Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знакомство с творчеством Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927).




Логопед. Работы замечательного русского художника Б.М. Кустодиева выделяются яркостью, праздничностью йодному ему свойственным особым русским колоритом. «Не знаю, — писал художник, — удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому — это было всегда единственным сюжетом моих картин...»

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 г. в Астрахани. Детство художника прошло на Волге. Его отец, преподаватель гимназии, рано умер. Мать хотела ви­деть сына священником. Он учился в местном духовном училище, затем — в семинарии. Но в 1896 г. он оставляет се­минарию и уезжает в Петербург, чтобы стать художником.

Бориса Михайловича всегда тянуло к изображению на­родной жизни. В трех картинах на тему «Ярмарка» худож­ник изображает крестьян и торговцев в нарядных нацио­нальных одеждах, а также, разнообразную снедь и кустар­ные товары. После перенесенных операций на позвоночнике Борис Михайлович утратил способность ходить и оказался на­всегда прикованным к инвалидному креслу. «Мой мир теперь — это только моя комната», — писал потрясенный художник. Но он не сдался — не оставил работу. До пос­леднего своего дня Борис Михайлович создавал свои по­лотна. 26 мая 1927 года Бориса Михайловича Кустодиева не стало. Но его чудесные, радостные, яркие картины ра­дуют зрителей и приобщают их к пониманию русского на­ционального характера.

 

Рассматривание репродукций картин Б. М. Кустодиева

Логопед. Кустодиев создал значительные произведения почти во всех жанрах изобразительного искусства. Но с наибольшей силой его дарование проявилось в картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать силу и красоту русской души.

Знаменитые кустодиевские «Масленицы» (1916, 1919, 1920) как бы подытоживают тему народных праздников. Ма­нера письма Кустодиева — яркая, плотная, декоративная. Художник как бы опирается на приемы, используемые на­родными мастерами. Он мастерски изобразил разноцветные балаганы, карусели, торговые палатки, катания с гор — все необходимые атрибуты народного гулянья того времени.

Создавая великолепные цветовые гармонии, наряд­ные и декоративные, художник никогда не забывает и о занимательности своих картин. Он заражает зрителя тем страстным интересом, с которым сам наблюдает жизнь, и всякий раз находит в повседневном что-то увлекатель­ное и неповторимое.

 

4.Составление рассказов по репродукции картины и опорному картинному плану.

 

Логопед. Посмотрите на репродукцию картины Б.М. Кус­тодиева «Масленица». На ней разворачивается масленич­ное веселье. Дайте полный ответ на мои вопросы.

— Скажите, каким настроением наполнены картины художника?

— Что сразу бросается в глаза?

— Какие краски использует художник для того, чтобы передать атмосферу праздника?

— Какие чувства вызывает картина?

Логопед. Глядяна картину, подберите подходящие об­разные выражения и признаки к словам:

деревья — высокие, стройные, опушенные снегом...

люди — веселые, задорные, с румяными, как красные яб­лочки, щеками...

лошади — красивые, быстрые, летящие, как ветер-

 

Логопед. Русские композиторы тоже старались передать свои воспоминания и впечатления об этом празднике. Сей­час мы послушаем пьесу П.И. Чайковского, которая так и называется — «Февраль. Масленица». Послушайте, как ощущение радости, света, праздника передается в музыке.

 

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений, релаксация.

Логопед. Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку П.И. Чайковского. Представьте, что морозной зимой мы идем по заснеженной дорожке вдоль масленичного балагана. (Далее логопед вы­борочно задает детям вопросы, дети отвечают.)

Что вы видите вокруг себя? Ваня, что ты увидел? Лена, а ты? (Люди вокруг одеты в праздничные яркие одежды, пе­кут блины, дети катаются на карусели, играют в снеж­ки...) Что вы слышите? (Слышны песни под гармошку, весе­лый смех, скрип снега под ногами...)

В торговых рядах оживление. На румяных от мороза ли­цах людей улыбки. Какие запахи вы можете почувствовать? (Запах свежести, аромат горячих блинов...)Все желающие лакомятся горячими блинами. Представьте, что и вас угос­тили. Какие блины на вкус? (Вкусные, масляные...)

Логопед выключает музыкальное сопровождение

 

Логопед. Откройте глаза. Понравилось ли вам путешес­твие в картину?

 

Логопед. Разделитесь на группы по четыре человека. Да­вайте составим рассказ по этой картине. В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на опорный план. (Ло­гопед называет пункты карминного плана и показыва­ет порядок их следования.) Составьте рассказ по картине Б.М. Кустодиева «Масленица».

 

Напоминаю, что за каждое составленное предложение по пунктам плана вы получите специальные фишки. Вы мо­жете заработать призовые фишки, если составите полное «красивое» предложение, сравнение, или используете в ре­чи пословицы или поговорки. После составления рассказов мы подсчитаем фишки и определим команду победителей.

 

Дети представляют свои рассказы.

III. Подведение итогов занятия

 

Логопед подводит итог, благодарит детей за старание. Подсчитыва­ет фишки детей и определяет команду победителей.

 

Логопед. Ни одна Масленица не обходится без румяных блинов, похожих на солнце. (Логопед и воспитатели уго­щают детей блинами )










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...