Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 9. Романы И. С. Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети»
1.Социально-общественная проблематика романов и специфика ее отражения Тургеневым. Вечное и злободневное в романах: реализация архетипического и космического уровней в сюжетно-образной системе. 2.Трагизм героев Тургенева: Личность и судьба Елены Стаховой (отношение к людям, сфера идеального в сознании героини, ее выбор и история любви к Инсарову). «Значит, была вина...» — в чем состоит «вина» Елены? Почему Базаров – «лицо трагическое»? Его жизненная позиция, мировоззрение (как следует оценивать базаровский нигилизм, что он значит в системе романа), испытание героя любовью (сходство и различие его с героем-дворянином в ситуации rendes-vous),отношения с людьми (смысл близости к Базарову Павла Петровича) и кончина (каковы истинные причины внешне нелепой смерти героя). 3. Типология женских характеров в творчестве Тургенева и место в ней Одинцовой: сравнить героиню с Ельцовой-старшей («Фауст»). Антитеза или гармония спокойствия и счастья – выбор тургеневских героинь? 4. Художественная структура и композиция романов: роль символики, повторяющихся мотивов и образов (примеры); значение эпилогов в составе целого (как проясняют авторскую концепцию). Функции природы и пейзажа, костюма героев, художественной детали. Авторский голос и формы его проявления. Культурная «аура» произведений Тургенева: книги, живопись, музыка. Характер диалогов. Список литературы Батюто А. И. Тургенев-романист. Л., 1972. Он же. «Отцы и дети» Тургенева; «Обрыв» Гончарова // Русская литература. 1991. №2. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., 1962. Зеньковский В. Миросозерцание Тургенева // Литературное обозрение. 1993. № 11-12. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982. Манн Ю. Базаров и другие // Новый мир. 1968. № 10. Мысляков В.В. Базаров на rendes-vous // Русская литература. 1975. № 1. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. Л., 1982. Русская критика о романах Тургенева: Добролюбов Н.А. «Когда же придёт настоящий день?», «Н. В. Станкевич»; Писарев Д. И. «Базаров», «Реалисты»; Страхов Н. Н. «И. С. Тургенев. Отцы и дети» // Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986. Троицкий В.Ю. Книга поколений: О романе Тургенева «Отцы и дети». М., 1979.
Тема 10. «Таинственные повести» И. С. Тургенева 1. Философские и эстетические предпосылки таинственного и фантастического в творчестве Тургенева. Ощущение скрытого трагизма русской жизни и философский пессимизм писателя. Тургеневская концепция природы и человека. Таинственное в повестях писателя 1850–1860-х годов («Фауст», «Призраки»). 2. Концепция фантастического в рассказе «Сон». Характер повествования. Проблемы естествознания в рассказе; тема генетической памяти Сочетание фантастики и физиологии. 3. Поэтика обыденно-таинственного в «Песне торжествующей любви». Двойственный смысл повести как произведения о высшем трагическом начале в жизни человека и об идеальном в ней. Естественно-научное объяснение таинственного. Значение литературной стилизации в повести. 4. Вечные темы в повести «Клара Милич». Борьба иррационального и сознательного в психике героев. Эволюция психического состояния Аратова. Функции литературных цитат. Социальный и символический смысл повести. 5. Проблема творческого метода позднего Тургенева. «Романтический реализм» или реалистическое проникновение в глубины человеческой психики? «Таинственные повести» Тургенева в контексте русской литературы. Список литературы Тургенев И. С. Сон; Песнь торжествующей любви; Клара Милич // Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 9, 10. М., 1982 (или любое издание). Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962. Курляндская Г. Б. «Таинственные повести» И. С. Тургенева: Проблема метода и мировоззрения // Третий Межвуз. Тургеневский сб. Орел, 1971 (Учен. зап. Курск. пед. ин-та; Т. 74). Муратов А. Б. Тургенев-новеллист. Л., 1985 (гл. 3). Осьмакова Л. Н. О поэтике «таинственных повестей» Тургенева // И. С. Тургенев в современном мире. М., 1987. Она же. «Таинственные повести» и рассказы И. С. Тургенева в контексте естественно-научных открытий второй половины XIX века // Филол. науки. 1984. № 1. Сквозников В. Последние повести И. С. Тургенева // Тургенев И. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. М., 1962. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. М., 1979 (гл. 8). Габель М. О. «Песнь торжествующей любви»: опыт анализа // Творческий путь Тургенева. Пг., 1923. Поддубная Р. Н. Концепция фантастического в позднем творчестве Тургенева: Идейно-художественная структура рассказа «Сон» // И. С. Тургенев и русская литература: Восьмой Межвуз. Тургеневский сб. Курск. 1980 (Науч. тр. Курск. пед. ин-та; Т. 204). Она же. Рассказ «Сон» И. С. Тургенева и концепция фантастического в русской реалистической литературе 1860-1870-х гг. // Рус. литература 1870-1890-х гг. Свердловск, 1980. Тема 11. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева 1. Творческая история «Стихотворений в прозе» Тургенева. Жанр стихотворения в прозе в русской литературе. 2. «Стихотворения в прозе» как итог философско-поэтических раздумий Тургенева. Жизненный опыт и его переосмысление. Самораскрытие авторского сознания. 3. «Стихотворения в прозе» как лирический цикл. Его тематическое и структурное единство. Фрагментарность и эстетическая целостность жанра. 4. Лирический герой цикла. Судьба художника и судьба Родины. Лироэпическая целостность «Стихотворений». 5.Художественное своеобразие «Стихотворений в прозе». Поэтический язык и ритмизация прозы. Проблема жанровых доминант. Список литературы Тургенев И. С. Стихотворения в прозе // Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 10. М., 1982 (или любое издание). Балашов Н. И. Ритмический принцип стихотворений в прозе Тургенева и творческая индивидуальность писателя // Изв. АН СССР. Сер лит. и яз. 1979. Т. 38, вып. 6. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962. Левина Н. Р. Ритмическое своеобразие жанра стихотворений в прозе // Русская литература и общественно-политическая борьба XVIII–XIX веков. Л., 1971. Озеров Л. А. «Стихотворения в прозе» Тургенева // Мастерство русских классиков. М., 1969. Орлицкий Ю. Б. Прозаическая миниатюра, или стихотворение в прозе // Он же. Стих и проза в русской литературе. М., 2002. Федорова Т. Н. «Стихотворения в прозе» Тургенева в литературоведении последних лет // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1968. Т. 17, вып. 6. Чистова И. С. Тургенев и Леопарди: К вопросу о литературных источниках «Стихотворений в прозе» // Тургенев и его современники. Л., 1977. Шаталов С. Е. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева. Арзамас, 1961.
Тема 12. «Обыкновенная история» И. А. Гончарова 1. Значение салона Майковых в творческом развитии Гончарова. Роль А. С. Пушкина в становлении его писательской эстетики. 2. Особенности осмысления и изображения русской жизни в «Обыкновенной истории». Художественный принцип «ретардации» и его функции в романе. Дядя и племянник: конфликт двух жизненных позиций, полемика двух мировоззрений, двух социокультурных ориентаций России. В чем его диалогичность? Сюжет как отражение этапов развития конфликта Адуевых. 3. Александр Адуев – герой-романтик. Драма утраченного энтузиазма – или нормальный исход взросления? Александр Адуев и Ленский: притяжение и отталкивание. Смысл образа Елизаветы Александровны. Тема воспитания в романе. 4. Проблема авторского идеала в произведении. Синтез дворянской и буржуазной культур, мечты и реальности, духовного и сугубо материального. 5.Мастерство Гончарова-романиста: юмористическое и лирическое и их функции; характер повествования, специфика диалога; портрет; художественная деталь; текст и подтекст. 6.«Обыкновенная история» как часть трилогии. Гончаров и Белинский о романе. Список литературы Гончаров И. А. Обыкновенная история (любое издание). Он же. Лучше поздно, чем никогда: Критические заметки // Гончаров И. А. Поли. собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1980. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1848 года (любое издание). Гончаров в русской критике. М., 1958. Краснощекова Е. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб., 1997. Недзвецкий В. И. А. Гончаров // Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. Т. 2, кн. 1. М., 1973. С. 67-77. Мельник В. И. Реализм И. Гончарова. Владивосток, 1985. Он же Этический идеал И. А. Гончарова. Киев, 1991. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров - романист и художник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. Отрадин М. В. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русская литература. 1993. № 1. Или: Он же. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994. Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. Гл. 5.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |