (1789-1791 гг.); Французская Декларация прав человека (1789 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и др.

Провозгласив ряд фундаментальных политических и гражданских прав, которые можно назвать правами первого поколения, Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. открыла первый этап в развитии института прав человека. В этот период действительные права человека оказались далеки от идеала. Их реализация натолкнулась на трудности, порожденные общественными структурами, вследствие чего люди, рожденные равными, стали разделяться на граждан активных и пассивных, а в качестве противовеса понятию прав человека в политическую жизнь прочно вошло понятие “ценз”.

Второй этап в развитии данного института датируется уже нашим веком и связан с появлением нового, второго поколения прав – социально-экономических. Социально-экономические права (на труд, образование, социальное обеспечение) куда больше, чем политические права, нуждаются в государственных мерах как материального, так и юридического свойства, без чего эти права не могут быть сколько-нибудь последовательно реализованы. Третий этап, относящийся ко второй половине нашего века, характеризуется резким возрастанием роли международного права в развитии, осуществлении и охране прав человека. Еще больше расширяется каталог прав и свобод, формируется их третье поколение.

В ряду международно-правовых актов, посвященных правам человека третьего поколения, особое место занимает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Права человека могут быть официально признаны государством и стать законами, изданными надлежащими органами власти. В этом случае права человека и права гражданина совпадают.

Содержащиеся в Декларации права и свободы можно классифицировать на четыре группы:

1) элементарные права – жизнь, свобода, равенство перед законом, тайна переписки и т.д.;

2) гражданские права – свобода передвижения, право создавать семью, право на гражданство, право на убежище и т.д.;

3) политические права – свобода мысли, совести, религии, свобода убеждений, собраний, шествий, митингов и т.д.;

4) экономические, социальные, культурные – право на труд; право на образование; право на выбор профессии и т.д.

Современный этап в развитии Российского общества характеризуется нестабильностью законодательства. Не вдаваясь в подробный анализ экономических, политических, идеологических причин, с которыми связана эта нестабильность, констатируем, что для гражданина необходимы в жизни хоть какие-то постоянные ориентиры, регуляторы его поведения, ценности. Такими ориентирами для российского гражданина могут стать права человека. Не случайно, многие последние нормативные правовые акты, принятые в Российской Федерации, учитывают эти обстоятельства. Естественно, что перечень прав человека и гражданина, который содержится в международных документах, не является исчерпывающим. С развитием цивилизации могут появиться и новые обстоятельства, которые будут признаваться общими для всех нормами и ценностями.

Для нас наиболее важно проанализировать те права человека, которые содержатся в современных международных документах и нормах отраслевого государственного законодательства. Основными международными документами, которые содержат права человека, являются:

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, принятая Генеральной Ассамблеей ООН;

- Европейская конвенция “О защите прав человека и основных свобод” от 4 ноября 1950 года;

- “Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах” от 16 декабря 1966 года (вступил в силу для РФ 3 января 1976 г.);

- “Международный пакт о гражданских и политических правах” от 16 декабря 1966 года (вступил в силу для РФ 3 января 1976 г.);

- “Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе” от 1 августа 1975 года.

Необходимо отметить, что на основе этих документов были приняты очень важные нормативные правовые акты в Конституционном и другом Российском законодательстве – это Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.; Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.; Закон “О гражданстве РФ” от 31.05.2002 №62-ФЗ (в ред. от 18. 07. 2006); Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 г.; внесены значительные изменения в другие нормативные акты, в том числе уголовно-правового и уголовно-процессуального законодательства. Наиболее крупные блоки статей международных документов и Конституционных актов России посвящены правам человека в сфере правосудия, например, в Декларации ООН их десять:

- ст. 3 закрепила право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности;

- ст. 9 провозглашает законность ареста и задержания;

- ст. 10 гарантирует право на беспристрастный суд;

-        ст. 11 закрепляет право на защиту и т.д. Российская Декларация более подробно провозглашает права человека в данной сфере, юридические гарантии прав человека в этом документе декларируются в двадцати статьях и пунктах, в том числе и те, которые провозглашены в Декларации ООН. Еще более подробно права человека и гражданина закрепляются в Конституции России, таких статей в этом документе уже двадцать шесть (ст. 18-20; 22-25; 35-37; 46-54).

Наиболее важными правами человека являются право на личную свободу и неприкосновенность; право на свободу передвижения; право на свободу труда; право на получение и распространение информации. Практически все остальные права и свободы человека и гражданина так или иначе взаимосвязаны с вышеперечисленными. Действительно, право на образование и медицинское обслуживание; право на жилище и его неприкосновенность; право на личную жизнь и запрет на вмешательство в личные тайны; право на собственность и интеллектуальное признание.

Остановимся на некоторых наиболее важных правах человека и их регулировании Российским законодательством. Одним из них является право на личную свободу и свободу передвижения. Косвенно такое право закрепляет ст. 5 Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), которая посвящена личной свободе и неприкосновенности человека. Под личной свободой данный документ подразумевает право на свободное передвижение, выбор места жительства и места пребывания. Поэтому всякое принудительное лишение человека этого права противоречит международным документам и идеологической концепции по правам человека и гражданина. И нормы внутригосударственного законодательства, противоречащие международным документам, должны быть приведены в соответствие с ними.

В связи с этим в российское законодательство внесены значительные изменения. Эти изменения касаются прежде всего конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, трудового, уголовно-исполнительного, гражданского законодательства. Были внесены некоторые коррективы в юридический институт прописки, который до недавнего времени включал в себя подзаконные нормы феодально-рабовладельческого законодательства, являясь, по существу, институтом крепостного права. Прикрепляя человека к определенной местности и месту, прописка перечеркивала практически все права и свободы гражданина, дарованные ему в декларациях и конституциях, нарушая тем самым одно из главных прав человека – право на личную свободу, которое отражалось в п. 1 ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Изменения, которые коснулись юридического института прописки, затронули принцип данного института, который из принудительно-обязательного превратился в добровольно-регистрационный. По существу, такое изменение не внесло серьезных корректив в сознание чиновников, работающих в сфере паспортного режима. Для российского гражданина прописка по-прежнему остается камнем преткновения в той огромной бюрократической системе, которая стоит на пути возможной реализации человеком своих прав и свобод.

Принятые в Российской Федерации Закон “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ” от 25 июня 1993 г.; Закон “О беженцах” от 19 февраля 1993 г.; Закон РФ “О вынужденных переселенцах” от 20.12.1995 г.( в ред. от 18. 07. 2006 г.) и другие нормативные документы регулируют право человека и гражданина на свободу передвижения. Так, п. 1 ст. 12 Декларации  закрепляет, что каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Данное положение тесно связано со ст. 8 Декларации, которая закрепляет право на личную свободу человека, п. 3 которой провозглашает, что заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения.

Конституция Российской Федерации также регулирует возможность реализации права человека на свободу передвижения (ст. 27) и закрепляет право граждан РФ на личную свободу и неприкосновенность (ст. 22), п. 2 которой гласит, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Данная конституционная правовая норма имеет юридическую силу прямого действия, указав конкретные сроки возможного задержания, что являлось серьезной юридической гарантией защиты прав человека на личную свободу. После принятия Указа Президента РФ “О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности” от 14 июня 1994 г. № 1226, где предусматривалась возможность задержания на срок до 30 суток. [73] ., конституционные юридические гарантии личной свободы остались в этой их части на бумаге, поскольку появилось противоречие между конституционной и подзаконной нормой, результатом которого стала повсеместная реализация Указа, а не Конституции. Цель принятого Указа направлена на обеспечение прав человека и гражданина в сфере защиты жизни, здоровья и его общественных интересов, для обеспечения безопасности общества и государства. В настоящее время данный Указ отменен.

Не случайно Европейская конвенция “О защите прав человека и основных свобод” как бы специально предусмотрела подобные противоречия, и очень подробно регламентирует порядок возможного задержания человека: где в ст. 5 п. 1 указано, что никто не должен быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в соответствии с процедурой, установленной законом:

а) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;

б) законный арест или задержание лица за невыполнение законного постановления суда или в целях обеспечения выполнения какого-либо обязательства, предписанного законом;

в) законный арест или задержание лица, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению его в совершении преступления или в том случае, когда обоснованно считается необходимым воспрепятствовать совершению им преступления или его побегу после совершения преступления;

г) задержание несовершеннолетнего по законному распоряжению в целях обучения его под надзором или его законное задержание, чтобы он предстал перед компетентными судебными органами;

д) законное задержание лиц в целях предотвращения распространения заразных болезней, психически больных лиц, алкоголиков или наркоманов и бродяг;

е) законный арест или задержание лица с целью воспрепятствовать его незаконному въезду в страну или лица, в отношении которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

А п. 2 ст. 5 провозглашает, что каждому арестованному в срочном порядке сообщаются на понятном ему языке причины ареста и любое предъявляемое ему обвинение.

Конституционные нормативные акты и документы РФ практически без изменений включают в себя нормы и правила международных деклараций и конвенций по правам человека и гражданина. Детальная же регламентация и регулирование возможной реализации личной свободы и свободы передвижения граждан РФ находится в системе подзаконных актов РФ.

Особое место среди нормативных актов, регулирующих возможность реализации права человека на личную свободу занимают Уголовное законодательство, Уголовно-процессуальное законодательство и Уголовно-исполнительное законодательство. До недавнего времени именно эти отрасли законодательства в Российской Федерации (СССР) давали понять гражданам страны и иностранцам всю серьезность претензий государства на регулирование отношений в сфере свободы, равенства и братства. Вплоть до 1953 года Российские граждане сполна ощутили на себе всю справедливость этих видов законодательства. В настоящее время многие средства массовой информации, политические и государственные руководители, лидеры общественных организаций и обычные граждане России называют тот период (с октября 1917 по 1960 г.) российской истории периодом беззакония и репрессий. Данное утверждение не совсем точно: во-первых, только в начале своего правления большевистское правительство использовало формулу “революционного правосознания”, затем была разработана и внедрена строго бюрократически-административная система законодательства, нарушение которой заканчивалось обычно жестоким наказанием, вплоть до смертной казни. Другое дело, что вся законодательная система была подстроена под требования строительства нового общества; во-вторых, вся система нормативных актов была пронизана требованиями идеологии, классового подхода, идеями мировой революции и личной преданностью руководителю страны; в-третьих, вся эта гигантская государственная машина действовала строго централизованно, по приказу “сверху”, никакой инициативы не допускалось, все действия и мероприятия необходимо было согласовывать с инструкциями и постановлениями. Поэтому политические судебные процессы организовывались исходя из требований “формального” закона или другого нормативного акта (инструкции, приказа, письма и т.д.), была создана сверхупрощенная система делопроизводства, но она все-таки была.

Таким образом, данный период характеризуется наличием системы нормативного регулирования общественных отношений. Другое дело, какова правовая природа этого законодательства, как она соотносится с системой прав человека и гражданина, как в нем отражались общечеловеческие понятия нравственности, справедливости и целесообразности. Подчинив все общество идее диктатуры пролетариата, большевистское правительство реализовывало свое право на власть соответствующими диктаторскими (жесткими) методами, поскольку диктатура есть власть не связанная никакими законами. Следовательно, создаваемые законы не отражали требований общечеловеческого права, представляли собой сплошную формальность, а юридические гарантии, содержащиеся в них, были довольно призрачны. Классовый подход к управлению привел к созданию системы кастового строя, диктатуре одной партии, диктатуре одной личности.

Плановое ведение хозяйства, монополизация определенных видов хозяйственной деятельности со стороны государства привели к запрещению отдельных видов деятельности в сфере экономики для граждан:

- запрещалась и наказывалась в уголовном порядке частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество (ст. 153 УК РСФСР);

- индивидуальная трудовая деятельность, в ходе которой использовался наемный труд (ст. 162 УК РСФСР).

Лица, которые вели паразитический образ жизни, наказывались в уголовном порядке лишением свободы на срок до трех лет (ст. 209 УК РСФСР). Тем самым наказывая бродяг и “паразитов”, государство снимало с себя всякую ответственность в сфере свободного трудоустройства, а именно; оно декларировало невозможность безработицы, поскольку граждане такого государства были обязаны трудоустраиваться где угодно и как под страхом жесткого государственного принуждения.

Государство наделило себя правом распоряжаться трудовыми ресурсами страны и при помощи авторитарных методов управления регулировало их поступление в различные регионы. Государственная централизация этого вида деятельности доходила до абсурда и привела к созданию системы “крепостного права”. Строительство социализма при помощи лагерей, трудовых коммун, трудовых армий, трудовых колоний и поселений, направлений и распределений привело к искажению психики людей, в их сознании создавался образ маленького винтика на благо “большого счастливого коммунистического завтра”. Судьба человека полностью находилась в руках административно – бюрократического аппарата.

Еще больше проблем для свободного волеизъявления в сфере трудовых отношений было у граждан, совершивших правонарушение. К данной категории граждан могли применяться такие виды наказаний, как ссылка и высылка (ст. 25; ст. 26 УК РСФСР) с обязательным трудоустройством, а также условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечение к труду (ст. 24/2 УК РСФСР). Кроме этого, к данной категории граждан применялось условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 53/2 УК РСФСР). Налицо принудительный труд и обязательное трудоустройство.

Потребовалось довольно много времени, чтобы руководители государства и законодательные органы внесли соответствующие изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, привели их в относительное соответствие с международными документами по правам человека. В Европейской Конвенции “О защите прав человека и основных свобод” от 3 сентября 1953 года, в ст. 4 закреплено, что никто не должен принуждаться к обязательному труду. Практически тождественно закрепление права на труд в декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 года в ст. 23, в которой делается акцент на то, что каждый свободно выбирает труд и свободно на него соглашается, а п. 4 этой же статьи закрепляет, что принудительный труд запрещен. Таким образом, приведя в соответствие с международными документами свои внутренние декларации по правам человека, Российские законодатели стали вносить соответствующие изменения в Конституционное и текущее законодательство: так, ст. 37 Конституции РФ закрепила свободу труда, а п. 2 этой же статьи запрещает принудительный труд.

Соответствующие изменения стали вноситься и в текущее законодательство: были отменены ссылка и высылка, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (18.02.1993 г.),       ст. 362/2 уголовно-процессуального кодекса РСФСР, которая регулировала направление условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду в местах лишения свободы; отменены статьи, регулирующие направление в воспитательно-трудовой профилакторий.

Изменения в мировоззрении передовой части общества привели и к изменениям в законодательном регулировании свободного волеизъявления в сфере трудоустройства человека и гражданина, но изменились и сами общественные отношения, поэтому, во-первых, необходимо восстановить ценность самого производительного труда; во-вторых, реально обеспечить гарантиями свободу распоряжения результатами трудовой деятельности человека, включая интеллектуальную деятельность; в-третьих, для обеспечения экономических гарантий производителей установить предельную ставку налогообложения, включая все виды налогов; в-четвертых, отменить в системе подзаконных актов всякие ограничения передвижения и трудоустройства.

§ 3. Виды прав человека и гражданина

 

В зависимости от содержания основных прав и свобод, они могут быть систематизированы следующим образом:

1.Общегражданские: право на приобретение гражданства РФ; право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей; право личных и коллективных обращений в любые государственные органы и органы местного самоуправления; право на судебную защиту своих прав и законных интересов, в частности, с помощью адвоката.

2. Личные: право на жизнь; право на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность; право на невмешательство в частную жизнь, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на свободу мыслей, слова, убеждений, на свободу совести; право самостоятельно определять свою национальную принадлежность.

3. Политические: избирательное право (право избирать и быть избранным); право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование; право на объединения.

4. Социально-экономические: право быть собственником и заниматься предпринимательской или иной не запрещенной деятельностью; право на жилище; право на свободный и безопасный труд; право на отдых; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на социальное обеспечение.

5. Социально-культурные: право на образование; право на защиту интеллектуальной собственности; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Характерной чертой правового положения граждан РФ является единство их прав и обязанностей, регламентированных статьями 57-59 Конституции России.

Общегражданские права и свободы человека и гражданина – важный элемент конституционных прав и свобод человека в России, Основной Закон которой утверждает права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность.

Согласно ст. 17 Конституции РФ, права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, а их перечень и объем вытекает не только из Конституции и законов РФ, но также из общепризнанных норм международного права, которым предоставляется преимущество перед национальным законодательством РФ.

В числе общегражданских прав и свобод важное место занимает право на приобретение гражданства РФ в соответствии с ее законодательством. Из гражданства РФ вытекает комплекс прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами РФ, а также защита и покровительство РФ над ее гражданами во время их пребывания за рубежом. Гражданин РФ не может быть лишен ее гражданства или выслан за ее пределы.

К числу общегражданских прав можно отнести закрепленное в ст. 32 Конституции РФ право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это право обеспечивается, в частности, возможностью свободного и равного доступа к государственной службе и правом участвовать в отправлении правосудия.

Важным общегражданским правом является право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции), которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Одним из элементов общегражданских прав и свобод человека является его право на судебную защитусвоих прав и свобод. Оно состоит в том, что любые действия и решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции). При этом каждый вправе требовать рассмотрения его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции). Конституция гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи за плату или в случаях, предусмотренных законом, бесплатно (ст. 48). Каждому лицу, задержанному, арестованному или обвиняемому в совершении преступления, Конституция РФ предоставляет ряд важных дополнительных гарантий против необоснованного ущемления прав и свобод (ст. 48-51).

К общегражданским нередко относят личные права и свободы человека и гражданина (например, право на жизнь, на личную свободу и т.д.), однако представляется более правильным рассматривать их в качестве самостоятельного элемента правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

Важнейшим правом человека является его право на жизнь,закрепленное в ст. 20 Конституции РФ. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Но и смертная казнь за совершение тягчайших преступлений – это временная и исключительная мера. Поэтому государство стремится к полной отмене смертной казни, которая в настоящее время, впредь до полной ее отмены, может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности только по приговору суда с участием присяжных заседателей. Шагом к постепенной отмене смертной казни является закрепление в Уголовном кодексе РФ возможности замены смертной казни пожизненным лишением свободы.

Право на свободу и личную неприкосновенность также является личным правом человека, провозглашенным в ст. 22 Конституции РФ.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До вынесения судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Закон категорически запрещает применение пыток, насилия или любого иного обращения или наказания, являющегося жестким или унижающим человеческое достоинство. Защищая личную неприкосновенность, Конституция РФ не допускает проведения медицинских, научных или иных опытов над людьми без их согласия (ст. 21).

В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждому обеспечивается тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право может быть ограничено только на основании судебного решения, вынесенного в соответствии с законом. Закон запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24 Конституции).

Неприкосновенность жилища – важное личное право человека, гарантирующее неприкосновенность частной жизни. Согласно ст. 25 Конституции РФ, никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающего в нем лица иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Обыск и иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются на основании судебного решения. В безотлагательных случаях возможен и иной установленный законом порядок, но с обязательной последующей проверкой судом законности этих действий.

Конституция РФ гарантирует каждому право на свободу передвижения, вы-бор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации  (ст. 27). Каждый имеет право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возв-ращаться. Ограничение этих прав может иметь место только на основании закона.

К числу личных конституционных прав относится и право на свободу мысли и слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений (ст. 29). Никто не может принуждаться к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В целях объективного формирования мнений и убеждений каждому предоставлено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ограничение этого права может быть установлено только законом, в частности, законом о государственной тайне.

Свобода совести – важный элемент личных прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции ; Федеральный Закон РФ «О свободе совести и о религиозных   об ъединениях» от 26. 09. 1997 г. №125-ФЗ, в ред. от 06.07.2006.). Все религии и религиозные объединения равны перед законом.

Оскорбление религиозных и иных убеждений граждан преследуется по закону. Важнейшим политическим правом граждан РФ, гарантирующим им возможность активного участия в жизни общества и государства, является избирательное право.

Выборы занимают важное место в системе демократии, обеспечивая активное участие граждан РФ в формировании и деятельности органов государства и местного самоуправления. Действующее российское законодательство предусматривает выборы Президента РФ, депутатов представительных (законно-дательных) органов, мэров городов, местного самоуправления и мировых судей. В Конституции РФ закреплено право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 3, 32).

Каждый гражданин РФ, достигший установленного законом возраста и не лишенный по закону избирательного права, обладает правом избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Выборы в нашей стране являются всеобщими, равными и прямыми и проводятся при тайном голосовании.

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование – одно из средств политической активности граждан. Оно гарантируется ст. 31 Конституции РФ. Однако это право должно осуществляться при наличии двух условий. Во-первых, собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование должны проходить мирно, без использования и без наличия оружия. Во-вторых, о предстоящих акциях их организаторы обязаны уведомить органы власти в установленном порядке и в надлежащий срок, чтобы согласовать цели, место и время проведения этих акций. Какого-либо специального разрешения на их проведение закон не предусматривает.

Согласно ст. 30 Конституции РФ граждане РФ и иные лица имеют право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Формы объединений могут быть самыми разнообразными: политические партии, профессиональные союзы, массовые общественно-политические движения, молодежные, спортивные союзы, культурные ассоциации, различные общественные организации и т.д.

В соответствии с законом свобода деятельности общественных объединений не только признается, но и гарантируется, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Право на объединение может быть ограничено только решением суда на основании закона.

Под избирательным правом в субъективном смысле понимается право граждан принимать участие в выборах, т.е. избирать или быть избранными. Избирательное право в объективном смысле означает систему правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, т.е. определяющих избирательную систему, в которой реализуется субъективное избирательное право граждан.

В действующей Конституции РФ нет специальной главы, посвященной избирательной системе, однако общие ее принципы сформулированы в ряде конституционных норм. В ст. 3 и 32 Конституции провозглашено право граждан РФ участвовать в управлении делами государства и тем осуществлять свою власть как непосредственно, так и через своих представителей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Всеобщность выборов означает, что право избирать и быть избранным принадлежит всем гражданам России, достигшим установленного законом возраста и не лишенным избирательного права. По закону не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции). Активным избирательным правом обладают граждане, достигшие возраста 18 лет. А возраст, по достижении которого у граждан возникает пассивное избирательное право, зависит от той должности, на которую избирается гражданин. Так, Президентом РФ может быть избран только гражданин РФ, достигший возраста 35 лет, депутатом Государственной Думы или представительного (законодательного) органа края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа – гражданин, достигший возраста 21 года (ст. 97 Конституции).

Равенство выборов означает, что избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос и что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Прямой характер выборов означает, что граждане избирают президента РФ или депутатов представительных органов непосредственно, т.е. без посредства промежуточных ступеней выборщиков, уполномоченных и т.п.

Тайное голосование означает, что каждый избиратель подает свой голос без наблюдения с чьей бы то ни было стороны. Контроль за волеизъявлением голо-сующих не допускается и рассматривается законом как уголовное преступление (ст. 141 и 142 УК РФ).

Федеральными законами определяется порядок выдвижения кандидатов в Президенты РФ, в представительные (законодательные) органы государственной власти или в органы местного самоуправления, а также порядок подготовки к выборам и их проведение. Соблюдение принципов избирательного права обеспе-чивается комплексом идеологических, организационных и юридических гарантий.

Идеологическими гарантиями является широкая пропаганда принципов избирательного права и процедурных правил проведения выборов и подведения их результатов.

Организационные гарантии заключаются в деятельности избирательных комиссий, контролирующих и обеспечивающих соблюдение законодательства о выборах и всеобъемлющем общественном контроле за соблюдением порядка их проведения.

Юридическими гарантиями служит установление строгой ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение законодательства о выборах. Так, уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование осущес-твлению избирательного права (ст. 32), за подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов, либо нарушение тайны голосования (ст. 141), за нарушение законодательства о референдуме (ст. 142).

Социально-экономические права человека получили довольно подробную регламентацию в Конституции 1993 года.

Статьей 35 право частной собственности закреплено как конституционное за каждым человеком и поставлено под охрану закона. Это право расшифровано в Основном Законе РФ: каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд (реквизиция) может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В качестве одной из гарантий нерушимости права собственности Конституция обеспечивает право наследования.

Впервые в Конституции закреплено право частной собственности граждан и их объединений на землю (ст. 36). С правом частной собственности тесно связано конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Единственным ограничением этого права является запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Вместо провозглашения права на труд, как это делалось во всех прежних советских конституциях, действующая Конституция РФ провозглашает свободу труда: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд Конституцией запрещается (ч. 2 ст. 37).

Наряду со свободой труда Конституция провозглашает право на безопасные условия труда. За каждым признается право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, кроме того, признается право на вознаграждение за труд без всякой дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы (ч.3 ст.37).

Конституционным признается и право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

Впервые Конституция России признает право на забастовку   (ч. 4 ст. 37).

Важным конституционным правом является право на социальное обеспечение (ст. 39), а также провозглашение государственной защиты материнства и детства, семьи (ст. 38).

Важное место в системе социально-экономических прав занимает право на жилище. В ст. 40 Конституции закреплено право каждого иметь жилище, которого никто не может быть произвольно лишен. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создавая условия для фактической реализации конституционного права на жилище.

Малоимущим и другим категориям граждан, указанным в законе и нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Большое значение имеет закрепление в Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В РФ государство обязано принимать различные меры к сохранению здоровья населения: оно финансирует федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимает меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

За сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, федеральным законом, в соответствии с Конституцией РФ, установлена ответственность.

Провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Конституция РФ провозглашает государственную поддержку инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение состоит из пенсий, пособий и других видов социальной помощи. Их целью является поддержание уровня жизни лица, которому оказывается социальная помощь, не ниже установленного законом прожиточного минимума. Однако в период спада производства и колоссальной инфляции эта цель вряд ли достижима.

Размеры государственных пенсий и социальных пособий устанавливаются государством. К сожалению, эти размеры постоянно меняются, чтобы устранить огромное отставание от темпов инфляции, но реальные выплаты в соответствии с новыми размерами значительно отстают по срокам, что существенно снижает реальные доходы пенсионеров. Для повышения эффективности социальной помощи нуждающимся государство поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения, благотворительность.

Правовыми гарантиями реального осуществления права на социальное обеспечение призваны служить пенсионное законодательство, страховое законодательство и законодательство о льготах и компенсации для определенных категорий трудящихся.

Материальными гарантиями права на социальное обеспечение является создание специальных фондов (пенсионного и других) для выплат нуждающимся гражданам в случае наступления определенных событий (смерть кормильца, рождение ребенка, несчастный случай на производстве, во время несения воинской службы или в быту). Кроме того, создаются негосударственные специальные благотворительные фонды (например, фонд помощи лицам, пережившим блокаду в Ленинграде, фонд помощи лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, фонд помощи детям-сиротам, фонд поддержки профессиональных спортсменов после завершения спортивной карьеры и т.д.).

В ст. 19 Конституции РФ провозглашено равенство всех перед законом и судом.

Государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В целях фактического соблюдения равноправия Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Особо в Конституции подчеркивается, что мужчина и женщина имеют равные прав и свободы и равные возможности для их реализации. Принцип равноправия находит свое выражение не только в ст. 19, но и в целом ряде других конституционных норм.

