Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Овощи - фрукты. Пересказ»




Цели:

1. Учить дифференцировать понятия «овощи» и «фрукты».

2. Учить пересказывать рассказы с опорой на картинно-графиче­ский план.

3. Закреплять навыки правильного речевого дыхания.

4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки «В саду», «В огороде», предметные кар­тинки, синяя и красная плоскостные корзинки, картинно-графи­ческие планы рассказов, обруч, муляжи овощей и фруктов, ведро и корзинка, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Садится на место тот, кто назовет, угадает по двум-трем при­знакам овощ или фрукт (зеленый, овальный, хрустящий и т.д.).

 

2.Игра «Что в саду, что в огороде?».

На наборном полотне небольшие предметные картинки с изоб­ражением овощей и фруктов. Предложить детям разложить овощи и фрукты в красную и синюю корзины.

-Помидор — овощ. Он растет в огороде, на грядке. Я положу его в красную корзину.

-Груша - фрукт. Она растет в саду, на дереве. Я положу ее в синюю корзину.

И т.д.

 

3.Физкультминутка «Чья команда быстрее соберет урожай».

В обруче вперемешку лежат овощи и фрукты. Разделить детей на две команды. Предложить одной команде собрать овощи в ведро, а другой - собрать фрукты в корзинку. По сигналу логопеда дети выполняют задание.

 

4.Упражнение «Душистые овощи и фрукты».

Предложить детям, передавая ведро (корзинку) друг другу в коман­де, произнести фразу:

- Какие душистые овощи!

- Какие ароматные фрукты!

Логопед забирает ведро и корзинку и сам, а затем вместе с детьми произносит:

- Какие душистые и ароматные овощи и фрукты!

 

5.Пересказ рассказа «В саду».

Рассмотреть с детьми картинку «В саду», предложить им послу­шать рассказ и пересказать его по картинно-графическому плану.

 

6.Пересказ рассказа «В огороде».

Рассмотреть с детьми картинку «В огороде», предложить им послу­шать рассказ и пересказать его по картинно-графическому плану.

Тексты и картинно-графические планы см. в задании на дом 30.

 

7.Итог занятия.

На дом: задание 30.

 

Занятие 31

Тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Формировать понятие «перелетные птицы».

2. Уточнить и расширить словарь по теме.

3. Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные, контурные и силуэтные картин­ки с изображением перелетных птиц, игрушка или изображение Незнайки, сюжетные картинки, мяч, наборное полотно или маг­нитная доска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

Предложить детям назвать признаки осени и сесть на место.

 

2.Рассказ логопеда о перелетных птицах.

В начале осени многие птицы собираются в огромные стаи (кар­тинка).

Грачи разгуливают по полям, поедают насекомых и их личинки (картинка).

Скворцы летят вдали большой стаей, словно туча по небу движет­ся (картинка).

Ласточки тоже собираются в стаи и сидят на проводах близко- близко одна к другой (картинка). Над лесным болотом кружат не­большой стаей журавли (картинка). Прокурлыкали что-то, покру­жились и скрылись вдали.

Осенью с каждым днем становится все холоднее, замерзает земля, прячутся насекомые, птицам трудно добывать себе корм, поэтому они улетают в теплые края, на юг.

Вывод: эти птицы называются перелетными.

 

3.Упражнение «Покажи и назови».

Предложить детям показать и назвать знакомых перелетных птиц. Показать и уточнить названия птиц, которых дети не знают.

 

4.Игра «Незнайка-фотограф».

Предложить детям угадать, каких птиц сфотографировал Незнай­ка. (Каждая птица представлена в контурном и силуэтном изобра­жении.)

 

5.Упражнение «Составь пару и назови».

Попросить детей составить пару из силуэтного и контурного изоб­ражения ласточки (гуся, журавля, грача) и назвать во множествен­ном числе (ласточки, гуси, журавли, грачи).

 

6.Игра с мячом «Скажи во множественном числе».

Логопед называет птицу в единственном числе и бросает мяч ре­бенку. Ребенок называет птиц во множественном числе и возвраща­ет мяч логопеду.

 

7.Физкультминутка.

• Игра «Перелет птиц».

Предложить детям «превратиться» в перелетных птиц. На слово «день» птицы летают. На слово «ночь» отдыхают (садятся на кор­точки).

• Упражнение «Почистим перышки» (см. задание на дом 31).

 

8.Упражнение «Назови ласково».

Предложить сесть на место тому ребенку, кого логопед назовет ласково.

Затем попросить детей назвать ласково перелетных птиц по пред­метным картинкам (кукушка - кукушечка, утка - уточка, журавль - журавлик, грач - грачик) и образцу логопеда (журавль - журавушка, скворец - скворушка, лебедь - лебедушка, соловей - соловушка).

 

9.Прочитать детям стихотворение Е. Благининой и предложить назвать перелетных птиц, которые в нем упоминаются.

Скоро белые метели                                          Лист качается узорный

Снег подымут от земли.                                    В синей луже на воде.

Улетают, улетели, улетели                               Ходят грач с грачихой черной

журавли.                                      В огороде по гряде.

Не слыхать кукушки в роще.                            Осыпаясь, пожелтели

И скворечник опустел.                                      Солнца редкие лучи.

Аист крыльями полощет —                              Улетают, улетели, улетели

Улетает, улетел.                                                 и грачи.

 

 


10. Итог занятия.

На дом: задание 31.


Занятие 32

Тема: «Перелетные птицы. Описательный рассказ»

Цели:

1. Учить образовывать новые слова типа «белокрылый».

2. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

3. Учить составлять описательные рассказы о перелетных птицах.

4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, картинно-графический план описательного рассказа (см. задание на дом 32), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Садится на место тот, кто называет перелетную птицу во мно­жественном числе.

 

2.Упражнение «Кто это?».

- Назовите по предметным картинкам перелетных птиц (ласточ­ка, кукушка, журавль, скворец, грач).

- Почему их называют перелетными?

- Почему они улетают в теплые края?

 

3.Игра «Отгадай-ка».

- Пестрогрудая, серокрылая, длиннохвостая. Кто это? (Кукушка.)

- Почему я про нее сказала пестрогрудая (серокрылая, длинно­хвостая)?

- Потому что у нее пестрая грудка (серые крылья, длинный хвост).

- Вот какие новые слова у нас получились.

 

4.Упражнение «Составь новое слово».

· Черные крылья — ...

· Длинные крылья - ...

· Длинные ноги - ...

· Длинная шея - ...

· Длинный клюв - ...

· Белый клюв — ...

· Красный клюв - ...

· Черные лапы - ... И т.д.

 

5.Физкультминутка (см. занятие 31).

 

6.Упражнение «Расскажи, какая птица?».

Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану.

· Рассмотреть картинно-графический план.

· Вспомнить новые слова о кукушке (пестрогрудая, серокрылая, длиннохвостая) и подобрать другие прилагательные к существи­тельному «кукушка».

· Уточнить, чем питается.

· Послушать рассказ логопеда.

 

Кукушка - это перелетная птица. Она маленькая, серая, пестрогрудая, длиннохвостая, остроклювая, серокрылая, хорошо летает, питается гусе­ницами.

 

· Составить аналогичные рассказы о журавле, лебеде, граче.

 

7. Итог занятия.

На дом: задание 32.

 

Занятие 33

Тема: «Звук и буква И (знакомство)»

Цели:

1. Познакомить со звуком и буквой И.

2. Закрепить понятие «гласный звук».

3. Учить произносить звук «И» длительно, громко, тихо, с различ­ной интонацией, выделять из начала слов.

4. Учить ориентироваться относительно своего тела.

5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, общую и артикуляторную моторику.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, буквы, символ глас­ного звука, изображения фей Фонетики и Графики, по 3 счетные палочки для каждого ребенка, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Садится на место тот, кто выполнит команду (подними правую руку вверх, в сторону, вперед; левую руку и т.д.).

 

2.Упражнение «Какой звук?».

- Какой звук слышится в начале слов: аист, астры, улица, улитка?

- Что такое звуки? (Звуки - это то, что мы слышим и произ­носим.)

 

3. Игра «Новый звук».

- Фея Фонетика познакомит нас с новым звуком.

- Однажды фея Фонетика гуляла на лугу и увидела маленького жеребенка. Он бегал и звал маму: «И-и-и-и».

- Какой звук услышала фея Фонетика?

- Она решила и нас познакомить со звуком «И». Чтобы правиль­но произнести звук «И», надо весело улыбаться друг другу.

Предложить детям улыбнуться друг другу, логопеду, фее Фонети­ке. Затем произнести звук «И» перед зеркалом обычным голосом, длительно, коротко, громко, тихо, с вопросительной и утвердитель­ной интонацией.

 

4.Упражнение «Гласный звук „И»

Предложить детям спеть звук «И», сделать вывод: «И» - это глас­ный звук, потому что его можно петь.

 

5.Игра «Будь внимательным».

Логопед произносит гласные звуки. Услышав звук «И», дети под­нимают символ гласного звука.

 

6.Физкультминутка.

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. А сейчас мы дружно вместе сделаем вот так... (Логопед поднимает руки вверх, произносит звук «И» громко. Дети повторяют это.)

 

Игра повторяется 3-4 раза с изменением движений, фомкости и длительности произнесения звука «И».

 

7.Упражнение «Какой звук слышится в начале слова?».

Выставлять на наборное полотно по одной картинке (Ира, искры, ива, ирисы, иглы, индюк, игрушки) и произносить слово, выделяя голосом звук «И». Каждый раз спрашивать, какой звук слышится в начале слова.

 

8.Игра «Вспомни и назови».

Перевернуть картинки и предложить детям назвать, что на них было изображено. При правильном ответе картинку открывать.

Когда все картинки открыты, предложить детям придумать предло­жения с каждым из слов.

 

9.Знакомство с буквой И.

Фея Графика приносит детям картинку с изображением буквы и читает про нее стихотворение:

Молоток я раздобыла,

Из дощечек букву сбила.

Посмотри, дощечек три.

Получилась буква И.

 


Фея Графика предлагает детям выложить букву из трех счетных па­лочек.

 

10.Итог занятия.

На дом: задание 33.

 


Занятие 34

Тема: «Наше тело»

Цели:

1. Уточнить знания по теме.

2. Расширять и обогащать словарь по теме.

3. Учить распространять предложения с помощью глаголов.

4. Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела.

5. Развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: предметные картинки, изображение человека, карточки-схемы для составления предложений (см. задание на дом 34), Игрушка или изображение Незнайки, наборное полотно или маг­нитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Садится на место тот, кто стоит справа от ..., слева от ..., между...

 

2.Игра «Незнайка».

-Однажды Незнайка запачкал щеки, да не заметил. Друзья ему говорят: «Незнайка, у тебя щеки грязные». А он на руки смотрит и удивляется: «Нет, — говорит. — Они у меня чистые». Друзья ему зеркало протягивают и показывают запачканные щеки: «Не руки, а щеки. Эх ты! Незнайка!»

-А вы знаете, как называются разные части тела человека?

 

3.Упражнение «Покажи и назови».

Предложить детям назвать части тела человека (по картинкам, на кукле, на себе и т.д.).

 

4.Упражнение «Что делает? Что делают?».

Дети составляют предложения по вопросам, используя карточки- схемы.

- Что делают глаза? (Глаза смотрят, рассматривают, присматрива­ются, разглядывают.)

- Уши? (Уши слушают, прислушиваются, слышат.)

- Нос? (Нос дышит, вдыхает, нюхает, принюхивается.)

- Рот? (Рот говорит, ест.)

- Язык? (Язык различает вкус, горькое, сладкое, кислое, соленое, пресное, холодное, горячее.)

- Зубы? (Зубы кусают, откусывают, жуют, пережевывают.)

- Руки? (Руки берут, дают, держат, работают, мастерят, строят.)

- Ноги? (Ноги ходят, бегают, прыгают.)

- Голова? (Голова думает, размышляет, управляет.)

 

5.Физкультминутка.

-Руки на голову (за голову, к плечам, на живот, за спину, на коле­ни, на локти и т.п.) и пальцы в кулачок, разожмем - и на бочок.

 

6.Игра «Поправь Незнайку».

Предложить детям составить предложения из несогласованных слов и дать полные ответы на вопросы:

- Петя слушать музыка. Что помогает Пете слушать музыку?

- Витя рассматривать картинка. Что помогает Вите рассматри­вать картинку?

- Вика жевать хлеб. Что помогает Вике жевать хлеб?

- Коля строить башня из кубики. Что помогает Коле строить башню?

- Миши перепрыгивать через лужа. Что помогает Мише перепрыгивать через лужи?

 

7. Игра «Отгадай-ка».

• У двух матерей по пять сыновей, а всем одно имя. Что это.

Красные двери в пещере моей.

Белые звери сидят у дверей.

Мясо и хлеб - всю добычу мою

С радостью этим зверям отдаю.

- Что это за звери? Двери?

 

8. Итог занятия.

На дом: задание 34.

 

Занятие 35










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...