Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 17. Пьесы А. Н. Островского о театре и актерах




1. Состояние и репертуар русского театра 70–80-х годов XIX века. Статьи Островского об актерах и театре. Островский - создатель «Артистического кружка».

2. Мир театра в театральной трилогии драматурга. Жизненная философия, облик и быт актеров в пьесе «Лес». Антитеза и диалектика судеб Счастливцева и Несчастливцева. Смысл заглавия пьесы. Антитетический
характер «морального кодекса» общества Гурмыжской и артистов.
Мастерство в создании финальной сцены. Принцип «дуэта» в группировке героев. Литературная «аура» пьесы: В. Шекспир, Фр. Шиллер – драматургические реминисценции и цитация.

3. Типология взаимоотношения талантов и поклонников («Таланты и поклонники»). Варианты судьбы талантливого актера: Негина, Смельская и другие. Финалы актеров и их значение. Две концовки драмы.

4. Характер конфликта пьесы «Без вины виноватые». Новый тип героини. Значение времени и пространства в создании драматического образа главной героини. Взаимоотношения матери и сына. Специфика психологизма и формы его проявления. Жанровая форма мелодрамы в поздней драматургии Островского.

5.Известные интерпретации пьес Островского о театре и актерах.



Список литературы

Островский А. Н. Лес; Таланты и поклонники; Без вины виноватые (любое издание).

История русского драматического театра: В 7 т. Т. 5. С. 98–106; 158–230.

Данилов С. С., Португалова М. Г. Русский драматический театр ХIХ в. Л., 1974. Т. 2.

Ищук-Фадеева Н. И. Жанры русской драмы: Пособие по спецкурсу. Ч. 1: Традиционные жанры русской драматургии. Тверь, 2003. С. 76–80.

Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976. С. 431–432; 492–518.

Рыбаков Ю. Судьба таланта у Островского // Островский и литературно-театральное движение ХIХ-ХХ вв. Л., 1974.

Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 301–314.

Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.

Он же. Три шедевра. М., 1983.

Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. Т. 1. М., 1963. С. 163–225.

 

Тема 18. Проблема нового героя в пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»

1.Отражение в бытовом сюжете пьесы новой общественной
ситуации в России второй половины 1860-х годов.

2.Характер героя нового типа:

– Глумов - тип делового человека, продающего интеллект;

– Глумов — «игрок» во имя возвышения;

– Глумов и грибоедовские герои: Молчалин, Чацкий (сравнительная характеристика);

– Глумов, конфликтующий с собой и со своей средой («мудрецами» - Мамаевым, Крутицким, Городулиным, Турусиной), — художественный прием, выявляющий раздвоение героя.

3.Специфика сюжета пьесы; финалы действий и актов; ударные
реплики «под занавес»; финал и его значение; язык героев как важнейшее средство характеристики.

4.Пьеса в современном театре.



Список литературы

Островский А. Н. На всякого мудреца довольно простоты (любое издание).

Лакшин В. Я. «Мудрецы» Островского в истории и на сцене // Новый мир. 1969. № 12. С. 208-244.

Он же. Островский (1868–1871) // Островский А. Н. Поли. собр. соч.: В 12 т. Т. 3. М., 1974.

Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. М., 1981. С. 130–153.

Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Тема 19. Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»

1.Тема девушки-бесприданницы в творчестве Островского.

2.Мотив «горячего сердца» в пьесах и образ Ларисы Огудаловой. Функции монологов, пейзажа, музыки в воссоздании натуры героини.

3.Значение образов Паратова, Кнурова и Вожеватова в судьбе Ларисы. Мотив «вещи» и его завершение. Роль шута Робинзона в игре хозяев.

4.Глубина характеров и психологической характеристики героев: текст и подтекст; деталь; лейтмотив.

5.Вариант образа «маленького человека» у Островского (Карандышев). Ключевые слова, подчеркивающие его «малость».

6.История пьесы на сцене и в кино.

 

Список литературы

Островский А. Н. Бесприданница // Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 5. М., 1975.

Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Журавлева А. И. Некрасов В. Н Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1982.

Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976.

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М., 1961. Гл. 10. Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1986.

Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Три шедевра. М., 1983.

Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.

 

Тема 20. Лирика Н. А. Некрасова

1. Общая характеристика сборника стихотворений 1856 года.

2. Тема народа и специфика ее раскрытия. Диалектика художественного анализа и поэтического синтеза в стихах о народе. Своеобразие некрасовского пафоса, эмоциональные доминанты.

3. Формы повествования; «театрализация» и «сценичность» произведений. Своеобразие образа лирического героя в стихах Некрасова. Ролевая лирика.

4. Сатирические стихотворения. Особенности «смехового» начала; пародирование.

5. «Покаянные мотивы» и их значение в поэзии Н. А. Некрасова.

6. Тема поэта и поэзии: традиции и новаторство.

7. «Стиль, отвечающий теме»: особенности лексики, отражающей быт, нравы и психологию народа; система тропов; рифма; размер; интонация.

Список литературы

Некрасов Н. А Стихотворения (любое издание).

История русской поэзии: В 2 т. Т. 2. Л., 1969 (гл. 1).

Евгеньев-Максимов В. Творческий путь Н. А. Некрасова. М.; Л., 1953.

Карман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. 2-е изд. Ижевск, 1978.

Он же Лирическая система Некрасова // Некрасов и русская литература. М., 1971.

Он же Лирика и реализм. Иркутск, 1986. С. 68-77.

Скатов Н. Н. Жизнь и творчество. 2-е изд. М., 1971.

Степанов Н. Н. Некрасов: Жизнь и творчество. М., 1971.

Чуковский К. Мастерство Некрасова (гл. 1, 2, 5; любое издание).

Тема 21. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1. Творческая история произведения. Замысел и его эволюция.

2. Композиция и сюжет поэмы: фольклорная основа; герои; отражение их спора в тексте.

3. Специфика жанра: «эпос народной жизни»; синтетизм и энциклопедизм в изображении русской жизни.

4. Крестьянские типы в поэме:

– заступники из народа (Яким Нагой, Ермила Гирин, Агап Петров и другие);

– Матрена Тимофеевна как тип женщины из народа. Функции песен и плачей в раскрытии национального менталитета и характера;

– Савелий - «богатырь святорусский». Функции легенды о Кудеяре;

– люди холопского звания» (Игнат, Егор, Глеб и др.). Критика рабской психологии и смысл притчи «Про Якова верного холопа примерного». Художественные приемы сатирического изображения.

5.«Народный заступник» Гриша Добросклонов. Значение фольклора в создании образа самоотверженного героя. Тип пафоса последней части произведения и его обоснование.

6.Художественный фольклоризм: многоуровневый характер. Взаимоотношение автора-повествователя с народной точкой зрения.

Список литературы

Некрасов Я. А Кому на Руси жить хорошо // Некрасов Н. А. Поли. собр. соч.: В 15 т. Т. 5. Л., 1982.

Аникин В. П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.; Л., 1973.

Илюшин А. «Кому на Руси жить хорошо» как эпопея // Вести. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1978. № 3.

Прокшин В. Г. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1986.

Он же. Н. А. Некрасов. Путь к эпопее. Уфа, 1979. С. 157–271.

Он же. «Где же ты, тайна довольства народного?..» М., 1990. С. 135–201.

Скатов Н. Н. Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо?») // Скатов Н. Литературные очерки. М., 1985. С. 174–209.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...