Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДРЕВНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАЛАЖИВАНИИ ДЫХАНИЯ




В древности мастера руководствовались представлением о выдыхании и вдыхании чистой ци [цзинци изначальной энергии Неба, Земли и человека]. Они считали, что «истинная ци собирается в Небе, соединяется с ци долин и заполняет тело». Поэтому считалось правильным развивать вдох, а после его завершения, останавливаться и закрываться [т. е. делать задержку после вдоха], чтобы вобрать небесную ци. Таков метод закрывания ци в цигун, описанный довольно конкретно в книге «Записки о взращивании природы и продлении жизни» («Ян син янь мин лу»). Там сказано следующее. «Лечь прямо навзничь, плотно смежить глаза, закрыть дыхание, считать до двухсот, пока рот выплевывает ци, выбрасывая ее. Ежедневно увеличивают период дыхания, тело и дух обогащаются, пять плотных внутренних органов успокаиваются; сможешь закрыть ци до двухсот пятидесяти дыханий — цветы покроют светлое, а если цветы покроют светлое — уши и глаза станут чистыми, возвысится тело, уйдут болезни, вредоносность не сможет не подчиниться людям» (рис. 29).

В книге «Тысяча золотых рецептов для экстренных случаев» («Бэй цзи цянъ цзинь яо фан») также сказано: «Путь к гармонии духа и провождению ци: зайдя в закрытое помещение, прикрой дверь, расположись на кровати с теплой подстилкой, высотой подушки 2,5 цуня, ляг навзничь и выпрями тело, смежи веки закрой ци диафрагмой так, чтобы лебединое перо, помещенное перед носом, не шевелилось; пройдет триста дыханий, и уши ничего не услышат, глаза ничего не увидят, сердце ничего не почувствует — тогда холод и жара уже не смогут посягнуть, пчелы и скорпионы не смогут отравить и проживешь триста шестьдесят лет. Это приближает к истинному человеку». Конечно, это преувеличение эффекта запирания ци. Что касается способа, то тоже не просто делают вдох и жестко удерживают воздух взаперти. Су Дунпо, великий китайский поэт, дает очень хорошее объяснение запирания ци. Он говорит: «Так называемое запирание ци в диафрагме, вероятно, совсем не то, что запирание ци в носу. Лишь с помощью сознания прочно сохраняют ци в диафрагме, позволяя дыханию выходить и входить: оно как бы и движется, и не движется, неясная дымка, напоминающая поднимающийся дымок над крышей курильницы, словно воздух в носике супницы сам выходит и входит. Не делающие выдохов и вдохов, таким образом, не поколеблют лебединое перо. Если сердце не рождает грез, то и триста дыханий возможны».

Специально рассматривается метод запирания дыхания также в книгах: «Метод Мо-цзы запирания дыхания и вождения ци» («Мо-цзы би ци син ци фа») и «Способ поглощения ци учителя Чжан Го» («Чжан Го сяньшэн фу ци фа») и др.

В древности некоторые практикующие руководствовались идеей, приведенной в «Лао-цзы» [т. е. в произведении Лао-цзы «Дао дэ цзин»]: «Поворачивая ци к мягкому (податливому) можно превратиться в ребенка». О необходимости осваивать зародышевое дыхание в «Бао Пу-цзы» говорится следующее: «Вождение ци возможно, позволяет излечивать сто болезней и возможно, позволяет продлить годы жизни. Большое значение для этого имеет зародышевое дыхание. Овладевшие зародышевым дыханием могут не выдыхать и не вдыхать носовыми отверстиями, как при нахождении зародыша в чреве, тогда Дао созревает».

При династии Мин (1369—1644 гг.) Юань Ляофань в книге «Три существенных принципа для поддержания жизни» («Шэ шэн сань яо») раскрывал проблему зародышевого дыхания следующим образом: «Люди в зародышевом состоянии не дышат ртом и носом, только пуповиной связываются с каналом действия [жэньмай, переднесрединным] матери. Канал действия сообщается с легкими, а легкие — с носом, поэтому, когда мать выдыхает, плод в ее чреве тоже выдыхает, а когда мать вдыхает — тоже вдыхает, так, что ци на пупке проходит туда и обратно... и когда человек рождается, он только пуповиной и связан. Начинающие изучать подобное дыхание должны представлять, что их ци выходит через пупок и удаляется, входит через пупок и потребляется... как в случае зародыша в чреве; поэтому и говорят: зародышевое дыхание».

Фактически зародышевое дыхание представляет собой развитие запирания ци, точнее, последующее освоение, возникшее после запирания ци. Поэтому в книге «Три существенных принципа для поддержания жизни» указывается: «Изучение запирания ци и проглатывания ци называют зародышевым дыханием, ... однако познать запирание ци, но не овладеть зародышевым дыханием — в этом нет никакой пользы».

Среди книг, где в самом названии упоминается зародышевое дыхание, можно назвать «Метод зародышевого дыхания», «Трактат о зародышевом дыхании», «Запись о зародышевом дыхании», «Секреты зародышевого дыхания», «О тонком и тончайшем в зародышевом дыхании».

Дальнейшее постижение в области зародышевого дыхания — это телесное дыхание (ти хуси), также называемое капиллярным (хаомао), о котором сказано в книге «Рецепты Су Чэньлана» в описании взращивания жизни: «Единое дыхание удерживаю, не выпускаю и не впускаю, но, пожалуй, чувствую это дыхание. Через 84 тысячи волосяных пор облачный пар рассеивается, безначальное уже пришло».

Среди способов выдохов и вдохов главное — развитие выдоха, то есть шесть целительных звуков («Лю цзы цзюэ»). Впервые они упоминаются в «Записках о взращивании природы и продлении жизни», где сказано, в частности:

«Набирание ци существует одно, выбрасываний ци существует шесть, одно набирание ци — это вдох, шесть выбрасываний ци — это чуй (дуть), ху (выдыхать), си (всхлипывать [произносится первым тоном]), хэ (согревать дыханием), сюй (медленно выдыхать), си (вздыхать [произносится четвертым тоном]), и все это — выведение ци».

Позже появилось много рассуждении и описаний, касающихся шести целительных звуков (подробнее см. ниже).

Для противодействия различным обстоятельствам необходимо пользоваться различными способами дыхания, поэтому в древности выйдя за пределы простой отработки по отдельности вдоха и выдоха, мастера создали немало дыхательных техник. Так, в книге «Наблюдения с малой остановкой» («Сяо чжи гуанъ» [имеется в виду малое самадхи]) приводится двенадцать типов дыхания: верхнее (шансы), нижнее (сяси), полное (маньси), обжигающее (цзяо), удлиненное (цзэнчан), уничтожающее (мехуай), теплое (нуань), холодное (лэн), ударное (чун), задержанное (дай), гармонизирующее (хэ), и пополняющее (бу). В книге «Тайные способы учителя Ху-ань Чжэня по приему внутрь изначальной ци» собраны сведения относительно ввода и отбора, промывания ци, налаживания дыхания, глотания ци, вождения ци, развития ци, снимания ци, запирания ци, распределения ци, шести ци, регулировки ци и жидкости.

В произведениях, описывающих историю самосовершенствования, мы можем обнаружить множество терминов, касающихся дыхательных приемов: принимать, есть, вводить, промывать, регулировать, глотать, водить, тренировать, снимать, скрывать, распределять, пополнять и испускать ци; внешняя и внутренняя ци; нерешительная ци; управлять, использовать, строить, взращивать, поддерживать, сохранять, объединять, брать, встречать, доставлять и гасить ци; регулировать и коагулировать дыхание; зародышевое дыхание; доставка дыхания; преследующее дыхание, шесть дыханий шестисловного заклинания и двенадцать дыханий в методах самадхи — всего более пятидесяти терминов.

Среди указанных методов особняком стоят доставка (юнь) и распределение (бу) ии. В книге «Методы всеобщей помощи с Куриной горы» («Цзи фэн пу цзи фан») объясняется: «Сознание — водитель ци; куда достигает сознание, туда достигает ци. В любом неспокойном месте тонко запирают ци, с помощью сознания привлекают ци в больное место и атакуют его — непременно уступит». Об этом методе доставки ци существует множество подобных записей, например, в книге Белого Облака Небесной Площадки «Об истинном смысле принятия ци» [из .чих восьмой смысл: принятие ци для лечения болезней], в книгах «Секреты учителя Да Вэйи о необходимости использования ци истинным человеком сокровенной чистоты» и «Тайные способы учителя Хуань Чжэня по приему внутрь изначальной ци», где рассказывается о тайнах запирания ци и описывается сам метод. Что касается распределения ци (буци), то подразумевается, что практикующий развивает ци до полноты и избытка и распространяющаяся по телу у и дарует человеку излечение от болезней. Это описано в главе «Тайна распределения ци» книги «Тайные способы учителя Хуань Чжэня» и в других трактатах.

Большой и малый небесные круги во внутренней киноварной технике даосов представляет собой еще один путь доставки ум, при котором дыхание служит движущей силой для проведения внутренней ци.

В тайных буддийских школах существует способ дыхания, называемый ветром девяти ступеней (цзю цэи фэн). Это сложная последовательность действий, при которой образное представление соединяют с дыханием.

Так же проводится подготовительная работа над собой в тайной буддийской школе Тибета «Открывание ворот макушки» (кай дин мэнь), которая относится к религиозной практике с мистическим восприятием действительностц равно как и метод девятиразового дыхания, приводимый в книге «Практика цигун-терапии».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...