Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Март, апрель, май (3-й период обучения)




Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.

 

Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.

ISBN 978-5-98527-153-9

 

В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

117 занятий рассчитаны на весь учебный год.

Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когни­тивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.

К каждому занятию разработано задание для закрепления материала дома. В тетради логопедических заданий для детей старшей группы проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для ребенка и его родителей форме.

Издание адресовано логопедам и дефектологам.


ВВЕДЕНИЕ

Цель данного пособия — помочь логопедам в организации и про­ведении занятий с детьми от 5 до 6 лет с системными нарушениями речи. Содержание занятий и заданий логопедической тетради бази­руется на положениях Программы воспитания и обучения в детском саду (М., 2005), Программы дошкольных образовательных учрежде­ний компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (М., 2009), технологиях и методических рекомендациях по коррекции ОНР (об­щего недоразвития речи) детей 5—6 лет.

Конспекты занятий пособия составлены по лексической тематике и рас­считаны на весь учебный год. Продолжительность каждого занятия при­мерно 25 минут. Занятия включают задания по коррекции лексико-грамматических нарушений, формированию связной речи, развитию фонематического восприятия, расширению и активизации словаря, обучению словоизменению и словообразованию, подготовке к обучению грамоте.

В конспектах широко применяются картинно-графические схемы и планы для составления предложений и пересказа рассказов, упраж­нения для развития слухового внимания, речевого дыхания, просоди­ческой стороны речи, артикуляции, формирования навыков звуково­го анализа и синтеза, обучения чтению буквосочетаний, слогов и про­стых слов, формирования графических навыков.

Для обозначения гласных звуков используются кружочки красного цвета, а для обозначения твердых согласных - синего. Одновременно с изучением звука дается соответствующая ему графема.

Каждое занятие включает физкультминутку, которая органически вли­вается в него, служит решению поставленных задач, снимает напряжение.

Для развития мелкой моторики в заданиях используются упражнения с грецким орехом или шариком су-джок.

Большинство занятий содержит задания и упражнения по развитию у ребенка когнитивных процессов.

К теме «Семья» рекомендуем родителям в начале года сделать своему ребенку семейный альбом с фотографиями членов семьи и их про­фессиями.

Предложенные конспекты являются одним из возможных вариантов проведения занятий. Выбор и последовательность зависят от уровня подготовки детей, степени их речевых нарушений.

Благодарим всех авторов, чьи методики, технологии, рекомендации, игры и стихи были использованы в наших конспектах и заданиях.


Темы логопедических занятий и коррекционные задачи

Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)

1.Лексические темы: «Наша группа», «Наш детский сад», «Орга­ны артикуляции», «Ряд», «Игрушки», «Звуки вокруг нас», «Осень», «Части дерева», «Деревья», «Листья», «Овощи», «Фрукты», «Ово­щи — фрукты», «Перелетные птицы», «Наше тело».

2.Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

- развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращен­ную речь логопеда;

- выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;

- формировать практическое усвоение простых способов слово­образования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных;

- формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окон­чаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;

- формировать практическое усвоение согласования прилага­тельных, числительных и притяжательных местоимений с сущест­вительными;

- формировать практическое усвоение и понимание антонимов;

- формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ.

б)Развитие связной речи:

- учить владеть навыками составления простых распространен­ных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картин­ке, картинно-графической схеме;

- учить навыкам составления описательного рассказа, переска­за, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов;

- формировать навыки диалогической речи.

в)Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

- развивать слуховое и зрительное внимание, память;

- познакомить с понятиями «ряд»;

- формировать понятия «звук», «гласные звуки»;

- познакомить со звуками «У», «А», «И»;

- формировать умение выделять звуки «У», «А», «И» из начала слова;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- формировать просодическую сторону речи;

- формировать ритмическую структуру речи.

г)Формирование навыков чтения и письма:

- познакомить с буквами У, А, И;

- формировать графические навыки;

- формировать навыки буквенного анализа и синтеза.

д)Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

- познакомить с органами артикуляции;

- развивать артикуляторную моторику;

- формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;

- формировать общую моторику и координацию движений;

- формировать мелкую моторику.

Декабрь, январь, февраль

(2-й период обучения)

1. Лексические темы:«Дикие животные», «Детеныши диких жи­вотных», «Зима», «Заяц и белка зимой», «Новогодняя елка», «Елка в детском саду», «Снеговик», «Зимние забавы», «Снежный ком», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь», «Наши защитники», «Го­ловные уборы», «Одежда, обувь», «Семья».

2. Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

- формировать и закреплять ранее изученные грамматические ка­тегории;

- формировать практическое усвоение простых способов слово­образования притяжательных прилагательных;

- формировать практическое усвоение и понимание синонимов;

- формировать понимание и практическое усвоение предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, БЕЗ.

б) Развитие связной речи:

- продолжать формировать и закреплять навыки составления простых распространенных предложений;

- формировать навыки составления сложносочиненных предло­жений с союзами А, НО, И и сложноподчиненных предложений;

- продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картин­ке, по сери ц картинок;

- совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоя­тельно задать вопрос.

в)Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

- формировать понятие «согласный звук»;

- познакомить со звуками «О», «Э», «Ы», «М»;

- обучать чтению прямых и обратных слогов;

- продолжать формировать графические навыки и навыки бук­венного анализа и синтеза.

г)Формирование навыков чтения и письма:

- познакомить с буквами О, Э, Ы, М;

- обучать чтению прямых и обратных слогов;

- продолжать формировать графические навыки, навыки буквен­ного анализа и синтеза.

д)    Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

- продолжать работу, которая проводилась в первом периоде об­учения.

 

Март, апрель, май (3-й период обучения)

1. Лексические темы: «8 Марта», «Весна», «Животные и птицы хо­лодных стран, их детеныши и птенцы», «12 апреля — День космо­навтики», «Домашние животные», «Детеныши домашних живот­ных», «Домашние птицы и их птенцы», «Посуда», «Дом», «Мебель», «Квартира», «День Победы», «Транспорт, профессии на транспорте», «Профессии», «Лето, цветы, насекомые».

2. Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

- формировать и закреплять ранее изученные грамматические ка­тегории;

- формировать практическое усвоение простых способов слово­образования:

- прилагательных с уменьшительными суффиксами -ЕНЬК-, -ОНЬК-;

- образование существительных с суффиксами -ИК-, -ИШК-, -ИЩ-, -НИК-, -НИЦА-, -ОНК-, -ЕНК- и др.;

- формировать понимание и практическое усвоение предлогов НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ.

б)Развитие связной речи:

- продолжать работу, которая проводилась в первом и втором пе­риодах обучения;

- формировать навыки составления творческого рассказа;

- совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоя­тельно задать вопрос.

в)Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения;

- продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения;

- познакомить со звуками «П», «Т», «К»;

- обучать звуковому анализу и синтезу односложных слов типа «мак»;

- учить дифференцировать на слух и в речи звуки «И» — «Ы», «Т» — «К»;

- продолжать работу по развитию слухового и зрительного вни­мания и памяти, которая проводилась в первом периоде обучения.

г)Формирование навыков чтения и письма:

- познакомить с буквами П, Т, К;

- продолжать обучать чтению прямых и обратных слогов, слова «папа»;

- формировать умение читать односложные слова типа «мак»;

- продолжать формировать графические навыки и навыки бук­венного анализа и синтеза.

д)Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

- продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения.

 


ЭКСПРЕССИВНЫЙ И ИМПРЕССИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Темы Существительные Глаголы Прилагательные Наречия, числительные, предлоги, местоимения
«Наша группа» Логопед, воспитатель, помощник воспитателя, их имена и отчества, названия предметов их труда, профессия, названия помещений группы. Учить (говорить, читать, писать, считать, лепить, рисовать), заниматься, воспитывать, гулять, есть, спать, умываться, вытираться, помогать, раздавать, мыть, протирать. Хорошая, ласковая, строгая, заботливая, добрая, послушный, старательный. Красиво, правильно, внимательно, дружно, аккуратно.
«Наш детский сад» Детский сад, названия помещений детского сада, музыкант, тренер, врач, медсестра, повар, прачка, их имена и отчества, предметы их труда, прививка, витамины. Играть, слушать, танцевать, петь, готовить, варить, жарить, печь, бегать, прыгать, лечить, измерять, стирать, гладить, сушить. Детский, музыкальный, физкультурный, медицинский, логопеди­ческий, чистый, вкусный, здоровый, больной. Интересно, хорошо, полезно, чисто, аккуратно. В, С.
«Органы артикуляции» Рот, губы, язык, зубы, небо, щеки, альвеолы, орех, шарик, зеркало, артикуляция, зарядка, гимнастика, жмурки, колокольчик. Открывать, закрывать, улыбаться, высовывать, прятать, сжимать, разжимать, надувать, втягивать, поднимать, опускать, звенеть. Верхний, нижний, правый, левый, длинный, короткий, широкий, узкий, артикуляционная. Вверх, вниз, вправо, влево.
«Ряд» Ряд, начало, середина, конец, названия игрушек, картинок. Строить, вставать, показать, делать, ловить, слушать, находить. Первый, последний. Слева, справа, в начале, в середине, в конце.
         
«Игрушки» Игрушки, кукла, машина, грузовик, пирамидка, мяч, юла, кубики, зайка, матрешка, шары, резина, дерево, мех, плющ, пластмасса, железо, дом, дорога, паровозик. Играть, катать, бросать, подбрасывать, крутить, вращать, нагружать, разгружать, купать, мыть, строить, надувать, разбирать, собирать, спать, кормить, качать, причесывать, одевать, переодевать, убирать. Большой, маленький, разноцветный (и другие цвета), резиновый, плюшевый, меховой, деревянный, железный, пластмассовый, круглый, квадратный и т.д. ИЗ, В, С.
«Звуки вокруг нас» Барабан, бубен, колокольчик, звук, погремушка, пианино, свистулька, ширма, скрипка, гитара, гармонь, труба, пианист, гармонист, гитарист, скрипач, трубач, барабанщик, музыкант, профессия. Играть, слушать, звучать, произносить, слышать, греметь, звенеть, стучать, дудеть. Громкий, тихий. Громко, тихо. НА.
«Осень» Осень, дождь, листья, дорога, лужи, грязь, слякоть, урожай, люди, птицы, трава, цветы, солнце, ветер, листопад. Наступать, поливать, падать, моросить, греть, дуть, убирать, опадать, улетать, краснеть, желтеть. Дождливый, холодный, золотой, красный, желтый, зеленый, хмурый, серый, коричневый, сухой, оранжевый, перелетные, холоднее, моросящий, ясный, высокий, темный, короткий, мелкий, затяжной, длиннее, короче. Часто, прохладно, пасмурно, хмуро, слабо, сильно. НА, С.
«Части дерева» Парк, лес, сад, дерево, корень, ствол, ветка, листочек, иголка, кора, крона, куст, пень, сук, шишка, почки. Расти, делать, давать, приносить, набухать. Маленький, большой, высокий, низкий, тонкий, толстый, колючий, легкий, шершавый, гладкий, резной. Один - пять, несколько, много, мало.
«Деревья», «Листья» Дуб, ель, рябина, сосна, клен, береза, липа, семена. Расти. Дубовый, еловый, рябиновый, сосновый, кленовый, березовый, липовый, толстый, короткий, длинный, белый, черный, коричневый, темный. Один - пять, много.
         
«Овощи» Овощи, огород, грядки, урожай, репа, лук, томат, чеснок, морковь, свекла, картофель, кабачок, тыква, баклажан, лопата, грабли, нож, корзина, суп, щи, пюре, сок, салат, начинка, пирог, магазин, продавец. Выкапывать, выдергивать, срывать, срезать, поливать, рыхлить, варить, резать, мыть, чистить, складывать, собирать, убирать, продавать. Томатный, свекольный, овощной и т.д. Названия цвета и формы овощей. В, ИЗ, НА, С.
«Фрукты» Сад, фрукты, деревья, апельсин, слива, вишня, виноград, персик, абрикос, компот, варенье, джем, витамины. Срывать, готовить, варить, выжимать, печь, мыть, очищать, висеть, упасть. Грушевый, сливовый, яблочный, апельсиновый и т.д., фруктовый, душистый, ароматный, полезный. Названия цвета, формы, вкуса фруктов. Много, мало. НА, С, ИЗ.
«Перелетные птицы» Кукушка, утка, журавль, грач, скворец, лебедь, соловей, стая, юг, страны, корм. Собираться, разгуливать, клевать, лететь, курлыкать, кружиться, скрыться, замерзать, прятаться, улетать. Перелетные, теплые, дальние, чернокрылый, длиннокрылый, длинноногий, длинноклювый, белокрылый и т.д. Высоко, низко, далеко, близко, вдали.
«Наше тело» Тело, названия частей тела человека. Мыло, паста, ножницы, мочалка, губка, щетка, полотенце. Смотреть, рассматривать, присматриваться, разглядывать, слушать, слышать, прислушиваться, дышать, вдыхать, нюхать, принюхиваться, говорить, есть, жевать, кусать, откусывать, пережевывать, работать, мастерить, строить, брать, давать, держать, ходить, бегать, прыгать, думать, размышлять, управлять, причесываться, чистить, вытираться, стричь, подстригать, намыливать. Чистый, грязный, аккуратный, опрятный, чумазый, мокрый, сухой, обросший, подстриженный, лохматый, причесанный, зубная. Наречия от прилагатель­ных. Один, два, пять, много.
         
«Дикие животные», «Дете­ныши диких животных», «Заяц и белка зимой» Животные, лес, волк, заяц, медведь, лиса, белка, еж, олень, лось, кабан, барсук, рысь, зайчиха, волчица, медведица, лосиха, ежиха, олениха и их детеныши. Части тела, шерсть, щетина, иголки, дупло, нора, логово, берлога, валежник, названия пищи. Выть, рычать, пищать, лазать, бегать, прыгать, спать, есть, ловить, собирать, охотиться, жевать, грызть. Маленький, серый, трусливый, рыжая, хитрая, пушистая, злой, колючий, голодный, лохматый, длинный, косолапый, длинноухий, короткохвос­тый и т.д., притяжатель­ные прилагательные от названий животных. НА, С, В, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД.
«Зима», «Снеговик», «Зимние забавы», «Снежный ком» Время года, зима, мороз, метель, вьюга, лед, хлопья, снеговик, ком, снежки, санки, лыжи, палки, коньки, горка, снегокат, ледянка, хоккей, каток, шайба, клюшка, спорт. Падать, выпадать, кружиться, ложиться, греть, светить, морозить, замерзать, катать, лепить, кататься, играть. Холодный, пушистый, скользкий, твердый, белый, рыхлый, рассыпчатый, снежный, спортивный, длинный, короткий. Холодно, скользко, морозно. НА, С, В.
«Новогодняя елка», «Елка в детском саду» Елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски, карнавал. Наряжать, вешать, украшать, развешивать, снимать, дарить, получать, встречать, праздновать, петь, танцевать, веселиться. Новогодний, елочный, карнавальный, душистый, колючий, блестящий, стеклянный, бумажный, разноцветный, подарочный. Весело, высоко, низко, празднично, нарядно, радостно. НА, С, В, ИЗ.
«Зимующие птицы» Воробей, ворона, голубь, сорока, сова, снегирь, синица, дятел, птицы, части их тела, корм, кормушка, оперение. Клевать, летать, оставаться, голодать, каркать, чирикать, ворковать, стрекотать, тенькать, зимовать, мерзнуть. Зимующие, крупные, мелкие, голодные, осторожные, красногрудый, белобокий и т.д. Холодно, голодно, трудно. НА, НАД, ПОД, К, ОТ.
«Одежда» Одежда, платье, рубашка, куртка, шуба, трусы, майка, носки, колготки, варежки, шарф, брюки, шорты, юбка, кофта, свитер, костюм, пиджак, пальто, плащ, халат, жилет, сарафан, детали одежды, фабрика, ателье, магазин, швея, портной, продавец, принадлежности для шитья и ухода за одеждой. Шить, пришивать, зашивать, подшивать, нашивать, вышивать, сшивать, покупать, гладить, стирать, складывать, убирать, ухаживать, чистить, надевать, снимать, переодевать, защищать. Мамина, папина, бабушкина, дедушкина, шелковая, шерстяная, ситцевая, меховая, кожаная, осенняя, весенняя, летняя, зимняя, домашняя, праздничная, спортивная, мужская, женская, детская. Мой, моя, мое, мои. Красиво, тепло, удобно, чисто, аккуратно. С, БЕЗ.
         
«Обувь» Ботинки, туфли, сапоги, тапки, валенки, калоши, сандалии, босоножки, кроссовки, пара, сапожник, обувщик, детали обуви, средства ухода за обувью. Надевать, защищать, снимать, завязывать, шнуровать, развязывать, чистить, мыть, протирать, сушить, убирать, обуваться, разуваться, чинить, шить. Левая, правая, зимняя, летняя, осенне-весенняя, детская, мужская, женская, спортивная, домашняя, праздничная, кожаная, резиновая, войлочная, матерчатая, меховая, теплая. Чисто, красиво, удобно, сухо, тепло. Один, одна, много. С, БЕЗ.
«Наши защитники» Отечество, Родина, защитники, герой, армия, флот, солдаты, моряки, офицеры, ракетчики, танкисты, пограничники, летчики, танк, корабль, самолет, вертолет, ракеты, оружие, граница, враг. Защищать, охранять, служить, воевать, летать, плавать, стрелять, управлять. Смелый, бравый, сильный, отважный, храбрый. Боевой, военный.  
«Головные уборы» Шапка, шапка-ушанка, шляпа, косынка, панама, платок, кепка, пилотка, каска, шлем, бейсболка, фуражка, бескозырка, колпак, капор, берет, детали головных уборов. Защищать, надевать, носить, снимать. Защитный, зимний, летний, осенне-весенний, мужской, женский, детский, шерстяной, меховой, вяза­ный, головной, фетровый, кожаный, железный. Тепло, удобно, прохладно, красиво.
«Семья» Члены семьи, родственники, родители, дети, работа. Жить, заботиться, помогать, любить, работать. Старший, младший, старше, младше, дружный, заботливый, внимательный. Дружно, радостно, весело, грустно, тяжело, легко.
«8 Марта» Праздник, подарок, учитель, учительница, художник, художница, продавец, продавщица, летчик, летчица, скрипач, скрипачка, пианист, пианистка, спортсмен, спортсменка, портной, портниха, водитель, парикмахер, аппликация, букет, лепестки. Учить, рисовать, продавать, летать, играть, шить, водить, стричь, делать прически, воспитывать, лечить, готовить, распускать, колыхать, закрывать, качать, засыпать, поздравлять, дарить, помогать, радоваться. Женский, алый, красивый, праздничный, замечательный, ранний, мамин, бабушкин. Тихо, радостно, весело. НА.
«Весна» Время года, весна, солнце, трава, цветок, листья, дождь, лужи, снег, дорога, пригорок, сосульки, почки, птицы, юг, проталины, подснежники, одежда, насекомые, лед, река, ветер, ледоход, капель, капли. Пригревать, светить, припекать, таять, набухать, приходить, прилетать, возвращаться, просыпаться, надевать, становиться, вырастать, ломаться, начи­наться, капать, бежать, журчать. Молодая, зеленая, звонкая, веселая, перелетные, темный, грязный, короче, длиннее, сильнее. Тепло, ярко, много, быстро, звонко. НА, С, ИЗ.
«Животные и птицы холодных стран, их детеныши и птенцы» Арктика, Север, Антарктида, полюс, глобус, карта, страны, животные, детеныши, птицы, птенцы, льдина, сугроб, мороз, снег, холод, фотография, фотоаппарат, олень, морж, тюлень, медведь, их детеныши, пингвин, пингвиненок, части тела животных и птиц; океан, море, самолет, полет, теплоход, мох, рыба, креветки, зоопарк, звери, зверолов. Ехать, плыть, лететь, жить, водиться, фотографировать, разгребать, доставать, нырять, поймать, ловить, прятаться, выглядывать, привозить, доставлять, ухаживать, кормить. Северный, белый, холодный, далекий, ледяной, медвежий, моржовый, олений, тюлений, пингвиний, большой, тонконогий, рогатый, серо-коричневый, черно-белый, лохматый, косолапый, усатый, клыкастый и т.д. Холодно, морозно, далеко. Один - пять. НА, В, У, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА.
«12 апреля- День космонав­тики» Космонавтика, космос, космонавт, космодром, герой, невесомость, скафандр, станция, ракета, полет, планета, звезды, Луна, Солнце, Земля, апрель. Стартовать, облетать, летать, праздновать, встречать, провожать, гордиться, вспоминать, подготовить, готовиться, изучать, наблюдать. Космический, радостный, праздничный, смелый, героический, отважный. Первый, один, вокруг, обратно. В, НА, К, ИЗ.
«Домашние животные», «Детеныши домашних животных» Животные, кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, бык, конь, баран, осел, верблюд, кролик, верблюдица, крольчиха, ослица, кабан, их детеныши и части тела, дом, конура, будка, сарай, хлев, коровник, овчарня, свинарник, телятник, конюшня, ферма, хозяин, хозяйка, животноводы, пастух, доярка, конюх, свинарка, овчар, телятница, свинопас, ветеринар, чем питаются, польза, луг, двор, пустыня, помощники. Жить, приносить, ухаживать, пасти, доить, кормить, заботиться, поить, жевать, грызть, драть, лакать, кусать, сторожить, перевозить, охранять, ловить, давать, щипать, топтать, скакать, гулять, шагать, помогать, лечить. Домашний, длинно (бело, черно) гривый, длинно (коротко, серо) хвостый, густошерстный, длинно (остро, круто) рогий, белолобый, двугорбый и т.п., замечательный, маленький, большой, хороший. Хорошо, много, он, она, его, ее, их. В, НА, ЗА, У, ЧЕРЕЗ.
«Домашние птицы и их птенцы» Курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка, их птенцы и части тела, польза, питание; птичница, птицеферма, двор, курятник, птичник, птицы. Домашний, кормить, ухаживать, поить, приносить, жить, плавать, клевать, искать, помогать, гоготать, кукарекать, крякать, бормотать, квохтать, кудахтать. Большой, маленький, пушистый, птичий. Один - пять, много. НА, В, У, К, С, ИЗ.
«Посуда» Посуда, тарелка, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, половник, дуршлаг, ковш, кувшин, стакан, бокал, кружка, сахарница, ваза, супница, самовар, сухарница, конфетница, хлебница, чайник, кофейник, салатник, соусник, солонка, масленка, части посуды, сервиз, кухня, стол, столовая, суп, сухари, хлеб, конфеты, масло, соль, чай, кофе, салат, соус, сахар, магазин. Готовить, есть, пить, хранить, мыть, вытирать, покупать, сервировать, ставить, убирать, угощать, варить, парить, наливать, жарить, класть. Стеклянная, пластмассовая, фарфоровая, металлическая, глиняная, деревянная, чайная, кофейная, столовая, кухонная, серебряная, большая, маленькая, игрушечная, глубокая, мелкая, тонкая, хрупкая, толстая, крепкая, прочная, новая, посудный. Мой, моя, мое, мои, слева, справа. НА, ИЗ, С, В, К, У, ПОД, БЕЗ.
«Дом» Дом, части дома, дерево, кирпич, бетон, камень, доски, блоки, пряники, лед, железо, стекло, солома, глина, черепица, дворец, сказка, краска, строительство, строитель, техника. Строить, красить, делать, жить, возводить, идти, переходить, подходить, заходить, выходить, обходить, входить. Высокий, низкий, большой, маленький, выше, ниже, одноэтажный (двух, трехэтажный и т.д.), деревянный, кирпичный, бетонный, блочный, каменный, железный, стеклянный, сказочный, пряничный, ледяной, соломенный, глиняный, прочный, крепкий, надежный, хороший, игрушечный, строительный. Один - десять, много. Высоко, низко, прочно, слева, справа, спереди, сзади, сначала, потом. ИЗ, ЧЕРЕЗ, К, ЗА, ИЗ-ЗА.
«Мебель» Мебель, стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, табурет, тумбочка, комод, части мебели, магазин, фабрика, столяр, дерево, железо, металл, пластмасса, кожа, пластик, стекло, береза, дуб, сосна, инструменты, продавец, покупатель. Ставить, стоять, продавать, покупать, изготавливать, делать, чинить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, хранить, вешать, складывать, убирать, доставать, жить, сбивать, загружать, отправлять. Деревянный, металлический, железный, стеклянный, березовый, дубовый, сосновый, кожаный, пластмассовый, пластиковый, мебельный, новая, красивая, удобная, сломанная, крепкая. Два, четыре, много, мой, моя, мое, мои. НА, С, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ИЗ, В, ИЗ- ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ.
«Квартира» Квартира, комната, части комнаты, прихожая, коридор, гостиная, детская, спальня, кухня, ванная, туалет, душ. Жить, приходить, спать, отдыхать, играть, готовить, встречать, мыться, мебель. Однокомнатная (двух-, трех-, четырехкомнатная), большая, просторная, удобная, маленькая, светлая, темная. Один - четыре, много. В, С.
«День Победы» Праздник, салют, победа, война, Родина, защитники, ветераны, враги, огонь, памятник, солдат, воин, народ, май, цветы, память, парад. Праздновать, помнить, вспоминать, поздравлять, гордиться, воевать, победить, петь, погибать, защищать. Великая, Отечественная, мировая, прекрасный, трагичный, неизвестный, героический, отважный, смелый, кремлевский, вечный. Долго, один, много, утром, вечером.
         
«Транспорт, профессии на тран­спорте» Транспорт, поезд, электропоезд, грузовик, трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль, лодка, катер, корабль, теплоход, самолет, вертолет, шар, метро, мотоцикл, велосипед, части транспорта; машинист, вагоновожатый, шофер, водитель, капитан, моряк, летчик, мотоциклист, велосипедист, шоссе, дорога, рельсы, земля, вода, воздух, пассажиры, остановка, вокзал, причал, аэродром, порт, гараж, депо. Ехать, лететь, плыть, перевозить, управлять, везти, причаливать, отчаливать, прибывать. Водный, наземный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой, зеленый, красный, желтый. Быстро, медленно. ПО, НА, В, ПОД, К, ОТ.
«Профес­сии» Профессия, логопед, воспитатель, врач, дворник, машинист, шофер, повар, портной, учитель, сапожник, предметы труда. Учить, воспитывать, лечить, убирать, управлять, водить, готовить, чинить, шить. Вкусный, чистый, легковой, добрый, заботливый. Правильно, красиво, чисто, вкусно.
«Лето, цветы, насекомые» Лето, время года, солнце, трава, ягоды, цветы (ромашка, василек, колокольчик, незабудка, одуванчик, роза, пион, тюльпан, нарцисс, лилия), насекомые (жук, стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница), речка, вода, пляж, луг, сад, парк, садовник, клумба. Греть, зеленеть, созревать, припекать, загорать, плавать, расти, расцветать, благоухать, ползать, летать, порхать, сажать, выращивать, ловить, нюхать, загорать, плавать, купаться. Жаркий, ясный, солнечный, зеленый, разноцветный, дубовый, красивый, ароматный, луговой, садовый, летний, длинный, короткий. Жарко, ясно, солнечно, ярко, тепло, весело, хорошо. НА, В, ПОД, НАД, ПО, С.
         

 


ЗАНЯТИЯ

Занятие 1

Тема: «Наша группа»

 

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать понятие «профессия».

3. Учить составлять простую фразу из 3—5 слов.

4. Развивать внимание, память, мышление.

5. Воспитывать навыки организованного поведения и умение вслушиваться в речь говорящего.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, комплект сюжет­ных картинок «Вот какой наш детский сад» (М.: Скрипторий 2003, 2009), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Экскурсия по группе.

Уточнить названия помещений и их назначение.

 


3.Беседа о сотрудниках, работающих в группе (логопед, воспита­тели, помощник воспитателя). Уточнить их имена и отчества, соста­вить предложения по вопросам:

- Как зовут логопеда (воспитателя, помощника воспитателя)?

- Что делает логопед?

- Что делает воспитатель?

- Что делает помощник воспитателя?

Сделать вывод, что логопед, воспитатель, помощник воспитате­ля — это профессии.

 

4.Физкультминутка.

Ванька-встанька, приседай-ка,  Ванька-встанька, приседай-ка. Дети приседают.
Непослушный ты какой, Качают головой.
Нам не справиться с тобой. Грозят пальчиком.

 

5. Дыхательная  гимнастика.

Предложить детям подышать спокойно: вдохнуть воздух через нос, не поднимая плеч, и выдохнуть через рот, сделав губы трубоч­кой (5 раз).

 

6.Упражнение «Посмотри, подумай и ответь».

Попросить детей составить предложения по картинкам и вопро­сам логопеда:

-Кто это?

-Что делает логопед? Воспитатель? Помощник воспитателя? (Логопед учит детей правильно говорить. Логопед учит детей читать. Воспитатель учит детей считать (лепить). Воспитатель гуляет (игра­ет) с детьми. И т.д.)

Добиваться развернутых ответов детей.

 

7.Игра «Кому это нужно ?».

Поставить на наборное полотно картинку с изображением книги сказок. Спросить:

Кому нужна книга? (Книга нужна воспитателю.)

Что будет делать воспитатель? (Воспитатель будет читать книгу детям.)

Так же провести работу с картинками, на которых изображены зеркало, швабра (веник) и т.д.

 

8.Итог занятия.

На дом: задание 1.


Занятие 2



Тема: «Наш детский сад»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать понятие «профессия».

3. Формировать умение ориентироваться в помещениях детского сада.

4. Учить составлять простую фразу по сюжетной картинке и во­просам.

5. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, помещения дет­ского сада, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Беседа.

Предложить детям ответить на вопросы:

- Кто работает в нашей группе?

- Что делает логопед?

- Что делает воспитатель?

- Что делает помощник воспитателя?

- Что такое логопед? Воспитатель? (Логопед — это профессия. Воспитатель — это профессия.)

- Как вы думаете, кто еще работает в детском саду?

 

3.Экскурсия по детскому саду.

Во время экскурсии познакомить детей с помещениями детского сада, профессиями и деятельностью сотрудников.

Посмотреть музыкальный и спортивный залы, медицинский ка­бинет, кухню и прачечную. Познакомить с профессиями: музыкант, тренер, медсестра, повар, прачка.

 

4.Беседа.

- Кто работает в детском саду?

- Что делают музыкант, повар, тренер, медсестра, прачка?

- Кого как зовут?

 

5.Игра «Где мы были — мы не скажем, а что видели — покажем».

Дети показывают, кто как трудится в детском саду. Водящий дол­жен угадать, что делают дети и кто так трудится.

 

6.Упражнение «Посмотри, подумай и ответь».

Рассмотреть с детьми сюжетные картинки и составить предложе­ния по ним и вопросам:

- Кто это?

- Что делает?

Например:

-Это медсестра. Она делает прививки. Медсестра измеряет рост. Она измеряет температуру.

И т.п.

 

7.Игра «Кому что надо?».

Раздать детям предметные картинки (совок, градусник, кастрюля, мяч, пианино, книга, зеркало, утюг и т.д.). Затем спросить каждого ребенка:

- Что это?

- Кому это нужно?

- Как это используют?

Например:

Это кастрюля. Она нужна повару. В кастрюле варят суп.

 

8.Игра «4-й лишний».

- Что лишнее для работы?

· Повара: плита, зеркало, половник, кастрюля.

· Медсестры: градусник, ростомер, пианино, весы.

· Музыканта: пианино, ноты, бубен, сковорода.

· Прачки: ростомер, утюг, стиральный порошок, стиральная машина.

 

9.Итог занятия.

На дом: задание 2.

 



Занятие 3

Тема: «Органы артикуляции»

Цели:

1. Закрепить понятие о профессии логопеда.

2. Познакомить с понятиями «логопедический кабинет», «лого­педическое занятие», с органами артикуляции, правилами поведе­ния на занятии.

3. Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, па­мять.

Оборудование: зеркала, картинки, грецкие орехи или шарики су-джок, колокольчик, косынка, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Упражнение-беседа.

- Кто я по профессии? (Логопед.)

- Что такое логопед? (Это профессия.)

- Что делает логопед?

- Как меня зовут?

Познакомить детей с понятиями «логопедический кабинет», «логопедическое занятие» и правилами поведения на занятии.

 

3.Игра «Покажи и назови».

Предложить детям показать на картинках и назвать: рот, губы, зубы, язык, небо, альвеолы (бугорки за верхними зубами); верхние зубы, нижние зубы, верхняя губа, нижняя губа.

 

4.Физкультминутка.

Игра «Жмурки с колокольчиком».

Сделать с детьми круг. Выбрать водящего и поставить его в сере­дину круга. Завязать водящему глаза косынкой, несколько раз по­вернуть на месте. Дать в руки какому-нибудь ребенку колокольчик. Предложить детям сказать хором: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!» Водящий должен найти ребенка, который звенит колокольчиком. Найденный ребенок становится водящим. Игру по­вторить 2—3 раза.

 

5.Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок для раз­вития мелкой моторики кистей рук: 2-3 упражнения по выбору логопеда (см. Приложение).

 

6.Артикуляционная гимнастика.

Упражнения 1—11, 25 (см. Приложение).

 

7. Итог занятия.

На дом: задание 3.

 

Занятие 4

Тема: «Ряд»

Цели:

1. Формировать понятие «ряд», умение определять его начало, се­редину, конец.

2. Развивать навыки физиологического дыхания.

3. Развивать внимание, зрительную и слуховую память.

Оборудование: игрушки, предметные картинки, колокольчик, косынка, ватные комочки для каждого ребенка.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Беседа.

-Как называется этот кабинет? (Логопедический кабинет.)

- Для чего он нужен?

- Кто в нем работает?

- Что делает логопед?

- Что такое логопед?

 


3.Дыхательная гимнастика.

-Подышите спокойно: вдохните воздух через нос (плечи не под­нимайте) и выдыхайте через рот, сделав губы трубочкой (5—7 раз).

-Возьмите маленький комочек ваты, положите его на ладошку. Вдохните, не поднимая плеч, подуйте через рот, сделав губы трубоч­кой, на ватку. Сдуйте ее с ладони как можно дальше (5-7 раз).

 

4.Игра «Построим ряд».

Построить детей в ряд — шеренгу, определить начало, середину, конец ряда. Объяснить, что ряд начинается слева, а заканчивается справа. (Перестроить детей 3—4 раза.)

- Расположить в ряд (3, 5, 7) игрушки — матрешку, кубик, машину, мяч и т.д. Задать детям вопросы:

- Где начало ряда? (Вот начало ряда.)

- Где середина ряда?

- Где конец ряда?

- С какой стороны начало (конец) ряда?

- Какая игрушка стоит в начале ряда? В середине ряда? В конце ряда?

 

5.Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком» (см. занятие 3).

 

6.Упражнение «Расположи картинки в ряд».

Предложить детям расположить в ряд предметные картинки и за­дать вопросы, как в пункте 4.

 

7.Итог занятия.

На дом: задание 4.


Занятие 5

Тема: «Игрушки»

Цели:

1. Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать гла­гольный словарь.

2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки».

3. Учить составлять предложения по действиям с игрушками, кар­тинкам и картинно-графическим схемам.

4. Учить составлять предложения с однородными сказуемыми.

5. Формировать диафрагмальное дыхание.

6. Продолжать формировать понятие ряда.

7. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: игрушки, колокольчик, косынка, предметные и сюжетные картинки, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 5), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построение в ряд (шеренгу), определение, кто стоит в начале ряда, в конце ряда, в середине ряда.

-Садится на место тот, кто стоит в начале ряда, в конце, в сере­дине.

 

2.Игра «Отгадай-ка».

Грузовик привез игрушки (матрешки, пирамидка, мяч, кукла, юла, кубики). Угадайте, что привез нам грузовик:

· Я жужжу, жужжу, жужжу, на одной ноге кружу. Я с ребятами играю, огоньки во мне сверкают. Кто я?

· Друг на друга мы похожи. Спрятаться в одной все можем. Кто мы?

· Я глазки закрываю, я глазки открываю, я «мама» говорю. Играть с вами люблю.

· Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.

· Большое колечко. Колечко поменьше. Вверху еще меньше. А сверху колпачок. Что это?

· Эти чудо-кирпичи я в подарок получил. Дом построю и сло­маю. Потом башню воздвигаю. Раз, два, три, четыре, пять — можно строить и ломать!

-Что это все вместе?

 

3.Упражнение «Подбери словечко».

-Посмотри внимательно на эти игрушки. С любой игрушкой можно играть по-разному. Подумай и скажи, что можно делать с каждой из них.

Предложить детям закончить фразу подходящим словом: катать, возить, нагружать, играть, бросать, крутить, умывать, кормить, раз­бирать и собирать и т.д.

· Мячик можно ... (катать, бросать, подбрасывать).

· Машинку можно ... (катать, нагружать, разгружать).

· Из кубиков можно ... (строить).

· Юлу можно ... (крутить, вращать).

· Куклу можно ... (кормить, одевать, переодевать, купать, приче­сывать, укладывать спать).

· Пирамидку можно ... (собирать, разбирать).

· С зайкой (мишкой) можно ... (играть, гулять, спать).

 

4.Физкультминутка.

· Игра «Жмурки с колокольчиком» (см. занятие 3).

· Игра «Покачай игрушку» (см. задание на дом 5).

 

5. Игра « Что делает ?».

Предложить одному из детей выполнить какое-либо действие с игрушкой, а остальным — составить предложение по этому дей­ствию и вопросу:

-Что делает Маша? (Маша разбирает пирамидку.) И т.д.

 

6.Упражнение «Посмотри, подумай и скажи».

Предложить детям рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним и вопросу:

Что делает Дима? (Дима катает машинку.) И т.д.

 

7. Упражнение «Зашифрованное предложение».

Предложить детям «расшифровать» предложения по картинно- графическим схемам и вопросам:

- С чем играет девочка? (Девочка играет с куклой.)

- Что девочка делает с куклой? (Девочка куклу кормит, качает и т.д.)

- С чем играет мальчик?

- Что он делает с мячом?

 

8.Итог занятия.

На дом: задание 5.

Занятие 6










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...