Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика налогов
Под налогамив Республике Беларусь понимаются обязательные принудительные платежи юридических и физических лиц в распоряжение правительства с целью формирования централизованных фондов денежных средств (бюджетов). Бюджет по уровням различают: – государственный; – местный. Собираемые средства в бюджет служат для выполнения государством своих функций: оборонительной, правоохранительной, социальной, образовательной. Политика государства в области налогов называется налоговой политикой. Основным документом, регламентирующим налоговую политику государства, является Налоговый кодекс. Налоги выполняют стимулирующую и сдерживающую функции. Помимо этого налоги являются основным источником социальных выплат. Стимулирующая функция налогов — стимулирование производства путем установления более низких ставок, сужений налогооблагаемой базы, предоставление льгот, налоговых каникул, предоставление налогового кредита. Фискальная функция — косвенное регулирование экономики с помощью регулирования государственных расходов и доходов. Социальная функция — обеспечение возможности выполнения государством социальных функций (выплата пенсий, пособий). Различают следующие принципы налогообложения: 1. Принцип равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования, поскольку в противном случае предоставление каких-либо преимуществ отдельным организациям приведет к нарушению конкурентного равновесия. 2. Принцип определенности предполагает, что налоговое законодательство должно быть стабильным. Любые его корректировки не должны вноситься задним числом, а о предстоящих изменениях необходимо широко информировать налогоплательщиков. 3. Налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключать множество дифференцированных ставок и сложные расчеты. 4. Принцип дешевизны — характеризует эффективность налоговой системы для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание.
Элементы налоговой системы Система налогообложения включает в себя ряд элементов: – субъект налога (налогоплательщик) — тот, кто обязан платить налог; – носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, т.к. субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо; – объект налога — то, что облагается налогом (имущество, вид дохода); – источник налога — тот доход, из которого выплачивается налог; – ставки налога — величина налога на единицу налогооблагаемой базы. Различают следующие ставки налогов: 1. Твердые (фиксированные), когда устанавливается сумма на единицу обложения. 2. Пропорциональные — процент устанавливается в зависимости от величины дохода. 3. Регрессивные — процент налоговой ставки понижается по мере роста величины дохода. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налогивзимаются с субъекта налога, косвенные налоги представляют собой надбавку к цене продукции (работы, услуги). Акциз вводится на товары и услуги, имеющие по своей специфике монопольно высокие цены и высокий устойчивый спрос.
Классификация налогов, сборов, отчислений И их экономическое содержание Налоги, сборы и отчисления, производимые в Республике Беларусь, в соответствии с налоговым законодательством классифицируют: 1. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг): – налог на добавленную стоимость; – целевые платежи; – акцизы. 2. Налоги, сборы, отчисления, уплачиваемые из прибыли и доходов: – налог на недвижимость; – налог на прибыль; – налог на доходы (дивиденды и приравненные к ним доходы, а также доходы в отдельных сферах деятельности: игорный бизнес, лотерейная деятельность); – налог на игорный бизнес; – подоходный налог с физических лиц; – налог на приобретение автотранспортных средств; – местные налоги и сборы. 3. Налоги, сборы, отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг): - платежи за землю (земельный налог); - экологический налог; - отчисления в инновационные фонды; - отчисления в Фонд социальной защиты населения; - единый платеж от фонда оплаты труда; - обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Налог на добавленную стоимость Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: – юридические лица, в том числе с иностранными инвестициями и иностранные предприятия, филиалы, представительства и другие структурные подразделения, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет; – участники договора о совместной деятельности (договора простого товарищества), которым поручено ведение общих дел или получающие выручку от этой деятельности до ее распределения (они должны пройти в налоговой инспекции специальную регистрацию и представлять отдельную декларацию о доходах); – индивидуальные предприниматели; – юридические и физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Республики Беларусь. Объектами налогообложения признаются: – обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь (за исключением освобожденных от уплаты НДС); – обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), за исключением следующих случаев безвозмездной передачи: – передача имущества организации ее правопреемнику при реорганизации организации; – передача имущества организации ее учредителю (участнику) в размере взноса (вклада) при ликвидации организации либо на выходе учредителя из этой организации. При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) плательщиком НДС является передающая сторона. Ставки НДС: 1. Ставка НДС — 0%. – при реализации экспортируемых товаров; – при реализации работ, услуг по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ или услуг, непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; – при реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по переработке давальческого сырья или материалов. 2. Ставка НДС — 10%. – при реализации производителями в РБ продукции растениеводства (кроме цветов и других декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства, пчеловодства, а также работы и услуги по доработке этой продукции до требуемого качества; – при реализации и при ввозе продовольственных товаров и товаров для детей, лекарственных трав, медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского и ветеринарного назначения по перечням, определенным Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь. 3. Ставка НДС — 18% . – при реализации всех остальных товаров и при реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. 4. Ставка НДС — 9,09%. – при реализации товаров, облагаемых НДС по ставке 10% по регулируемым розничным ценам. 5. Ставка НДС — 15,25% . – при реализации товаров, облагаемых НДС по ставке 18% по регулируемым розничным ценам. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |