Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 21. «Богатыри земли русской»




Цель: Составление творческих рассказов о русских бога­тырях по картинам известных художников и опор­ному плану.

Задачи:

— обогащать словарь детей новой лексикой;

— развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию;

— учить детей составлять творческие рассказы по кар­тинам известных художников;

— воспитывать интерес к произведениям живописи.

Оборудование: портреты богатыря и современного воина (иллюстрации 22, 23), серия портретов «Защитники Отечества», репродукция В.Васнецова «Богатыри» (иллюстрация 15) и репродукции других картин известных художников (логопед подбирает их само­стоятельно[6]), опорный картинный план 2 (иллюст­рация 2), специальные и призовые фишки (пример­но по 30 штук), магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед выставляет на доску портреты богатыря и со­временного воина. Просит детей рассмотреть их и расска­зать, как выглядели защитники Отечества в давние време­на и сейчас. (Уточнить значение слов: кольчуга, доспехи, шлем, щит, меч, ножны, булава, палица; бронежилет, за­щитного цвета форма, каска, автомат...)

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защит­никах нашего Отечества. С давних времен и до наших дней священным долгом каждого мужчины является защита своей Родины, своего Отечества от нападения врагов.

Раньше, как вы уже знаете, наша страна называлась Русью. Жили в ней русичи — сильные и красивые люди. В основном они занимались земледелием и охотой. Но мно­гочисленные войска не раз нападали на Русь, жгли и гра­били города и села, убивали и уводили в плен русских людей. Вставали тогда на защиту своих земель и людей храбрые воины. Некоторые воины отличались особой сме­лостью и отвагой. Это были люди высокого роста, наделен­ные от природы огромной силой. Как вы думаете, как их прозвали в народе? Правильно, их называли богатырями.

 

Логопед выставляет серию портретов «Защитники Отечества», дети рассматривают их.

 

Логопед. Назовите имена известных вам богатырей. (Дети называют.)

Как вы думаете, ребята, а откуда мы можем знать о су­ществовании богатырей земли русской? (Предположения детей.)

Правильно, защитникам земли русской посвятил народ былины, сложил о них красивые песни. В те времена книг еще не было, и былины пелись странниками под гусли — старинный музыкальный инструмент. Люди передавали сказания устно, то есть из уст в уста: от бабушек, дедушек и родителей внукам и детям.

Вот названия наиболее известных былин: «Илья Муро­мец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попо­вич и Тугарин».

 

Рассматривание репродукций картин известных русских художников.

Логопед. Давайте рассмотрим репродукции картин из­вестных русских художников, на которых изображены бо­гатыри.

Логопед показывает детям репродукции картин, называет худож­ников (В.М. Васнецов — «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Бой скифов со славянами»; М.А. Врубель — «Богатырь», «Микула Се- лянинович», П.Д. Корин — «Александр Невский».)

Логопед. Былины, авторы литературных произведений и художники по-разному представляли себе русских богаты­рей, но всегда это были защитники родной земли, сильные и отважные воины. Часто образы былинных героев собира­тельны. Но в каждом богатыре есть что-то свое, особенное.

Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Богатыри». На этой картине изображены Илья Муромец, Добрыня Ни­китич и Алеша Попович. Каким вы представляете себе каждого богатыря? (Ответы детей.) В былинах Илью Муромца называют добрым, славным, сильным, мудрым. Добрыню Никитича — сдержанным, внимательным, обра­зованным. Алёшу Поповича, самого молодого из богаты­рей, — веселым, находчивым и озорным. Давайте и мы попробуем представить себя ненадолго богатырями.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Дружно встали, Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек... Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движе­ния.

 

Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

 

Логопед. Посмотрите на опорный картинный план и со­ставьте рассказ о любом защитнике Родины по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

 

Логопед напоминает детям значение условных обозначений каж­дого пункта картинного плана.

 

Дети по желанию составляют рассказы. За составленный рас­сказ рассказчикам получают фишки. Логопед также выдает призовые фишки детям, составившим полные «красивые» пред­ложения, сравнения или использовавшим в речи пословицы или поговорки.

 

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия, благодарит всех детей за внимание и старание. Рассказчикам, заработавшим на­ибольшее количество фишек, дети аплодируют.

Занятие 22. «Весна пришла»

Цель: Составление повествовательного рассказа по сюжет­ной многофигурной картине и опорному плану.

Задачи:

— систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях;

— воспитывать интерес к сезонным изменениям в при­роде;

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по сюжетной картине и опорному картинному плану;

— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

— учить детей работать сообща, помогать друг другу;

— воспитывать у детей бережное отношение, любовь к природе.

Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Весна пришла» (иллюстрация 28), опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук).

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед просит детей вспомнить количество времен года и весенние месяцы (их названия и порядок следова­ния). После этого проводится игра с мячом.

Игра с мячом «Подумай и назови». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Весна, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребе­нок берет мяч, дает свой ответ: «Лето, а за ним...» — и пе­редает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Весенний месяц март, а за ним...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.

Игры проводятся в быстром темпе, поэтому дети долж­ны быть очень внимательными.

II.Основная часть занятия

Вводная часть.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться состав­лять рассказ по сюжетной картине и опорному плану.

Логопед выставляет на доску сюжетную многофигурную картину«Весна пришла», просит детей рассмотреть ее внимательно и отве­тить на вопросы.

— Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

— Какие изменения, по сравнению с зимой, произошли в природе?

— Кого вы видите на этой картине?

— Что привлекло внимание детей?

— Почему ежик не обратил внимания на детей?

— Как вы думаете, понравилось Маше и Ване в весен­нем лесу?

 

Физкультминутка «Весна». Дети выполняют соответс­твующие движения по ходу декламации стихотворения.

Речевой материал Выполняемые  движения
Светит солнышко е утра, Дети улыбаются, подставляют лица и ладошки солнышку.
Очень рада детвора... Веселятся, наклоняют попеременно го­лову то к одному, то к другому плечу.
Целый день нам не лень Делают махи прямыми руками вверх и вниз.
Слушать, как звенит капель! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Поочередно сгибают кисти рук, изоб­ражая ими падающие капли.

 

2. Составление рассказа по сюжетной картине и опор­ному картинному плану.

Логопед. Сейчас мы будем составлять рассказ по этой картине. Разделитесь на группы по четыре человека. В лю­бом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на этот опорный план. (Логопед называет пункты картинного плана и показывает порядок их следования).По нему мы составим рассказ о ранней весне и придумаем его продол­жение. Обсудите изображение на картине и решите, кто начнет рассказ, кто его продолжит, а кто будет заканчивать, при­думывая продолжение. Каждый ребенок составляет рас­пространенные предложения по двум пунктам опорного плана. Рассказ не Должен прерываться. Вы должны сле­дить за ответами товарищей, дополнять их.

 

За составленный рассказ участники каждой команды получат по четыре фишки. Но за каждое красивое пред­ложение, сравнение, использование в речи поговорки или пословицы вы можете получить еще и призовые фишки. После составления рассказов мы подсчитаем все фишки у каждой подгруппы и определим команду победителей.

 

 

Логопед по очереди приглашает к доске подгруппы детей и просит начать рассказ так: «Вот и наступила...»

 

Примерный рассказ детей.

Вот и наступила долгожданная весна. Был солнечный безветренный день. Маша и Ваня решили прогуляться до любимой лесной полянки.

Кое-где еще лежит снег, показались первые подснежни­ки и зеленая травка. На деревьях сильно набухли и лопну­ли почки. Летают бабочки, выползли из своих укрытий и греются на солнышке разные насекомые. На ветках си­дят и поют песни птички. Часть птичек начинает вить гнезда. У белочки в дупле появились бельчата.

Из затопленной водой норки, фыркая, выбрался ежик. К его иголкам прилипли пожухлые осенние листья. Он занят чисткой своих иголок (никак не может отцепить лист) и не замечает стоящих рядом с ним Маши и Вани. Ребята с интересом наблюдают за ежом. Они одеты в лег­кие куртки, шапочки и резиновые сапоги.

Маше и Ване очень понравилось на весенней полянке. Дети сделали много красивых фотографий весны в лесу.

III. Подведение итогов занятия

Логопед благодарит всех детей за старание. Подсчитыва­ет фишки каждой команды и отмечает группу детей, Соста­вивших самый интересный рассказ. Дети аплодируют им.

 

Занятие 23. «Чудесные превращения»

Цель: Придумывание рассказов о «волшебных» предметах мебели.

Задачи:

— активизировать словарь детей по теме «Мебель»;

—уточнить названия предметов мебели и их частей, материалов, из которых сделана мебель;

— учить детей придумывать рассказы о «волшебных» предметах мебели;

— развивать произвольное внимание и словесно-логи­ческое мышление детей.

Оборудование: «волшебная» коробка, картинки с изобра­жениями различных предметов мебели; плоды де­ревьев (желуди, еловая и сосновая шишки), специ­альные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Игра с мячом «Вспомни и назови». Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть пред­меты мебели и их качества. Например: Мягкий диван. Ду­бовый стол...

 

II. Основная часть занятия

Вводная часть.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами превратимся в волшебников. Но сначала ответьте полными ответами на несколько вопросов.

— Откуда в дом человека приходит разная мебель?(Ме­бель приходит в дом человека из магазина.)

— Как попадает мебель в магазин? (Мебель привозят в магазин с различных мебельных фабрик.)

— Из чего делают мебель? (Мебель делают из различ­ных материалов: дерева, пластика...)

Мы с вами будем говорить о деревянной мебели. Где же можно найти столько различных деревьев для ее изготов­ления? (Многоразличных деревьев для изготовления мебе­ли можно найти в лесу.)

Тогда самое время нам отправляться в волшебный лес, где растут самые разные деревья. Для этого закроем глаза, сцепим пальчики на руках в «замок», скажем все вместе волшебные слова: «Эни-бени-погоди, в лес волшебный попа­ди!», дунем на пальчики и откроем «замок». Вот мы и пре­вратились в волшебников и оказались в волшебном лесу.

Но почему-то здесь нет деревьев. Вот вам и первое за­дание, маленькие волшебники, — давайте вырастим лес! Для этого нужно разделиться на три команды. Капитаны каждой команды должны будут подойти к столу, открыть волшебную коробку и достать по одному плоду дерева с се­менами.

 

Дети делятся на три команды, капитаны подходят к стопу, вынимают из коробки плоды: желудь, еловую и сосновую шишки.

Логопед. Рассмотрите плоды, посоветуйтесь друг с дру­гом и расскажите о том, как называется плод, с какого он дерева и какие деревья вы будете выращивать в волшеб­ном лесу.

 

Примерный ответ: «Я достал из волшебной коробки желудь на ве­точке. Желудь — это плод дуба. Мы посадим желуди и вырастим в лесу волшебные дубы».

Физкультминутка.

Логопед. Ребята, давайте представим, что у нас в руках плоды и семена наших волшебных деревьев. Покажем, как вырастает волшебный лес. Сначала мы выкопаем в зем­ле лунки и аккуратно опустим в них семена. После этого лунки нужно присыпать землей и полить водой. А теперь присядьте на пол и обхватите колени руками. Вы превра­щаетесь в маленькие росточки, которые вот-вот проснут­ся и потянутся к солнышку. По моей команде: «Росточ­ки, проснитесь, к солнышку тянитесь!» — покажите, как растут наши деревца. Сначала очень медленно, а потом все быстрее и быстрее... И вот уже зашумел листвой вол­шебный лес. (Дети стоят с поднятыми вверх руками, раскачиваются из стороны в сторону.) Покажите, какие могучие выросли в нем дубы; какие стройные и высокие выросли сосны и елочки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...