Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика налогов




 

Под налогамив Республике Беларусь понимаются обязательные принудительные платежи юридических и физических лиц в распоряжение правительства с целью формирования централизованных фондов денежных средств (бюджетов).

Бюджет по уровням различают:

– государственный;

– местный.

Собираемые средства в бюджет служат для выполнения государством своих функций: оборонительной, правоохранительной, социальной, образовательной. Политика государства в области налогов называется налоговой политикой. Основным документом, регламентирующим налоговую политику государства, является Налоговый кодекс.

Налоги выполняют стимулирующую и сдерживающую функции. Помимо этого налоги являются основным источником социальных выплат.

Стимулирующая функция налогов — стимулирование производства путем установления более низких ставок, сужений налогооблагаемой базы, предоставление льгот, налоговых каникул, предоставление налогового кредита.

Фискальная функция — косвенное регулирование экономики с помощью регулирования государственных расходов и доходов.

Социальная функция — обеспечение возможности выполнения государством социальных функций (выплата пенсий, пособий).

Различают следующие принципы налогообложения:

1. Принцип равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования, поскольку в противном случае предоставление каких-либо преимуществ отдельным организациям приведет к нарушению конкурентного равновесия.

2. Принцип определенности предполагает, что налоговое законодательство должно быть стабильным. Любые его корректировки не должны вноситься задним числом, а о предстоящих изменениях необходимо широко информировать налогоплательщиков.

3. Налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключать множество дифференцированных ставок и сложные расчеты.

4. Принцип дешевизны — характеризует эффективность налоговой системы для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание.

 

Элементы налоговой системы

Система налогообложения включает в себя ряд элементов:

– субъект налога (налогоплательщик) — тот, кто обязан платить налог;

– носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, т.к. субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

– объект налога — то, что облагается налогом (имущество, вид дохода);

– источник налога — тот доход, из которого выплачивается налог;

– ставки налога — величина налога на единицу налогооблагаемой базы.

Различают следующие ставки налогов:

1. Твердые (фиксированные), когда устанавливается сумма на единицу обложения.

2. Пропорциональные — процент устанавливается в зависимости от величины дохода.

3. Регрессивные — процент налоговой ставки понижается по мере роста величины дохода.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налогивзимаются с субъекта налога, косвенные налоги представляют собой надбавку к цене продукции (работы, услуги).

Акциз вводится на товары и услуги, имеющие по своей специфике монопольно высокие цены и высокий устойчивый спрос.

 

Классификация налогов, сборов, отчислений

И их экономическое содержание

Налоги, сборы и отчисления, производимые в Республике Беларусь, в соответствии с налоговым законодательством классифицируют:

1. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг):

– налог на добавленную стоимость;

– целевые платежи;

– акцизы.

2. Налоги, сборы, отчисления, уплачиваемые из прибыли и доходов:

– налог на недвижимость;

– налог на прибыль;

– налог на доходы (дивиденды и приравненные к ним доходы, а также доходы в отдельных сферах деятельности: игорный бизнес, лотерейная деятельность);

– налог на игорный бизнес;

– подоходный налог с физических лиц;

– налог на приобретение автотранспортных средств;

– местные налоги и сборы.

3. Налоги, сборы, отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг):

- платежи за землю (земельный налог);

- экологический налог;

- отчисления в инновационные фонды;

- отчисления в Фонд социальной защиты населения;

- единый платеж от фонда оплаты труда;

- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

– юридические лица, в том числе с иностранными инвестициями и иностранные предприятия, филиалы, представительства и другие структурные подразделения, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет;

– участники договора о совместной деятельности (договора простого товарищества), которым поручено ведение общих дел или получающие выручку от этой деятельности до ее распределения (они должны пройти в налоговой инспекции специальную регистрацию и представлять отдельную декларацию о доходах);

– индивидуальные предприниматели;

– юридические и физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Республики Беларусь.

Объектами налогообложения признаются:

– обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь (за исключением освобожденных от уплаты НДС);

– обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), за исключением следующих случаев безвозмездной передачи:

– передача имущества организации ее правопреемнику при реорганизации организации;

– передача имущества организации ее учредителю (участнику) в размере взноса (вклада) при ликвидации организации либо на выходе учредителя из этой организации.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) плательщиком НДС является передающая сторона.

Ставки НДС:

1. Ставка НДС — 0%.

– при реализации экспортируемых товаров;

– при реализации работ, услуг по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ или услуг, непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

– при реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по переработке давальческого сырья или материалов.

2. Ставка НДС — 10%.

– при реализации производителями в РБ продукции растениеводства (кроме цветов и других декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства, пчеловодства, а также работы и услуги по доработке этой продукции до требуемого качества;

– при реализации и при ввозе продовольственных товаров и товаров для детей, лекарственных трав, медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского и ветеринарного назначения по перечням, определенным Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

3. Ставка НДС — 18% .

– при реализации всех остальных товаров и при реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

4. Ставка НДС — 9,09%.

– при реализации товаров, облагаемых НДС по ставке 10% по регулируемым розничным ценам.

5. Ставка НДС — 15,25% .

– при реализации товаров, облагаемых НДС по ставке 18% по регулируемым розничным ценам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...