Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 22. «Однодум» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова в контексте цикла «Праведники»




1. Лесковская концепция праведничества: религия добрых дел, жизнь по Божьей правде. Цикл «Праведники».

2. «Однодум» - первое произведение, целенаправленно созданное Лесковым для цикла «Праведники». История создания и замысел рассказа.

3. Характеристика квартального Рыжова: история жизни героя, характер, система ценностных ориентации, любомудрие.

4. Способы создания образа героя-праведника: прозвища-именования героя, высказывания, описание поступков, восприятие и характеристики окружающих, портрет.

5. Герой рассказа как праведник.

6. Судьба и личность Ивана Флягина: индивидуализация и типизация образа героя.

7. Лесковская концепция национального характера. Иван Флягин - тип народного богатыря, герой эпического масштаба. Соотнесение названия повести с образом главного героя.

8. Художественное воплощение национального характера. Жанровые особенности повести. Композиционно-сюжетная структура. Речь повествователя и речь сказителя. Функции сказа.

9. Традиции Лескова в русской литературе XX века (А. Солженицын, В. Шукшин).

Список литературы

Лесков Н. С. Праведники // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М., 1989.

Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.

Снигирева Т. А.., Подчинение А. В. Русская идея как художественный феномен. Екатеринбург, 2001.

См. также литературу к теме 21.

Тема 23. «Левша» Н. С. Лескова: целостный анализ проблематики и поэтики

Для подготовки к занятию нужно тщательно проанализировать текст, подготовиться к беседе по вопросам (ответы должны быть аргументированы ссылками на текст).

1. Как ставится в повести «Левша» проблема национального самосознания? (К вопросу о способах художественной постановки проблем).

2. Столкновение мнений о русском человеке у императора Александра и казака Платова с самомнением англичан и позицией царя Николая. Способы изложения этих мнений

3. Сказ, формирующий проблемное единство повести. Понятие о сказе и специфике лесковского сказа.

Выделить и указать места в повести, где виден сказитель. Определить и доказать, кому из персонажей он ближе всего, чью точку зрения выражает.

4. Выделить этапы движения сюжета, центральные сложные перипетии, кульминацию и развязку.

Принципы антитезы и контраста в сценах, изображающих встречу Левши с англичанами.

Парадоксы сюжета как отражение парадоксальности судеб русского человека.

5. Принципы создания характера в повести.

Как создается образ Левши в качестве обобщенного типа не только «тульского мастерового», но и «русского человека»?

Средства создания внешнего облика, характеристики и описания, сближающие его с другими мастеровыми. Как раскрывается социальное и национальное самосознание и самоутверждение Левши?

6. Связь художественной манеры автора «Левши» с народным лубком. «Народная этимология» в речи рассказчика.

Список литературы

Лесков Н. С. Левша (любое издание).

Громов П. П Лесков / П. П. Громов, Б. М. Эйхенбаум // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 1. М., 1954.

Щенников Г. К. Певец русского подвижника // Лесков Н. С. Избранное. Свердловск, 1981.

См. также литературу к теме 21.

Тема 24. Поэзия и проза Вл. Соловьева

Поэзия. «В тумане утреннем...», «Иммануэль», «Панмонголизм», «Милый друг, иль ты не видишь...», «Если желанья бегут...», «У царицы моей...», «Бедный друг, истомил тебя путь ...», «Под чуждой властью знойной вьюги ...», «Сказочным чем-то повеяло снова...», «Свет с Востока» и др.

Поэма «Три свидания».

Охарактеризуйте основные лирические темы стихов В. Соловьева. Подготовьте анализы отдельных стихотворений. (Примерный план: Что составляет основу лирического сюжета? Какие сферы реальности осваивает лирическое сознание? Каковы структура, композиция, эмоциональный тон стихотворения и характер образности?) Как стихотворения связаны с мироощущением и философией автора?

Проза. «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...»

1. Диалогичная форма произведения, ее смысл и значение. Роль рассказов и вставных новелл в произведении.

2. Охарактеризуйте участников диалогов, их позиции.

3. Раскройте основное содержание разговоров, их полемический аспект. Как проявляется в произведении антитолстовский пафос? Чьи аргументы убедительнее?

4. Как связана с проблематикой разговоров «Краткая повесть об Антихристе...»? В чем сходство и различие «Краткой повести...» и «Легенды о Великом Инквизиторе»?

Список литературы

Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974; любые другие издания, а также подборки стихов В. Соловьева в сборниках, например: Русская поэзия ХIХ - начала XX в. М., 1987.

Он же. Смысл любви. Избр. произв. М., 1991.

Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1983.

Тема 25. Концепция любви в творчестве русских поэтов 1880–1890-х годов. Поэтика лирических стихотворений

Самостоятельная работа со стихотворениями С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, Вл. С. Соловьева, К. Р. (Константина Романова), Мирры Лохвицкой.

Задание 1

Определить доминанту в концепции любви каждого из названных поэтов.

Задание 2

Определить особенности художественной системы каждого поэта в отдельности:

– специфика жанров, структурно-композиционные особенности произведений;

– отношение автора и лирического героя;

– психологический анализ, его формы и место в стихотворении;

– контрасты, гиперболы, гротеск;

– тропы и их функции;

– звукопись, цветопись, музыкальность («романсность») и живописность стиха;

– культурные традиции и «аура»; связь с мифологией, фольклором; религиозной культурой;

– символика и символы;

– «смеховые» символы и приемы (4 типа смеха: юмор, сатира, ирония, сарказм).

Показать, как все эти средства служат выражению концепции любви.

Список литературы

Поэты 1880–1890-х годов / Вступ. ст. Г. А. Бялого. М.; Л., 1964. С. 161–221; 359–397; 539–570 (Сер. «Б-ка поэта»).

Русский сонет. Первая четверть XX века. Петрозаводск, 1991. С. 24–28.

«Мне нужен свет любви твоей...»: Любовная лирика 80-90 годов ХIХ века / Сост., автор вступ. ст. и примеч. Н. В. Пращерук. Екатеринбург, 1992. С. 5–82; 221-262; 313-355.

Апухтин А. Н. Стихотворения / Вступ. ст. Ц. Коварского; Подгот. текста и примеч. Р. А. Шацевой. Л., 1961 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Он же. Сочинения: Стихотворения. Проза / Сост. и подг. текста А. Ф. Захаркина; Вступ. ст. М. В. Отрадина; Примеч. Р. А. Щацевой. М., 1995.

Он же. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. М. В. Отрадина. Л., 1991 (Б-ка поэта. Большая серия. 3-е изд.).

Надсон С. Я. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. Т. Я. Бялого; Подг. текста и примеч. Ф. И. Шушковского. М.; Л., 1962 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. ст., сост. и примеч. 3. Г. Минц. Л., 1974 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Щенникова Л. П. История русской поэзии 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен. Екатеринбург, 2002.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...