Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 11. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот».
1. История создания романа «Идиот». Замысел писателя. Когда в записных тетрадях автора появилась запись «князь-Христос», на каком этапе работы над романом? 2. Отражение в романе Латинских мотивов. Новаторство писателя в воссоздании образа «положительно прекрасного человека» 3. Связь образа Мышкина с размышлением Достоевского о природе человека в записке у гроба жены и заметке «Социализм и христианство». Достоевский о значении лика и подвига Христа для возрождения человечества. 4. Мотивация психологического комплекса князя Мышкина особыми условиями его жизни и воспитания. Рассказы Мышкина о своей жизни в Швейцарии. 5. Князь Мышкин как «естественный человек». Его убеждения. Обличие Мышкинской любви к человеку. 6. Сюжет романа «Идиот» как постоянное испытание князя Мышкина. 7. Князь Мышкин и Настасья Филипповна. Почему ему не удалось возродить и спасти Настасью Филипповну? Мышкин и Аглая. Проблема красоты в романе. 8. Герои-соперники: Мышкин и Рогожин. Развитие их отношений в сюжете. Смысл финала романа. 9. Салтыков-Щедрин о романе «Идиот». Споры о романе в современном литературоведении.
Список литературы Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 томах. Т. 8, 9 (текст, записки, тетради, комментарии). Т. 20 («Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?…», «Социализм и христианство»). Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь- справочник. Спб., 2008. С. 93–109. Салтыков-Щедрин М. Е. Светлов, его взгляды, характер и деятельность (отрывок) // Ф.М. Достоевский в русской критике. М., 1956. С. 229–232. Ермилова Т. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993. Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. Касаткина Т. «Христос вне истины» в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. СПб., 1998. № 11. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения». М.: «Наследие», 2001. Розенблюм Л. «Красота спасет мир»… // Вопросы литературы. 1991. № 11–12. Свительский В. А. «Сбились мы, что делать нам!..» // Достоевский и мировая культура: Альманах, СПб., 2000. № 15. Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Он же. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972. Щенников Г. К. Метафизика романа «Идиот» // Он же. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001.
Тема 11 (доп.) Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» 1. В чем, по признанию автора, состоит «главная мысль романа»? 2. «Князь Христос» и русская действительность. Что мы узнаем о герое в начале романа? Проанализируйте портрет Мышкина, сцены в доме Епанчиных. Отметьте в тексте, какие литературные и культурные традиции, образы упоминаются в связи с главным героем. Как это «работает» на концепцию автора? Покажите, как раскрывается в романе «полнота духовной природы» Мышкина. В каких ситуациях, отношениях испытывается герой? Братство-соперничество с Рогожиным. (Смысл сопоставления героев в начале романа, сцен объяснения-диалога, мены крестами, описания переживаний и предчувствий Мышкина, сцены покушения (2-ая часть, 3-5 главы), финала и др.). Князь и Ипполит. Ипполит в гостях у князя (2-я часть). Исповедь Ипполита (3-я часть). «Двойная» любовь Мышкина. Знакомство с Н.Ф. и Аглаей, предложение Н.Ф., чтение Аглаей «Рыцаря бедного», поединок женщин, выбор князя. 3. Как связан образ Мышкина с темой красоты? В чем смысл обобщающего суждения о том, что «красота спасет мир»?
Список литературы См. тему № 11. Тема 12. Роман Достоевского «Бесы» 1. «Бесы» и «бесовщина» в романе. Расшифруйте этическое, религиозно-философское и художественное содержание понятий. Соотнесите разные истолкования с художественной логикой романа. Объясните эпиграфы. Как они «работают» в тексте? 2. Верховенские: отец и сын. Смысл конфликта. Концепция нигилизма. 3. Загадка Ставрогина. Проанализируйте главы «Ночь», «Ночь (продолжение)», «У Тихона» (специфика хронотопа, характер и проблематика диалогов). Как раскрываются в диалогах Ставрогин и его оппоненты? «Идеи» Шатова и Кириллова. 4. «Лавинообразный» характер 3-й части. «Трагедия и сатира - две сестры и идут рядом». Покажите это на конкретных примерах. Список литературы Достоевский Ф. М. Бесы (с главой «У Тихона»). Достоевский Ф. М. Бесы: Роман в трех частях // «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 19-31. Булгаков С. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990. Бердяев Н. А. Духи русской революции // Лит учеба. 1990. № 2 (или любое другое издание). Он же. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 4. Или в кн.: Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб., 1997. Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990. Сараскина Л. И. «Бесы», роман-предупреждение. М., 1990. Корякин Ю. Ф. Прозрения и ослепления: (О «Бесах») // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989. Тема 13. Роман Достоевского «Братья Карамазовы» (Тема рассчитана на 2 практических занятия) 1. «Братья Карамазовы» как итоговое произведение Достоевского. Связь с темами и образами предыдущих романов писателя. 2. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции. 3. Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты. 4. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека — кардинальная в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе. 5. Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана - Смердяков и черт, их функции в романе. 6. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова. 7. Два судебных процесса в романе и суд над Россией. 8. Образы детей в романе и значение финала («Речь у камня»). Список литературы Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание). Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 34–45. Фридлендер Г. М. и др. [Примечания к роману «Братья Карамазовы»] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 399–604. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, разд. 3.. Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (гл. 8, 9) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы».Л., 1977. Горький М. О «карамазовщине»; Еще о «карамазовщине» // Ф. М. Достоевский в русской критике. М., 1956. Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1992. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990. Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Он же. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41–157. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007. Свительский В. А. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы»// Он же. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860–1870-х годов). Воронеж, 2005. С. 164–183. Степанян К. А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005. Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964 (гл. 7). Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967 (гл. И). Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 145–342 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |