Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 19. «Путешествие на машине времени»




Цель: Составление рассказов о путешествии во времени по воображению, с опорой на предметные картинки.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Транспорт»;

— учить детей составлять рассказы по воображению с опорой на предметные картинки о развитии раз­личного транспорта;

— развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.

Оборудование:пульт от любой бытовой техники, иллюстра­ции 86-101 с изображениями различных видов тран­спорта (арба, телега, велосипед, трамвай, паровоз, автомобиль; плот, лодка, корабль-парусник, паро­ход, паром; воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, сверхзвуковой самолёт, ракета), магнитно- маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед приглашает детей отправиться в необычное путешествие, но сначала предлагает размять­ся перед дорогой — вспомнить различные виды транспор­та. Проводится игра «Вспомни и назови».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть виды транспорта и признаки. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Большой авто­бус. Зеленый автомобиль...

II. Основная часть занятия

Введение в тему.

Логопед. Во все времена человеку нужны были средства передвижения для того, чтобы перевозить людей и грузы на дальние расстояния. Сегодня мы с вами совершим путе­шествие на машине времени и посмотрим, как развивался транспорт.

А вы, ребята, знаете, что такое машина времени? (Дети дают ответы.) Да, машина времени помогает людям пе­ремещаться во времени и пространстве. Но существует она пока только в нашем воображении. Давайте представим, как будет выглядеть наша машина времени. (Дети дают ответы.) А вот — пульт управления. Но сначала вспомни­те, на какие группы можно поделить весь транспорт. (Наземный, подземный, водный и воздушный.)

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Сели на машину. Налили бензина. На машине ехали, до реки доехали. Стоп. Разворот. На реке пароход. Пароходом плыли, до горы доплыли, Пароход не везет. Надо сесть в самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у. Во время физкультминутки дети имитируют движения транспортных средств.

 

2. Составление творческих рассказов по опорным кар­тинкам.

Логопед. Обхватите плечи руками. Я нажимаю цифру «один» на пульте управления, и мы отправляемся в первое путешествие. Перед вами набор картинок, которые нужно расставить в правильном порядке и рассказать, как проис­ходило развитие наземного транспорта.

Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия.

Логопед. Пожалуй, самым большим достижением че­ловека для передвижения по земле стало изобретение... колеса. Позднее человек изобрел для передвижения и пе­ревозки грузов двухколёсную арбу, в которую за­прягал лошадь или осла. Потом для перевозки тяжелых грузов изобрели телегу. В нее запрягали: волов и лошадей- тяжеловозов.В городах люди также стремились к быстрому передви­жению. И в один прекрасный день изобрели велосипед, которым человек мог управлять самостоятельно. После ве­лосипеда изобрели трамвай, паровоз и автомобиль. В наше время люди совершенствуют эти виды транспорта. Так, на­пример, появился подземный транспорт — метро.

Теперь снова обхватите плечи руками. Я нажимаю на пульте цифру «два», и на машине времени мы отправимся во второе путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как раз­вивался водный транспорт. Перед вами следующий набор картинок, которые также нужно расставить в правильном порядке, догадаться и рассказать, как происходило разви­тие водного транспорта.

 

Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия. (Плот, лодка, парусный ко­рабль, пароход, паром.)

 

Логопед. А сейчас обхватите плечи руками, я нажимаю на пульте цифру «три», и на машине времени мы отпра­вимся в последнее, третье, путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как развивался воздушный транспорт. Перед вами третий набор картинок, которые снова нужно расставить в правильном порядке и попробовать догадаться и расска­зать, как происходило развитие воздушного транспорта.

Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия. (Воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, сверхзвуковой самолёт, космический ко­рабль — ракета.)

Логопед. Молодцы, ребята. Все вы хорошо поработали. Обхватите плечи руками, я нажимаю на пульте цифру «ноль», и на машине времени мы возвращаемся домой. Понравились вам путешествия? (Ответы детей.)

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Спрашивает детей о том, какие путешествия они совершали и на чем. Благо­дарит всех детей за старание и просит их нарисовать эти путешествия в своих специальных альбомах.

Занятие 20. Описание пейзажной картины Б.М. Кустодиева

«Масленица» (1916)

Цель: Составление описательного рассказа по пейзажной картине и опорному картинному плану. Задачи:

— обогащать словарь детей новой лексикой;

— развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение;

— учить детей составлять сложные предложения с опо­рой на картинный план;

— учить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника;

— воспитывать интерес детей к произведениям живо­писи.

Оборудование: репродукция картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (иллюстрация 12), портрет худож­ника и репродукции других его картин (логопед подбирает сам), опорный картинный план 2 для со­ставления описательного рассказа по картине (ил­люстрация 2).

Предварительная работа: дома родители вместе с детьми готовят небольшие сообщения о праздновании Мас­леницы на Руси; пекут угощение для детей — бли­ны.

Ход занятия

I Интеллектуальная разминка

Логопед. Вспомните, пожалуйста, и назовите основные жанры живописи. А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?

На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродук­ции каждого жанра. Дети определяют.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем говорить об од­ном из самых ярких праздников русского народа, будем учиться составлять описательный рассказ по пейзажной картине Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916) и опорному картинному плану.

 

II. Основная часть занятия

Введение в тему.

Логопед. Что вы знаете о празднике Масленицы?

Ребята излагают подготовленный дома рассказ о том, в какое вре­мя года празднуется Масленица, о Масленой неделе.

Логопед. Все верно. Масленица — один из любимых в на­роде старинных праздников, праздник проводов русской зимы. Об этом празднике упоминается и в поговорках: Не житье, а Масленица. Не все коту Масленица.

Длится Масленица семь дней, начиная с понедельника. Но самыми важными считаются дни встречи и проводов Масленицы.

Основной едой на Масленицу были блины. Своей формой и золотистым цветом блины напоминали солнце и поэтому являлись символом весны.

Масленица представлялась нашим предкам человеко­подобным существом. Ее соломенное чучело изготавлива­лось в понедельник. Потом чучело сажали в сани и возили по всей деревне. Затем устанавливали чучело на высокой горке. Масленицу приветствовали песнями, всячески вы­ражая радость по поводу ее прихода. Но тут же и ругали, как этого требовал древний ритуал, обзывая «кривошей­кой» за то, что погостить она может всего неделю.

Девушки, надев свои лучшие наряды (ведь ребята в это время высматривали себе невест), ходили качаться на ка­челях или смотреть кулачные бои. Дети играли в снежки и другие игры. Излюбленной была игра «Взятие снежной крепости», которая символизировала сопротивление зимы наступающей весне.

В воскресенье наступал последний день праздника — день прощания с Масленицей. С радостными криками и песнями сжигали чучело Масленицы, изгоняя тем самым зиму.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 657.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...