Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 17. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
1. «Мысль семейная» в романе, ее диалектика и противоречия. Художественные и смысловые функции изображения жизни разных семей. Толстовские поиски социального и нравственного «корня зла»; концепция разных типов любви. 2. Антиномии характера Анны, глубина и масштабность ее личности; нравственные основы трагедии героини и ее социальные истоки. Анна и Вронский: «Пока есть жизнь, есть и счастие»? Случайное и закономерное в трагедии Анны. Позиция автора и ее выражение в эпиграфе к роману. 3. «Диалектика души» Константина Левина: потери и обретения героя, драматизм его душевного развития; соотношение правды и блага, частного и общего в размышлениях Левина и в его жизни. Параллелизм жизненных историй Анны – Вронского и Левина – Кити. 4. Анна и А. А. Каренин, Анна и Кити, Анна и Долли. Текучесть человеческого характера в представлении Толстого. Роль внутреннего монолога героев как эмоционального выражения субъективной истины. Проанализировать последний монолог Анны. Смерть героини – «избыток» или «недостаток» человечности? 5. Проблема художественной целостности романа, законы «сцепления» глав. Динамика зрительно-звуковой и пространственно-временной картин мира. Символика в романе (обратить внимание на наблюдения В. Набокова).
Список литературы Толстой Л. Н. Анна Каренина (любое издание). Бабаев Э. Г. Из истории русского романа XIX в.: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. С. 117–235. Вишневская И. Театр в природе Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 351–384. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции. М., 1983. С. 71–86. Лученецкая-Бурдина И. Ю. Парадоксы художника. Особенности индивидуального стиля Л. Н. Толстого 1870–1890 гг. Ярославль, 2001. Набоков В. В. Лев Толстой // Он же. Лекции по русской литературе (любое издание). Полякова Е. Символ и аллегория в реализме Толстого // В мире Толстого: Сб. ст. М., 1978. С. 315-350. Эйхенбаум Б. Пушкин и Толстой // Б. Эйхенбаум О прозе. Л., 1969. С. 167–184. Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. С. 151–229.
Тема 18. Роман Л. Н. Толстого «Воскресенье» 1. Эволюция мировоззрения Толстого в конце 1870-х-1880-е годы: от экзистенциального кризиса к нравственному и творческому перевороту (см. философско-публицистические произведения Толстого: «Исповедь», «О жизни»). 2. Тема воскресения в творчестве Л. Н. Толстого 1880-1890 гг. («Власть тьмы», «Хозяин и работник», «Смерть Ивана Ильича»). История замысла и создания романа «Воскресенье». 3. Проблема нравственного падения и возрождения личности в романе. Роль композиции и авторского повествования в раскрытии души Нехлюдова и Катюши Масловой. Подумайте, зачем несколько раз описана в романе история прошедшей любви героев, чем отличаются все эти описания. 4. Антропологическая концепция Толстого и ее воплощение в образе Нехлюдова. Жизнь «животная» и «духовная» в развитии человека. Этапы пути Нехлюдова, его роль в спасении Катюши. Насколько необратимо духовное перерождение героя? 5. История жизни, падения и возрождения Катюши Масловой. Отношение к героине со стороны автора-повествователя. Разные способы характеристики внутреннего мира Нехлюдова и Катюши. Характер толстовского психологизма: проследите объяснение повествователем поведения Катюши. Сравните портреты трех героинь Толстого: Наташи Ростовой, Анны Карениной и Катюши Масловой. Насколько меняется авторская оценка и повествовательная техника писателя? 6. Сатира Толстого в изображении различных социальных институтов России. Образы революционеров в романе; Толстой и революция. Список литературы Толстой Л. Н. Воскресенье Исповедь. О жизни. Власть тьмы. Хозяин и работник. Смерть Ивана Ильича (любое издание). Андреева Е. П. Толстой-художник в последний период творчества. Воронеж, 1980. Ищук Г. Проблемы эстетики позднего Толстого. Ростов н/Д., 1967. Купреянова Е. Роман «Воскресенье» // История русского романа: В 2 т. Л., 1964. Т. 2. Ломунов Н. Над страницами «Воскресенья». М., 1979. Маймин Е. Некоторые особенности композиции романа «Воскресенье» // Творчество Л. Н. Толстого. М., 1969. Петров Г. М. Отлучение Л. Н. Толстого от церкви. М., 1978. Ремизов В. Б. Роман Толстого «Воскресенье»: Концепция жизни и формы ее воплощения. Воронеж, 1986. Роман Л. Н. Толстого «Воскресенье»: историко-функциональное исследование. Сб. ст. М., 1991. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. Гл. 7-10. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963. Тема 19. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой 1. Ф. Достоевский и Л. Толстой о природе человека, о его субстанциональных началах. 2.Сходство и различие этико-христианских концепций Достоевского и Л. Толстого. 3.Своеобразие принципов и способов психологического анализа у Достоевского и Л. Толстого (на конкретных примерах). 4.Жанровая специфика романов Достоевского и Л. Толстого. 5.Проблема творческого взаимовлияния и творческого спора-состязания Достоевского и Л. Толстого (с указанием конкретных «перекличек» и типологических схождений). Список литературы Бялый Т.А. «Вечные темы» у Достоевского и Л. Толстого («Идиот», «Анна Каренина»). Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. Купреянова Е. Н. Статьи о романах Л. Н. Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964-1965. Она же. Эстетика Л. Н. Толстого. Л., 1966. Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула. 1986. Она же. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. М., 1988. Латынина А. Н. Достоевский и экзистенциализм. // Достоевский - художник и мыслитель. М., 1972. Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. Тарасов Б. В мире Достоевского. 1986 (гл. «Тайна человека, или "Фантастический реализм": Уроки Достоевского»). Фридлендер Г. М. Достоевский и Л. Толстой // Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. М., 1979. Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 344–374.
Тема 20. Сравнительный анализ внутреннего монолога Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого Задание 1 Сравнить внутренний монолог Раскольникова при первом разговоре со следователем Порфирием Петровичем (часть 3, гл. 5 - от слов «Мысли крутились как вихрь в голове Раскольникова...» до слов «Все это как молния пронеслось у него в голове...») с внутренним монологом Анны Карениной, получившей письмо от мужа (часть 3, гл. 16 — от слов «...она раскаивалась утром...» до слов «"Нет, разорву, разорву!" - воскликнула она»). Оба героя в драматической ситуации. Как они думают? Как раскрывается мыслительный процесс Раскольникова и Анны Карениной: в чем существенное различие этих процессов? Оцените их с точки зрения внутренней динамики: насколько логичны или противоречивы рассуждения героев, что преобладает в них: антиномика или диалектика чувств? Каковы темп и ритм движения мысли у каждого? Какое место в размышлениях занимает слово или образ другого человека? Как идет спор с «другим»? Проступает ли во внутреннем монологе исходный нравственный критерий, голос совести, помогающий разобраться в веренице мыслей? Разрешается ли (и как разрешается) в монологе вопрос, поразивший героя? Как характеризует персонажа лексика, фразеология, синтаксис его внутренней речи?
В какой мере эта внутренняя речь литературно упорядоченна или близка естественной неупорядоченности мыслей «про себя»? Что в этой неупорядоченности от характера героя, а что - от авторского способа передачи внутреннего монолога? Задание 2 Сравнить рассуждения во сне Пьера Безухова и Алеши Карамазова (в «Войне и мире» - т. 3, ч. 3, гл. 9; в «Братьях Карамазовых» - ч. 3, кн. 7, гл. 4: «Кана Галилейская»). Тематически и функционально эти рассуждения близки, они знаменуют начало духовного перелома героев. Следует сравнить: – внешние впечатления и воспоминания, определяющие характер размышлений во сне у Пьера и Алеши; – слова, выделенные авторским курсивом в том и другом тексте, их особое значение; – логику рассуждений Пьера и Алеши; – роль «благодетеля» и «старца» во сне; – итоги «вещего» сна; – характер авторской лексики и повествования; – соотнесение разных планов действительности, разных миров; – сходство и различие Пьера и Алеши как эпических героев. Список литературы Бойко М. Внутренний монолог в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Л. Н. Толстой: Сборник статей о творчестве / Под ред. Н. К. Гудзия. М., 1959. С. 83–99. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание; гл. 5, разд. 2, 3). Фридлендер Г. Достоевский и Лев Толстой // Достоевский и мировая культура. М., 1979. С. 158–231. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. Воловинская М. В. Эпические и драматические герои в «Войне и мире Толстого и «Братьях Карамазовых» Достоевского // Ф. М. Достоевский и национальная культура. Вып. 1. Челябинск, 1994. С. 197–208. Громов П. О стиле Л. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977. Чирков Я.М. О стиле Достоевского. М., 1977. Щенников Г. К. «Искусство - помощник, но самостоятельный...» // Урал. 1979. № 9.
Тема 21. Концепция национального характера и национальной жизни в хронике Н. С. Лескова «Соборяне» 1. Охарактеризуйте жанр, сюжетно-композиционную структуру «Соборян». Что значит «хроника»? Значение внефабульных элементов. Специфика хронотопа. 2. «Сюжеты», «сказочки» старгородской жизни и система персонажей. Главные герои (С. Туберозов, А. Десницын, 3. Бенефактов) как разные человеческие типы и как воплощение представлений Лескова о национальном характере и национальном идеале (рассмотрите конкретные сцены и эпизоды). 3. «Демикотоновая книга». Как реализуется в произведении тема веры и безверия, старого и нового, ограниченной «просвещённости»? Фигуры В. Препотенского, Термосесова, Борноволокова и др. 4. Характер повествования, стиль, язык. Сложности авторского отношения. Героические, апокалиптические и иронические интонации в произведении. Как проявляются «коварная» манера повествования, «тихая язвительность» Лескова? Своеобразие языка в произведении. Список литературы Лесков Н. С. Соборяне (любое издание). Аннинский Л. Несломленный // Аннинский Л. Три еретика. М., 1988. Он же. «Русский космос»Николая Лескова// Лесков Н.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1993. С. 5–74. Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979. Она же. Творчество Н. С. Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. 1981. № 2. Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988. Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984. Лесков и русская литература: Сб. статей. М., 1988. Семенов В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981. Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Лескова. Л., 1978. Она же. Н. С. Лесков // История русской литературы: В 4 т. Т. 3. Л., 1982. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974. Хализев В. Лесковская концепция праведничества / В. Хализев, О. Майорова // В мире Лескова. М., 1982. Эйхенбаум Б. М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |