Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот».




1. История создания романа «Идиот». Замысел писателя. Когда в записных тетрадях автора появилась запись «князь-Христос», на каком этапе работы над романом?

2. Отражение в романе Латинских мотивов. Новаторство писателя в воссоздании образа «положительно прекрасного человека»

3. Связь образа Мышкина с размышлением Достоевского о природе человека в записке у гроба жены и заметке «Социализм и христианство». Достоевский о значении лика и подвига Христа для возрождения человечества.

4. Мотивация психологического комплекса князя Мышкина особыми условиями его жизни и воспитания. Рассказы Мышкина о своей жизни в Швейцарии.

5. Князь Мышкин как «естественный человек». Его убеждения. Обличие Мышкинской любви к человеку. 

6. Сюжет романа «Идиот» как постоянное испытание князя Мышкина.

7. Князь Мышкин и Настасья Филипповна. Почему ему не удалось возродить и спасти Настасью Филипповну? Мышкин и Аглая. Проблема красоты в романе.

8. Герои-соперники: Мышкин и Рогожин. Развитие их отношений в сюжете. Смысл финала романа.

9. Салтыков-Щедрин о романе «Идиот». Споры о романе в современном литературоведении.

 

Список литературы

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 томах. Т. 8, 9 (текст, записки, тетради, комментарии). Т. 20 («Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?…», «Социализм и христианство»).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь- справочник. Спб., 2008. С. 93–109.

Салтыков-Щедрин М. Е. Светлов, его взгляды, характер и деятельность (отрывок) // Ф.М. Достоевский в русской критике. М., 1956. С. 229–232.

Ермилова Т. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993.

Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.

Касаткина Т. «Христос вне истины» в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. СПб., 1998. № 11.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения». М.: «Наследие», 2001.

Розенблюм Л. «Красота спасет мир»… // Вопросы литературы. 1991. № 11–12.

Свительский В. А. «Сбились мы, что делать нам!..» // Достоевский и мировая культура: Альманах, СПб., 2000. № 15.

Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Он же. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Щенников Г. К. Метафизика романа «Идиот» // Он же. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001.

 

Тема 11 (доп.) Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»

1. В чем, по признанию автора, состоит «главная мысль романа»?

2. «Князь Христос» и русская действительность.

Что мы узнаем о герое в начале романа? Проанализируйте портрет Мышкина, сцены в доме Епанчиных.

Отметьте в тексте, какие литературные и культурные традиции, образы упоминаются в связи с главным героем. Как это «работает» на концепцию автора? Покажите, как раскрывается в романе «полнота духовной природы» Мышкина. В каких ситуациях, отношениях испытывается герой?

Братство-соперничество с Рогожиным. (Смысл сопоставления героев в начале романа, сцен объяснения-диалога, мены крестами, описания переживаний и предчувствий Мышкина, сцены покушения (2-ая часть, 3-5 главы), финала и др.).

Князь и Ипполит.

Ипполит в гостях у князя (2-я часть). Исповедь Ипполита (3-я часть).

«Двойная» любовь Мышкина.

Знакомство с Н.Ф. и Аглаей, предложение Н.Ф., чтение Аглаей «Рыцаря бедного», поединок женщин, выбор князя.

3. Как связан образ Мышкина с темой красоты? В чем смысл обобщающего суждения о том, что «красота спасет мир»?

 

Список литературы

См. тему № 11.

Тема 12. Роман Достоевского «Бесы»

1. «Бесы» и «бесовщина» в романе. Расшифруйте этическое, религиозно-философское и художественное содержание понятий. Соотнесите разные истолкования с художественной логикой романа. Объясните эпиграфы. Как они «работают» в тексте?

2. Верховенские: отец и сын. Смысл конфликта. Концепция нигилизма.

3. Загадка Ставрогина. Проанализируйте главы «Ночь», «Ночь (продолжение)», «У Тихона» (специфика хронотопа, характер и проблематика диалогов). Как раскрываются в диалогах Ставрогин и его оппоненты? «Идеи» Шатова и Кириллова.

4. «Лавинообразный» характер 3-й части. «Трагедия и сатира - две сестры и идут рядом». Покажите это на конкретных примерах.

Список литературы

Достоевский Ф. М. Бесы (с главой «У Тихона»).

Достоевский Ф. М. Бесы: Роман в трех частях // «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996.

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 19-31.

Булгаков С. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Бердяев Н. А. Духи русской революции // Лит учеба. 1990. № 2 (или любое другое издание).

Он же. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 4. Или в кн.: Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб., 1997.

Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Сараскина Л. И. «Бесы», роман-предупреждение. М., 1990.

Корякин Ю. Ф. Прозрения и ослепления: (О «Бесах») // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

Тема 13. Роман Достоевского «Братья Карамазовы»

(Тема рассчитана на 2 практических занятия)

1. «Братья Карамазовы» как итоговое произведение Достоевского. Связь с темами и образами предыдущих романов писателя.

2. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.

3. Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты.

4. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека — кардинальная в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.

5. Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана - Смердяков и черт, их функции в романе.

6. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.

7. Два судебных процесса в романе и суд над Россией.

8. Образы детей в романе и значение финала («Речь у камня»).

Список литературы

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 34–45.

Фридлендер Г. М. и др. [Примечания к роману «Братья Карамазовы»] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 399–604.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, разд. 3..

Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (гл. 8, 9) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1.

Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы».Л., 1977.

Горький М. О «карамазовщине»; Еще о «карамазовщине» // Ф. М. Достоевский в русской критике. М., 1956.

Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1992.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.

Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Он же. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41–157.

Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007.

Свительский В. А. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы»// Он же. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860–1870-х годов). Воронеж, 2005. С. 164–183.

Степанян К. А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964 (гл. 7).

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967 (гл. И).

Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 145–342










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...