Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ О ЦИГУН И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ  




ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ                                                                                               7

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ О ЦИГУН И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ                  8

ГЛАВА II ВЫДЕРЖКИ ИЗ ТЕОРИИ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ,

КАСАЮЩИЕСЯ ЦИГУН                                                                              17

ПРАКТИКА ЦИГУН И ИНЬ-ЯН                                                                  17

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ ОБ ИНЬ-ЯН                            18

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ ИНЬ-ЯН В ПРАКТИКЕ ЦИГУН.             19

ПРАКТИКА ЦИГУН, ПЛОТВО И ПОЛВО                                          20

З. ПРАКТИКА ЦИГУН И КАНАЛЫ ЦЗИН И ЛО                                             30

ЗНАЧЕНИЕ КАНАЛОВ                                                                                30

ПРАКТИКА ЦИГУН И ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ ЖИЗНЕННАЯ И ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИИ                                                                                34

ГЛАВА 3 СТАТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 40

ОСВОЕНИЕ ПОЗ                                                                                        40

ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА                                       40

ВИДЫ ПОЗ И ИХ РАЗВИТИЕ                                                                   41

СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ  ОБЫЧНЫХ ПОЗ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ       43

ГЛАВНОЕ В ТРЕНИРОВКЕ НОГ                                                            46

ОТРАБОТКА И КОНТРОЛЬ ПОЗ                                                           48

НАЛАЖИВАНИЕ ДЫХАНИЯ                                                                50

ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК                            50

ДРЕВНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАЛАЖИВАНИИ ДЫХАНИЯ    51

ПРИМЕНЯЕМЫЕ СПОСОБЫ ДЫХАНИЯ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ       54

ПОДСЧЕТ ДЫХАНИЯ, СЛУШАНИЕ ДЫХАНИЯ, СЛЕДОВАНИЕ

ДЫХАНИЮ И ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ                                                    57

ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКАЛКЕ ДЫХАНИЯ                                     58

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЫХАНИЯ                                             60

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ         60

РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ                                                                           62

ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ                                     62

ДРЕВНИЕ ЗАПИСИ О РАЗВИТИИ СОЗНАНИЯ                                     62

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ                                                              68

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ                                                      71

ВИДЫ РАБОТЫ В СТАТИЧЕСКОМ ЦИГУН                                     73

РАБОТА ПО РАССЛАБЛЕНИЮ                                                            74

МЕТОДЫ ДЕЙСТВИЯ                                                                                  75  

ОВЛАДЕНИЕ РАБОТОЙ ПО РАССЛАБЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЕ

ПОЛУЧЕННЫХ НАВЫКОВ                                                                         77

РАБОТА ПО ВНУТРЕННЕМУ ВЗРАЩИВАНИЮ                       79

РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ                                                 81

РАБОТА СТОЯНИЕ СТОЛБОМ                                                            82

ШЕСТЬ ЦЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ                                                            86

ЗАПИСИ О ДРЕВНИХ МЕТОДАХ                                                            86

ОСНОВНЫЕ БОЛЕЗНИ                                                                                87

МОМЕНТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ                                               90

РАБОТА С СОЗНАНИЕМ И ЦИ (ИЦИГУН)                                 90

МЕТОД ИНЬ ШИЦЗЫ ТИХОГО СИДЕНИЯ                                      92

МАЛЫЙ НЕБЕСНЫЙ КРУГ                                                                95

ЗАКЛИНАНИЕ СУ ДУНПО ПО ВЗРАЩИВАНИЮ ЖИЗНИ              96

ГЛАВА IV БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ЦИКЛЫ                                                       98

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ РАБОТЫ С БОЛЬШИМ И МАЛЫМ НЕБЕСНЫМИ КРУГАМИ                                                                         99

ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ РАБОТЫ С БОЛЬШИМ И МАЛЫМ

НЕБЕСНЫМИ КРУГАМИ                                                                         105

3. ТРИ ВАЖНЫХ ФΑΚΤΟΡΑ, ОТНОСЯЩИХСЯ К МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С БОЛЬШИМ И МАЛЫМ НЕБЕСНЫМИ КРУГАМИ                                107

КОТЕЛ И ПЕЧЬ                                                                                               107

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО                                                            111

ПРАКТИКА ПО МАЛОМУ НЕБЕСНОМУ КРУГУ                      117

ПОНЯТИЕ О МАЛОМ НЕБЕСНОМ КРУГЕ                                                117

МЕТОДЫ РАБОТЫ С МАЛЫМ НЕБЕСНЫМ КРУГОМ                               121

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ                                                                                  133

ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДИКОЙ МАЛОГО НЕБЕСНОГО КРУГА             137

БЛУЖДАНИЕ ОГНЯ                                                                                    139

ТРИ ПОЯВЛЕНИЯ ЯНСКОГО СВЕТА                                                         139

ЖЕЛТЫЙ РОСТОК И БЕЛЫИ СНЕГ                                                      140

КИНОВАРНАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ ЖЕНЩИН                                                      141

ПРАКТИКА БОЛЬШОГО НЕБЕСНОГО КРУГА                              141

ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ НЕБЕСНЫЕ КРУГИ      145

МЕТОД ОСТАНОВКИ И СОЗЕРЦАНИЯ                                                146

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТОДЕ                                                            146

СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ И СОЗЕРЦАНИЯ                                 148

ШЕСТЬ ТОНКИХ МЕТОДОВ-ВОРОТ                                                156

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ОСТАНОВКОЙ И СОЗЕРЦАНИЕМ                  160

ГЛАВА V ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ      167  

ТРИ ЧАСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ                                              167

ОБЫЧНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА                                    168

ПОВСЕДНЕВНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТА                                          171

ГОЛОВА, ЛИЦО, ШЕЯ                                                                                171

ГЛАЗА, УШИ НОС                                                                                            172

ГРУДЬ, ЖИВОТ, ПОЯСНИЦА                                                                       173

ВЕРХНИЕ КОНЕЧНОСТИ                                                                          174

НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ                                                                           176

МЕТОД «ПОХЛОПЫВАНИЯ» ПО ПЛОТНЫМ И ПОЛЫМ ВНУТРЕННИМ ОРГАНАМ                                                                                               178

РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЦИ (ХЭЦИГУН)                         180

ВЕРХНИЕ КОНЕЧНОСТИ                                                                          181

НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ                                                                          182

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА (БАОЦЗЯНЬЦАО)                       185

ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ ПРАКТИКА (ЛЮ ДУАНЬ ЮНЪДУН)      191

ИГРЫ ПЯТИ ЖИВОТНЫХ (У ЦИНЬ СИ)                                                193

ОСНОВЫ ПРЕОВРАЗОВАНИЯ СВЯЗОК (И ЦЗИНЬ ЦЗИН)             195

ВОСЕМЬ КУСКОВ ПАРЧИ (БА ДУАНЬ ЦЗИНЬ)                           200

ДВЕНАДЦАТЬ КУСКОВ ПАРЧИ» (ШИЭР ДУАНЬ ЦЗИНЬ)           202

ШЕСТНАДЦАТЬ КУСКОВ ПАРЧИ»                                           204

МЕТОД БРАХМАНОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ (БОЛОМЭНЬ ДАОИНЬ ФА)                                                                               206

МЕТОД ИНДИЙСКОГО МАССАЖА (ТЯНЪЧЖУ АНЬМО ФА)     207

МАССАЖ ЛАО-ЦЗЫ                                                                                  209

ГЛАВА VI ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИКЕ                                                212

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ И ПОКОЙ                                   212

СОЧЕТАНИЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОКОЯ                                                214

СОВМЕЩЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ И ВЗРАЩИВАНИЯ                           215

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЫСЛИ И ЦИ                                                   216

ТОЧНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ                                                              217

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОСТЕПЕННОСТЬ                     218

ГЛАВА VII ТЕХНИКА РЕЛАКСАЦИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ И ЦИГУН                                                                              219

ГЛАВА VIII ВОСЕМНАДЦАТЬ ФОРМ ТАЙЦЗИЦИГУН                    224

ГЛАВА IX КОМПЛЕКС «ДИКИЙ ГУСЬ»                                              233

ГЛАВА X ОБУЧЕНИЕ ЦИГУН                                                                 257

МОМЕНТЫ, ТРЕВУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОТЕ 258

РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ                                                                               258

КОНТРОЛЬ РАБОТЫ                                                                                  259

ГЛАВА XI ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ ЦИГУН                               271

ГЛАВА XII КЛИНИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИГУН                311

ПОНЯТИЕ О ЦИГУН И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ                                   339

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦИГУН                                            352

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               372

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ ЦИГУН                                          374

БЕССМЕРТНЫЕ В КИТАЕ                                                                        384

ИСТОЧНИКИ ЦИГУН И ЕГО НАИМЕНОВАНИЕ                                388

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ЦИГУН                                               416

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автор основного текста книги Ма Цзижень ряд лет работал директором Шанхайского института цигун - терапии, поэтому основной упор он делает на медицинский аспект древней техники: оздоровление и лечение.

Между тем цигун можно отнести к развивающим практикам, позволяющим активизировать все функции организма, в том числе скрытые, обычно не задействованные — ибо, что не тренируется, то не развивается (или отмирает). Поэтому, занимаясь цигун, постепенно совершенствуешь самые разные способности — от повышения работоспособности и творческих возможностей до ясновидения и пр. В частности, у многих обнаруживается дар «видеть болезни», о чем автор, к сожалению, не упоминает, хотя диагностика для практикующего цигун не представляет сложности.

Конечно, термин «цигун» подразумевает самые разные приемы психофизической саморегуляции — контроля над всеми процессами, в которых тем или иным образом видоизменяется жизненная энергия, которую китайцы называют ци. Не следует путать ци с дыханием, хотя организм получает ее и таким образом. Не нужно называть ее пневмой, ибо перевод с китайского на древнегреческий ничего не объясняет, кроме того, что древние греки, как и все древние народы, знали о существовании некой энергии жизни. Все, кто всерьез занимается цигун или йогой, знают эту энергию по своим ощущениям, в той или иной степени умеют управлять ею с помощью мысли — как внутри своего тела, так и вне его. Что же касается попыток объяснить ее физическую сущность, то пусть этим занимаются физики, которые даже всем хорошо известную гравитацию — почему вес предметы притягиваются друг к другу — объяснить не в состоянии. Гораздо важнее не объяснение, а умение применять знание о несомненном присутствии ци в живом (и неживом) с пользой для себя и других, что достигается практикой (гун).

В цигун можно выделить три уровня воздействия: тело, энергия тела и сознание; для развития всех трех уровней используются движения, дыхание и мышление. Причем мысль — самое главное. Без сочетания движений с дыханием и осознанием цигун превращается в физкультуру, тогда как без физических упражнений, только управляя мыслью движением энергии или создавая мыслеобразы, можно заниматься цигун, добиваясь заданной цели. Однако следует помнить, что, не работая над тем, что у нас называют духовностью, а в Китае — Дэ, больших успехов не добьешься. Злоба, зависть, ненависть, ревность и прочие негативные мысли не позволяют ни расслабиться, ни создать позитивные мысле-формы, а, следовательно, и здоровый организм. Так устроена Вселенная: отрицательные мысли деструктивны, они разрушают в первую очередь собственного создателя.

К последствиям действий, вызванных отрицательными мыслями, можно отнести историю с фалуньгун. Фалунь — буддийский термин, означающий колесо закона (дхармачакра на санскрите). Сторонники этого вида цигун устроили массовую  антиправительственную демонстрацию, нарушив обычную буддийскую аполитичность. После ареста зачинщиков власть изменила свое отношение к цигун всех направлений и долгое время с подозрением относились к практикующим.

В книге много говорится о теории китайской медицины. Пытаясь овладеть этими знаниями, европейцы придумали сотни сложных, доступных только «западному» уму определений и понятий (рефлексотерапия, коллатерали и пр.). Заметим, что в оригинальных трактатах о цигун вы не найдете ничего даже отдаленно напоминающего эти измышления. В этом переводе мы стремились сохранить традиционные представления. В заключение остается пожелать читателям успехов в оздоровлении и развитии тела и души и извиниться за возможные огрехи. 

М. Богачихин

Коллатерали (лат. con (cum) — с, вместе и лат. lateralis — боковой), боковые или обходные пути кровотока, ветви кровеносных сосудов, которые обеспечивают приток или отток крови помимо основного сосуда (кровеносного ствола) при его тромбозе, эмболиях, сдавлениях кровеносных сосудов, при их перевязке и облитерации. [1] [2]

Кровообращение может восстановиться при развитии коллатерального кровотока и шунтов, или при реканализации тромбированных сосудов. [3]

Замещающее кровообращение возникает в любом месте организма, в том числе в коронарных артериях сердца.

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ О ЦИГУН И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ  

ЦИГУН — древняя китайская техника исцеления. С 50-х годов XX века ее начали применять в клиниках и добились определенных успехов, поэтому она получила достаточно широкое распространение. Однако сам термин «цигун» трактуется разными авторами неоднозначно. Одни исходят из значений составляющих слово иероглифов, рассматривая «ци» как дыхание, а «гун» как постоянные упражнения в регулировании дыхания и положений тела. Другие видят смысл термина в работе (гунфу) над ци. Третьи полагают, что название не соответствует содержанию практики. В древности подобные техники называли «ян шэн фа» — метод взращивания жизни. В одном докладе о цигун-терапии упоминался метод закаливания во время отдыха, в другом — метод психотерапии.

Надо сказать, что в древних источниках словосочетание «цигун» встречается крайне редко, а именно: только в трактате даоса Сюй Суня, созданном во времена династии Цзинь (265—420 гг.), а также в значительно поздней книге, опубликованной в конце Цинской династии. Термин этот довольно широко распространен среди занимающихся ушу (боевыми искусствами). Так, в современной книге «Тайны шаолиньских практик» говорится: «В цигун дается два наставления: одно — взращивать ци, второе — совершенствовать ци». Однакопервое из этих представлений о практике относится к даосской саморегуляции (гунфу), второе — к тренировке ушу, и к рассматриваемому здесь понятию цигун отношения не имеет. Только существовавший до Освобождения (1949 г.) «цигун» находит продолжение в данном направлении. В 1934 году в Китае вышла книга о лечении чахотки методом цигун, но внимания она не привлекла. 

В 1960 году директор Таншаньской клиники цигун-терапии Ван Цзиньбо прибыл в Шанхайскую городскую клинику цигун - терапии, где специалисты обсуждали вопросы терминологии, ибо «если имя не дано, то, как именовать?» Они решили не понимать иероглиф «ци» узко и опираться на практически вкладываемый в него смысл, исходя из того, что метод и теория самостоятельной тренировки тела и духа, прошли в народе длительный путь развития. Осваивая позы, налаживая дыхание, расслабляя тело и успокаивая сердце (душу), сосредоточивая и направляя внимание, совершая ритмические движения и другие специальные действия, можно регулировать и совершенствовать различные механизмы человеческого тела, вызывать и наращивать скрытые в теле силы.

Это оказывает оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике заболеваний и долголетию. Использование цигун для последней цели и составляет методы цигун - терапии.

В «Хуанди нэйцзин» в числе пяти методов лечения, кроме иглоукалывания каменными иглами, употребления лекарств, прижиганий и девяти игл, упоминается «даоинь аньцяо» — это и есть древний цигун. В перечислении восьми слов: выдыхать, вдыхать, выплевывать, набирать, медведем, нависать, птицей вытягиваться — содержится описание метода «даоинь», который теперь называют статическим и динамическим цигун. Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривали эти техники.

Однако методы, используемые в цигун, словами передать очень трудно. Кроме того, овладевших ими людей всегда было не слишком много. В Цинскую эпоху (1644—1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь существуют трактаты таинственные, смысл их скрытный, так что многого не понять. Как ни стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому до сих пор цигун часто считают священной тайной, смысл которой непостижим, ведь даже в прошлом мастеров цигун трудно было найти.

Цигун — часть традиционной китайской медицины, но некоторые относят его (а точнее «метод взращивания жизни») к даосской саморегуляции (гунфу) и возводят к Лао-цзы. Позже он стал методом самосовершенствования (сю фа) в тайных даосских школах. Когда во времена правления Восточно-ханьской династии (в начале нашей эры) в Китай проник буддизм, располагавший собственным методом взращивания жизни, техники цигун получили дальнейшее развитие. Считается, что ответвлений цигун очень много; в даосизме они разделяются на два направления — северное и южное, поскольку образовались северная и южная ветви даосизма.

Существование цигун уходит вглубь веков, вплоть до периода Тан Яо. Во времена Весны и осени и Воюющих царств (VIII—III вв. до н. э.) он развивался далее, и в течение веков на него оказывали влияние даосизм и конфуцианство, а также различные методы укрепления здоровья, бытовавшие в народе. Некоторые методы цигун упоминаются в даосских трактатах «Лао-цзы», «Чжуан-цзы». Это говорит о том, что уже тогда они были широко известны: при династии Цинь (246—207 гг. до н. э.) и в начале династии Хань (с 206 г.) насчитывалось, например, около десяти философских школ, и даосизм был лишь одной из них.

В самом даосизме тоже выделялось много направлений, и не в каждом использовали цигун. После династий Сун и Юань (X—XIV вв.) существовало два основных течения. Первое называлось школой истинного единого (чжэн и пай), или амулетов и талисманов, заговоров и заклинаний, служащих для «изгнания бесов и снятия порчи». Второе называлось школой киновари и котла (дань дин пай), или плавления и взращивания (лянь ян пай), на севере именуемой школой полной истины» (цюань чжэнь пай). В ее задачи входило плавить киноварь и добиваться долгой жизни, поэтому говорили о даосском учении золотой киновари, или золотой пилюли (цзинь дань дао цзяо). Практический метод называли техникой внутренней киновари (нэй дань шу), распространенной со времен династий Сун (960—1279 гг.) и Юань. 

Основателем южной школы считают Чжан Бодуаня, а северной — Ван Чжэ. Кроме того, при династиях Мин и Цин появились так называемые западная и восточная школы. Следует учитывать, что медицинский цигун и даосская техника внутренней киновари имеют свои особенности. Однако относиться пренебрежительно к даосским и конфуцианским практикам, тем более отвергать их не следует, так как накопленный ими опыт можно выборочно использовать.

Высказывания Лао-цзы: «Опустоши свое сердце, наполни свой живот», «Доведи до предела пустоту, постоянно сохраняй покой» — свидетельствуют, что методы цигун были известны за пятьсот лет до н. э. Позже отмечалось, что для даосов главным достижением считались чистота, покой и полет в пустоту, а выплавление пилюли — это совсем другая техника.

Автор наблюдал немало хронических больных, приступивших к занятиям цигун, после чего их состояние стабилизировалось, некоторые выздоровели и вернулись к труду. Это говорит о терапевтическом воздействии цигун. Здоровье укрепилось в большей мере у тех, кто продолжал заниматься цигун и после выздоровления. Некоторые ослабленные или престарелые люди по мере занятий цигун укрепили тело, восстановили жизненные силы и стали более жизнерадостными. Это говорит о профилактическом воздействии цигун.

Китайская медицина объясняет данные явления тем, что цигун активизирует ци и кровь, гармонизирует плотные (цзан) и полые (фу) внутренние органы, усиливает истинную ци, успокаивает сердце и дух (шэнь), прочищает каналы цзин и ло (продольные и поперечные), укрепляет здоровье, делает кости более прочными.

Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль (тоска), размышление, скорбь, страх, испуг; обычно они находятся в рамках биологических процессов и не ведут к заболеванию. Однако при длительном эмоциональном возбуждении или внезапной резкой психической травме, выводящей организм за пределы возможностей регулирования психической деятельности, теряется способность управлять деятельностью энергий инь и ян, потоков и крови, плотных и полых внутренних органов, в силу чего развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том, что настроение отражается на вегетативной нервной системе и системе внутренних секреций, тесно с ними связано и сказывается на их работе.

 Расслабление, успокоение и управление дыханием, отрабатываемые в цигун, оказывают непосредственное влияние на центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на настроение в сторону его улучшения. А постоянное хорошее настроение в свою очередь нормализует характеристики физиологической деятельности, образуя цикл восстановления. Так, расслабление мышц и скелета полезно для центральной нервной системы, особенно для понижения напряженности симпатической нервной системы. Когда во время практики входят в состояние глубокого покоя и связь с внешним миром прерывается, это оказывает тормозящее действие на кору головного мозга, позволяя восстановиться тем клеткам, работа которых из-за избыточного возбуждения стала сумбурной и, кроме того, может послужить защитой при возникновении продолжительного стресса от внешних впечатлений. Далее, с помощью управляемого дыхания можно массировать внутренние органы, способствуя кровообращению и усиливая работоспособность органов. К тому же при налаживании дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает положительное влияние на общее состояние человека и гармонизирует симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. В результате такой тренировки и возникших в организме изменений, головной мозг, безусловно, в значительной степени понизит свою чувствительность к травмирующим действиям семи чувств. С другой стороны, замедление дыхания и торможение вегетативной нервной системы, расслабление костей и мышц, в процессе практики, представляет собой единую реакцию организма, погружающегося в глубокий покой. Эта реакция характеризуется понижением метаболизма и накоплением энергии и способствует восстановлению, то есть биологически образует «стабильность внутренней среды», самую благоприятную фазу для процессов, протекающих в теле человека. Поэтому занятия цигун могут не только способствовать сохранению здоровья и укреплению тела, но и оказать лечебное воздействие на многие болезни, именуемые в китайской медицине внутренним поражением семи чувств, при которых нарушается и теряется равновесие вегетативной нервной системы. Кроме медицинского назначения, включающего профилактику и лечение заболеваний, цигун широко используется для следующих целей. Физическая культура. Если спортсмен овладеет методами тренировки по системе цигун, в особенности техниками расслабления, позволяющими стабилизировать нервную систему, это поможет ему сосредоточить возбуждение коры головного мозга в одной точке, когда большая часть нервной системы находится в расслабленном состоянии, что позволит снять нервное напряжение перед выходом на спортплощадку и стабилизирует настрой, а после начала тренировки или соревнований сделает движения гармоничными, использование сил рациональным, вдохновение неиссякающим, достижение высоких результатов более вероятным. Когда My Чэнкуань прибыл в Шанхай с инспекцией и посетил Шанхайскую цигун - клинику для обмена опытом, он ознакомил спортсменов г.Тянь-цзинь с цигун, после чего они стали тренироваться, сочетая занятия спортом с цигун. В Западной Германии и Японии также используются методы психической тренировки, базирующиеся на принципах цигун, с целью преодоления предстартовой напряженности и достижения более высоких результатов. Театр. Артисты театра отрабатывают «ци поля киновари» — один из методов цигун, позволяющий продлевать выдох. Они стремятся использовать незначительное количество воздуха при выдохе, что позволяет, например, длительное время исполнять арию. Поскольку лишь после глубокого вдоха можно продлить выдох, при отработке дыхания требуется, чтобы возникало ощущение вдоха до самого низа живота, при этом живот остается поджатым, затем нужно задержать ненадолго воздух и выдыхать при пении или декламации, достигая желаемого эффекта. Кроме того, неустойчивое настроение драматического артиста или певца нередко приводит к тому, что отвечающие за выражение чувств мышцы не подчиняются приказам, отчего игра становится неестественной, и сценический эффект падает. Расслабление с помощью цигун существенно способствует восстановлению возможности произвольного управления мимическими мышцами. Каллиграфия и живопись. В истории Китая было немало каллиграфов и художников-долгожителей, которые занимались цигун. Чтобы создать надпись или картину, древние мастера пользовались двумя видами опыта, определяемого выражениями: «Кристаллизовать дух, успокоить думы, исправить себя, усвоить манеры, овладеть кистью, думать о жизни, на берегу пруда приближаться к покою» и «Собирать увиденное, отражать услышанное, выправлять сердце, гармонизовать ци — все это обещает появление прекрасного произведения искусства. Если же сердце и дух неверны, то и знаки рисуются вкривь и вкось; если воля и ци не согласованы, то и образы получаются искаженными». Другими словами, необходимо сосредоточить внимание, отбросить побочные мысли, настроить сердце (душу), упорядочить ци, объединить мысль и силу кисти и только тогда приступать к творчеству. Иногда прежде чем начинать водить кистью, направляют ци в нижнее поле киновари (т. е. вдыхают до самого низа живота), потом опускают кисть на бумагу, причем движения руки и пальцев исходят как бы из поля киновари — то вбирая, то выпуская, исполняя тяжелое как легкое. Поэтому процесс каллиграфии и рисования тоже является практикой цигун, при которой как совершенствуется техника, так и отступает приближающаяся старость.

Подобный подход характерен для всех видов творчества. Образование. Когда учащиеся занимаются цигун, это помогает ликвидировать нежелательные факторы окружающей обстановки, создающие напряженность при обучении и приводящие к снижению психических ресурсов. Серьезные занятия цигун позволяют успокоить нервную систему, снять усталость клеток мозга, затормозить и ослабить беспокойство и возбуждение, что способствует полному сосредоточению внимания. Все это повышает эффективность учебы, и таким образом у человека пробуждаются скрытые возможности познания. Поэтому в некоторых странах цигун иногда называют «тихое сидение — творческое раздумье». Укрепления тела и души. Способы саморазвития бесчисленны и многообразны (например, ушу, физкультура), и цигун — лишь один из таких комплексов, а вовсе не обобщение различных методов тренировки.

Нет основания называть цигун всеобъемлющим методом взращивания жизни (т. е. заботы о здоровье), или избавления от всех болезней и продления долголетия. Поскольку в понятие взращивание жизни входит очень многое, здесь уместно остановиться на выводе, сделанном в трактате «Су вэнь» в разделе «Истинная теория древнего неба»: «Знающие Путь за образец берут инь-ян, гармонию всех искусств. Когда хочешь пить и есть — не преступай предел; когда собираешься встать или сесть — не нарушай порядок; не безрассудно трудись и работай — сможешь тогда сочетать дух и форму, а когда иссякнут и небесные годы, окажется, что счет шел на века».

Другими словами, путь взращивания жизни (яншэн), или способ изгнания болезней и продления долголетия включает следующие требования: необходимо выбирать метод тренировки в зависимости от сезона и перемены погоды, есть и пить вовремя и в меру, разумно чередовать работу и отдых, соразмеряя прилежание к физическому и умственному труду. Цигун — лишь составная часть многих искусств или способов взращивания воспроизводящей, жизненной и духовной энергий: цзин, ци, шэнь. Это метод тренировки, ставящий целью непосредственно предупреждать и лечить заболевания и укреплять организм. В качестве объекта выступает собственное тело, ориентируясь на состояние которого, путем сознательной саморегуляции психической и физиологической деятельности (души и тела), исправляют соответствующие нарушения.

В целом цигун можно разделить на два больших класса: статический и динамический. Статический цигун [цзингун, буквально — статическая работа] пользуется сидячими, лежачими и стоячими позами, внешне неподвижными. При этом применяются такие методы, как расслабление, успокоение, концентрация, правильное дыхание, и делается упор на внутреннем выстраивании тела, откуда происходит другое название: внутренняя работа (нэйгун). Однако, оставаясь методом тренировки, статический цигун, безусловно, не обходится без движений. В трактате жившего в начале Цинской династии Ван Фучжи «Записки о вопросах мышления» («Сы вэнь люи») в главах о внутреннем и внешнем говорится: «Неподвижное неподвижно и подвижно, но отнюдь не совершенно бездвижно, ... покой обязательно включает движение, движение не отбрасывает покой». Поэтому статическая работа — это метод движения в покое.

В динамическом цигун [дунгун, или динамической работе] сочетают движения конечностей с использованием сознания и энергии (ци), а также подключают самомассаж, похлопывание и другие приемы с целью укрепления внутренних органов, костей, мышц и кожи. Поскольку динамический цигун предполагает движения, проявляющиеся вовне, его также называют внешней работой (вэйгун); но он проводится в условиях сосредоточения внимания, успокоения сознания и может считаться методом покоя в движении.

Таким образом, содержание практики цигун многосторонне; это не только метод дыхания или психотерапии, но и особый процесс сознательной деятельности, направленный на развитие внутренних органов.

После перечисления методов цигун очевидно, что они не придерживаются принципов, принятых в физкультуре и ушу (воинских искусствах), и каждый из них имеет свои особенности.

В спорте все различные направления тренировки подчинены соревновательным требованиям. Так, в гимнастике прыжки в высоту требуют поиска способов прыгать выше, прыжки в длину — прыгать дальше, разновидности бега — бегать быстрее, а поднятие тяжестей — поднять более тяжелый груз. При соревнованиях по играм с мячом стремятся победить противника. В цигун не ставятся подобные цели. Конечно, некоторые виды спорта, исключая соревнования, тоже успешно применяют для саморазвития — например, заменив бег наперегонки неспешным бегом.

Воинские искусства, соответственно своему назначению, тренируют воинские качества, обучают технике рукопашного боя, чтобы ученик мог добиваться победы путем нанесения ударов, поддержания хорошей физической формы и самозащиты. Здесь отрабатываются приемы нападения и защиты. Все движения в воинских искусствах выражают боевой характер и закон силы, тогда как цигун не предполагает подобного применения. Тайцзицюань — одна из таких практик — это метод борьбы, в котором противопоставляют податливость, встречая жесткое нападение. В трактате Чжан Вэньюаня «Вопросы и ответы, касающиеся общих сведений о тайцзицюань» подчеркивается, что тайцзицюань — не цигун, а стиль воинского искусства. Однако движения в нем мягкие и естественные, выполнять их требуется очень спокойно и осознанно, соразмеряя с соответствующим дыханием, поэтому в ушу эту технику также называют практикой внутренней школы (нэйцзяцюань). Тайцзицюань можно сочетать с занятиями цигун, некоторые его приемы можно включать в комплексы упражнений цигун.

Что касается жесткого цигун (ин цигун), то это органическое соединение двух составляющих: «внутри налаживают течение ци, снаружи тренируют мышцы, кости и кожу», то есть путем вдыхания ци, движения ци, соединения ци и наполнения ци, применяя также внешние воздействия, добиваются того, чтобы мышцы стали более упругими. Когда после усиленного вдоха усваивают полученную ци и с помощью осознания сосредоточивают внутри запас энергии, тогда накопленную силу взрывообразно выбрасывают наружу через одну из конечностей. В случае быстрого движения можно развить огромную ударную силу, а в случае медленного движения удается выдержать сокрушительный удар или мощное давление.

Таким образом, жесткий цигун и рассматриваемый здесь цигун предъявляют к практикующему неодинаковые требования, разница между ними очевидна. Соответствующие организации проанализировали и изучили особенности техники жесткого цигун (или жесткой работы — ингун) и сделали первичное заключение: «Жесткий цигун не имеет отношения к спорту и не соответствует смыслу воинских искусств, поскольку он непригоден для широкого внедрения в качестве метода укрепления организма и не предполагает нанесение ударов в нападении и обороне. Однако нужно сохранять представляющую безусловную ценность особую технику жесткой работы, чтобы не прерывать традиции, хотя все суеверия и заблуждения на этот счет надо отбросить». Мнение комиссии следует признать очень ценным.

Практика цигун имеет следующие особенности.

1. Исцеление всего тела, при котором задействуются внутренние факторы.

Цигун — не терапевтический метод, направленный только на одну определенную болезнь, а целостный подход к излечению, призванный главным образом улучшить работоспособность и внутреннее состояние всего организма. Согласно китайской медицине, только когда в теле человека истинная ци (чжэнь-ци) ослаблена, недостаточна и не способна противостоять внешним негативным воздействиям или когда в худшую сторону изменяется настроение — только тогда утрачивается приспособляемость плотных и полых внутренних органов, ци и крови, и возникает болезнь. Пустота и слабость истинной ци — не только основная причина возникновения болезни, но этими факторами также определяется развитие болезни, обострения, осложнения и рецидивы. Особенно важно поддерживать истинную ци, поскольку «продолжительная болезнь непременно сопровождается пустотой», и все тело ослаблено.

Цигун — это метод лечения, при котором добиваются поддержания истинной ци и улучшения состояния всего тела. Если говорят о четырех основных компонентах практики: расслаблении, успокоении, концентрации и дыхании, — то имеют в виду, что расслабляют мышцы, успокаивают чувства, хранят мысли в поле пилюли, налаживают дыхание. Все это вместе и есть целостный метод совершенствования. Занятия цигун дают следующие результаты: сон улучшается, аппетит повышается, экскреция нормализуется, духовная жизнь становится более наполненной, что отражает реальное улучшение состояния истинной ци в теле. Немало ослабленных или больных людей путем постепенного наполнения внутренними силами укрепили тело и восстановили здоровье. Болезни, излечиваемые цигун-терапией, главным образом связаны с семью эмоциями и поражают многие части тела, непременно затрагивая плотные и полые внутренние органы (цзинь и фу). Влияют они в основном на работоспособность, ведь именно из-за снижения физиологической активности внутренних органов и нарушения согласованности в их работе возникают болезни.

Китайская медицина считает, что сердце — господин пяти плотных и шести полых внутренних органов. Правильность его действий обусловлена погружением в спокойствие, поэтому при занятиях цигун необходимо постоянно изгонять путаные мысли, умерять сердцебиение, успокаивать дух и таким образом входить в состояние глубокого покоя, чтобы сердце могло восстановить разладившееся взаимодействие внутренних органов. Такое понимание происходящих в организме процессов совпадает с точкой зрения современной медицины, которая утверждает, что после самоторможения коры головного мозга налаживается нормальная работа связей «мозг — внутренние органы». Тем самым подтверждается комплексный характер цигун-терапии, хотя занятия цигун направлены, главным образом, на внутренние органы.

Конечно, мы не можем пренебрегать угрозой внешних негативных воздействий и болезнетворных факторов, а также различными заболеваниями и недугами, проявляющимися в зависимости от состояния тела и духа, образа жизни и питания, поэтому необходимо включать в практику цигун более конкретные методы. Только при сочетании обоих подходов можно добиться ожидаемых результатов.

2. Самолечение с упором на укрепление сопротивляемости организма.

Цигун — метод самосовершенствования; его непременными требованиями являются самореализация, самозакаливание. Только таким образом можно добиться в результате укрепления тела предупреждения и лечения болезней. Если подход другой, то это не цигун. Например, самомассаж — цигун, а помощь массажиста — туйна.

Древнейшее название туйна означает сломанная ветвь (чжэчжи). В комментарии Чжао Ци, жившего во времена Ханьской династии (206 г. до н. э.—220 г. н. э.), говорится: «Сломанная ветвь является частью массажа (аньмо) с изгибанием рук, распусканием и остановкой ветвей. Некоторые стыдятся этой деятельности и поэтому не занимаются ею». В трактате «Толкование смысла четырехкнижия» («Сы шу бань и») объясняется, что ветвями названы конечности. В книге «Мэн-цзы: истинные принципы» («Мэн-цзы чжэн и») высказано мнение, что сломанная ветвь состоит в изгибании и распрямлении ветвей тела, то есть приведении в действие конечностей. Остановка (ба) означает усталость. Распускание и остановка ветвей — это приведение в действие усталых конечностей с посторонней помощью. Такой способ лечения движением существенно отличается от цигун.

Цигун требует самостоятельной практики, поэтому психологические факторы состояния человека очень важны, особенно для страдающих вялотекущими заболеваниями. Когда болезнь длится относительно долго, люди оказываются не в состоянии нормально работать, учиться и вообще жить, страдают телесно и духовно. Все это легко вызывает уныние, беспокойство и страх перед болезнью, вплоть до того, что больной может совсем отчаяться в выздоровлении. Такое психическое состояние мешает излечению болезни и служит препятствием для правильных занятий цигун. Поскольку цигун — один из видов гунфу, нужно в процессе практики постоянно верить в себя и помнить следующее:

болезнь может постепенно отступить, для чего нужно тренировки и излечение болезни сделать важной задачей, поместить в центре внимания, стремиться проникнуть в методы цигун, расширить результативность занятий, закрепить терапевтический эффект. Нужно изучать цигун и овладевать навыками выполнения упражнений. И хотя это не составляет труда, здесь не следует действовать наскоком. Мы не можем требовать мгновенного всестороннего овладения мастерством (гунфу), тем более нельзя ограничивать период практики. Должно пройти определенное время, чтобы тело окрепло и болезнь исчезла. Практикующим не следует повсюду выискивать «высший гунфу», стремиться увидеть необычное, постоянно менять одни техники на другие в стремлении добиться быстрого успеха. Нужно выработать привычку и подождать, пока она закрепится. Также бесполезно «три дня ловить рыбу, два дня сушить сеть» — необходимы постоянство и настойчивость.

Все методы требуют непосредственного руководства со стороны специалиста. Тайцзицюань — не исключение. Нельзя, руководствуясь лишь книжными указаниями, овладеть позами и движениями. Письменная передача сложных действий и тонкостей внутренней работы вызывает значительные затруднения, поэтому описания всегда остаются нечеткими и недостаточно конкретными. Поскольку цигун служит оружием в борьбе с болезнями, пациенту необходимо выяснить, как правильно выполнять упражнения, при этом инструктору очень важно исходить из состояния здоровья занимающегося, характера протекания заболевания и только на основе подробной истории болезни давать указания, а книги и другие материалы пригодны лишь как вспомогательные средства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...