Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. «Благонамеренные речи» М. Е. Салтыкова-Щедрина
1.Смысл понятия «благонамеренные речи». Щедрин о замысле цикла. Защита интересов «простеца». 2.Принципы циклизации очерков в «Благонамеренных речах». Композиционные особенности книги. 3.Тема буржуазии в русской литературе середины XIX в. и своеобразие ее поворота в произведениях Щедрина. 4.Образ «чумазого». Средства его создания и развенчания. Эволюция Дерунова. Принцип собственности, семейственности и государственности в понимании «чумазых» - новых столпов общества. 5.Подход Щедрина к решению «женского» вопроса. Сатира на «семейное счастье» собственников. 6.«Принцип государственности» в понимании обывателя и функционера («В погоне за идеалами», «В дружеском кругу»). Сатира на охранителей-идеологов: лгуны-лицемеры и лгуны-фанатики (Тебеньков и Плешивцев). Образ «фрондера»-повествователя. 7.Проблема положительного героя в «Благонамеренных речах». 8.Своеобразие психологизма в сатире Щедрина. Язык сатиры, «щедринизмы» в «Благонамеренных речах». Список литературы Салтыков-Щедрин М. Е. Благонамеренные речи (любое издание). Кузнецов Ф. Ф. «Благонамеренные речи» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 11. М., 1971. С. 519-552. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959. Салтыков-Щедрин о литературе. М., 1953. Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; JL, 1959. Ч. 2. Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826-1976: Статьи и материалы. Л., 1976. Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963. Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966. Тема 3. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» 1. История создания романа. Тема деградации дворянства в русской литературе XIX в. и своеобразие постановки ее в романе «Господа Головлевы». 2. Жанрово-композиционные особенности романа Салтыкова-Щедрина. З. Критика принципа «семейственности» в «Господах Головлевых». Своеобразие произведения как семейного романа. Общее и особенное в членах семьи Головлевых. 4. Иудушка Головлев как синтетическое воплощение пороков «ветхого человека». Идеи и принципы Иудушки. Характер его религиозности (полемика Щедрина с Достоевским). Смысл трагического финала романа. Иудушка как тип социальный и психологический. 5. Сатирическая типизация в романе. Герой Щедрина как тип общественного поведения и социальной психологии. Обобщенные авторские характеристики (лексика, синтаксис). Особенности диалогов у Щедрина. Жест и мимика как средства психологического анализа. Авторский психологический комментарий к поступкам героев и обобщенные авторские характеристики умонастроения героев. Список литературы Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература. 1990. № 2. Горячкина М. С. Некоторые особенности психологизма Достоевского и Щедрина // Рус. лит. 1971. № 1. Григорьян К. Н. «Господа Головлевы» – роман Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1962. Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972. Покусаев Е. И. Шедевр социальной сатиры // Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». М., 1970. Он же. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975. Прозоров В. В. Роман в теоретическом и художественном истолковании Салтыкова-Щедрина // История русского романа: В 2 т. Т. 2. Л., 1964 (гл. 8). Он же. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.
Тема 4. «Современная идиллия» М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Время создания «Современной идиллии». Политическая реакция в стране. Замысел книги. 2. Фантастический сюжет «Современной идиллии» как отражение трагедии целого общества - трагедии интеллигенции, взятой под подозрение, и масс, обнаруживших политическое невежество. 3. Эволюция либеральной интеллигенции в годы реакции в сатире Щедрина. Смысл финала книги. 4. Годы жестокого порядка и его законодательная деятельность. 5.«Полет юмористической фантазии» Щедрина. Оригинальные формы сатирических обобщений: портретные зарисовки, фантастические таксы, статистические жизнеописания, газетные объявления, пародийные «уставы», вставные сценки и новеллы. 6.«Современная идиллия» как роман-обозрение. 7. Инсценировка «Современной идиллии» на сцене театра «Современник». («Балалайкин и Ко»). Список литературы Жук А. А. «Современная идиллия» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1973. Т. 15, кн. 1. Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959. Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. Жук А. Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Саратов, 1958. Эльсберг Я. Стиль Щедрина. М., 1940. Тема 5. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Сказочный жанр в русской литературе 60-х гг. Причины обращения писателей к аллегорической форме. Двуплановость аллегорий, философская глубина второго плана. 2. Жанровые разновидности «Сказок» Щедрина. Отношение «Сказок» к фольклорной сказке. Связь щедринских «Сказок» с темами и проблемами других произведений писателя. 3. Сказки о властителях России. Развенчание идеологии и психологии правящих классов. 4. Сказки о народе. Народ и история. Критика ложных концепций народной жизни. 5. Сказки о «пестрых» людях. Обличение трусости и либерального ренегатства. Трагедия утопической мечты и «встревоженной бессознательности». 6. Сказки об «убежденных людях» («Вяленая вобла», «Дурак», «Рождественская сказка»). Сказка о реакционной печати и журналистике. Сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». 7. Фантастика «Сказок» Щедрина. Образы животных. Эзопов язык «Сказок». Щедрин - мастер иронии, гиперболы и сатиры. Список литературы Базанова В. И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1966. Баскаков В. П., Бушмин А. С. «Сказки» // Салтыков-Щедрин М. А. Собр. соч.: В 20 т. М., 1974. Т. 16, кн. 1. Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959. Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1976: Статьи и материалы. Л., 1976 Или: Бушмин А. С. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Л., 1976. Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении: Пособие для учителей. Л., 1979. Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975 (гл. 3). Трофимов Н. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., 1964. Элъсберг Я. Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество. М., 1953. Тема 6. Поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Коняга» и «Богатырь» Задание 1 Анализ сказки «Коняга» 1. Определить сказочный элемент «Коняги» - наличие в ней чудесного, фантастического или осмысление реальности как фантастики. В каких фрагментах текста мысль о фантастичности Коняги выражена особенно ярко? 2.Определить иносказательный и обобщенный (символический) смысл трех образов сказки - Коняги, мужика и бесконечных полей. Связь этих образов. 3.Отметить функции иронии и гиперболы в сказке. В чем полемический характер «поля» и «проселка» (дороги)? Мифологический элемент сказки - антитеза Коняга и Пустоплясов. 4.Определить, какие расхожие интеллигентские объяснения мужицкого долготерпения (философские концепции «мужицкой души») отражают высказывания четырех Пустоплясов. 5.В чем сходство сказки с притчей? Отметить притчевые тенденции в способе повествования. Задание 2 Анализ сказки «Богатырь» 1. Определить связь с фольклорной сказкой и героическим эпосом. Как переосмысляется традиционный образ Богатыря? Символический смысл образа. 2.Функции высокого словесного стиля в сказке, его прямое и пародийное звучание. 3.Определить, с какими литературными жанрами связан этот стиль (доказать путем сравнения с другими произведениями). 4.Эзоповы приемы в сказке. Список литературы См. тему 5. Тема 7. Фома Опискин и Иудушка Головлев: сравнение типов лицемеров и принципов их изображения Задание 1 Сопоставить обобщенные характеристики Фомы Опискина и Иудушки Головлева в следующих фрагментах: – в повести «Село Степанчиково» Достоевского (часть 1, гл. 1 - от слов «Представьте себе человечка...» до слов «...крестились и отплевывались»); – в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина (в гл. «Семейные итоги» - от слов «Не надо думать, что Иудушка был лицемер...» до слов «...не мог найти свободную минуту учесть»). Объяснить доминанту характера Фомы и Иудушки, сходства и различия в их нравственной позиции. Национальный «колорит» в лицемерии того и другого. Чем отличается авторская характеристика у Щедрина и характеристика от лица одного из персонажей у Достоевского? Задание 2 Сопоставить фрагменты, в которых герои Достоевского и Щедрина выступают в разговорах с другими людьми (а именно: в гл. 7 «Фома Фомич» в «Селе Степанчиково» и в диалоге Порфирия Владимировича с сыном Петенькой в гл. «Семейные итоги»). Объяснить: – как в том и другом случаях диалог служит средством психологического анализа, раскрывает характер и «скрытые возможности» типа; – как строится диалог у Достоевского и Щедрина; – как характеризует персонажи их лексика, фразеология, ритм и построение фразы; – как проявляется авторская оценка персонажа в настроении диалога. Задание 3 Сопоставить финальное смирение Фомы Опискина и раскаяние Иудушки. Указать возможности разного толкования финалов. Определить авторские концепции личности, проявляющиеся в финалах сатирических произведений. Список литературы Архипова А. В. Комментарии к роману «Село Степанчиково и его обитатели» // Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 3. Л., 1972. С. 496–516. Туниманов В. А. Творчество Достоевского, 1854-1862. Л., 1980 (гл. 1). Кирпотин В. Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821–1859). М., 1960 (ч. 3, гл. 4). Утехин Н. П. Ф. М. Достоевский. Комические повести и рассказы // Современность классики. М. 1986. С. 201–246. Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972. Покусаев Е.. И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975. Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988 (гл. 3). Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995 (гл. 6). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |