Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Март, апрель, май (3-й период обучения)Стр 1 из 23Следующая ⇒
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с. ISBN 978-5-98527-153-9
В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 117 занятий рассчитаны на весь учебный год. Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления. К каждому занятию разработано задание для закрепления материала дома. В тетради логопедических заданий для детей старшей группы проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для ребенка и его родителей форме. Издание адресовано логопедам и дефектологам.
Цель данного пособия — помочь логопедам в организации и проведении занятий с детьми от 5 до 6 лет с системными нарушениями речи. Содержание занятий и заданий логопедической тетради базируется на положениях Программы воспитания и обучения в детском саду (М., 2005), Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (М., 2009), технологиях и методических рекомендациях по коррекции ОНР (общего недоразвития речи) детей 5—6 лет. Конспекты занятий пособия составлены по лексической тематике и рассчитаны на весь учебный год. Продолжительность каждого занятия примерно 25 минут. Занятия включают задания по коррекции лексико-грамматических нарушений, формированию связной речи, развитию фонематического восприятия, расширению и активизации словаря, обучению словоизменению и словообразованию, подготовке к обучению грамоте. В конспектах широко применяются картинно-графические схемы и планы для составления предложений и пересказа рассказов, упражнения для развития слухового внимания, речевого дыхания, просодической стороны речи, артикуляции, формирования навыков звукового анализа и синтеза, обучения чтению буквосочетаний, слогов и простых слов, формирования графических навыков. Для обозначения гласных звуков используются кружочки красного цвета, а для обозначения твердых согласных - синего. Одновременно с изучением звука дается соответствующая ему графема. Каждое занятие включает физкультминутку, которая органически вливается в него, служит решению поставленных задач, снимает напряжение. Для развития мелкой моторики в заданиях используются упражнения с грецким орехом или шариком су-джок. Большинство занятий содержит задания и упражнения по развитию у ребенка когнитивных процессов. К теме «Семья» рекомендуем родителям в начале года сделать своему ребенку семейный альбом с фотографиями членов семьи и их профессиями. Предложенные конспекты являются одним из возможных вариантов проведения занятий. Выбор и последовательность зависят от уровня подготовки детей, степени их речевых нарушений. Благодарим всех авторов, чьи методики, технологии, рекомендации, игры и стихи были использованы в наших конспектах и заданиях.
Темы логопедических занятий и коррекционные задачи Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения) 1.Лексические темы: «Наша группа», «Наш детский сад», «Органы артикуляции», «Ряд», «Игрушки», «Звуки вокруг нас», «Осень», «Части дерева», «Деревья», «Листья», «Овощи», «Фрукты», «Овощи — фрукты», «Перелетные птицы», «Наше тело». 2.Коррекционные задачи: а) Формирование словаря и грамматического строя речи: - развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда; - выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; - формировать практическое усвоение простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных; - формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени; - формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными; - формировать практическое усвоение и понимание антонимов; - формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ. б)Развитие связной речи: - учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме; - учить навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов; - формировать навыки диалогической речи. в)Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения: - развивать слуховое и зрительное внимание, память; - познакомить с понятиями «ряд»; - формировать понятия «звук», «гласные звуки»; - познакомить со звуками «У», «А», «И»; - формировать умение выделять звуки «У», «А», «И» из начала слова; - формировать навыки звукового анализа и синтеза; - формировать просодическую сторону речи; - формировать ритмическую структуру речи. г)Формирование навыков чтения и письма: - познакомить с буквами У, А, И; - формировать графические навыки; - формировать навыки буквенного анализа и синтеза. д)Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики: - познакомить с органами артикуляции; - развивать артикуляторную моторику; - формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела; - формировать общую моторику и координацию движений; - формировать мелкую моторику. Декабрь, январь, февраль (2-й период обучения) 1. Лексические темы:«Дикие животные», «Детеныши диких животных», «Зима», «Заяц и белка зимой», «Новогодняя елка», «Елка в детском саду», «Снеговик», «Зимние забавы», «Снежный ком», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь», «Наши защитники», «Головные уборы», «Одежда, обувь», «Семья». 2. Коррекционные задачи: а) Формирование словаря и грамматического строя речи: - формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории; - формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных; - формировать практическое усвоение и понимание синонимов; - формировать понимание и практическое усвоение предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, БЕЗ. б) Развитие связной речи: - продолжать формировать и закреплять навыки составления простых распространенных предложений; - формировать навыки составления сложносочиненных предложений с союзами А, НО, И и сложноподчиненных предложений; - продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке, по сери ц картинок; - совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос. в)Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения: - формировать понятие «согласный звук»; - познакомить со звуками «О», «Э», «Ы», «М»; - обучать чтению прямых и обратных слогов; - продолжать формировать графические навыки и навыки буквенного анализа и синтеза. г)Формирование навыков чтения и письма: - познакомить с буквами О, Э, Ы, М; - обучать чтению прямых и обратных слогов; - продолжать формировать графические навыки, навыки буквенного анализа и синтеза. д) Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики: - продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения.
Март, апрель, май (3-й период обучения) 1. Лексические темы: «8 Марта», «Весна», «Животные и птицы холодных стран, их детеныши и птенцы», «12 апреля — День космонавтики», «Домашние животные», «Детеныши домашних животных», «Домашние птицы и их птенцы», «Посуда», «Дом», «Мебель», «Квартира», «День Победы», «Транспорт, профессии на транспорте», «Профессии», «Лето, цветы, насекомые». 2. Коррекционные задачи: а) Формирование словаря и грамматического строя речи: - формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории; - формировать практическое усвоение простых способов словообразования: - прилагательных с уменьшительными суффиксами -ЕНЬК-, -ОНЬК-; - образование существительных с суффиксами -ИК-, -ИШК-, -ИЩ-, -НИК-, -НИЦА-, -ОНК-, -ЕНК- и др.; - формировать понимание и практическое усвоение предлогов НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ. б)Развитие связной речи: - продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения; - формировать навыки составления творческого рассказа; - совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос. в)Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения; - продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения; - познакомить со звуками «П», «Т», «К»; - обучать звуковому анализу и синтезу односложных слов типа «мак»; - учить дифференцировать на слух и в речи звуки «И» — «Ы», «Т» — «К»; - продолжать работу по развитию слухового и зрительного внимания и памяти, которая проводилась в первом периоде обучения. г)Формирование навыков чтения и письма: - познакомить с буквами П, Т, К; - продолжать обучать чтению прямых и обратных слогов, слова «папа»; - формировать умение читать односложные слова типа «мак»; - продолжать формировать графические навыки и навыки буквенного анализа и синтеза. д)Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики: - продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения.
ЭКСПРЕССИВНЫЙ И ИМПРЕССИВНЫЙ СЛОВАРЬ
ЗАНЯТИЯ Занятие 1 Тема: «Наша группа»
Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме. 2. Формировать понятие «профессия». 3. Учить составлять простую фразу из 3—5 слов. 4. Развивать внимание, память, мышление. 5. Воспитывать навыки организованного поведения и умение вслушиваться в речь говорящего. Оборудование: предметные и сюжетные картинки, комплект сюжетных картинок «Вот какой наш детский сад» (М.: Скрипторий 2003, 2009), наборное полотно или магнитная доска. Ход занятия 1.Организационный момент.
2.Экскурсия по группе. Уточнить названия помещений и их назначение.
3.Беседа о сотрудниках, работающих в группе (логопед, воспитатели, помощник воспитателя). Уточнить их имена и отчества, составить предложения по вопросам: - Как зовут логопеда (воспитателя, помощника воспитателя)? - Что делает логопед? - Что делает воспитатель? - Что делает помощник воспитателя? Сделать вывод, что логопед, воспитатель, помощник воспитателя — это профессии.
4.Физкультминутка.
5. Дыхательная гимнастика. Предложить детям подышать спокойно: вдохнуть воздух через нос, не поднимая плеч, и выдохнуть через рот, сделав губы трубочкой (5 раз).
6.Упражнение «Посмотри, подумай и ответь». Попросить детей составить предложения по картинкам и вопросам логопеда: -Кто это? -Что делает логопед? Воспитатель? Помощник воспитателя? (Логопед учит детей правильно говорить. Логопед учит детей читать. Воспитатель учит детей считать (лепить). Воспитатель гуляет (играет) с детьми. И т.д.) Добиваться развернутых ответов детей.
7.Игра «Кому это нужно ?». Поставить на наборное полотно картинку с изображением книги сказок. Спросить: Кому нужна книга? (Книга нужна воспитателю.) Что будет делать воспитатель? (Воспитатель будет читать книгу детям.) Так же провести работу с картинками, на которых изображены зеркало, швабра (веник) и т.д.
8.Итог занятия. На дом: задание 1.
Тема: «Наш детский сад» Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме. 2. Формировать понятие «профессия». 3. Формировать умение ориентироваться в помещениях детского сада. 4. Учить составлять простую фразу по сюжетной картинке и вопросам. 5. Развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование: предметные и сюжетные картинки, помещения детского сада, наборное полотно или магнитная доска. Ход занятия 1.Организационный момент.
2.Беседа. Предложить детям ответить на вопросы: - Кто работает в нашей группе? - Что делает логопед? - Что делает воспитатель? - Что делает помощник воспитателя? - Что такое логопед? Воспитатель? (Логопед — это профессия. Воспитатель — это профессия.) - Как вы думаете, кто еще работает в детском саду?
3.Экскурсия по детскому саду. Во время экскурсии познакомить детей с помещениями детского сада, профессиями и деятельностью сотрудников. Посмотреть музыкальный и спортивный залы, медицинский кабинет, кухню и прачечную. Познакомить с профессиями: музыкант, тренер, медсестра, повар, прачка.
4.Беседа. - Кто работает в детском саду? - Что делают музыкант, повар, тренер, медсестра, прачка? - Кого как зовут?
5.Игра «Где мы были — мы не скажем, а что видели — покажем». Дети показывают, кто как трудится в детском саду. Водящий должен угадать, что делают дети и кто так трудится.
6.Упражнение «Посмотри, подумай и ответь». Рассмотреть с детьми сюжетные картинки и составить предложения по ним и вопросам: - Кто это? - Что делает? Например: -Это медсестра. Она делает прививки. Медсестра измеряет рост. Она измеряет температуру. И т.п.
7.Игра «Кому что надо?». Раздать детям предметные картинки (совок, градусник, кастрюля, мяч, пианино, книга, зеркало, утюг и т.д.). Затем спросить каждого ребенка: - Что это? - Кому это нужно? - Как это используют? Например: Это кастрюля. Она нужна повару. В кастрюле варят суп.
8.Игра «4-й лишний». - Что лишнее для работы? · Повара: плита, зеркало, половник, кастрюля. · Медсестры: градусник, ростомер, пианино, весы. · Музыканта: пианино, ноты, бубен, сковорода. · Прачки: ростомер, утюг, стиральный порошок, стиральная машина.
9.Итог занятия. На дом: задание 2.
Занятие 3 Тема: «Органы артикуляции» Цели: 1. Закрепить понятие о профессии логопеда. 2. Познакомить с понятиями «логопедический кабинет», «логопедическое занятие», с органами артикуляции, правилами поведения на занятии. 3. Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, память. Оборудование: зеркала, картинки, грецкие орехи или шарики су-джок, колокольчик, косынка, наборное полотно или магнитная доска. Ход занятия 1.Организационный момент.
2.Упражнение-беседа. - Кто я по профессии? (Логопед.) - Что такое логопед? (Это профессия.) - Что делает логопед? - Как меня зовут? Познакомить детей с понятиями «логопедический кабинет», «логопедическое занятие» и правилами поведения на занятии.
3.Игра «Покажи и назови». Предложить детям показать на картинках и назвать: рот, губы, зубы, язык, небо, альвеолы (бугорки за верхними зубами); верхние зубы, нижние зубы, верхняя губа, нижняя губа.
4.Физкультминутка. Игра «Жмурки с колокольчиком». Сделать с детьми круг. Выбрать водящего и поставить его в середину круга. Завязать водящему глаза косынкой, несколько раз повернуть на месте. Дать в руки какому-нибудь ребенку колокольчик. Предложить детям сказать хором: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!» Водящий должен найти ребенка, который звенит колокольчиком. Найденный ребенок становится водящим. Игру повторить 2—3 раза.
5.Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок для развития мелкой моторики кистей рук: 2-3 упражнения по выбору логопеда (см. Приложение).
6.Артикуляционная гимнастика. Упражнения 1—11, 25 (см. Приложение).
7. Итог занятия. На дом: задание 3.
Занятие 4 Тема: «Ряд» Цели: 1. Формировать понятие «ряд», умение определять его начало, середину, конец. 2. Развивать навыки физиологического дыхания. 3. Развивать внимание, зрительную и слуховую память. Оборудование: игрушки, предметные картинки, колокольчик, косынка, ватные комочки для каждого ребенка. Ход занятия 1.Организационный момент.
2.Беседа. -Как называется этот кабинет? (Логопедический кабинет.) - Для чего он нужен? - Кто в нем работает? - Что делает логопед? - Что такое логопед?
3.Дыхательная гимнастика. -Подышите спокойно: вдохните воздух через нос (плечи не поднимайте) и выдыхайте через рот, сделав губы трубочкой (5—7 раз). -Возьмите маленький комочек ваты, положите его на ладошку. Вдохните, не поднимая плеч, подуйте через рот, сделав губы трубочкой, на ватку. Сдуйте ее с ладони как можно дальше (5-7 раз).
4.Игра «Построим ряд». Построить детей в ряд — шеренгу, определить начало, середину, конец ряда. Объяснить, что ряд начинается слева, а заканчивается справа. (Перестроить детей 3—4 раза.) - Расположить в ряд (3, 5, 7) игрушки — матрешку, кубик, машину, мяч и т.д. Задать детям вопросы: - Где начало ряда? (Вот начало ряда.) - Где середина ряда? - Где конец ряда? - С какой стороны начало (конец) ряда? - Какая игрушка стоит в начале ряда? В середине ряда? В конце ряда?
5.Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком» (см. занятие 3).
6.Упражнение «Расположи картинки в ряд». Предложить детям расположить в ряд предметные картинки и задать вопросы, как в пункте 4.
7.Итог занятия. На дом: задание 4. Занятие 5 Тема: «Игрушки» Цели: 1. Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать глагольный словарь. 2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». 3. Учить составлять предложения по действиям с игрушками, картинкам и картинно-графическим схемам. 4. Учить составлять предложения с однородными сказуемыми. 5. Формировать диафрагмальное дыхание. 6. Продолжать формировать понятие ряда. 7. Развивать внимание, память, мышление. Оборудование: игрушки, колокольчик, косынка, предметные и сюжетные картинки, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 5), наборное полотно или магнитная доска. Ход занятия 1. Организационный момент. Построение в ряд (шеренгу), определение, кто стоит в начале ряда, в конце ряда, в середине ряда. -Садится на место тот, кто стоит в начале ряда, в конце, в середине.
2.Игра «Отгадай-ка». Грузовик привез игрушки (матрешки, пирамидка, мяч, кукла, юла, кубики). Угадайте, что привез нам грузовик: · Я жужжу, жужжу, жужжу, на одной ноге кружу. Я с ребятами играю, огоньки во мне сверкают. Кто я? · Друг на друга мы похожи. Спрятаться в одной все можем. Кто мы? · Я глазки закрываю, я глазки открываю, я «мама» говорю. Играть с вами люблю. · Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. · Большое колечко. Колечко поменьше. Вверху еще меньше. А сверху колпачок. Что это? · Эти чудо-кирпичи я в подарок получил. Дом построю и сломаю. Потом башню воздвигаю. Раз, два, три, четыре, пять — можно строить и ломать! -Что это все вместе?
3.Упражнение «Подбери словечко». -Посмотри внимательно на эти игрушки. С любой игрушкой можно играть по-разному. Подумай и скажи, что можно делать с каждой из них. Предложить детям закончить фразу подходящим словом: катать, возить, нагружать, играть, бросать, крутить, умывать, кормить, разбирать и собирать и т.д. · Мячик можно ... (катать, бросать, подбрасывать). · Машинку можно ... (катать, нагружать, разгружать). · Из кубиков можно ... (строить). · Юлу можно ... (крутить, вращать). · Куклу можно ... (кормить, одевать, переодевать, купать, причесывать, укладывать спать). · Пирамидку можно ... (собирать, разбирать). · С зайкой (мишкой) можно ... (играть, гулять, спать).
4.Физкультминутка. · Игра «Жмурки с колокольчиком» (см. занятие 3). · Игра «Покачай игрушку» (см. задание на дом 5).
5. Игра « Что делает ?». Предложить одному из детей выполнить какое-либо действие с игрушкой, а остальным — составить предложение по этому действию и вопросу: -Что делает Маша? (Маша разбирает пирамидку.) И т.д.
6.Упражнение «Посмотри, подумай и скажи». Предложить детям рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним и вопросу: Что делает Дима? (Дима катает машинку.) И т.д.
7. Упражнение «Зашифрованное предложение». Предложить детям «расшифровать» предложения по картинно- графическим схемам и вопросам: - С чем играет девочка? (Девочка играет с куклой.) - Что девочка делает с куклой? (Девочка куклу кормит, качает и т.д.) - С чем играет мальчик? - Что он делает с мячом?
8.Итог занятия. На дом: задание 5. Занятие 6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |