Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Поэзия А. А. Фета: «Мир как красота»




1. Концепция искусства в поэзии Фета: «мир как красота». Романтический вариант пушкинской «поэзии действительности». Поэзия как проникновение в «самую сокровенную суть мира», синтетический характер поэтического познания.

2. Антологическая лирика Фета: пластичность стиля, гармония формы, созерцательность поэтического мироотношения. Фет – переводчик античной поэзии.

3.Любовная лирика Фета: психологизм и эмоциональная насыщенность. Стихотворный цикл, посвященный Марии Лазич. Мотив вечной любви и единения людей вопреки времени и смерти в поэзии Фета.

4. Лирика природы Фета. Мифологическая образность его стихов. Космологические и религиозные мотивы в поэзии.

5. Импрессионизм и музыкальность поэзии Фета, близость художественных принципов поэта традициям русского психологического романа. «Звук» в поэзии Фета; мелодика, ритмика, строфика его стихов, песенная и народная основа фетовской поэзии. Спор о поэзии Фета в русской критике XIX века (Н. Добролюбов, Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский и др.).

 

Список литературы

Фет А. А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1959 (или любое изд.).

Он же. Вечерние огни. 2-е изд. М., 1979.

Благой Д. Д Мир как красота // Фет А. А. Вечерние огни. 2-е изд. М., 1979 (или: Благой Д. Д. Мир как красота. М., 1978).

Бухштаб Б. Я. А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Л., 1974.

Елизаветина Г. Г. Литературная судьба А. А. Фета // Время и судьбы русских писателей. М., 1981.

Ермилова Е. В. Некрасов и Фет // Н. А. Некрасов и русская литература. М., 1971.

Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. М., 1975.

Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003. С. 418–433.

Он же. Лики Божества в поэзии А. А. Фета (к проблеме религиозной природы лирики) // Новые идеи в философии науки и научном познании / Под ред. Ю. И. Мирошникова. Екатеринбург, 2002.

Козубовская Г. П. Поэзия А. Фета и мифология. Барнаул; М., 1991.

Озеров Л. А. А. А. Фет: о мастерстве поэта. М., 1970.

Соловьев В. С. О лирической поэзии: (По поводу последних стихотворений Фета и Полонского) // Соловьев В. С. Смысл любви. М., 1991.

Тема 6. Поэзия «чистого искусства»

Занятие обычно проходит в виде коллоквиума.

1.Идейно-эстетические принципы «чистого искусства». «Чистая» поэзия и ее место в литературном движении середины XIX века. Полемика с некрасовской школой гражданственной поэзии.

2. Творческий путь одного из поэтов: А. К. Толстой, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, Л. А. Мей, Н. Ф. Щербина (на выбор): жизненный путь и творческая эволюция поэта; эстетическая программа и основные поэтические сборники; темы и мотивы стихов; отличительные черты поэтики; анализ наиболее характерных стихотворений (5–6).

Список литературы

Художественные тексты см. по отдельным изданиям в серии «Библиотека поэта»:

Майков А. Н. Избр. произведения. Л., 1977.

Мей Л. А. Избр. произведения. Л., 1972.

Полонский Я. П. Стихотворения. Л., 1954.

Полонский Я. П. Сочинения: В 2 т. М., 1986.

Толстой А. К. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1984.

Толстой А. К. Собр. соч.: В 4 т. М., 1980.

Щербина Н. Ф. Избр. произведения. Л., 1970.

Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. М., 1975.

Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. М., 1978. Гл. 5.

Соловьев В. С. О лирической поэзии: (По поводу последних стихотворений Фета и Полонского) // Соловьев В. С. Смысл любви. М., 1991.

Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

Ямпольский И. Г. Середина века: Очерки русской поэзии 1840-1870-х гг. Л., 1974.

Тема 7. Этическая концепция И. С. Тургенева в повести «Фауст» и в романе «Рудин»

1. Этическая проблематика в повести «Фауст» и в романе «Рудин»; сходство и различие любовно-психологических ситуаций. Причины поражения героя на rendes-vous в том и другом произведении.

2. Этическая позиция главного героя повести «Фауст»: сходство и различие с Рудиным. Содержание жизни Веры Николаевны: зависимость от воли матери (живой и умершей); стремление к полноте человеческого существования; трагическое потрясение и развязка. Соотношение дилеммы г-жи Ельцовой («или полезное - или приятное») с авторским пониманием коллизии долга и счастья.

3. Финал повести «Фауст» и его значение. Формы выражения авторской позиции в тексте (литературно-ассоциативный фон, сквозные детали и лейтмотивы, визуальный ряд). Повествовательная организация произведения, жанр «переписки» в творчестве Тургенева.

4. Полемика Н. А. Добролюбова с этической концепцией повести (статья «Н. В. Станкевич»).

5.Тургеневская концепция двух типов нравственного сознания в статье «Гамлет и Дон-Кихот» и ее проявление в романах писателя (на примере произведений от «Рудина» до «Отцов и детей»).

Список литературы.

И. С. Тургенев. «Фауст», «Рудин», «Гамлет и Дон-Кихот» и др. романы (любые издания).

Добролюбов Н. А. Николай Владимирович Станкевич (любое издание).

Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., 1962. Гл. 5, 6.

Батюто А. А. Тургенев-романист. Л., 1972. С. 38–165.

Курляндская Г. Б. Художественный мир Тургенева-романиста. Тула, 1972. С. 24–37; 44–72.

Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982 (гл.3).

Маркович В.М. О «трагическом значении любви» в повестях Тургенева 1850-х годов// Маркович В.М. Избранные работы. Спб., 2008. С. 277–289.

Недзвецкий В. А. «Персональный» роман испытания (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев) // Он же. Русский социально-универсальный роман XIX века (Становление и жанровая эволюция). М., 1997.

Созина Е. К. Архетипические основания поэтической мифологии И. С. Тургенева (на материале творчества 1830-1860-х годов) // Архетипические структуры художественного сознания (Сб. статей). Екатеринбург, 1999. С. 60–98.     

 

Тема 8. Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»

1. Проблема счастья и долга в романе и ее художественное воплощение:

Персонажный уровень. Своеобразие образа Лизы Калитиной (что повлияло на формирование ее характера и мироощущения? в чем она видит смысл жизни? как относится к людям и самой себе?). Жизненный путь Федора Лаврецкого (происхождение, воспитание, образ жизни и занятия, причины кризиса в личной жизни; как связан этот герой с образом «лишнего человека» Тургенева?).

Сюжетно-фабульный уровень. Жизненная эволюция Лаврецкого в романе, история их любви с Лизой (с какими иными «видами» любви встречается герой на протяжении сюжета). Что развело героев? Значение всей системы персонажей романа для раскрытия его основной коллизии (обратить внимание на образы Марфы Тимофеевны Пестовой, Лемма, Паншина, Варвары Павловны и др.).

Уровень проблематики. Как понимают герои жизненное счастье? Почему оно для них неисполнимо? Что такое «долг» в представлении Лизы, Лаврецкого, Марфы Тимофеевны, наконец, автора? Каков финал судеб Лаврецкого и Лизы и чем он вызван? Как в судьбе героев проявляются взгляды автора на исторический жребий России?

2. Структура романа и авторская концепция:

Трехслойность сюжета: историческое или социально-бытовое, архетипическое, космическое в судьбах героев и в концепции автора (концепция Ю. М. Лотмана).

«Между эпосом и трагедией» - что означают эти слова В. М. Марковича?

«Таный» психологизм Тургенева.

Список литературы

Батюто  А. И. Тургенев-романист. Л., 1972.

Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., 1962.

Курляндская Т. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972.

Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия / / Лотман Ю. М. Избр. ст.: В 3 т. Т. 3. Таллинн, 1993.

Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1962 (гл. 3).

Он же. Между эпосом и трагедией: (О художественной структуре романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо») // Проблемы поэтики русского реализма ХIХ века. Л., 1984.

Тиме Г. А. Заклятье гетеанства // Русская литература. 1992. № 1.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 399.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...