Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 26. «Университетский человек» в осмыслении А. П. Чехова
(по повести «Скучная история») 1.Суждения А. П. Чехова об «университетских людях». 2.Типология ученых в повести «Скучная история». 3.Художественные способы авторской оценки ученого человека 4.Ученый как личность в творческом труде и семейном быте. Переживание кризиса общественного и личного. 5.Духовно-нравственные искания ученого, их значение в его жизни («общая идея», «личная свобода» и др.). 6.Поэтика повести: – особенности формы повествования и ее функции. Монолог, диалог; – авторская позиция и формы ее выражения (композиция, художественная деталь); – портрет, пейзаж, символика, ассоциации, «метафизические сравнения». Мир вещей и предметов, жест, движение. Ответы на все вопросы даются со ссылками на текст, с анализом текста. Ответ на последний (шестой) вопрос студенты готовят по отдельным фрагментам, анализ которых задан на дом (возможны любые отрывки из текста в объеме 1,5–2 стр.; фрагменты могут быть выбраны и самими студентами). Список литературы Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970. Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979. Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 210–238. Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982. Семанова М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974. Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.
Тема 27. Повести А. П. Чехова «Огни», «Скучная история» и «Черный монах»: философия и поэтика. Повесть «Огни» в контексте развития русской литературы в 1880-е годы. Пароблема определения характера мировоззрения Чехова, его общественной и литературной позиции. Оценка философии пессимизма в повести «Огни». Полемика Ананьева и студента фон Штенберга. Смысл сюжетной новеллы о Кисочке. Символика пейзажа, роль детали в повести. Как раскрываются позиции рассказчика и автора? Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести? Проблема «иерархического мышления» (И. Сухих) в повести «Черный монах». В чем состоит «загадка» произведения? Вера и безверие в произведениях Чехова. Какого рода «диагноз» можно поставить магистру Коврину? В чем состоит его «счастье»? Интерпретация образа черного монаха и смысл авторской позиции. Общие черты авторской философии Чехова во всех трех произведениях, характер его отношения к человеку. Основные особенности поэтики прозы писателя. Список литературы Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995. Смирнов М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974. Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…» (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова). Иркутск, 1997. Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М., 1995. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987. Тихомиров С. В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995. См. также список к теме 26. Тема 28. Поэтика рассказов А. П. Чехова «Студент» и «На святках» Задание 1 1.Разделить рассказ «Студент» на значимые (относительно самостоятельные) идейно-художественные фрагменты. 2.Определить топосы (место действия) этих фрагментов. 3.Обратить внимание на переходы персонажей из одного топоса в другой. Важно понять смысл этих переходов. 4.Как соотносятся в рассказе сюжет бытовой и сюжет евангельский? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл евангельского сюжета и реакцию на рассказ о нем деревенских баб - вдовы Василисы и ее дочери. 5.Проанализировать психологическое состояние студента Великопольского до встречи с вдовами (почему «ему не хотелось домой»?) и перелом, наметившийся в нем в результате этой встречи. 6.Соотносятся ли студент Великопольский и евангельский Петр (в отношении к Христу)? 7.Своеобразие начальной пейзажной зарисовки и ее функция. 8.Смысл финальной картины и итоговых размышлений студента. 9. Детали, используемые автором для характеристики персонажей: студента, женщин. 10. Символика рассказа. Значение мотивов костра, огня пути; духовной цепи, связующей тысячелетия. Задание 2 1. Значение двухчастной композиции рассказа «На святках». Какие здесь выявляются несоответствия и неожиданность? В чем парадоксальность сюжета? 2.Определите двунаправленность эстетического пафоса рассказа 3.Определите характер комического в рассказе. Какие словесные 4.Речь крестьянок как средство их характеристики. 5.Антитеза топосов - реальных и мифологических. 6.Семантика имен персонажей рассказа. Список литературы Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991. Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 125–130. Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведения и православная традиция («Студент» и «На святках» А. П. Чехова) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145–158. Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991. С. 278–394. Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство синтеза. Екатеринбург, 1998. С. 370–383. Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982. Сендерович С. Чехов - с глазу на глаз: История одной одержимости А. П. Чехова. СПб., 1994. Тамарченко Н. Д. Усилие воскресения («Студент» А. П. Чехова в контексте русской классики) // Литературное произведение: Слово и бытие (К 60-летию М. М. Гиршмана). Донецк, 1997. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. Федоров В. В. «Обычное» и «исключительное» в «Студенте» А. П. Чехова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 182-186. Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986. Щербенок А. Цепь времен и риторика прозрения // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых / Под общ. ред. И. В. Фоменко. Тверь, 2000. Тема 29. Пьесы А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». Чеховская драматургия в контексте «новой драмы» рубежа веков. 1. Художник и творчество в пьесе «Чайка». Антитеза Треплев – Тригорин: контраст и единство человека и художника. Треплев – Нина Заречная: отношение к жизни, себе, творчеству. 2. Проблема модернистского искусства в пьесе. Отношение к модернизму Чехова. Поиск Треплевым «новых форм» в искусстве. Причины трагического финала героя (воссоздать историю воспитания, любви и жизни К. Треплева; обратить внимание на роль в его судьбе матери). 3. Экзистенциальные смыслы в пьесе «Дядя Ваня». Почему «пропала жизнь» Войницкого? Причины кризиса доктора Астрова. В чем суть конфликта произведения и своеобразие чеховского конфликта в целом? Чего хотят герои Чехова и почему им не дано достичь желаемого? (вспомнить заветную мечту «трех сестер» в пьесе с одноименным заглавием) 4. Женские образы пьесы; типология женщин в драматургии Чехова. Смысл финала пьесы «Дядя Ваня». 5.Жанровая специфика пьес Чехова. Черты «новой драмы»: подтекст, символические детали, образы, мотивы и лейтмотивы (озеро, дом, сад, чайка, русалка и т.д.), драматургия пьес – композиция и архитектоника, паузы, авторские ремарки; особый характер психологизма и литературность пьес. Список литературы Чехов А. П. «Чайка», «Дядя Ваня» (любое издание). Градская Н. О., Паперный З. С., Чудаков А. П. «Чайка». «Дядя Ваня» // Чехов А. П. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 1978. Доманский Ю. В. Статьи о Чехове. Тверь, 2001 (гл. «Семантика образа в пьесах Чехова»). Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319–383. Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь, 2001. Карасев Л. В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9. Клейтон Д. Отсутствие веры (О психологическом строе, символике и поэтике пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995. Паперный З. С. А. П. Чехов-художник. М., 1976 (гл. 9). Собенников А. С. Художественный символ в драматургии А. П. Чехова (Типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой»). Иркутск, 1989. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (гл. «Первая драма: концы и начала»). Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994 (гл. 4). Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995 (статьи о «Чайке» и «Дяде Ване»). Чеховиана: Чехов и «серебряный век». М., 1996 (статьи М. А. Шейкиной, Н. И. Ищук-Фадеевой, А. Г. Головачевой, А. С. Собенникова и др.).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |