Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 13а. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
1. Смысл названия и эпиграфа. Как связан эпиграф с концепцией романа? Когда автор вновь обращается к этому высказыванию из Евангелия? Почему? 2. Как построено произведение? Как соотносятся в произведении позиции и судьбы братьев? Полифонизм романа. Объясните, в чем состоит обобщающий и моделирующий характер сюжета. 3. Проанализируйте главы «Бунт» и «Великий инквизитор». Восстановите ход рассуждений Ивана. В чем порочность его блестящей логики и главного вывода? Как связаны рассуждения Ивана с поэмой о великом Инквизиторе? Объясните суть концепции Инквизитора, его спора с Христом о мироустройстве и природе человека. Как переосмысляется Достоевским известный новозаветный сюжет? Поэма «Великий инквизитор» как «глубочайшее исследование метафизического смысла свободы и власти», вершина творчества Достоевского, «увенчание его религиозной философии» (см. работы К. Мочульского, Н. Бердяева, В. Розанова). 4. Книга «Русский инок» и ее значение в художественном целом романа. Как соотносятся главы «Бунт» и Великий инквизитор» с «Русским иноком»? Как построена книга? Раскройте содержание и смысл проповедей Зосимы. Чем они полемичны по отношению к позиции Ивана? Присутствуют ли в них понятия «тайны», «чуда», «авторитета», каким смыслом наполняются? Образно-символическое содержание книги. Смысл противопоставления Зосимы и Ферапонта. 5.Книга «Алеша». Кульминационное значение глав «Луковка», «Кана Галилейская». Смысл использования евангельского сюжета в «Кане». Как построена глава? Значение внутренних монологов, пейзажа, символического сна. Связь этой главы с эпилогом. Значение эпилога. 6.Как реализуется в романе мысль Зосимы о «метафизической вине» всех братьев? Список литературы Евангелие от Матфея. Гл. 4. Ст. 1-11 (Мф. 4, /-//). Евангелие от Иоанна. Гл. 2. Ст. 1-11, 20-28 (Ин. 2,1-11, 20-28). См. также литературу к теме 13. Тема 14. Концепция полифонического романа Ф. М. Достоевского (по книге М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского») 1. Понятие полифонического романа. Его противоположность роману монологическому. 2. Структура характера героя в полифоническом романе Достоевского. 3. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского. 4. Культурно-литературные источники полифонического романа. 5. Специфика повествования в полифоническом романе. 6. Своеобразие монолога и диалога в произведениях Достоевского с точки зрения Бахтина. 7. Современные проблемы «бахтиноведения». Список литературы Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Бахтин в зеркале критики. М., 1995. Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. № 1, 3. Ответы на анкету о книге Бахтина. Панков А. Разгадка Бахтина. М., 1995.
Тема 15. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (Тема рассчитана на 2 практических занятия) 1. Творческая история романа «Война и мир». Способы использования Л. Толстым исторических документов и мемуаров. 2. Проблема историзма романа. В чем своеобразие произведения Л. Н. Толстого как исторического романа? Как входят война и история в быт и нравы людей? (Показать на анализе первых четырех глав первой части). 3. Философия истории Л. Н. Толстого. Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса. С какого момента герои романа выступают как активные участники исторических событий? Как отразился толстовский взгляд на историю в оценке личности Наполеона и личности Кутузова? 4. Взгляд Толстого на причины и характер военной кампании 1805–1807 годов и Отечественной войны 1812 года. 5. Толстовские принципы изображения человека на войне. Особенности толстовского патриотизма. Способы изображения батальных сцен. Смысл названия романа «Война и мир». Главенствующие идеи романа. 6. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Взгляд Толстого 7. Проблемы любви в романс. Толстовская этика любви. Любовь как испытание личности. Причины счастья и несчастья любви в трактовке Толстого. 8. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухого. Особенности духовной эволюции главных героев Л. Толстого. Сходство и различие в поведении у Пьера и князя Андрея. Сопоставление стихийности и сознательности в героях романа. Андрей Болконский и Пьер Безухов как типичные личности 9. Итоги и противоречия героев и автора в финале романа. Смысл и характер религиозных верований князя Андрея перед смертью. 10. Проблема «человек и природа» в романе «Война и мир». Как входит природа в сознание героев романа? Значение сцены охоты. Особенности толстовского пейзажа. 11. Психологический анализ в романе «Война и мир». Характеры героев и «диалектика души». Чем вызван интерес писателя к «микроэлементам» внутреннего мира человека? 12.Своеобразие внутреннего монолога у Толстого. Способы косвенной характеристики героев. 13.Проблемы жанра «Войны и мир». Концепция романа-эпопеи. Список литературы Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание). Он же. Л. Толстой и новое понимание человека // Список литературы и новый человек. М., 1977. Бурсов Б. Толстой и русский роман. М., 1958 (гл. 4). Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл.2. Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978. Зайденшнур Э. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966. Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2. Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986. Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860–1870-е годы. Саратов, 1974.
Тема 16. Концепция любви, семьи и брака в творчестве Л. Н. Толстого 1. Классификация любви Николенькой Иртеньевым в повести «Отрочество». 2. Повесть «Семейное счастье». Проблема развития супружеской любви, ее неизбежных этапов. 3. Поэтическое изображение первой влюбленности в романе «Война и мир». Апология естественности. Проблема соединения чувственного и нравственного, плотского и духовного в любви. Причины любовных катастроф. 4. Мысль семейная в романе «Война и мир». Духовные скрепы людей в «любовных» семьях. Толстовский идеал семьи и перемены в героях в эпилоге романа. 5. Причины трагедии Анны Карениной. Споры об эпиграфе к роману. Антитеза «телесного» и духовного в характере и судьбе Анны. Формы выражения писательского отношения к героине. 6. Противоречия толстовской концепции любви в повестях 1880-х гг. («Крейцерова соната», «Дьявол»). Список литературы Толстой Л. Н. Отрочество; Семейное счастье; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Дьявол (любые издания). Жданов В. Любовь в жизниЛьва Толстого. М., 1993. Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964. Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956. Хализев В. Е., Кормшов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860-1870-х гг. Саратов, 1974. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3. Он же Молодой Толстой // О литературе. М., 1987. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |