Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 26. «Университетский человек» в осмыслении А. П. Чехова




(по повести «Скучная история»)

1.Суждения А. П. Чехова об «университетских людях».

2.Типология ученых в повести «Скучная история».

3.Художественные способы авторской оценки ученого человека
(отношение к науке и к искусству, духовные интересы и развлечения, отношение к молодежи, к проблеме «отцов и детей»).

4.Ученый как личность в творческом труде и семейном быте. Переживание кризиса общественного и личного.

5.Духовно-нравственные искания ученого, их значение в его жизни («общая идея», «личная свобода» и др.).

6.Поэтика повести:

– особенности формы повествования и ее функции. Монолог, диалог;

– авторская позиция и формы ее выражения (композиция, художественная деталь);

– портрет, пейзаж, символика, ассоциации, «метафизические сравнения». Мир вещей и предметов, жест, движение.

Ответы на все вопросы даются со ссылками на текст, с анализом текста.

Ответ на последний (шестой) вопрос студенты готовят по отдельным фрагментам, анализ которых задан на дом (возможны любые отрывки из текста в объеме 1,5–2 стр.; фрагменты могут быть выбраны и самими студентами).


Список литературы

Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.

Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 210–238.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Семанова М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.

 

Тема 27. Повести А. П. Чехова «Огни», «Скучная история» и «Черный монах»: философия и поэтика.

Повесть «Огни» в контексте развития русской литературы в 1880-е годы. Пароблема определения характера мировоззрения Чехова, его общественной и литературной позиции.

Оценка философии пессимизма в повести «Огни». Полемика Ананьева и студента фон Штенберга. Смысл сюжетной новеллы о Кисочке.

Символика пейзажа, роль детали в повести. Как раскрываются позиции рассказчика и автора?

Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести?

Проблема «иерархического мышления» (И. Сухих) в повести «Черный монах». В чем состоит «загадка» произведения?

Вера и безверие в произведениях Чехова. Какого рода «диагноз» можно поставить магистру Коврину? В чем состоит его «счастье»? Интерпретация образа черного монаха и смысл авторской позиции.

Общие черты авторской философии Чехова во всех трех произведениях, характер его отношения к человеку. Основные особенности поэтики прозы писателя.

Список литературы

Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.

Смирнов М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…» (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова). Иркутск, 1997.

Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М., 1995.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.

Тихомиров С. В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995.

См. также список к теме 26.

Тема 28. Поэтика рассказов А. П. Чехова «Студент» и «На святках»

Задание 1

1.Разделить рассказ «Студент» на значимые (относительно самостоятельные) идейно-художественные фрагменты.

2.Определить топосы (место действия) этих фрагментов.

3.Обратить внимание на переходы персонажей из одного топоса в другой. Важно понять смысл этих переходов.

4.Как соотносятся в рассказе сюжет бытовой и сюжет евангельский? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл евангельского сюжета и реакцию на рассказ о нем деревенских баб - вдовы Василисы и ее дочери.

5.Проанализировать психологическое состояние студента Великопольского до встречи с вдовами (почему «ему не хотелось домой»?) и перелом, наметившийся в нем в результате этой встречи.

6.Соотносятся ли студент Великопольский и евангельский Петр (в отношении к Христу)?

7.Своеобразие начальной пейзажной зарисовки и ее функция.

8.Смысл финальной картины и итоговых размышлений студента.

9. Детали, используемые автором для характеристики персонажей: студента, женщин.

10. Символика рассказа. Значение мотивов костра, огня пути; духовной цепи, связующей тысячелетия.

Задание 2

1. Значение двухчастной композиции рассказа «На святках».
Как соотносятся две сцены с письмами: процесс написания письма
и его чтение?

Какие здесь выявляются несоответствия и неожиданность? В чем парадоксальность сюжета?

2.Определите двунаправленность эстетического пафоса рассказа
(один пафос проявляется в изображении Егора и Андрея Хрисанфовича, другой - в изображении Василисы и Ефимьи).   

3.Определите характер комического в рассказе. Какие словесные
и метафорические приемы использует автор для создания образа бывшего «служаки» Егора и служащего швейцара Андрея Хрисанфыча. Мифологический подтекст этих образов.

4.Речь крестьянок как средство их характеристики.

5.Антитеза топосов - реальных и мифологических.

6.Семантика имен персонажей рассказа.





Список литературы

Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.  

Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 125–130.

Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведения и православная традиция («Студент» и «На святках» А. П. Чехова) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145–158.

Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991. С. 278–394.

Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство синтеза. Екатеринбург, 1998. С. 370–383.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Сендерович С. Чехов - с глазу на глаз: История одной одержимости А. П. Чехова. СПб., 1994.

Тамарченко Н. Д. Усилие воскресения («Студент» А. П. Чехова в контексте русской классики) // Литературное произведение: Слово и бытие (К 60-летию М. М. Гиршмана). Донецк, 1997.

Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Федоров В. В. «Обычное» и «исключительное» в «Студенте» А. П. Чехова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 182-186.

Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.

Щербенок А. Цепь времен и риторика прозрения // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых / Под общ. ред. И. В. Фоменко. Тверь, 2000.

Тема 29. Пьесы А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». Чеховская драматургия в контексте «новой драмы» рубежа веков.

1. Художник и творчество в пьесе «Чайка». Антитеза Треплев – Тригорин: контраст и единство человека и художника. Треплев – Нина Заречная: отношение к жизни, себе, творчеству.

2. Проблема модернистского искусства в пьесе. Отношение к модернизму Чехова. Поиск Треплевым «новых форм» в искусстве. Причины трагического финала героя (воссоздать историю воспитания, любви и жизни К. Треплева; обратить внимание на роль в его судьбе матери).

3. Экзистенциальные смыслы в пьесе «Дядя Ваня». Почему «пропала жизнь» Войницкого? Причины кризиса доктора Астрова. В чем суть конфликта произведения и своеобразие чеховского конфликта в целом? Чего хотят герои Чехова и почему им не дано достичь желаемого? (вспомнить заветную мечту «трех сестер» в пьесе с одноименным заглавием)

4. Женские образы пьесы; типология женщин в драматургии Чехова. Смысл финала пьесы «Дядя Ваня».

5.Жанровая специфика пьес Чехова. Черты «новой драмы»: подтекст, символические детали, образы, мотивы и лейтмотивы (озеро, дом, сад, чайка, русалка и т.д.), драматургия пьес – композиция и архитектоника, паузы, авторские ремарки; особый характер психологизма и литературность пьес.

Список литературы

Чехов А. П. «Чайка», «Дядя Ваня» (любое издание).

Градская Н. О., Паперный З. С., Чудаков А. П. «Чайка». «Дядя Ваня» // Чехов А. П. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 1978.

Доманский Ю. В. Статьи о Чехове. Тверь, 2001 (гл. «Семантика образа в пьесах Чехова»).

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319–383.

Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь, 2001.

Карасев Л. В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9.

Клейтон Д. Отсутствие веры (О психологическом строе, символике и поэтике пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995. 

Паперный З. С. А. П. Чехов-художник. М., 1976 (гл. 9).

Собенников А. С. Художественный символ в драматургии А. П. Чехова (Типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой»). Иркутск, 1989.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (гл. «Первая драма: концы и начала»).

Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994 (гл. 4).

Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995 (статьи о «Чайке» и «Дяде Ване»).   

Чеховиана: Чехов и «серебряный век». М., 1996 (статьи М. А. Шейкиной, Н. И. Ищук-Фадеевой, А. Г. Головачевой, А. С. Собенникова и др.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...