Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основное содержание данной практики — сосредоточение мышления и его направленность. Обычно используют следующие способы.




Слежение за расслаблением тела. Сознательное ведение тела к расслаблению составляет основу занятий цигун. С самого начала нужно следить, чтобы поза принималась устойчиво и надежно, удобно и естественно, а главное тело должно в ней постепенно расслабляться, насколько это возможно.

Одновременно в течение всего процесса практики непрерывно углубляют степень этого расслабления, чтобы снять различные состояния напряженности. Если сознательно принять нужную позу и относительно грамотно провести расслабление тела, то это тоже будет проявлением хорошего сосредоточения внимания.

Методы работы с телом непременно включают расслабление.

Внимание к определенной части тела. После осуществления расслабления тела, основываясь на относительном покое всего тела, сосредоточивают внимание на какой-то одной его части, что обычно называют сохранением мысли (ишоу) или сублимированием духа-шэнь (ниншэнь). Обычно для концентрации используют точки на продольных и поперечных каналах (цзинло). Такое сохранение мыслей в одной точке предназначено, во-первых, для упорядочивания мышления, во-вторых, для оказания влияния на циркуляцию ци-крови в теле и на функции внутренних органов. Так, если гипертоник сосредоточит внимание на голове или на точках живота и ног, то за этим последует ярко выраженное повышение или понижение кровяного давления.

Главные точки для подобной работы с телом расположены в пупочном центре (цзичжун) и под ним, а в качестве вспомогательных используются юнцюань (бьющий родник), дадунь, цзусаньли (три версты) на ноге, мин-мэнь (ворота жизни), шаошан, чжунчун (средний удар) и др.

Пупочный центр — место, где обычно все могут сосредоточить свои мысли. В «Трактате о трудном» («Нань цзин») в разрешении восьмой трудности сказано: «Двенадцать продольных каналов связаны в первооснове, рождающей ци. Ее называют корнем и основой двенадцати продольных каналов, движущейся ци между почками. Эта основа пяти плотных и шести полых внутренних органов (цзан и фу), корень парных каналов, ворота выдохов и вдохов, первооснова трех обогревателей, именуется также духом-шэнь, охраняющим от вредоносности». Очевидно, что указанное в трактате место представляет собой центр пупка.

При Юаньской (монгольской) династии (1280—1367 гг.) в своей книге «Развитие циклического триединства» («Чжоу и цань тун ци фа хуй») Юй Янь писал: «Ребенок находится во чреве. Мать выдыхает—он тоже выдыхает, мать вдыхает— он тоже вдыхает. Рот и нос закрыты, но дыхание доходит через пупок, поэтому пупок — «корень жизни», «черенок ци». В книге «Три условия для поддержания жизни» сказано: «Хранящее дух-шэнь в пупке называют местом связи черенка жизни и прохождения выдохов и вдохов. Сохранение позволяет взращивать и вскармливать  изначальную шэнь (юаньшэнь), открывая полость толстой кишки». В трактате «Драгоценное зеркало восточной медицины» говорится: «Пупок — равняющий, а именно: он уравнивает верх и низ, находясь посередине тела. Так что правильно именуют его пупочным центром». Таким образом, пупочный центр не просто представляет собой корень изначальной ци (юаньци), но играет более важную роль, будучи серединой человеческого тела, ответственной за исправление дисбаланса между верхом и низом.

Точка три версты находится во впадине, в 3 цунях ниже колена с внешней стороны. Это точка соединения ножного канала желудка янский свет [янмин, или два ян]. Если живот вспучивается и полон боли, а желудок плохо принимает пищу, то можно сосредоточить внимание на этом месте, поскольку данная точка оказывает стимулирующее действие на функции селезенки и желудка по перевариванию. Ван Чжичжун в «Трактате об оказании помощи жизни посредством иглоукалывания и прижигания» («Чжэнь цзю цзы шэн цзин») указывал: «Если нужно спокойствие, то дань-тянь и „три версты" раньше не трогали». В Японии ее называют точкой долголетия (рис. 35).

Точка дадунь расположена на кончике большого пальца ноги с внешней стороны и является точкой - колодцем (цзин) на ножном канале печени инь в себе [цзяоинь, или один инь]. Когда голова распухает или болит, обращают внимание на это место, что позволяет облегчить состояние за счет опускания вниз энергии, скопившейся наверху.

Кроме того, поскольку эта точка расположена на канале печени, страдающие болезнями печени тоже могут сосредоточить на ней внимание. Для работы с точкой дадунь лучше всего подходят позы лежа на спине или сидя с опорой, вытянув ноги.

Точка юнцюань (бьющий родник) находится во впадине в центре стопы, в конце первой трети подошвы, отсчитывая спереди. Это точка-колодец, на ножном канале селезенки малый инь [шаоинь, или два инь]. Инь в пустоте — огонь в славе. Когда ночной сон неспокойный, а голова распухает и болит, можно сосредоточить внимание на этом месте. Смысл состоит в опускании вниз энергии переполняющей верхнюю часть тела.

Точка ворота жизни (минмэнь) находится под 14-м грудным позвонком сзади на пояснице — прямо напротив пупочного центра, на канале управления (думай). Используется при почечной недостаточности ноющих болях в пояснице, пустоте ян и постоянной боязни холода. При сосредоточении сознания можно погружаться от пупочного центра до данной точки на пояснице.

Точка шаошан находится на конце большого пальца руки с внутренней стороны, это точка-колодец ручного канала легких великий инь [тайинь, или три инь]. Используется при сдавленном кашле и одышке.

Точка внутренний удар (чжунчун) находится на самом кончике среднего пальца, это точка-колодец ручного канала перикарда инь в себе [цзюзинь, или один инь]. Используется при сердечной недостаточности и учащенном сердцебиении.

Слежение за дыханием. На фоне внимания к расслаблению всего тела, для того чтобы сознательно успокоить и замедлить дыхание и упорядочить мысли, можно воспользоваться следующими двумя способами слежения за дыханием: считать дыхательные циклы после выдоха или вдоха от одного до десяти или ста, затем начинать сначала; следить за дыханием, точнее, сознательно следовать выходам и входам воздуха, не подсчитывая их количества.

Повторение слов. Одновременно с отслеживанием выдохов и вдохов можно повторять про себя слова.

Например, на вдохе говорить «цзин» (спокойствие), а на выдохе «сун» (расслабление) или другие подобные слова. Это дает положительный настрой, играющий ведущую роль в успокоении и расслаблении.

Внимание к объектам вне тела. Людям, у которых в сердце и печени процветает огонь, которые пребывают в сильном возбуждении и беспокойстве, которым трудно сосредоточиться на собственном теле, например, в некоторых случаях неврастении можно воспользоваться методом внешних пейзажей (объектов), то есть обращать внимание на определенные детали внешнего окружения: цветы, зеленые деревья, стены, небо и пр.

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ

Деятельность мышления, или работа головного мозга, определяется событиями внутренней и внешней среды, то есть материя определяет сознание. Однако осознание, вырабатываемое корой головного мозга, в свою очередь влияет на физиологию человеческого организма. Очень многие заболевания — такие как язвенная болезнь, гипертония, неврастения,— связаны с нарушением функций коры головного мозга. И наоборот, органы, находящиеся в болезненном состоянии влияют на деятельность коры головного мозга, образуя порочный круг.

Развитие сознания, судя по данным энцефалограмм при погружении в глубокий покой и по хронаксии мышц, позволяет ввести кору головного мозга в активное защитное торможение, что позволяет постепенно выправить, восстановить ее нормальную работу, откуда следует вывод, что это полезно при указанных хронических заболеваниях.

Поскольку при успокоении сознания реакции кровеносных сосудов замедлены, кожный электрический потенциал понижен, хронаксия вестибулярного аппарата продлена, а также исходя из других изменений, можно сделать вывод, что центральная нервная система, особенно симпатический отдел, находится в заторможенном состоянии и, следовательно, функции парасимпатического отдела, соответственно, укрепляются. Множество наблюдений подтверждают, что во время практики можно активизировать перистальтику желудка и кишечника, улучшить функции пищеварения и всасывания, а это не только полезно для лечения болезней непосредственно данных органов, но, и улучшает питание всех тканей тела.

Сосредоточение внимания в разных местах оказывает различное воздействие. Так, гипертоники при смещении осознания в нижнюю часть живота ощущают, что ци-кровь опускается вниз, дыхание смягчается, в голове светлеет и давление, конечно, снижается. Если концентрироваться на носу, то возникает ощущение, что ци-кровь подскакивает вверх, дыхание становится коротким и поверхностным, голова распухает, грудь сдавливается и давление, соответственно, повышается. Возможно, подобный эффект вызван действием биологического электричества нервов. Последние исследования подтверждают, что при хранении мысли в какой-то части тела там возникает электрический заряд. Предположительно, когда в спокойном состоянии сосредоточиваются на точках, в них непременно возникает возбуждение нервов, то есть электрический ток, который оказывает нужное действие.

В соответствии с теорией китайской медицины о продольных и поперечных каналах (цзинло) в теле, с одной стороны, воздействие на точки само по себе оказывается возбуждающим, поскольку они «управляют ста болезнями, регулируя пустое и полное», и представляют собой места, раздражая которые, излечивают болезни и улучшают здоровье всего организма, что говорит о профилактическом действии. С другой стороны, точки связаны с двенадцатью каналами, которые «внутри подходят к плотным и полым внутренним органам (цзан, фу), а снаружи соединяют ветви [конечности] и суставы», поэтому раздражение точек полезно для восстановления функций органов, что говорит о целительном воздействии.

Путем развития мышления можно также сознательно управлять изменениями, происходящими в теле. В Шанхайском городском цигун-санатории в 1958 году появился один практикующий, способный управлять давлением крови и пульсом, после чего совместно с группой исследователей цигун 1-го Шанхайского мединститута были проведены следующие наблюдения.

Измерение артериального давления в плече. Систолическое давление крови, по его собственному желанию, могло мгновенно подняться со 132 до 80 мм рт. ст. и диастолическое также повышалось. Восстановление давления происходило относительно медленно, для обратного понижения требовалось 5—10 и более минут.

После многократных повторений мгновенный рост давления снизился, но после часового отдыха снова удавалось заметно повышать его. Одновременно с повышением давления крови наблюдалось напряжение мышц рук, однако при этом пациент продолжал разговаривать и все тело не казалось напряженным.

Измерение пульса. В измерении пульса создавались две ситуации. При повышении давления крови в первом случае пульс становился чаще и сильнее; а во втором — не учащался или наоборот, снижался. Хотя с повышением давления сила пульса всегда возрастала, а при понижении давления до нормального — слабела.

При наблюдениях за практикующим обнаружилось, что связь между частотой дыхания и механизмом регулировки напряженности кровеносных сосудов у него противоположна нормальной, то есть на выдохе сосуды сжимаются, тогда как у большинства людей кровеносные сосуды сжимаются на вдохе, а на выдохе расслабляются. Поэтому он обладал способностью осуществлять саморегуляцию, самоуправление.

Следовательно, цигун сам по себе включает фактор биологической обратной связи, позволяющий изменять физиологические параметры своего тела. Таким образом, становятся очевидными скрытые силы саморегуляции в системах кровообращения, дыхания и обмена веществ, мышечно-двигательном аппарате и нервной системе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...