Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. «Благонамеренные речи» М. Е. Салтыкова-Щедрина




1.Смысл понятия «благонамеренные речи». Щедрин о замысле цикла. Защита интересов «простеца».

2.Принципы циклизации очерков в «Благонамеренных речах». Композиционные особенности книги.

3.Тема буржуазии в русской литературе середины XIX в. и своеобразие ее поворота в произведениях Щедрина.

4.Образ «чумазого». Средства его создания и развенчания. Эволюция Дерунова. Принцип собственности, семейственности и государственности в понимании «чумазых» - новых столпов общества.

5.Подход Щедрина к решению «женского» вопроса. Сатира на «семейное счастье» собственников.

6.«Принцип государственности» в понимании обывателя и функционера («В погоне за идеалами», «В дружеском кругу»). Сатира на охранителей-идеологов: лгуны-лицемеры и лгуны-фанатики (Тебеньков и Плешивцев). Образ «фрондера»-повествователя.

7.Проблема положительного героя в «Благонамеренных речах».

8.Своеобразие психологизма в сатире Щедрина. Язык сатиры, «щедринизмы» в «Благонамеренных речах».

Список литературы

Салтыков-Щедрин М. Е. Благонамеренные речи (любое издание).

Кузнецов Ф. Ф. «Благонамеренные речи» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 11. М., 1971. С. 519-552.

Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959.

Салтыков-Щедрин о литературе. М., 1953.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; JL, 1959. Ч. 2.

Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826-1976: Статьи и материалы. Л., 1976.

Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963.

Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.

Тема 3. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

1. История создания романа. Тема деградации дворянства в русской литературе XIX в. и своеобразие постановки ее в романе «Господа Головлевы».

2. Жанрово-композиционные особенности романа Салтыкова-Щедрина.

З. Критика принципа «семейственности» в «Господах Головлевых». Своеобразие произведения как семейного романа. Общее и особенное в членах семьи Головлевых.

4. Иудушка Головлев как синтетическое воплощение пороков «ветхого человека». Идеи и принципы Иудушки. Характер его религиозности (полемика Щедрина с Достоевским). Смысл трагического финала романа. Иудушка как тип социальный и психологический.

5. Сатирическая типизация в романе. Герой Щедрина как тип общественного поведения и социальной психологии. Обобщенные авторские характеристики (лексика, синтаксис). Особенности диалогов у Щедрина. Жест и мимика как средства психологического анализа. Авторский психологический комментарий к поступкам героев и обобщенные авторские характеристики умонастроения героев.

Список литературы

Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература. 1990. № 2.

Горячкина М. С. Некоторые особенности психологизма Достоевского и Щедрина // Рус. лит. 1971. № 1.

Григорьян К. Н. «Господа Головлевы» – роман Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1962.

Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972.

Покусаев Е. И. Шедевр социальной сатиры // Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». М., 1970.

Он же. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Прозоров В. В. Роман в теоретическом и художественном истолковании Салтыкова-Щедрина // История русского романа: В 2 т. Т. 2. Л., 1964 (гл. 8).

Он же. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

 

 

Тема 4. «Современная идиллия» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Время создания «Современной идиллии». Политическая реакция в стране. Замысел книги.

2. Фантастический сюжет «Современной идиллии» как отражение трагедии целого общества - трагедии интеллигенции, взятой под подозрение, и масс, обнаруживших политическое невежество.

3. Эволюция либеральной интеллигенции в годы реакции в сатире Щедрина. Смысл финала книги.

4. Годы жестокого порядка и его законодательная деятельность.

5.«Полет юмористической фантазии» Щедрина. Оригинальные формы сатирических обобщений: портретные зарисовки, фантастические таксы, статистические жизнеописания, газетные объявления, пародийные «уставы», вставные сценки и новеллы.

6.«Современная идиллия» как роман-обозрение.

7. Инсценировка «Современной идиллии» на сцене театра «Современник». («Балалайкин и Ко»).

Список литературы

Жук А. А. «Современная идиллия» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1973. Т. 15, кн. 1.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

Жук А. Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Саратов, 1958.

Эльсберг Я. Стиль Щедрина. М., 1940.

Тема 5. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Сказочный жанр в русской литературе 60-х гг. Причины обращения писателей к аллегорической форме. Двуплановость аллегорий, философская глубина второго плана.

2. Жанровые разновидности «Сказок» Щедрина. Отношение «Сказок» к фольклорной сказке. Связь щедринских «Сказок» с темами и проблемами других произведений писателя.

3. Сказки о властителях России. Развенчание идеологии и психологии правящих классов.

4. Сказки о народе. Народ и история. Критика ложных концепций народной жизни.

5. Сказки о «пестрых» людях. Обличение трусости и либерального ренегатства. Трагедия утопической мечты и «встревоженной бессознательности».

6. Сказки об «убежденных людях» («Вяленая вобла», «Дурак», «Рождественская сказка»). Сказка о реакционной печати и журналистике. Сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым».

7. Фантастика «Сказок» Щедрина. Образы животных. Эзопов язык «Сказок». Щедрин - мастер иронии, гиперболы и сатиры.

Список литературы

Базанова В. И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1966.

Баскаков В. П., Бушмин А. С. «Сказки» // Салтыков-Щедрин М. А. Собр. соч.: В 20 т. М., 1974. Т. 16, кн. 1.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1976: Статьи и материалы. Л., 1976 Или: Бушмин А. С. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Л., 1976.

Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении: Пособие для учителей. Л., 1979.

Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975 (гл. 3).

Трофимов Н. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., 1964.

Элъсберг Я. Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество. М., 1953.

Тема 6. Поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Коняга» и «Богатырь»

Задание 1

Анализ сказки «Коняга»

1. Определить сказочный элемент «Коняги» - наличие в ней чудесного, фантастического или осмысление реальности как фантастики.

В каких фрагментах текста мысль о фантастичности Коняги выражена особенно ярко?

2.Определить иносказательный и обобщенный (символический) смысл трех образов сказки - Коняги, мужика и бесконечных полей. Связь этих образов.

3.Отметить функции иронии и гиперболы в сказке.

В чем полемический характер «поля» и «проселка» (дороги)? Мифологический элемент сказки - антитеза Коняга и Пустоплясов.

4.Определить, какие расхожие интеллигентские объяснения мужицкого долготерпения (философские концепции «мужицкой души») отражают высказывания четырех Пустоплясов.

5.В чем сходство сказки с притчей?

Отметить притчевые тенденции в способе повествования.

Задание 2

Анализ сказки «Богатырь»

1. Определить связь с фольклорной сказкой и героическим эпосом. Как переосмысляется традиционный образ Богатыря? Символический смысл образа.

2.Функции высокого словесного стиля в сказке, его прямое и пародийное звучание.

3.Определить, с какими литературными жанрами связан этот стиль (доказать путем сравнения с другими произведениями).

4.Эзоповы приемы в сказке.

Список литературы

См. тему 5.

Тема 7. Фома Опискин и Иудушка Головлев: сравнение типов лицемеров и принципов их изображения

Задание 1

Сопоставить обобщенные характеристики Фомы Опискина и Иудушки Головлева в следующих фрагментах:

– в повести «Село Степанчиково» Достоевского (часть 1, гл. 1 - от слов «Представьте себе человечка...» до слов «...крестились и отплевывались»);

– в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина (в гл. «Семейные итоги» - от слов «Не надо думать, что Иудушка был лицемер...» до слов «...не мог найти свободную минуту учесть»).

Объяснить доминанту характера Фомы и Иудушки, сходства и различия в их нравственной позиции.

Национальный «колорит» в лицемерии того и другого.

Чем отличается авторская характеристика у Щедрина и характеристика от лица одного из персонажей у Достоевского?

Задание 2

Сопоставить фрагменты, в которых герои Достоевского и Щедрина выступают в разговорах с другими людьми (а именно: в гл. 7 «Фома Фомич» в «Селе Степанчиково» и в диалоге Порфирия Владимировича с сыном Петенькой в гл. «Семейные итоги»). Объяснить:

– как в том и другом случаях диалог служит средством психологического анализа, раскрывает характер и «скрытые возможности» типа;

– как строится диалог у Достоевского и Щедрина;

– как характеризует персонажи их лексика, фразеология, ритм и построение фразы;

–  как проявляется авторская оценка персонажа в настроении диалога.

Задание 3

Сопоставить финальное смирение Фомы Опискина и раскаяние Иудушки.

Указать возможности разного толкования финалов.

Определить авторские концепции личности, проявляющиеся в финалах сатирических произведений.

Список литературы

Архипова А. В. Комментарии к роману «Село Степанчиково и его обитатели» // Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 3. Л., 1972. С. 496–516.

Туниманов В. А. Творчество Достоевского, 1854-1862. Л., 1980 (гл. 1).

Кирпотин В. Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821–1859). М., 1960 (ч. 3, гл. 4).

Утехин Н. П. Ф. М. Достоевский. Комические повести и рассказы // Современность классики. М. 1986. С. 201–246.

Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972.

Покусаев Е.. И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988 (гл. 3).

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995 (гл. 6).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...