Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пространственная структура в дизайне задаёт направление и тему морфологического проектирования. Основные её элементы – фигура, величина, положение, порядок.




Фигура есть пространственное тело, характеризующееся той или иной топологией – системой взаимного расположения в пространстве точек, линий, поверхностей, объёмов. Формы могут быть плоскими или объёмными, простыми или составными. Предметы, разделённые в пространстве, могут иметь одинаковые формы. Предметы, различающиеся по функциям, как правило, различаются и по форме.

Простая фигура состоит из одного элемента, составная – по крайней мере, из двух. Многие остроумные дизайнерские решения построены на трансформации составного в простое, а простого – в составное. Например, привычное представление о стуле как о составной морфологии было разрушено появлением стула из одного элемента. Представление о стене как простой нерасчленённой плоскости было разрушено превращением её в стену – стеллаж. Составные фигуры могут строится из одинаковых или разных фигур – элементов. Так, книжный шкаф может состоять из нескольких одинаковых полок, но может включать в себя и такие элементы, как ножки, тумбы, дверцы, стёкла и т.д.

 

8. Композиция и закономерности объемно-пространственных структур;

Композиция как процесс и результат деятельности по созданию и визуализации форм предметно-пространственных образований.

Гармонизация в среде, средства гармонизации общего композиционного решения, ее пространственной основы, предметного наполнения. Особенности восприятия и динамика структуры средовой композиции.

Приёмы гармонизации. Фронтальная композиция. Объемная композиция. Глубинно-пространственная композиция. Пространственная структура как направление и тема морфологического проектирования.

Теоретически следует рассматривать три общих вида объёмно – пространственных структур.

Фронтальная структура характеризуется тем, что все её элементы располагаются по двум фронтальным координатам, т.е. по ширине и высоте. Расположение по глубине имеет подчинённое значение – оно физически мало. Такую структуру могут иметь фасады зданий. Она рассчитана на обозрение с одной стороны.

Объёмная структура характеризуется тем, что её элементы располагаются по трём координатам – ширине, высоте и глубине. Объёмную структуру применяют для отдельно стоящих форм, рассчитанных на обозрение со всех точек зрения.

Глубинно – пространственная структура характеризуется наличием пространства, в котором определяющими являются глубинные координаты. Такое структурное построение может относиться к группе элементов в пространстве. Существует два вида глубинного пространства: внутреннее интерьер и внешнее - это – архитектура малых форм в нашей специальности.

В развитую глубинно – пространственную композицию фронтальная и объёмная структуры входят в качестве её составных частей. Таким образом, все три вида структур во многих случаях могут иметь место в одном произведении и их выделение, поэтому является в какой – то мере условным.

Пространственная структура в дизайне задаёт направление и тему морфологического проектирования. Основные её элементы – фигура, величина, положение, порядок.

Фигура есть пространственное тело, характеризующееся той или иной топологией – системой взаимного расположения в пространстве точек, линий, поверхностей, объёмов. Формы могут быть плоскими или объёмными, простыми или составными. Предметы, разделённые в пространстве, могут иметь одинаковые формы. Предметы, различающиеся по функциям, как правило, различаются и по форме.

Простая фигура состоит из одного элемента, составная – по крайней мере, из двух. Многие остроумные дизайнерские решения построены на трансформации составного в простое, а простого – в составное. Например, привычное представление о стуле как о составной морфологии было разрушено появлением стула из одного элемента. Представление о стене как простой нерасчленённой плоскости было разрушено превращением её в стену – стеллаж. Составные фигуры могут строится из одинаковых или разных фигур – элементов. Так, книжный шкаф может состоять из нескольких одинаковых полок, но может включать в себя и такие элементы, как ножки, тумбы, дверцы, стёкла и т.д.

 

9. Модуль как элемент формообразования;

Простая и составная фигуры. Трансформация. Модульное расчленение объекта. Величина - категория качества. Положение - категория, определяющая пространственное положение одной формы по отношению к другой.

На модуле основан принцип унификации и агрегатирования. Одинаковые фигуры могут быть составлены из неодинаковых фигур – элементов. Это зависит от принципа модульного  расчленения объекта. Модуль является фундаментальным структурным элементом в построении пространственных форм. Фигура модуля определяет структурный рисунок компоновочных решений.

Простая фигура может иметь простую или сложную топологию. Так, гладкий куб имеет простую топологию, а стул, образованный гнутой в разных направлениях поверхностью, - сложную. Составные фигуры также могут иметь и простую, и сложную топологию.

Принцип трансформации простых фигур в сложные, а сложных в простые открывает промышленной технологии неограниченные возможности. А в проектной деятельности – для комбинаторной игры, агрегатирования, модульного развёртывания структур с постоянными и динамически изменяющимися характеристиками и т.д. Поиск компоновочных идей и решений протекает в диалектике простого и сложного. Методический принцип этого поиска может быть сформулирован так: открывать сложное в простом и простое в сложном.

Так в компоновочных решениях сложного, неоднозначного, динамичного функционального пространства можно идти двумя путями: от простого к сложному и наоборот. 

Путь от простого основан на том, что дизайнер использует в качестве структурообразующей единицы пространства простой модуль. Им может быть, например, плоская прямоугольная деталь, с помощью которой организуется функциональное пространство. Этот путь всегда связан с количественным наращиванием исходного элемента и развёртыванием его в пространственную структуру (разрастающаяся трансформация). Обратный путь основан на том, что за исходное берётся топологически сложное пространство и отыскиваются способы его свёртывания в простую фигуру (свёртывающаяся трансформация). В данном случае модуль практически теряет морфологическое значение, если только не считать за модуль всю топологически сложную исходную фигуру.

1. Величина – это категория количества. Рассматривая форму с точки зрения величины, мы отвлекаемся от её качественных, топологических свойств. Сходные по топологическим свойствам формы могут иметь разные величины и наоборот. Категория эта выражает конфликт большого и малого. С нею связаны наиболее неожиданные компоновочные решения.

Дизайнеры чаще встречаются с проблемой трансформации большого в малое. Но всё более глубокое проникновение в микромир выдвигает проблему трансформации малого в большое, поскольку встаёт вопрос о взаимосвязи в деятельности человека микро- и макромира. Средства выражения этой взаимосвязи осмысливаются в категории «масштабность». Конфликт большого и малого разрешается в умении дизайнера создавать большое в малом и малое в большом. (трансформирующиеся перегородки).

Нельзя не заметить, что трансформация величины осуществляется за счёт других морфологических свойств: топологических (складывающиеся поверхности), размерных (складывающиеся объёмы), конструктивных (шарниры, пружины, захваты, многопозиционные конструкции). Наиболее фундаментальным выражением компоновочного принципа «большое в малом» является модуль, понимаемый как большая структура, свёрнутая в исходную, целостную единицу её построения.

2. Положение – категория, определяющая пространственное положение одной формы по отношению к другой. Это - выше – ниже, слева – справа, внутри – снаружи. В процессе эксплуатации помещений потребителю постоянно приходится иметь дело с пространственным положением формы и её частей: он осуществляет частичную их разборку для осмотра, чистки, мелкого ремонта и сборку. Поэтому необходимо предусмотреть для каждой формы такое место в системе целого, чтобы обеспечить оптимальный доступ к любой форме, учитывая реальные процессы эксплуатации пространства, частоту и последовательность операций открывания и закрывания, передвижения вокруг формы и т.д., простоту формы и минимальное количество неудобных положений

Категория положения играет важную роль в организации интерьера, в построении пространственного ансамбля предметов, в проектировании систем «человек – машина», в которых одной из основных проблем является компоновка форм в пространстве, их взаимное расположение с учётом процесса деятельности. Категория эта лежит также в основе известным методов комбинаторного поиска компоновочных решений.

3. Порядок – это тип пространственного отношения между формами или их элементами. Это - сближение – удаление, нарастание – убывание, симметрия – асимметрия, повтор, группировка.

При построении типоразмерного ряда может быть использована арифметическая или геометрическая прогрессия. В результате получаются возрастающие или убывающие морфологические структуры. Причём положение элементов в них может изменяться (трансформирующиеся ряды), не меняя самого принципа построения ряда (порядка). Решётчатые модульные структуры демонстрируют порядок построения структуры из треугольников, квадратов, кругов и т.д. Порядок может строиться на симметрии, если того требует функциональная или конструктивная логика компоновки.

Модульная сетка.

Представляет собой пространственную прямоугольную систему плоскостей, расположенных по направлению трёх осей координат на расстояниях, равных основному модулю, или полученных от наго укрупнённым или дробным модулям.

 

 

10. Тектоническое формообразование;

Приёмы тектонического формообразования.

Тектоническая организационная форма может выражать:

1.       Принцип распределения динамических и статических нагрузок в конструкции;

2.       Принцип конструктивного устройства пространства;

3.       Принцип технологического построения пространства;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...