Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА II ВЫДЕРЖКИ ИЗ ТЕОРИИ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЦИГУН  




ЦИГУН-ТЕРАПИЯ — часть медицинского наследия Китая, поэтому теория китайской медицины также охватывает и принципы цигун. Конечно, базируясь только на традиционной концепции врачевания, полностью описать цигун-терапию довольно трудно, и в данной главе на основе ее постулатов рассматриваются лишь некоторые моменты, относящиеся к практике.

ПРАКТИКА ЦИГУН И ИНЬ-ЯН 

           Учение об инь-ян — важнейшая составная часть теории китайской медицины. Она исходит из того, что все явления и предметы во Вселенной включают две взаимно противоположные стороны инь и ян, вместе составляющие принцип тайцзи (рис. 1). Например: Небо (ян) и Земля (инь), солнце и луна, день и ночь, жара и холод, мужчина и женщина, верх и низ, внутреннее и наружное, динамическое и статическое, огонь и вода, выдох и вдох, полное и пустое и пр. Благодаря их взаимопревращениям возникают все явления и предметы, они же вызывают их дальнейшее изменение и развитие. В связи с этим в трактате «Простые вопросы» («Сувэнь») в разделе «Великая теория соответствия явлений инь-ян» говорится: «Инь и ян — путь Неба и Земли, закон, связывающий в сеть тьму вещей, отец и мать изменений, корень и начало жизни и смерти». Занятия цигун также следует проводить, руководствуясь учением об инь-ян.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ ОБ ИНЬ-ЯН

Рис. 1. Тайцзи ту — схема Великого Предела, состоящего из инь и ян

Учение об инь-ян в китайской медицине находит следующее основное применение.

Взаимное противопоставление инь и ян. Учение об инь-ян исходит из того, что во всех явлениях и предметах существуют две противоположные стороны: инь и ян. Они все время вытесняют друг друга, борются друг с другом, вызывая изменения и развитие в проявленном мире. Так, в «Простых вопросах» в главе «О малярии» сказано: «Инь и ян, верх и низ превозмогают друг друга, пустое и полное непрерывно взаимодействуют, инь и ян смещаются относительно друг друга».

Кроме того, инь и ян взаимно обуславливают друг друга: если на одной стороне существует избыток, то это вызывает на другой стороне недостаток, и наоборот, недостаток с одной стороны может привести к избытку с другой. Так, в «Простых вопросах» в «Великой теории соответствия явлений инь-ян» установлена следующая зависимость: «Инь побеждает — ян заболевает, ян побеждает — инь заболевает».

Инь и ян зависят друг от друга. Инь и ян — две противоположности, но в то же время они находят друг в друге опору: ни одна не может покинуть другую и существовать самостоятельно. Поэтому ян зависит от инь, равно как и инь зависит от ян, каждая сторона — условие существования другой стороны. Такое взаимозависимое соотношение обычно называют взаимными корнями (ху гэнь). В той же главе «Сувень» на эту тему сказано так: «Инь внутри защищен внешним ян; ян снаружи наполнен внутренним инь».

Инь и ян способствуют убыванию и возрастанию друг друга. Противоположные и взаимозависимые стороны инь и ян не находятся в статическом, неизменном состоянии, а непрерывно перемещаются и изменяются, убывают и возрастают подобно тому, как при чередовании четырех сезонов происходят смены холода и жары. Или ян убывает, инь возрастает, или инь убывает, ян возрастает. Если в процессе этих перемен будет превышен определенный предел и станет невозможно поддерживать заданное равновесие, то может возникнуть перенаполнение или опустошение одной из сторон.

Инь и ян преобразуются друг в друга. Взаимно противоположные инь и ян, достигая в своем развитии определенного предела, претерпевают превращения в обратном направлении: инь может преобразоваться в ян, а ян — в инь (рис. 2). В той же главе трактата «Простые вопросы» об этом говорится так: «Вторичный инь — непременно ян, вторичный ян — непременно инь... Полюс холода рождает жару, полюс жары рождает холод».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...