Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАКТИКА ЦИГУН И ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ, ЖИЗНЕННАЯ И ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИИ




Основные виды материи, обеспечивающие жизнедеятельность человека, это воспроизводящая, жизненная и духовная энергия (цзин, ци и шэнь). Поэтому в китайской медицине их называют тремя сокровищами тела. Линь Пэйцинь в книге «Различные виды истинного лечения» указывал, что «в теле драгоценны только цзин, ци и шэнь», поскольку они — основа явлений и изменений, происходящих в жизни. В основе цигун лежит сознательное совершенствование внутренней среды организма, или развитие воспроизводяищей, жизненной и духовной энергии. Приведем краткое определение цзин, ци и шэнь и обозначим связь между ними.

Цзин составляют все тонкие и тончайшие (цзин и вэй) полезные вещества, в особенности материальная основа, образующая тело. В связи с этим в «Простых вопросах», в главе «Теории истинных слов из золотого ящика», сказано: «Цзин — основа тела». Все принятые среди врачей представления о воспроизводящей энергии цзин можно обобщенно разделить на два вида: цзин прежнего неба (воспроизводящая цзин) и цзин последующего неба (цзин плотво и полво). Цзин прежнего неба получают в дао от отца с матерью, её источник – тонкая ци (цзинци) прежнего неба. И поскольку она — результат совокупления отца и матери, цзин передается по наследству следующим поколениям в качестве воспроизводящей энергии. В «Линшу», в главе о продольных каналах, сказано достаточно однозначно: «Человек, зачиная жизнь, сначала образует цзин». Цзин последующего неба — это вещества, образованные при потреблении и переваривании воды и пищи. Она образуется в результате работы селезенки-желудка последующего неба. Эти тонкие и тончайшие вещества обычно раздельно хранятся в пяти плотво (однако основным хранилищем считаются почки), поэтому их называют цзин плотных и полых внутренних органов. В «Простых вопросах» в главе, посвященной «Теории пяти плотво», говорится: «Пять плотво сохраняют ци и не ослабевают». Там же в «Теории явлений в шести звеньях плотво» сказано: «Почки главенствуют над скрытным; они составляют основу закрывания и сохранения, представляя собой местонахождение цзин». Цэин прежнего и последующего неба полагаются друг на друга и поддерживают друг друга. Хранилище цзин прежнего неба, находящееся в почках, постоянно пополняется и подпитывается за счет цзин последующего неба; тогда как цзин прежнего неба подготавливает для цзин последующего неба материальную базу.

Ци — вид тонкой материи, заполняющей и питающей тело, или энергия, поддерживающая жизнедеятельность. В «Трактате о трудном» в «Восьмой трудности» подчеркивается важность этой составляющей: «Ци — корень и основа существования человека; ци собирается, поскольку собирание означает жизнь, а рассеивание — смерть...  Единая ци пронизывает всю Поднебесную».

В теле человека, в зависимости от распределения и места, ци наделена различными функциями и свойствами. Чжан Цзинъюэ в «Трактате о сходном» писал: «Истинная ци — это изначальная ци (юаньци). Ци, находящуюся в Небе, собирают носом, и горло (хоу) главенствует над ней. Ци, находящаяся в воде и пище, поступает в рот, и пищевод (янь) главенствует над ней. Собравшаяся в начале, до рождения, называется ци прежнего неба. Создавшаяся потом, после рождения, называется ци последующего неба. Ци янской части — янци; соответственно, ци иньской части — иньци. Ци на поверхности тела человека — защитная ци (вэйци); ци внутри тела (чжун цзяо) — питающая ци (инци). В селезенке — заполняющая ци (чунци), в желудке — желудочная ци (вэйци), в верхнем обогревателе — родовая ци (цзунци), в среднем обогревателе — средняя ци (чжунци), в нижнем обогревателе — ци изначальной инь и изначального ян (юаньинь и юаньян ци)». Хотя наименований ци много, все ее разновидности можно отнести к четырем типам.

1. Изначальная ци (юаньци), жизненная ци (шэнци), или истинная ци (чжэньци) набирается в прежнем небе, хранится в почках и в воротах жизни. Однако только получая непрерывную подпитку от тонкой ци последующего неба, она может продолжать свою деятельность. Об этом в книге «Аиншу», в главе об истинной вредоносности укалывания суставов, сказано так: «Истинная ци собирается с неба, соединяется с ци пищи и заполняет тело».

2. Родовая ци. Это ци воды и возникающая в процессе пищеварения, образуется соединением с ци поглощаемой из природы. Она собирается в груди управляет выдохами и вдохами произнесением звуков. В «Линшу», в главе о вредоносных гостях, говорится: «Родовая ци собирается в груди выходит из горла, проходит сердце и каналы и ведет выдохи и вдохи». Она также ведает поддержанием кровообращения. Здесь уместно привести следующие слова из главы об истинной вредоносности укалывания суставов: «Родовая ци не опустится — кровь в каналах загустеет и остановится».

3. Питающая ци (инци). Это воспроизводящая энергия (цзин-ци), образованная из тонкого (цзин) и тончайшего (вэй) вещества воды и пищи. После обработки в селезенке-желудке она направляется в легкие, поступает в каналы и питает все тело, отсюда и ее название. В «Линшу», в главе о питающей и защитной энергиях, их создании, и формировании мы находим следующие пояснения: «Ци пищи входит в желудок и переправляется в легкие. Пять плотво и шесть полво воспринимают ци, ее чистая субстанция представляет собой питание, ... которое поступает в каналы, ... где оно циркулирует безостановочно».

4. Защитная ци (вэйци). Это тоже вид воспроизводящей энергии (цзин-ци), образующейся из тонкого и тончайшего вещества воды и пищи. В той же главе «Линшу» уточняется: «Чистое в ней — питающее, мутное — защитное; питающее — внутри каналов, защитное — снаружи каналов». Защитной ци присущи такие свойства, как подвижность и скользкость, что способствует проницаемости поэтому она не собирается внутри каналов в поток, а растекается вне их. Однако ее способность к распространению также определяется распределением ци легких. В «Трактате о внутреннем хранении» («Чжун цзан цзин») в связи с этим сказано: «Защитное выходит через верх». Функции защитной энергии согласно главе «Линшу» об основных плотво, состоят в следующем: «Защитная энергия распределяет тепло по плоти наполняет кожу, укрепляет поры кожи управляет их открыванием и закрыванием». Поскольку она защищает поверхность тела, противодействует внешним вредоносным энергиям, ее называют защитной ци. В книге «Простые вопросы», в главе «Теория поднятия боли», утверждается, что «все сто болезней рождаются в ци». Чжан Цзинъюэ также указывал: «Предназначение ци — всепроникающая способность; как только не будет порядка — не останется места без болезни. Поэтому она снаружи захватывает шесть ци, внутри расходует девять ци, а болезни ее — пустота, полнота, холод, жар — вплоть до полного изменения и невозможности назвать состояние. Желающие найти ее основу останавливаются на слове „ци", и этого достаточно, чтобы охватить ее. Там, где ци неуправляема, находится место, в котором образуется основа болезни». Здесь дается более широкое понятие о ци. Патологическая ци обычно может быть выявлена как пустая (сюй) и истощенная (лэй), цветущая и сгустившаяся (юй чжи), строптивая и бунтующая (бэй ни).

Шэнь — мыслительно-волевая деятельность человека, а также проявление вовне цзин-ци находящихся внутри плотных и полых внутренних органов. Основа для духовной энергии шэнь — воспроизводящая энергия цзин. Как о том сказано в «Линшу», в главе об основной шэнь: «Произошедшее из жизни именуется цзин; два цзин [матери и отца] сцепляются друг с другом — это зовется шэнь». Таким образом, шэнь возникает в начале жизни, и вся ее деятельность обязательно опирается на подпитку со стороны последующего неба. Так, в «Линшу», в главе об отказе от пищи совершенным человеком, сказано, что «шэнь есть цзин-ци воды и пищи».

Шэнь, отражающая мыслительно-волевую деятельность человека, тесно связана с сердцем. Поэтому в книге «Простые вопросы», в главе «Теория пяти ци распространяющих свет», сказано, что «сердце хранит шэнь». В «Линшу», в главе об основной шэнь, объясняется подробнее: «Следующее повсюду за шэнь называется душами хунь, вместе с удин выходящее и входящее называется душами по... Осознаваемое сердцем называется мыслью (и); сохраняющее мысли называется волей (чжи)». Поэтому души-хунь, души-по, мысль и воля, хотя и называются по-разному, фактически относятся к шэнъ. Шэнь — общее название мышления и волепроявления человека.

Там же сказано: «Сердце хранит шэнь, легкие — души-по, печень — души-хунь, селезенка — мысль (и), почки — волю». Поэтому пять плотво иначе называются „пятью шэнь-плотво" (у шэнь цзан). Внешнее проявление физиологической деятельности пяти плотво и их патологической активности также относятся к шэнь, поэтому часто говорят одновременно о шэнь и ци. В книге «Простые вопросы», в главе «Теория перемещения цзин и изменения ци», отмечается, что «получающие шэнь процветают, а теряющие шэнь гибнут».

Взаимосвязь между цзин, ци и шэнь. Хотя это разные, однако, они друг с другом связаны, друг друга стимулируют (рис. 15). 

Среди них цзин — основа (бэнь), ци — движущая сила (дунли), а шэнь господствует и ведет (чжу дао).

 Воспроизводящая энергия цзин — это тонкая ци прежнего неба, преобразованная из всего наилучшего, взятого из воды и пищи последующего неба; она представляет собой основу всей функциональной деятельности поддерживает рост и развитие. Цзин последующего неба может преобразовываться в различные вещества, а также в ци, которая образуется из изначальных инь и ян в соединении с тонким и тончайшим (цзин и вэй) веществом воды и пищи и вдыхаемым воздухом. Возникновение тонкой ци последующего неба также обусловлено преобразованием в ци изначальной инь. Здесь очевидно взаимодействие. Линь Пэйцинь в книге «Различные виды истинного лечения» указывал: «Шэнь перерождается в ци, а ци превращается в цзин; и обратно цзин — в ци, ци — в шэнь. Поэтому цзин — основа тела, ци — „комната" для шэнь, а форма (син) — „дом" для шэнь».

Шэнь, как проявление жизнедеятельности тела человека, возникает из цзин-ци. Но шэнь также руководит деятельностью цзин и ци. Чжан Цзинъюэ в «Трактате о сходном» утверждает: «В великой теории соответствия явлений инь и ян сказано: цзин превращается в ци (ци прежнего неба); ци превращается в цзин (ци последующего неба). Цзин и ци в основе сами собой взаимно порождаются. Цзин и ци — шэнь — собственно вершина. Хотя шэнь возникает из цзин и именно поэтому она командует а также властвует над движением и использованием. Вот почему говорят о шэнь сердца». Другими словами, шэнь образуется из цзин и ци однако ее деятельность, в свою очередь, влияет на них. В трактате «Аиншу», в главе «Теория великого заблуждения», сказано: «Души хунь и по рассеивают работу шэнь, воля и мысли вносят смуту». Здесь говорится об одном из проявлений влияния шэнь на нормальное функционирование легких, почек и селезенки. Особенно значительно влияют на тело перемены мыслей и настроений. Так, в трактате «Простые вопросы», в главе Теория понятия боли устанавливаются следующие соответствия: «Гнев — повышение, радость — замедление, печаль — уничтожение, страх — падение, холод — собирание, душа - Лин — утечка, испуг — смута, труд — расход, мысль — связывание ци». 

Теперь рассмотрим связь между цзин, шэнь и практикой цигун.

В практике цигун уделяется серьезное внимание цзин, ци и шэнь. Сюй Чуньпу, живший при Сунах, в «Энциклопедии древней и современной медицины» писал: «Искусные во взращивании жизни взращивают внутреннее, неискусные во взращивании жизни взращивают наружное». Взращивание внутреннего подразумевает взращивание цзин, шэнь. Поэтому Ли Чжу-цзы в книге «Заметки о сокращениии, восполнении и вскармливании жизни» называет их «тремя сокровищами». Юань Хуан выделяет три этапа практики: собирание цзин, взращивание ци и сохранение шэнь. В отдельном трактате он не только указывает на их важность, но и описывает методы тренировок.

Относительно ци всегда указывалось, что мастера цигун, искусные во взращивании жизни, задерживали дыхание. Управление ци в теле считалось наивысшим достижением, поскольку при сознательных дыхательных упражнениях усиливается роль тонкой ци в легочном дыхании. Легкие главенствуют над ци, поэтому некоторые практикующие называли легкие мехами и флейтой, утверждая, что под их побуждающим влиянием приводится в действие механизм образования ци во всем теле, особенно в трех обогревателях.

Усиление воздействия с целью образования ци в верхнем обогревателе влечет за собой облегчение протекания ци в нем: для ци легких становится проще осуществлять смачивание туманом и росой, распространять тонкие и тончайшие вещества по ста каналам, наполняя и питая их, вплоть до заполнения тонкими силами (цзинли) всего тела. Когда ци достигает среднего поля пилюли (среднего даньтянь) и усиливает ци селезенки-желудка, тогда аппетит улучшается, и тело набирает недостающий вес. Когда упорядочивается ци нижнего поля пилюли, тогда пополняется ци почек (ян), что способствует перевариванию в селезенке-желудке и согревает все тело. На тренировках часто возникает ощущение тепла, а во рту обильно выделяется слюна, подтверждая полноту ци почек и свидетельствуя о потоке энергии направленном вверх.

Хотя некоторые практикующие считают, что развивать ци значит развивать изначальную ци, не получаемую посредством дыхания через рот и нос. Однако на практике всегда используют дыхание последующего неба, то есть воспринимают и упаковывают ци с помощью техники зародышевого дыхания. При занятиях цигун требуется, чтобы ци дыхания была естественной, глубокой и долгой. Как сказано в «Трактате о желтом флигеле», необходимо, чтобы «выдохи и вдохи были пустыми и не входили в нижнее поле пилюли».

Поэтому ци дыхания может выращивать и приводить в движение изначальные цзин и ци между почками (в поле пилюли), другими словами — цзин и ци прежнего неба. Соединив полученные цзин и ци можно добиться укрепления тела и предупреждения болезней. В том же трактате уточняется, каким образом «собирают цзин и набирают ци чтобы создать истинное».

В цигун, занимаясь взращиванием ци, не отказываются и от действия шэнь. В «Трактате о зародышевом дыхании» («Тай си цзин») сказано: «Ци входит в тело — это жизнь, шэнь покидает форму — это смерть. Знающий шэнь способен продлить свою жизнь.

Твердо сохраняй пустое и отсутствующее, чтобы взращивать шэнь и ци. Шэнь течет — и ци течет; шэнь останавливается — и ци останавливается. Если хотят долго жить, переливают и перемешивают шэнь и ци». Сюй Чуньпу в «Энциклопедии древней и современной медицины» приходит к дальнейшим выводам: «Форма — ци, сердце — хозяин формы, шэнь — богатство сердца. Шэнь спокойна — сердце гармонично, сердце гармонично — форма целостна; шэнь беспокойна — сердце изматывается, сердце изматывается — форма нарушается. Чтобы сделать полной свою форму, сначала упорядочивают шэнь. Когда гармонизируют и взращивают шэнь, тогда успокаиваются внутренне; когда чистую пустоту соединяют с сердцем и шэнь, тогда не соблазняются внешним». Поэтому цигун в первую очередь требует сосредоточить сознание и успокоиться, чтобы взрастить шэнь в сердце. Наладив работу сердца и собрав шэнь, можно усилить истинную ци.

Следует заметить, что в процессе практики обычно сосредоточивают внимание в районе пупка, где расположена область ворот в древности называемая также желтым флигелем (хуан тин). В «Трактате о желтом флигеле» говорится: «Наверху есть „желтый флигель", внизу есть „первоначало заставы" (гуаньюань), спереди есть „скрытая полость" (ющоэ), сзади есть „ворота жизни" (минмэнь)». Итак, желтый флигель находится выше, чем первоначало заставы, спереди размещается скрытая полость (полость духа, шэньцюэ — пупок, или жизненные ворота — шэнмэнь); сзади расположены ворота жизни (или плотная дверь—миху). Сердце и шэнь (душевные или духовные силы) находятся в этой области. Путем усиления сознания (иши) и роли шэнь также взращивается подвижная ци между почками. Поскольку шэнь способна управлять ци, когда шэнь не «скачет» обретая устойчивость в себе, ее можно сознательно регулировать, способствуя оздоровлению тела. Производя взращивание, сохранение и сгущение шэнь, безусловно, можно успокоить шэнь, души хунь и по, мысли и волю, пять плотво, а тогда и шэнь, в свою очередь, безусловно, сможет лучше играть свою роль. Что касается цзин, то в практике цигун, как считают некоторые мастера, нужно развивать изначальную цзин прежнего неба (воспроизводящую цзин они называют сексуальной цзин последующего неба). Однако изначальная цзин прежнего неба зависит от получения подпитки цзин последующего неба, и для приведения ее в движение также нужно развивать шэнь и обращать внимание на соответствующие части тела.

Конечно, серьезно практикующим гораздо важнее в обычные дни обуздывать и собирать цзин. Этот вопрос древние мастера обсуждали всесторонне.

 В трактате «Тысяча золотых важнейших рецептов для экстренных случаев» говорится о контроле над половой жизнью. «Лица двадцати лет в четыре дня извергают семя один раз, тридцати лет — в восемь дней один раз, сорока лет — в шестнадцать дней один раз, пятидесяти лет — в двадцать дней один раз, после шестидесяти лет запирают цзин и не извергают, только если телесные силы все еще значительны — в месяц один раз». Это не чрезмерные требования. В противном случае расход цзин оказывается слишком велик, что плохо сказывается на здоровье и прогрессе в практике. Древние мастера подчеркивали важность этого вопроса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...