Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема подготовки учителя
Нет ни одной страны в мире, которая была бы удовлетворена качеством подготовки своих учителей, везде педагогическое образование является самым слабым звеном системы профессиональной подготовки кадров. Отчасти это связано с непомерными требованиями к дарованиям и личным качествам учителя, о которых шла речь выше. Однако оснащенность выпускника высшего педагогического учебного заведения для работы в пределах общекультурной нормы, действительно, нельзя считать достаточной. Прежде всего это касается психолого-педагогической готовности: она находится на весьма низком уровне, педагогов обычно готовят только как специалистов-предметников — физиков, химиков, биологов, — давая им нечто похожее на университетское образование, но, так сказать, пониже сортом. Уровень психолого-педагогической, общекультурной и социальной готовности начинающего учителя к педагогической деятельности, в сущности, зависит только от самого человека, от его индивидуального образовательного опыта. Из общих соображений понятно, что любой человек, начинающий свой путь в профессии, должен испытывать затруднения вследствие отсутствия опыта. Но кажется, что учителям в этом смысле повезло меньше других: педагогическое образование не обеспечивает им достойную стартовую площадку для взлета в профессию, и, вероятно, именно поэтому становление учителя протекает труднее, острее, больнее, чем у представителей других интеллигентских профессий. Проблема подготовки учителя не как предметника, а организатора образовательной среды, фасилитатора остается пока открытой. Существуют уже учебные заведения, которые готовят преподавателей для вальдорфских и иных альтернативных школ, но, что совершенно естественно, поступают туда, как правило, люди, сами окончившие соответствующие школы. В мире нет пока авторитетных высших учительских школ, в которых был бы накоплен опыт подготовки фасилитаторов, способных преподавать в школах любого типа. Похоже, этой проблеме суждено еще долго оставаться жгучей. Однако, каковы бы ни были содержание и способы подготовки учителей, всякому, вступающему на педагогическое поприще, полезно помнить: «Твои дети — это на самом деле вовсе не твои дети. Они сыновья и дочери жизни, стремящейся продлевать жизнь. Они приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе, И хотя они пока что с тобой, они не принадлежат тебе. {216} Ты можешь дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть собственные мысли. С тобой вместе живут их тела, но не их души, потому что их души обитают в доме завтрашнего дня, куда ты не можешь за ними последовать даже в своих мечтах. Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытайся добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно. Ты — лук, из которого твои дети посланы вперед, в будущее. Так изогнись в руке Лучника для радости». (Калиль Джибран) Такой эпиграф выбрал Александр Нилл для своей книги о школе, приспособленной к ребенку.
Мифология образования Общая характеристика Слово миф происходит от греческого «мифос» — предание, сказание. В преданиях находили свое символическое выражение некоторые события, якобы (или действительно) происходившие на заре истории. Изображался процесс «творения мира» — упорядочения хаоса: земля отделялась от неба, суша от воды, появлялись растения и животные. Все особенности зримого и осязаемого мира взывали к объяснению и получали его. Так постепенно складывались повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли представления о мире, порожденном и управляемом богами. А мифология — это миф + логос. Под этим словом обычно понимают и совокупность всех существующих мифов, и своеобразный способ понимания мира, который был свойствен мышлению тогдашних людей. Взгляд человека на мир — мировоззрение — определяет вопросы, которые человек ставит перед собой, и ответы, которыми он предпочитает удовлетворяться. Направленность вопросов и ответов определяет стиль его мировосприятия. И тогда миф — это объяснительная схема, тот способ думания и действия, при помощи которого человек добывает ответы на свои вопросы. И способ этот в детстве человечества принципиально отличался от теперешнего. Миф представляет собой не размышление, а художественное толкование мира природных явлений; не обобщение жизненного {217} опыта, а удивление перед тайной жизни — как зародился, как возник человек и для чего он существует. Образы, возникающие в мифах, Юнг считал выражением специфически человеческого способа конструировать мир, того способа, который постоянно использует сновидение. Миф — это отчасти сновидная схема объяснения всех явлений в мире, лучшим примером которой является ответ одной маленькой девочки на вопрос, почему бывают день и ночь. Оказывается, потому что космос включается и выключается — в мифологическую конструкцию оказалось вплетено вполне современное содержание с включением и выключением электрических приборов. Мифологию обычно противополагают научному способу объяснения мира, но когда-то миф по отношению к более глубоким слоям архаического сознания и был наукой, имел роль и функции науки. Мифологическое мышление — первый, самый ранний вариант теоретического. В сущности, научное мышление отличается от мифологического только стремлением свое объяснение проверить, доказать его справедливость. Модели науки были раньше мифологически наивны, они и относятся к научным моделям только в силу того, что помещены в контекст постоянного стремления к подтверждению, доказательству. А мифологическое мышление проверок не требует. Так в свое время разошлись астрология и астрономия: у астрологии нет ни сомнений в абсолютной справедливости основных догм, ни потребности в их проверке. Мифологическое мышление в человеческом обществе сохраняется и по сию пору, оно обладает весьма большой соблазнительностью и притягательной силой. Принципиальная непроверяемость выводов является абсолютным злом лишь для людей с развитым научным мышлением, обычных людей она-то как раз и манит. Миф, эзотерика, магия привлекают к себе сердца людей. Исполнение тайных обрядов, каких-то непонятных ритуальных действий само по себе интересно: велик соблазн простыми средствами решить трудные проблемы — для того чтобы выйти в полночь в указанное место и исполнить нужные обряды, не требуется высшей математики. Как правило, за пределами своих профессиональных занятий любой человек склонен довольствоваться самыми баснословными, небывалыми, сказочными объяснениями. Та же астрология дает хороший и простой пример таких объяснений: какую бы ее версию мы ни предпочли, основная мысль состоит в том, что различия между людьми определяются моментом их появления на свет — назовут их потом драконами или змеями, девами или рыбами, дубами или орешниками, не столь уж существенно. {218} Наиболее часто люди довольствуются мифологическими объяснениями в тех случаях, когда наука не может предложить ясного объяснения данной совокупности явлений. Сейчас уже мало кто верит, что земля стоит на трех китах или на черепахе — постоянные полеты космонавтов и выходы в космос отнимают такую возможность. А вот в вопросах о счастье, любви и воспитании детей колдуны, гадалки и маги до сих пор успешно конкурируют с психологами. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |