Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Макетирование и виды макетов.




Макетирование - проектно-исследовательское моделирование, направленное на получение наглядной информации о свойствах проектируемого пространства в форме объемного изображения. Макет, объемное изображение, дает сведения о пространственной структуре, размерах, пропорциях, топологии поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях объекта. С его помощью дизайнер решает разные задачи - от выявления вариантов решения простраества и его объектов до специальных его испытаний (пропорциональных, масштабных, конструкционных и др.)- Макет помогает преодолеть недостатки оперативного эскизирования, в котором неизбежны графические условности, точно соблюсти в последующих эскизах пропорции будущего изделия, законы перспективы и освещения. Рисунки и фотографии с макетов также дают достоверные сведения о проектируемом пространстве. В макетировании, таким образом, пересекаются исследо-вательская и проектная составляющие деятельности дизайнера. Макет может выступать одновременно как носитель метода и средства, образного и логического, пропедевтики и проектирования. Макеты фиксируют процесс художественного конструирования, его промежуточные и окончательные результаты, движение от проектного замысла к реализуемому объекту. Проектные задачи, которые решает дизайнер посредством макетирования, могут быть сведены в три группы: эвристические, уточняющие и организационно-методические.

Эвристические задачи предполагают использование приемов и методов макетирования для определения целесообразных воплощений проектной темы. Соответственно эвристические функции макетирования направлены на формирование проектных идей, планов, программ деятельности дизайнера и реализуются преимущественно на начальных этапах проектирования.

Уточняющие задачи связаны с детальной отработкой различных сторон проектного решения, заданных предварительно или определенных в ходе проектирования. Решение их возможно при условии достаточной определенности проектной темы, при наличии конкретных знаний об объекте и среде в которой эти объекты формируются. Отсюда уточняющие функции макетирования предполагают проверку и развитие знаний об объекте с целью получения законченного, всесторонне обоснованного проектного решения.

В соответствии с этим организационно-методические функции макетирования направлены на закрепление промежуточных и конечных результатов проектирования как исходного рубежа дальнейших действий, проектных и непроектных: защиты проекта, демонстрации основных элементов проектного решения, показа возможности исполнения проектных предложений в различных решениях и т.п. Поэтому особенно четко эти функции проявляются на границах отдельных этапов или циклов проектирования, а также при завершении проекта. В соответствии с основными функциями макеты подразделяются на поисковые, доводочные и демонстрационные. Разделение это приближенное, любой макет в зависимости от условий может играть разные роли.

Поисковые макеты

Поисковые макеты используются дизайнером для определения возможных проектных решений на начальном этапе работы, а также на последующих этапах, когда возникает необходимость заменить ранее принятое решение. Поисковый макет может обладать различной степенью законченности и допускает возможность разнообразных переделок. Незавершенность поискового макета, приблизительность отраженных в нем проектных идей делают его функцию чисто творческой, относящейся к профессиональной «кухне» дизайнера.

Последовательность поискового макетирования идет от сложного к простому и от простого к сложному. Вначале дизайнер упрощает задачу, ограничивая все разнообразие аспектов проектного решения каким-нибудь одним, например формально-пластическим выражением конструкции формы или объемнопространственной структурой. Имитация реальных конструкционных и отделочных материалов макетными позволяет дизайнеру полнее овладеть свойствами тех и других материалов, проиграть варианты композиционных выходов в той или иной технологии. Например, специфические свойства твердого скульптурного

пластилина дают возможность использовать его при разработке объектов различной величины, исполняемых в разнообразных материалах и технологиях. В пластилине и гипсе с большой степенью достоверности можно имитировать формально-пластические признаки литья, протяжки с типичными топологическими и фактурными характеристиками получаемых в этих технологиях поверхностей. Бумага позволяет определитъ общие принципы трансформации плоскости в рельеф и замкнутый объем, то есть имитировать любые формы со всеми ее технологическими особенностями-раскроем, надрезами и сгибами.

Поиск объемно-пространственной структуры чаще всего ведется с помощью картона или твердого пенопласта, из которых легко составить нужные сочетания. Переход от простого макета к сложному требует более полной проработки проектных задач в материале. Смена макетного материала всегда уточнение направления поиска, поскольку при этом происходит уточнение проектного замысла.

Так, поиск формалыю-пластических решений чаще всего ведется на картонных макетах. Дизайнеру достаточно в бегло склеенном макете увидеть будущие формы в целом. Когда формируется более полное представление об объекте, картон и бумага сочетается с материалами, свойства которых он не имитирует, - стеклом, тканью и т.п. Здесь допускается утрировать, резко выделять отдельные элементы проекта с намерением повысить их компо-зиционную активность. В макет могут быть вкраплены элементы из реальных материалов - металлические, пластмассовые, деревянные. Эти элементы согласуются по цвету, фактуре и т.д. для достижения целостности визуального восприятия.

В таком же сочетании материалов отрабатываются формы для исполнения в натуре. В сложных поисковых макетах все большее распространение находят специальные пластмассы. Они дают возможность сочетать оперативные поисковые задачи (благодаря пластичности пластмассы в исходном состоянии) с задачами демонстрации и даже производства объектов (затвердевшая пластмасса позволяет снимать с макета матрицы, шаблоны и т.д.). Применяются также самоклеющиеся колерные и фактурированные пленки, позволяющие качественно имитировать цветофактурные решения.

Доводочные макеты

С помощью доводочного макета отрабатывается опти-мальный вариант решения из числа полученных в процес-се поиска. Строится макет либо на основе одного из поисковых макетов, либо специально.

Выбор материала и конструкция макета зависят от того, какая задача стоит перед дизайнером. Систематизация поверхностей стен сложной формы обычно проводится на пластилине. Технологичность формы изделия, образованной гнутыми поверхностями, может проверяться с помощью бумажного макета. Отработку форм монолитных конструкций целесообразно вести на гипсовых макетах. Определить же перемещения трансформируемых элементов формы, добиться полного взаимодействия его частей помогают макеты из составных материалов, пластмассы, металла, сохраняющие в процессе трансформации размеры и основные геометрические характеристики этих элементов. Распространенный вид доводки - систематизация поверхностей пространственных решений с учетом условий зрительного восприятия. На специальных пластилиновых макетах проводится своего рода конструирование форм, образуемых несколькими сопрягаемыми поверхностями. С помощью геометрических систем построения сложных поверхностей проверяется качество сопряжений. Найденные решения подлежат теоретическому уточнению, поскольку качество сложной поверхности ухудшается даже при незначительных отклонениях от выбранной геометрической системы построения. То есть доводочные макеты используются не только для уточнения внешнего вида, но и для разработки чертежей деталей и узлов, технологической оснастки и др.

Другой распространенный вид доводочного макета - бумажный, изготовление которого не требует специального оборудования и сложных навыков работы. К бумажному макету прибегают тогда, когда форма изделия составлена из относительно несложных цилиндрических и плоских поверхностей. Обычно он выполняется составным, что поз-воляет по отдельности отрабатывать каждый элемент, использовать различные сочетания элементов. С помощью бумажного макета решаются достаточно сложные задачи, связанные с функционированием будущего пространства. Достигается это изготовлением макетов, в которых элементы могут перемещаться друг относительно друга (скольжение, поворот, вращение). С бумажными макетами можно совершать всевозможные манипуляции, моделируя процесс использования форм (встраивание в предметные комплексы, сборка-разборка и т.д.). Необходимые для этого прочность и жесткость обеспечиваются конструкционными свойствами плотной бумаги (картона), из которой можно выклеивать оси, петли, ребра и т.п.

Технология изготовления бумажных макетов наглядно иллюстрирует промышленную технологию получения формообразующих элементов и их деталей. Способы получения разнообразных разверток и раскроя заготовок, количество необходимого материала, технологические приемы формообразования - все это можно отработать на бумажных макетах. Бумажные макеты используются в основном в качестве рабочего материала и не предназначены для широкой демонстрации. Связано это с трудностями изготовления макетов с хорошими демонстрационными качествами, с их недолговечностью и неудобством транспортировки и хранения. Поэтому желательно фотографировать макеты на черном фоне, с подсветкой во всех видоизменениях, заложенных в их конструкцию.

Разновидностью доводочного макета является посадочный макет, выполненный в виде деревянного каркаса (может быть обшит фанерными или пластмассовыми панелями). Посадочный макет точно воспроизводит объемно-пространственную структуру технически сложных изделий (выставочных макетов, демонстрационных элементов оборудования, мебели и т.д.) и применяется как средство проверки проектных предложений на натуре. Создать условия, максимально приближенные к реальным, помогают простота конструкции макета, возможность быстрой переделки. Посадочный макет дает также возможность проводить разнообразные измерения (антропометрические, конструктивные и др.), подбирать и проверять в процессе разработки рабочих чертежей конструкционные и отделочные материалы, отрабатывать цветографическое решение объекта.

 

Проектно – графическое моделирование.

Это выражение проектного замысла, инструмент мыслительной деятельности дизайнера. Графика обеспечивает переход от мысленного эксперимента с образом проектируемого пространства.

В основе проектно - графического моделирования лежит несколько принципов:

  • Соответствие графической формообразующей среды содержанию проектной идеи;
  • Вариантный и экспериментальный характер эскизного поиска;
  • Систематичность и логическая последовательность.

Соответствие графической формы содержанию проектной идеи – принцип всякого рисунка, в том числе и проектно – графического.

 

Типы проектно – графических изображений.

  В качестве основных типов проектно – графических изображений могут быть выделены наброски, поисковые рисунки, эскизы, демонстрационные рисунки и чертежи.

  • Контурные (линейные);
  • Контурно-тональные (смешанные);
  • Живописно-тональные (преимущественно тональные).

Основное изобразительное средство контурного наброска – линия. Она служит средством выражения объёма и пространства и проявляется в бесконечных вариациях Линия бывает строгим контуром, отделяющим объект от остальной части листа, может быть прерывистой, «трепетной», «воздушной», «стремительной». Но какими бы различными не были линии контурного наброска, их роднит лаконизм и быстрота.

В контурно – тональных набросках наряду с контуром используется тон в виде штриха или заливки. Тон помогает полнее изобразить объём, пространство, цвет и фактуру.

Поисковый рисунок

Эскизы тоже связаны с творческим анализом, но несколько в ином плане.

Демонстрационный (технический) рисунок специально предназначен для представления в завершённой и наглядной графической форме художественно-конструкторского решения.

Чертежи общего вида.

Объекты гармонизации Визуальная структура. Антропометрическая структура Материальная структура.
Средства композиционного формообразования   Приёмы композиционного формообразования. Стилистика   Приёмы стилизации: Перенос визуальных признаков культурного образца на форму проектируемой вещи. Масштабность   Приёмы масштабной гармонизации: Выявление соразмерности между человеком и формой. Тектоничность   Приёмы тектонического формообразования   Приёмы размерно-модульной гармонизации.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...