Так, в ст. 81 Конституции РФ и в нормах конституционных законов, посвященных избирательной системе, закреплено равенство избирателей.

В ч. 3 ст. 37 Конституции гарантируется равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации.

Провозглашая право на образование, Конституция гарантирует равные (на конкурсной основе) возможности бесплатно получить высшее образование в государственном либо муниципальном образовательном учреждении, или на предприятии (ч. 3 ст. 43).

Признавая Российскую Федерацию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, Конституция провозглашает равенство всех религиозных объединений перед законом (ст. 14).

Существенной чертой Конституции РФ является то, что она не только провозглашает формальное равенство граждан, но и гарантирует его путем прямого запрещения любых нарушений равноправия (ч. 2 ст. 29, ч. 5 ст. 13).

Конституция РФ признает за иностранными гражданами и лицами без гражданства равные с гражданами России права и обязанности, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Конкретные формы юридической ответственности за нарушение равноправия граждан предусмотрены уголовным, административным и другими отраслями законодательства. Так, ст. 74 Уголовного кодекса устанавливает наказание за нарушение национального или расового равноправия, а ст. 134 – за воспрепятствование осуществлению равноправия женщин.

В Конституции Российской Федерации 1993 года существенно, по сравнению с Конституцией 1978 года, расширены права и свободы человека и гражданина и при этом установлены дополнительные конституционные гарантии их осуществления.

Так, в ст. 19 Конституции равенство прав и свобод человека и гражданина не только провозглашается, но и гарантируется. Точно так же в ст. 28 предусмотрены конституционные гарантии свободы совести, в ст. 37 – конституционные гарантии свободного выбора рода деятельности профессии, безопасных условий труда, в ст. 39 – гарантии социального обеспечения, в ст. 43 – гарантии бесплатного получения дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, в ст. 46 – гарантии судебной защиты прав и свобод человека, в ст. 48 – гарантии получения квалифицированной юридической помощи. Реальность этих гарантий обеспечивается тем, что Конституцией РФ установлены в ряде случаев прямые запреты на совершение действий, способных ущемить права и свободы человека и гражданина. Так, в ст. 19 установлено запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статьями 23 и 24 установлено запрещение необоснованного вторжения в частную жизнь человека. В ст. 29 запрещена пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Юридические гарантии прав и свобод человека не исчерпываются Конституцией РФ, а дополняются нормами других отраслей права.

Так, ст. 152 Гражданского кодекса РФ регламентирует судебную защиту чести и достоинства граждан. Статьи 141-142 Уголовного кодекса охраняют избирательные права граждан, ст. 136 – равноправие женщин с мужчинами, ст.138 – тайну переписки, ст. 139 – неприкосновенность жилища и т.д.

Юридические гарантии дополняются рядом организационных и материальных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

К числу организационных гарантий относится деятельность государствен-ных органов по контролю за соблюдением прав и свобод человека – Консти-туционного Суда РФ, Генеральной прокуратуры, судебных органов, милиции и т.д.

Материальными гарантиями прав и свобод является сеть образовательных учреждений для бесплатного обучения, система органов здравоохранения по оказанию бесплатной медицинской помощи, система социального обеспечения и страхования, существование независимых средств массовой информации для выражения мнений и убеждений каждого человека, существование негосударственных благотворительных и иных фондов и т.д. Однако следует признать, что организационных и материальных гарантий пока еще недостаточно для полного и последовательного осуществления закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека. Тем не менее их количество и эффективность постепенно возрастают.

Отличительной чертой правового положения граждан России является единство их конституционных прав и обязанностей. Основной Закон страны в главе “Права и свободы человека и гражданина” предусматривает не только многообразные права и свободы, но и некоторые обязанности.

Статьей 57 установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность обусловлена необходимостью укреплять государственный и местные бюджеты для осуществления государственных и местных программ социально-экономического развития. Следует обратить внимание на то, что Конституция возлагает на каждого обязанность платить налоги и сборы, которые установлены законно. Уплата налогов и сборов, установленных вопреки закону, не составляет обязанности.

Закон










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...