Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные стадии и организация процесса дизайнерского проектирования.




Задачи стоящие перед средовым дизайнером, различны по содержанию, по степени сложности и могут решаться по-разному В основном, это ведёт к необходимости разворачивать проектирование в процесс. Включающий в себя «предпроектный анализ», «поиск худоественного образа» или «проектную концепцию», «эскизный проект» и «разработку элементов» объекта.

Стадия пректного размышления и анализа, это попытка сформулировать своё отношение к функциональным, техническим, художественным аспектам решаемой задачи. Делается это на фоне ещё недостаточного знакомства с проблемой, наспех, приблизительно. По мере углубленияв тему дизайнер вынужден постоянно радикально менять предлагаемое целое. Либо искусственно сохраняя некоторое время предложенное в начале, автор приходит к внутренней необходимости радикально перестраиваться, но времени на пареориентацию у него уже нет.

Необходимо не спешить с рождением проектной идеи, но приближать её появление, идя ей навстречу. Один из приёмов такого движения заключается в расчленении пректной задачи на отдельные её аспекты, осмысливая каждый из них раздельно, но углублённо. Такая работа решает очень важные задачи. Расчленяя сложную проблему на ряд промежуточных, мы создаём возможность решения каждой из них.

Например: проект общественного здания - городской больницы. После знакомства с проектом, работа над определением структуры внутреннего пространства, аппелируя к фкнкционально – эргономическим задачам и эмоционально художественным ощущениям. Эта задача расчленяется на ряд более локальных. Первая – ритмическая структура внутреннего пространства, построенная на сгущениях и разряжениях, сужениях и расширениях, ритмах простых и сложных, острых и смягчённых, закономерных и неожиданных. Вторая задача – цветовая структура, построенная на материале ритмической структуры, обнаруживающая предпочтения колористики простой или сложной, спектральной или смешанной, сплощной или фрагментарной, функциональной или свободной. Результатом в первом и втором случаях является законченная плоскостная композиция в произвольной технике и материалах. Третья задача – создание макета –скульптуры, условной модели внутреннего пространства, реализация цвето-ритмической структуры.Следующий блок связан с определением структуры объёма гостиницы, связанной с качествами окружающей среды. Это, во-первых, анализ окружающей среды, определение её ритмических, колористических, пространственных качеств; во-вторых, композиция на тему собственного видения объёмного образа гостиницы в городе вне определённой ситуации с целью активного вовлечения в работу авторской субъективности, сегодняшних архитектурных предпочтений. В – треьих, - условный макет, показывающий структуру объёма в определённом ок ружении с учётом анализа окружающей среды и представления о внутренней структуре гостиницы. Затем идёт работа над компоновкой блока общественных помещений гостиницы с попыткой реализации в компоновке идеи цвето-ритмической структуры внутреннего пространства; работа над компоновкой жилых помещений. Проделанная работа, приводя к внутренне мотивированному проектному решению, является объективным критерием восприятия и оценки проекта.

Нередко предпроектный анализ вырастает в небольшое исследование. Например: прект велозавода в ситуации г. Смоленска. Анализ проводится в четырёх содержательных слоях.

Первый слой – функционально-технологический, связан с пониманием характеристик призводимых изделий и их потребителей, характеристик не только технических, эргономических, но и художественно-стилистических. Это понимание может существенным образом отразиться на решении внутренних производственных пространств, особенно зоны торгово-экспедиционной. На характер проектного решения влияют также возростные и половые особенности рабочих завода. Серьёзное знакомство с технологией производства – от склада металла и комплектующих до сварки, сборки, упаковки и отгрузки продукции. Вплоть до понимания особенностей взрывоопасного производства, влияющих на характер ограждающих конструкций, что, конечно же, не влияет на образ, на пластику объёмно-пространственного решения.

Второй слой предпроектного анализа связан с особенностями городской ситуации в окружении предприятия: церкви, берег Днепра, производственные застройки других заводов и т.д. Эта реальность предполагает осмысленное к ней отношение; она может подавить разнообразием свойств и характеристик, но может, напротив, вдохновлять теми или иными формальными качествами. Для того, чтобы взаимодействовать с этой средой, необходимо изучить её, точнее не только её, но и средовые типы, которые её определяют. ( Русская архитектура, русский конструктивизм, современная промархитектура).

Третий слой – анализ особенности проекта (международный опыт использования в стороительстве разнообразных материалов (конструктивных и отделочных).Четвёртый слой – опыт известных дизайнеров. Этот слой анализа реализуется зарисовками построек, фрагментов, деталей работ мастеров.

Анализ включает оценку проблемной ситуации: функционального и визуально-художественного состояния объекта, состояние территории и сооружения, визуальную неорганизованность функциональных процессов, отсутствие благоустройства на всех уровнях и элементарных удобств.

Анализ позволяет сделать вывод по преобразованию среды по улучшению производствабез сознания необходимости изменения рабочего человека.

Многообразная информация, собираемая во время предпроектного анализа прибавляет знаний, даёт ориентиры, формирует границы поисков, будит воображение, является фундаментом порождения следующего уровня проектного размышления – стадии «проектная концепция».

«Проектная концепция – это «эскиз-идея». Эскиз-идея возникает на основе минимальной информации и на основе прошлого проектного опыта. Проектная концепция – рождается подготовленной разносторонними анализами, определяет основные творческие «габариты» будущего проекта, то есть его основные функциональные, художественные, пространственно-средовые ориентиры.

Сначала выдвигается «рабочая версия» т.е предварительная концепция преобразования среды. При работе в коллективе – это индивидуальные версии, которые впоследствии объединяются и намечаются возможные редства решения проблемы преобразования проектируемой среды. В этой стадии работы включаются средства разнообразных методических подходов к решению проблемы. Например – метод «шоковой терапии», который предлагает два раздела работы над проектом – это реанимация и реабилитация.

Реанимация – это возвращение объекту визуальной привлекательности и функциональной осмысленности, увидетьразнообразные свойства, особенности реконструируемой среды и выбрать для реконструкции те из них, которые в наибольшей степени соответствуют умонастроениям заказчика, предпочтениям проектировщиков, возможностям реализации.

Реабилитация – придание среде активного визуально-тактильного характера, комплекс мероприятий по осовремениванию среды. Это средство требует больших затрат, творческой активности исполнителей, большей профессиональной подготовки проектировщиков. Необходимо создать современное предметно-пространственное окружение.Смысл проекта в том, чтобы заказчик проникся проблемами вместе с проектировщиками оценил возможные приёмы, средства их решения, сознательно принял стратегию постепенного, непрерывного самостоятельного возвращения среде человеческих качеств. Минимальными средствами из доступных материалов добиться максимальной выразительности решений.

Например:концепция «культуры выживания» её можно сформулировать как:

· Умение видеть в реальности возможности, а не ограничения;

· Способность понимать достоинства и качества ситуации, позволяющие работать именно с ней, не принося надуманные решения;

· Умение извлекать максимальные выразительные возможности из тех материалов и технологий, которые нам доступны;

· Использование навыков острого композиционного чувства, позволяющих работать с этими минимальными возможностями;

· Переосмысленное отношение к вещам, стремление использовать их многократно в новых ситуациях и контексах.

 

При формировании концепции используется дизайнерский способ мышления:

  • Точное формулирование проектной задачи: прежде всего создание среды своеобразной, необходимой, неожиданной, парадоксальной;
  • Конкретное чувственное непосредственное переживание реконструированного пространства с его организацией, живая реакция на эту реальность;
  • Реальный учёт производственных возможностей.

Проектирование средовых объектов и ситуаций естественным образом приводит к такой тактике проектирования, когда стадия «пректная концепция» становится определяющей, а нередко исчерпывающей проектное решение, становится практически, руководством для реализации при авторском надзоре.

«Проектная концепция» в силу своей обобщённости и цельности, позволяющих концентрированно выразить основные функциональные, объёмно-пространственные, художественные идеи, нуждается в более подробной разработке – «эскизном проекте». Эскизный проект учитывает замечания, изменения, возникающие в процессе рассмотрения проектной концепции.Эскизный проект опирается на идеи, принятые на стадии рассмотрения проектной концепции. Эскизный проект на более глубоком и более детальном уровне учитывает требования к будущему объекту: особенности функциональных процессов; производственно-технологические возможности; особенности, качества используемых материалов и конструкций; своеобразие среды существования будущего объекта; социально-культурные, эстетические характеристики будущих потребителей.

Такая работа требует более детального знакомства с существующими общенациональными нормами проектирования, с особенностями местных норм и традиций, знакомства с новой специальной литературой. Связанной с социокультурной передовой проблематикой.

Работа над эскизным проектом предполагает не просто уточнения и углубления концепции, но сознательное переосмысление на новом уровне основных проектных ценностей и ориентиров, сознательное формирование ситуации «входа в новый поток, избегая омертвляющего вхождения дважды в одну реку».

Таким образом эскизный проект, сохраняя и развивая художественно-концептуальные идеи предыдущей стадии проектирования, подробно, исчерпывающе, раскрывает уровни, аспекты задуманного средового объекта. Это: планировочное решение ситуации в елом, объёмно-планировочное решение основных объёмов, внешнего и внутреннего благоустройства, оборудования интерьера и экстерьера, решения колористической ситуации, искусственного освещения, решения системы визуальных коммуникаций, знаков, указателей, возможно, решение графически выраженного «фирменного стиля». При этом дизайнер предлагает конструктивные решения, учитывающие используемые материалы и технологии их обработки и применения.

Дизайнеру остаётся лишь разработать необходимые для ведения строительных, отделочных, оформительских работ «рабочие чертежи». По мере того, как разворачивается работа по реализации проекта, проектиовщик втягивается в авторский надзор за ней. Зачастую этот этап требует от дизайнера проявления высокого профессионального мастерства, умение находить выход в ситуациях многопланового давления производственной базы, производителей работ, исполнителей, заказчика. Авторский надзор – высшая форма профессионального существования – предполагает наличие у автора определённой творческой позиции, профессиональной мудрости, умение вести диалог с различными, учавствующими в общей работе специалистами, находить в себе силы признавать и исправлять ошибки, если они обнаруживают себя, и, особенно, если они себя не обнаруживают, но видны автору – профессионалу.

 

14. Психологическое воздействие цвета;

Оптическим, электромагнитным и химическим процессам, происходящим в наших глазах и в мозгу при разглядывании цветов, нередко соответствуют параллельные процессы в психологической сфере человека. Эти обусловленные восприятием цвета переживания могут проникнуть до глубочайших центров мозга, воздействуя на решающие области эмоциональных и духовных переживаний. Можно рассказать следующую историю:                           

Один деловой человек пригласил на ужин, целую компанию дам и кавалеров. Входящих в дом гостей приветствовали доносящиеся из кухни изумительные запахи, и все приглашённые с нетерпением предвкушали ожидавшее их пиршество. Когда весёлая компания разместилась вокруг стола, покрытого великолепно приготовленными яствами, хозяин осветил столовую красным светом. Мясо на тарелках окрасилось нежным розовым цветом и казалось аппетитным и свежим, но шпинат стал совершенно чёрным, а картофель ярко красным. Не успели, гости опомнится от удивления, как красный свет перешёл в синий, жаркое приняло гнилостный оттенок, а картофель словно заплесневел. Все приглашённые потеряли сразу всякий аппетит. Но когда после этого хозяин включил жёлтый свет, превратив красное вино, в постное масло, а гостей в живые трупы, несколько чувствительных дам встали и быстро покинули столовую. Никому и в голову не приходило думать о еде, хотя все присутствующие прекрасно знали, что все эти странные ощущения были вызваны только изменением окраски освещения. Хозяин, смеясь, вновь включил белый свет и скоро, ко всем собравшимся вернулось весёлое настроение.

Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаём мы себе в этом отчёт или нет.

Глубокая синева моря и далёких гор очаровывает нас. Тот же самый цвет во внутренних помещениях кажется нам жутким и безжизненным, он вселяет в нас ужас. Синие отражения на коже делают её бледной, почти мертвенной. Во тьме почти синий неоновый цвет кажется нам привлекательным, подобно синему цвету на чёрном фоне, и в сочетании с красным и жёлтым цветом создаёт весёлый живой тон. Синее налитое солнечным цветом небо производит на нас оживляющее, как бы активизирующее впечатление, в то время как тональность синего, освещённого луной неба настраивает нас пассивно и пробуждает в нашем сердце непостижимую тоску.

Краснота лица обнаруживает яркость или лихорадку, синеватый, зеленоватый или желтоватый цвет лица говорит о болезненном состоянии человека, хотя в каждом из этих чистых цветов нет ничего болезненного. Красный цвет неба угрожает нам плохой погодой, синее, зелёное или жёлтое небо обещает хорошую погоду.

На основании подобных народных примет, казалось бы невозможно перейти к простым и правдивым показаниям с выразительным содержанием цветов.

Жёлтые тени, фиолетовый свет, сине-зелёный огонь, красно-оранжевый лёд – всё это, казалось бы, стоит в явном противоречии с нашим опытом и создаёт какое-то потустороннее впечатление. Только люди, глубоко реагирующие на тональность отдельных или одновременно воспринимаемых цветов без малейшего отношения этих цветов к предметам, могут воспринимать эти тональности.

На примере четырёх времён года мы видим, что восприятие и переживание цвета и опыт могут быть объективно поняты, хотя каждый человек видит, чувствует и оценивает цвет по - своему. Суждение «приятный неприятный цвет» не может быть обоснованной оценкой правдивого и правильного цвета. Критерий может быть полезным только в том случае, когда мы обосновываем наше суждение на отношении каждого цвета к прилегающему к нему цвету и ко всей совокупности цветов в картине. Формулируя эту мысль в терминах четырёх времён года, это значит, что для каждого из этих времён нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в своём отношении к целому ясно выражают характер данного времени года.

Сияющее ясностью и радостью пробуждение природы весной выражается пронизанным светом цветами. Жёлтый цвет, самый близкий к белому, а жёлто-зелёный цвет является его интенсификацией. Светло- розовые и светло-голубые тона увеличивают и обогащают это звучание. Жёлтый, розовый и лиловый цвета можно часто увидеть в почках растений.

Осенние цветы резко контрастируют с весенними цветами. Осенью зелень растений отмирает и превращается в блёклый коричневатый и фиолетовый цвета.

Обещание весны осуществляется в зрелости лета. Летом природа словно находит себе выражение в изобилии и пышности форм и цветов, и достигает пластической полноты своей творческой мощи. Тёплые, активные, насыщенные цвета предполагаются для использования их при выразительном исполнении таинственной полноты лета. Множество различных зелёных тонов необходимы, для усиления красных оттенков окружающей природы. Синие тона повышают тональность дополнительных, оранжевых цветов.

Для изображения зимы, которая в сером магнитном притяжении земли, наглядно показывает нам пассивность в природе. Нам требуются цвета холодные, сияющие внутренней глубиной, призрачные и одухотворяющие.

Таким образом, величественный цикл дыхания природы, совершающийся в продолжении четырёх времён года, может найти себе чёткое объективное цветовое выражение. Если мы при выборе цветовых сочетаний не приложим к нему нашего разума, и не будем постоянно иметь перед глазами весь мир цветов, то будем находить только безвкусные, ограниченные решения, теряя подлинные и общепринятые цветовые вариации.

По-видимому, не существует иного пути для правильного суждения о выразительном качестве цвета, кроме исследования положения и отношения какого-либо цвета к другому цвету или совокупности всех остальных цветов.

Для понимания каждого единичного цвета в его единственно ему свойственной психологической и духовной выразительности, необходимо сравнить между собой все цвета. Чтобы, насколько это возможно избежать ошибок, необходимо при наименовании какого-либо цвета, самым точным образом знать какой именно характер цвета, какой тон его мы имеем в виду и с каким цветом мы его будем сравнивать. Когда мы говорим «красный цвет», мы должны знать, какой это красный цвет, и по отношению к какому цвету возникло то или иное наименование. Желтоватый красный цвет и оранжево-красный цвет это нечто совершенно иное, чем синевато-красный цвет, а оранжево-красный цвет на лимонно-жёлтом фоне опять-таки весьма сильно отличается от оранжево-красного цвета и и на чёрном фоне или на лиловом фоне одинаковой светлоты.

Композиция.

Компоновать в цвете, значит располагать рядом два или более цвета таким образом, чтобы их сочетание производило характерное, ясное впечатление. Выбор этих цветов, их конфигурации или симультанные формы, распространение и контрастные отношения, имеют решающее значение для общего выражения цветовой композиции.

Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает, одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов.

Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого цвета, тем сильнее они контрастируют друг с другом. Однако ценность и значение цвета, определяется не только сопровождающими его цветами. Качество и размеры его распространения так же важны для производимого впечатления.

Одной из самых существенных задач композиции, является уравновешение распределения цветов. Подобно тому, как коромыслу, для равновесия нужна точка опоры, так и в перспективе необходима вертикальная ось равновесия. Вес цветовых пятен должен чувствоваться с обеих сторон этой оси.

Существуют различные возможности акцентирования направлений в пределах пространства: горизонтальные линии, вертикальные линии, диагональные линии, круговые линии или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет своё, особое выражение.

«Горизонтальное» направление, означает тяжесть, ставит акцент на дали и ширине.

«Вертикальное» направление, является сильнейшим противоречием к горизонтальному направлению и выражает лёгкость, высоту и глубину.

В месте пересечения горизонтали и вертикали, возникает сильный акцент. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании, создают чувство равновесия, прочности и –материальной твёрдости.

«Диагональные» направления, создают движение и уводят зрителя в глубину пространства.

«Круглые» формы, заставляют зрителя сосредотачивать своё внимание на определённой теме, одновременно создавая ощущение движения.

Два цвета или несколько цветов могут двигаться, в одном направлении или в противоположных направлениях.

Если мы возьмём горизонтально расположенные цвета: красный, синий и зелёный, и пересекающие их в вертикальном направлении фигуры зелёного цвета, то в результате этого контрастирования, возникают точки пересечения, которые становятся как бы точками покоя.

Наше зрение таково, что оно стремится соединять подобное с подобным и видеть их соединения. Эти подобия могут быть цветовыми, пространственными , теневыми и могут распространяться на материалы и на акценты. При образовании плоскости, в глазах зрителя образуется «конфигурация». Эта конфигурация может быть определена как «симультанный образ», ибо он возникает из связи данных подобий, не будучи материально существующими.

Другой путь в организации порядка в пространстве, заключается в организации света и тени или холодных и тёплых световых групп в чётко определённые участки и массы. Предпосылкой хорошей композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов. Особо важно, для создания порядка в пространстве, это согласованность направлений и параллелей. С их помощью могут быть связаны, одни с другими, комплексы самых различных родов.

Когда цвета используются как массы или пятна, они могут быть усилены посредством так называемых «перемещений». Красный и зелёный цвета представляются двумя массами, красный цвет перемещён на зелёный цвет, зелёный цвет перемещён на красный цвет. Необходимо следить за тем, чтобы эти перемещения не раздробили замкнутых масс или пятен и не разрушили основного замысла.

Столь же важно решить, должна ли цветовая форма производить статическое или динамическое, свободно парящее впечатление.

Но устойчивость может быть достигнута, путём подчёркнутой вертикали или горизонтали внутри какой - нибудь, незакреплённой формы. В тех случаях, когда подобное отчуждение от окружающего мира нежелательно и картина должна быть объединена с внешним миром и с бесконечностью форм и цветов, тогда границы картины не должны быть подчёркнуты и их композиция должна по – возможности избегать чётко выраженных направлений и ограничивающих линий.

Мы говорили о множестве различных способов цветовой композиции. Однако, при осуществлении живописной идеи, поток интуиции не должен быть сдержан суровыми предписаниями.

Психологическое воздействие цвета.

Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево – красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево – красного цвета эти вегетативные функции повысились. На темно – синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом – наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось.

То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми людьми во всем мире. «Язык» цветов интернационален. Он не связан с расой и культурой. Даже на животных цвета оказывают такое же действие. Алжирский исследователь закрыл селезням глаза черной повязкой. Их сексуальная потенция ослабевала. Затем он помещал молодых селезней на 120 часов под оранжево – красный свет. Рост семенных яичек ускорился в два раза. Сексуальная активность повысилась. Другие наблюдения показывают,

 что некоторые животные реагируют на цвета особенно сильно и даже могут изменять свой цвет кожи в зависимости от окружения. Есть рыбы, изменяющие свою окраску в зависимости от цвета дна, над которым они в данный момент проплывают. Раки и лягушки могут с помощью гормонов быстро изменять цвет своего тела. Так как они используют эту способность для маскировки, мы знаем, что они видят окраску окружающей среды и настраиваются на нее. О том, что и мы, люди, специфически реагируем на цвета, было известно давно. Физиологический механизм этого в настоящее время выявлен только частично. Бехер доказал, что от глаза к промежуточному мозгу ведет вегетативная нервная (волокнистая) система, управляющая цветовым раздражением. Промежуточный мозг через гипофиз и нервную систему регулирует

взаимодействие органов. Если регуляция настроена на ускорение и повышение

функциональной способности (эрготропная), то состояние возбуждения нервов

соответствует частоте колебаний оранжево – красного цвета. Если нервная вегетативная система настроена на замедление, успокоение и отдых (трофотропная), то ей соответствует темно – синий цвет.

Многие люди, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени, предпочитают темно – синий цвет. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель – иметь возможность жить в мире и гармонии. Так как их общее, психическое и вегето – нервное соматическое состояние более не выдерживает возбуждающих воздействий, то они отвергают возбуждающий красный цвет.

Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. Его самочувствие можно сравнить с пылающим красным цветом. Если кто – либо «загорается» *Фразеологический оборот, употребляемый в немецком языке.

яростью, о нем говорят: «Он видит красное»*. В таком состоянии раздражающий красный цвет совершенно не выносится – он воспринимается не как собственная сила и мощь, а как возможная угроза.

Тот, кто отклоняет красный или какой – либо другой основной цвет (синий, зеленый, желтый) как несимпатичный, конечно, испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, оказываемым этим цветом на его чувства, например, возбуждением при красном цвете. У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, угрожающий их моральным устоям и воздержанному образу жизни,

страх перед позывом выражается отрицанием красного цвета. Также и военнопленные, которым пришлось годами жить за колючей проволокой под угрозой смерти, особенно часто отвергают в тесте красный цвет. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением. Так, один предприниматель, который ввиду неблагоприятных обстоятельств был вынужден после долгой борьбы изъять

из продажи продукт, пользовавшийся спросом, вследствие длительных и мучительных переживаний стал воспринимать красный цвет как несимпатичный. Вскоре после проигранного дела у него развивалась чисто функциональная сердечная недостаточность.

Цвета красный и синий (а также их сочетание – фиолетовый) имеют тесную связь с различными формами любовных переживаний. Люди, особенно женщины, страдающие от неудач в любви, так как привязаны к одному партнеру, доставляющие ему мучения и не приносящие чувства удовлетворения и безопасности, стремятся к состоянию спокойной гармонии и предпочитают темно – синий цвет. Страдая от мучительных объяснений и ссор, они не выносят никаких дополнительных возбуждений и отклоняют оранжево – красный цвет как несимпатичный, т.е. выбирают тот же цвет, что и лица, страдающие сердечно – сосудистыми заболеваниями. Это не случайно. Сердце – наиболее известный символ любви.

Наличие подобных связей можно предполагать, но цветовой тест дал нам возможность точно наблюдать за психическими процессами и клиническим течением болезни.

Человек, приближающийся из-за стресса к инфаркту, оказывает предпочтение красному цвету (в большинстве случаев вместе с сине – зеленым; что является показателем волевого напряжения), однако определенные другие цвета (серый и коричневый) в то же время показывают, что он уже находится в состоянии вегетативного истощения. Цвет покоя и отдыха – темно – синий – этим пациентам не нравится. «Я не могу сейчас позволить себе покоя», - таковы, по Эггерту, типичные слова кандидатов на инфаркт.

«Красный – это любовь, красный – это кровь, красный – это дьявол в ярости», - так гласит детское стихотворение, из которого видно, что возбуждающее действие красного цвета может проявиться как в любви, так и в ярости. Эротизирующие освещение танго – конечно, красное; красные фонари во всем мире указывают путь туда, где предлагается сексуальное возбуждение. Один из немногих художников, сумевших словами сформулировать то, что выражает цвет, - Кандинский.  В своей книге «о духовном в искусстве», он очень точно охарактеризовал красный цвет, не раскрывая при этом его психологического значения. Об оптически чистом красном цвете он сказал, что тот действует «проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево».

В 1885 году Ван – Гог с восхищением открыл: «Цвет сам по себе, что – то выражает». В своей картине «Ночное кафе» я попытался выразить, что кафе является таким местом, где можно разориться, сойти с ума, совершить преступление. В конце концов, я попытался контрастами нежно – розового, кроваво – красного и цвета дрожжей – все в атмосфере огненного ада – выразить мрачную притягательную силу питейного заведения».

Арнольд Беклин неделями пытался создать страстно пылающий оранжево – красный цвет, чтобы окрасить им полотно, на котором сидит обольстительная Калипсо.

Франц Марк на известной картине «Три лошади» изобразил лошадей в красном цвете, чтобы выразить их импульсивный, быстро возбудимый темперамент. Поэтому, он взял вместо коричневого цвета – красный.

В любовных африканских посланиях, представляющих собой длинные нитки цветного бисера, красные шарики означают: «Я страстно люблю тебя. Я очень тоскую по тебе». Красный цвет возбуждает, а потому импонирует зрителю. Поэтому одеяния королей, кардиналов и отделка тог римских сенаторов были красными. Но пурпурный цвет с его холодной долей синего цвета действует еще более впечатляюще и одновременно сдерживающе. Этот цвет можно охарактеризовать как «роскошный». По этой причине в театрах до последнего времени занавес и сидения были, конечно, всегда красными. Рембо, который, как известно, одно из своих стихотворений посвятил значениям цветов, считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Научная психология не может дать оценку этому высказыванию на основании статистического опыта, однако она установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: «Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений». В религиозной символике цвет также используется со смыслом. Красный является символом пылкой любовной страсти, загорающейся в головах освященных духом

Когда Эрнест Юнгер констатирует: «Так, красный цвет – цвет господства и мятежа», то в этом он видит проявление возбуждения.

В красный цвет окрашено и знамя русской революции. Да, красное по своей сути – революция, переворот.

Красное – это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами (цвета красной киновари). Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а, следовательно, наделен чувством собственного достоинства (которое соответствует красному цвету), тот чувствует себя могущественным. Слабым же перед сильным – воспринимает последнего как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. Красный сигнал светофора заставляет водителя остановится, чтобы избежать угрозы столкновения. Противопожарное оборудование и пожарные машины окрашены в красный цвет, так как они должны выражать высшую степень тревоги. Раздражающее действие красного цвета должно превратиться в возбуждающее.

Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а в категориях времени – современности, (тогда как желтый указывает на будущее).

Темно – серый.

Темно – серый воздействует (как и темно – синий) спокойно, полно и тяжело. Возбуждение в этом случае приглушено или заторможено, но это еще не застой. Кто предпочитает темно – серый, тому присуща повышенная чувствительность. Для него важно достигнуть постоянного, гармоничного состояния равновесия (без напряжения и возбуждения), дающего удовлетворение и исполнение желаний. Так же, как и при коричневом цвете, доминирует потребность в регрессивном, физическом и душевном удовлетворении. И наоборот, отклоняющие темно – серый цвет страдают от своей чувствительности. Ожидаемая гармония нарушена, и они отклоняют также сердечные и чувствительные связи.

Серый (как и другие ахроматические цвета – белый черный) повышает интенсивность и усиливает действие любого находящегося рядом хроматического цвета.

При цветовом оформлении необходимо учитывать следующее правило: в большинстве случаев не должно доминировать или находиться рядом более двух цветных поверхностей. Для третьей поверхности следует использовать один из ахроматических цветов. Так, например, зеленая дверь дома на фоне красной кирпичной стены должна иметь не цветную, а белую дверную раму.

Психологическая характеристика белого и черного цветов.

Выбор среди определенных ахроматических цветов отражает эффективное отношение к определенным эмоциональным сферам. Выбор среди ахроматических цветов показывает эффективное и психомоторное исходное положение, вегетативный тонус и психоэнергитический уровень субъекта, причем отношение к объекту отсутствует или не дифференцируется.

По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется завершенностью, как конечный пункт яркости, а черный – как конечный пункт темноты.

В то время как предпочтение серых тонов отражает способ регуляции тонуса, выбор черного или белого, напротив, демонстрируют абсолютное и окончательное решение («черно, – белый приговор»), которое принимается, когда лабильное состояние приводит к кризису. В белом или в черном кризисе, какой – нибудь возбудитель ведет к необдуманной, неуправляемой динамической разрядке. Черный, как концентрическое сгущение, отражает агрессивное упорство, белый – как эксцентрическое растворение – бегство. Как известно, решение: «сражаться или бежать» принимается не в области неокортекса, а в филогенетически ранее сложившихся долях, а именно, в лимбической системе.

Цвет в трудовой и учебной деятельности.

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде.

Румынский врач Стефанеску – Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета, низкие помещения могут стать «выше», если окрасить потолки в светло – зеленый или светло – голубой цвет. Контрастные цвета (желтый, – черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. В целях информации следует отметить, что различается множество оттенков цветов, например, темные холодные цвета (темно – синий, темно – зеленый) и светлые теплые цвета (ярко – розовый, солнечно – желтый).

Освещение цветных предметов также имеет значение. При этом важны цвет освещение, его интенсивность и характер поверхности предметов.

При оформлении товаров и помещений следует учитывать, что надписи, символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь контрастное и раздражающее размещение предметов. Контрастные размещения вызывают у человека состояния напряжения, пробуждающие интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние стойкого напряжения, что вредно отражается на здоровье.

Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем воображении. Процесс репродуцирования принятой информации всегда сопровождается переживаниями. Впечатления о красоте человека, рабочего места, ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты, но и в виде мысленных представлений, доступных человеку в любой момент.

Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение. Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.

Несомненно, что окраска стен в помещении не должна носить гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства. Художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т. д.

При подборе картин необходимо проявлять максимум требовательности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям. Так, например, удачно подобранные и развешанные в помещении столовой натюрморты могут возбуждать аппетит. Однако если обилием и качеством съестного они будут значительно превышать то, что предлагает меню столовой, то это ведет к снижению аппетита. Такое же отрицательное влияние оказывают помещенные в кабинетах и приемных администрации школы картины, изображающие кровавые битвы, тоскующих узников в темницах, драматические бытовые сцены. Это необходимо иметь ввиду, если требуется, чтобы убранство интерьера отвечало своему назначению.

Другие факторы и приемы.

Либропсихотерапия (лечение чтение) – этот прием предложен еще В.М.Бехтеревым. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние учащихся при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других – книги заставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему – либо, но и все поведение.

Книги необходимо подбирать тщательно, в соответствии с задачами, которые стали перед человеком, и обязательно с учетом его психологических особенностей, так как одно и то же художественное произведение может вызвать у разных людей совершенно разные реакции.

 

 

15. Особенности проектной графики и макетирования;

Принципы проектно-графического моделирования:

· соответствие графической формообразующей среды содержанию проектной идеи;

· вариантный и экспериментальный характер эскизного поиска;

· систематичность и логическая последовательность.

Типы проектно-графических изображений: набросок, поисковый рисунок, эскиз, демонстрационный технический рисунок, чертеж.

Техники проектно-графических изображений:

· контурные (линейные);

· контурно-тональные (смешанные);

· живописно-тональные (преимущественно тональные).

Макет на разных стадиях проектирования. Поисковые макеты. Демонстрационные макеты. Применение различных материалов в макетировании.

Сочетание различных материалов. Освещение в макетировании.

Функция макетирования.

  Поисковые макеты.

  Доводочные макеты.

  Демонстрационные макеты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...