Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОДСЧЕТ ДЫХАНИЯ СЛУШАНИЕ ДЫХАНИЯ, СЛЕДОВАНИЕ ДЫХАНИЮ И ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ




 Счет дыханий: молча считают число выдохов и вдохов, выходов и входов ци через кончик носа, от одного до десяти или ста, закончив цикл — повторяют. Можно считать выдохи, а можно вдохи: счет выдохов развивает выдохи, а счет вдохов — вдохи.

Слушание дыхания: прислушиваются к выходам и входам воздуха, не считая количество дыхательных циклов.

Следование дыханию: сознание концентрируют на поднимании и опусканиц выходе и входе воздуха через кончик носа (без подсчета).

Остановка дыхания: когда дыхание в определенной степени наладилось, тогда выход и вход воздуха становятся такими глубокими и долгими, мягкими и нежными, что становится совершенно незаметными.

Если настроение не слишком спокойное, беспорядочных мыслей сравнительно много, то лучше подсчитывать и слушать дыхание. При относительном успокоении можно следовать дыханию. Остановка дыхания знаменует познание на собственном опыте глубокого, долгого, тонкого и равномерного дыхания, которое никогда не возникает путем жесткого навязывания.

Движения языка в дыхательных техниках. Дыхание иногда можно сочетать с движениями языка. Способы следующие: кончик языка подпирает верхнее нёбо и не движется или на вдохе подпирает, а на выдохе естественно опускается. В первом случае будет обильнее выделяться слюна во рту, а отпускание языка способствует успокоению.

ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКАЛКЕ ДЫХАНИЯ

Обычно в статической практике в начальный период главные проблемы — как расслабить тело, выправить позу, успокоить чувства — и только потом обращают внимание на налаживание дыхания. Если же приступать к работе с дыханием с самого начала, то могут возникнуть ощущения принужденности и напряженность чувств естественно не пройдет.

Относительно видов дыхания в древности говорили о четырех фазах: ветер (фэн), чуанъ, ци и дыхание (си). Наиболее раннее упоминание встречается при династии Поздняя Хань в толковании Ань Шигао «Трактат о собирании сознания» («Ань бань шоу и цзин») в первом и втором свитке. Позже об этом говорилось при династии Суй (589—619 гг.) в книге Чжи И «Малая медитация» и при династии Мин (1368—1644 гг.) в книге Ван Лунси «Методы регулировки дыхания» («Дяо си фа»). Фаза ветер состоит в относительно напряженном дыхании, когда слышны звуки собственного грубого дыхания. В фазе чуанъ, хотя звуки дыхания не слышны, однако при выдохах и вдохах все же чувствуется преграда и непрохождение. В фазе ци хотя нет ни звучания, ни преград, однако выход и вход воздуха недостаточно тонкие и равномерные. Фаза си — глубокое, долгое и равномерное дыхание, возникающее в полном покое. При развитии дыхания обычно требуется постепенно перейти от первых трех фаз к четвертой. Однако вид дыхания зависит от деятельности и настроения людей. Рассмотрим их.

Деятельность. В книге «Простые вопросы» («Сувэнь»), в главе «Об овладении болью», сказано: «При усталости затрудняется дыхание и выступает пот». Имеется в виду фаза дыхания, наступающая при занятиях физическим трудом, когда приходится дышать напряженно. Иногда можно наблюдать эту фазу и при занятиях спортом, хотя после отдыха дыхание постепенно успокаивается.

Настроение. В той же главе проводятся следующие параллели между психологическим и энергетическим состояниями: гнев — ци поднимается, радость — ци замедляется, скорбь — ци растворяется, страх — ци падает, опасение — ци путается, размышление — ци соединяется. Здесь рассматриваются общие изменения в теле, вызванные сменой настроения, но когда на людей оказывают эмоциональное воздействие, это отражается на дыхании. Так, при гневе дыхание обычно принужденное, при внезапном испуге оно может на мгновение остановиться и т. д. Как говорится о связи настроения с дыханием в известной пословице: «Сердце спокойно — ци течет плавно, ци колеблется — сердце волнуется».

Итак, развитие дыхания полезно для овладения любой деятельностью и собственными чувствами, а для этого требуется определенный период обретения навыков, ибо наскоком результата не добьешься.

Общие принципы дыхательных техник состоят в следующем. Прежде всего, практику следует строить на основе естественного дыхания, предполагающего легкость и расслабленность, ненапряженность. При Цинской династии Ли Ханьсюй в книге «Беседы об основах Дао» («Дао цяо тань») отмечал: «Один выдох и один вдох называют дыханием ци, нужно следовать его естеству, не слыша его самого».

Далее, развивая дыхание, нужно продвигаться поэтапно, нельзя стремиться достичь всего побыстрее. Следует овладеть методом «не забывая, но и не помогая», то есть не забывать приводить дыхание в порядок, однако, предъявляя к состоянию дыхания определенные требования, недопустимо прилагать вспомогательные усилия, носящие насильственный характер. Добиваясь исключительно правильного дыхания, можно уподобиться тем, кого критикуют в книге «Школа святого буддийского единства» («Сянь фо хэ цзун»): «Ученики дразнят занимающихся выдохами и вдохами, выводом и вводом, называя их чертями, охраняющими ворота»,— и никогда не достичь ожидаемого эффекта.

Налаживая дыхание, нужно и развивать, и взращивать. Через определенный период времени, войдя в состояние спокойного взращивания, можно временно отбросить сознательное управление дыханием, чтобы процесс практики достиг уровня, на котором сохраняется высокая степень успокоенности. В противном случае можно преступить вышеуказанные пределы.

Глубокое, долгое, тонкое и равномерное дыхание — это итог работы. Так называемое глубокое и долгое дыхание — это изначально неглубокое и короткое дыхание с большой частотой, превратившееся в глубокое и долгое с малой частотой. Обычная частота дыхания человека составляет 6—20 раз в минуту. По мере практики можно свести количество дыхательных циклов до 3—4 и даже 1—2 в минуту, причем не задыхаясь и не испытывая неприятных ощущений, а, наоборот, чувствуя себя естественно и удобно. Однако все это создается путем накопления опыта, а совсем не личным упорством.

Когда ссылаются на выражение из «Чжуан-изы», гласящее: «Истинный человек дышит пятками, а достигший человек дышит горлом», то имеют в виду, что глубина и долгота дыхания должны доходить до пяток. О слове чжун (пятка), которое нельзя толковать так ошибочно, в книге «О черной коже», написанной при династии Мин, сказано: «Относительно чжун говорится о погружении в пещеру». В «Беседах об основах Дао» оно разъясняется более определенно: «Чжун — соединение безотрывное, непрерывно сохраняющееся». Следовательно, пяточное дыхание — глубокое и долгое; а противоположное горловое дыхание — неглубокое и короткое.

Так называемое тонкое и равномерное дыхание подразумевает достижение крайне тонкого и очень равномерного дыхания, которого добиваются также накоплением опыта и энергии. Оно взаимосвязано с глубоким и долгим дыханием. Следует обратить внимание на выражение: «Посылаешь ци — истощаешься, объединяешь ци — ранишься». Посылать ци означает растягивать дыхание, принудительно добиваться глубины и долготы, а объединять ци значит сдавливать дыхание ради равномерности и утончения. Такие приемы вызывают короткое и принужденное дыхание, причем травмируются мышцы груди и живота, возникают боли и другие отрицательные явления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...