Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы и методы ценообразования
Ценообразование — процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования. Субъектами ценообразования в Республике Беларусь выступают: – юридические лица и предприниматели; – республиканские органы государственного управления; – областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы. Основными принципами ценообразования являются: – определение основ государственной политики в области ценообразования; – сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); – разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); – установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; – государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов). Методология ценообразования — представляет собой совокупность принципов и методов обоснования уровня и соотношения цен на продукцию (работы, услуги). Важнейшими принципами ценообразования являются: – научная обоснованность цен; – целевая направленность цен; – установление экономически обоснованных соотношений цен на различные виды продукции (услуг). Научная обоснованность цен предполагает, что они должны формироваться на основе объективных экономических законов и прежде всего закона стоимости и закона спроса и предложения. Принцип целевой направленности цен состоит в ориентации цен на решение тех или иных экономических и социальных проблем. К числу важнейших принципов ценообразования относится установление и поддержание обоснованных соотношений цен на различные виды продукции, и в первую очередь, на взаимозаменяемые изделия. Соотношения цен на новую высокопроизводительную технику и давно морально устаревшие модели в зависимости от поставленных задач могут стимулировать либо только выпуск новой высокоэффективной техники, либо одновременно как ее выпуск, так и использование. Это достигается установлением соответствующего соотношения цен на новую прогрессивную технику и давно морально устаревшие изделия. Для обоснования уровня и соотношения цен необходимо использовать соответствующие методы ценообразования, которые в наибольшей мере отвечают сложившейся экономической ситуации, особенностям продукции и поставленным целям. Метод ценообразования — это способ определения экономически обоснованных уровней и соотношений цен. В хозяйственной деятельности наибольшее распространение получили следующие методы ценообразования: – метод затрат; – метод сравнительной эффективности продукции в потреблении; – метод балловых оценок; – агрегатный метод. При методе затрат отпускные цены на продукцию (работы, услуги) устанавливаются исходя из плановой себестоимости и прибыли, необходимой для воспроизводства. В отпускные цены включаются также налоги и неналоговые платежи, являющиеся их структурными элементами. Этот метод очень прост, что и вызывает его широкое применение. Однако он имеет столь существенные недостатки, что вполне обоснованно возникает вопрос о целесообразности его применения. Указанный метод не способствует рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятий, выявлению и использованию их внутрипроизводственных резервов, повышению эффективности производства. Наоборот, он стимулирует всемерный рост затрат и, как следствие этого, повышение цен. Кроме того, метод затрат не позволяет учесть в цене потребительские свойства продукции, ее качество, что не позволяет установить обоснованные соотношения цен на взаимозаменяемые виды продукции с учетом ее эффективности в потреблении. Сущность метода сравнительной эффективности продукции в потреблении заключается в определении полезного эффекта от применения новой высокоэффективной продукции и отражении его, исходя из выработанной организацией ценовой политики и конъюнктуры рынка, в отпускной цене изделия. Применение данного метода целесообразно прежде всего в машиностроении, где создается новая техника, обладающая целой гаммой технических характеристик, предопределяющих полезный эффект от ее использования. Отпускная цена на новую высокоэффективную технику при использовании данного метода может быть определена по следующей формуле:
,
где Цо — отпускная цена на новую технику, руб.; Цб — отпускная (контрактная) цена базового вида продукции, принимаемого за аналог, руб.; Эп — полезный эффект от применения новой техники, руб.; Кэ — коэффициент отражения полезного эффекта в отпускной цене, определяемый исходя из ценовой политики предприятия и конъюнктуры рынка. Полезный эффект новой технологии может быть определен по формуле:
где Эп — полезный эффект от применения новой техники, руб.; Цб — отпускная (контрактная) цена базового вида продукции принимаемого за аналог, руб.; В1 и В2 — годовые объемы продукции, производимые при использовании, соответственно, базового и нового вида продукции (в натуральном выражении или руб.); Т1 и Т2 — срок службы базового и нового изделия с учетом морального износа, лет; Ен — нормативный коэффициент эффективности (Ен = 0,15); И1 и И2 — текущие эксплуатационные издержки потребителя при использовании им базового и нового изделия за срок службы с учетом морального износа, руб.; К1 и К2 — сопутствующие капитальные вложения при использовании базового и нового изделия за срок службы с учетом морального износа нового изделия, руб.; Эк, Эс, Ээ′ — эффект от изменения качества продукции, изготовляемой с помощью новой техники (руб.), социальный и экономический эффект, обусловленный применением нового изделия потребителя за срок его службы с учетом морального износа, руб. Представляет интерес экономическая сущность показателей приведенных в формуле 7.2: — это коэффициент изменения производительности нового изделия по сравнению с базовым; — коэффициент изменения срока службы нового изделия по сравнению с базовым; — изменение текущих эксплуатационных издержек у потребителя при использовании им нового изделия взамен базового за срок службы нового изделия с учетом морального износа; — изменение отчислений от сопутствующих капитальных вложений потребителя при использовании им нового изделия взамен базисного за срок службы (с учетом морального износа) нового изделия. За базовую принимается аналогичная по функциональному назначению лучшая из отечественных или зарубежных видов продукция, имеющаяся на рынке. Приведем пример расчета полезного эффекта от применения новой техники. Исходные данные. Освоен выпуск нового оборудования, которое по своим характеристикам превосходит аналог. Цб — 30 000 у.е.; В1 — 100 000; В2 — 140 000; Т1 — 8 лет; Т2 — 9 лет; И1 — 5 000 у.е.; И2 — 4 000 у.е.; К1 — 2 500 у.е.; К2 — 3 000 у.е.; Эк — 1 500 у.е.; Эс — 800 у.е. Основываясь на этих данных, определим полезный эффект от применения нового оборудования:
Исходя из стремления закрепиться на рынке, увеличить объем продаж и учитывая конъюнктуру рынка, Кэ определен в размере 0,62. Отпускная цена нового станка составит:
Определение цен методом сравнительной эффективности продукции в потреблении широко применяется в рыночной экономике. Метод балловых оценок основан на оценке в баллах качественных характеристик изделий, имеющих важное значение для потребителей. Он используется в тех случаях, когда невозможно определить сравнительную эффективность продукции в потреблении. В баллах можно оценить, например, дизайн изделия, его маневренность, удобство управления и т.д. Особенно широкое применение данный метод находит при определении цен на товары пищевой промышленности, когда нужно оценить вкус, запах, цвет и т.п. Цена на новое изделие при данном методе определяется исходя из цены базового изделия и различий в качестве нового и базового изделий, характеризуемых оценкой в баллах. Цена в этом случае рассчитывается по формуле:
где Цн — цена нового изделия, в руб.; Цб — цена базового изделия, в руб.; ∑Бн — сумма оценки в баллах нового изделия; ∑Бб — сумма оценки в баллах базового изделия. Нужно иметь в виду, что соотношение оценки изделий в баллах может не совпадать с соотношением затрат на их производство. Агрегатным методом цена на изделие определяется как сумма цен на составляющие его элементы. Цена объекта может определятся как сумма цен на комплектующие, входящие в объект. А цены на отдельные комплектующие рассчитываются одним из рассмотренных выше методов. Следует сказать, что и в странах с рыночной экономикой во многих случаях цены определяются исходя из издержек производства и прибыли. Причем, в издержки производства могут не включаться условно-постоянные расходы, так как они компенсируются при реализации других товаров, в издержки которых они включены. Кроме того, такой прием, когда условно-постоянные расходы не отражены в издержках производства новой продукции (услуг) усиливает позиции организации в конкурентной борьбе и позволяет закрепиться на рынке.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |