Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Государственная служба




Семинар 12 (2 часа)

1. Понятие государственной службы. Особенности правового регулирования государственно-служебных отношений. Принципы построения и функционирования государственной службы.

2. Система государственной службы Российской Федерации. Виды государственной службы. Понятие, особенности и правовое регулирование государственной гражданской, военной и правоохранительной служб; федеральной государственной службы и государственной службы субъекта РФ.

3. Должности государственной службы и их отграничение от государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации. Классификация должностей государственной гражданской службы.

4. Поступление на государственную службу. Требования, предъявляемые к претенденту на замещение должности государственной службы. Способы замещения вакантных должностей государственной службы.

Понятие, стороны, содержание и форма служебного контракта государственного служащего. Виды служебных контрактов. Должностной регламент. Испытание при приеме на государственную службу.

 5. Правовой статус государственного служащего. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Обязанности государственных служащих. Права государственных служащих. Классификация государственных служащих. Должностные лица.

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

С государственной службой связан комплекс разнообразных организационных, правовых, социальных и других отношений. Они регулируются многими нормативными правовыми актами различной юридической силы: Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными актами субъектов РФ. Среди них выделяются нормативные правовые акты о каждом виде государственной службы. Они также различаются по формам и юридической силе. Например, военная служба регулируется лишь федеральными нормативными правовы­ми актами, в том числе законами и подзаконными актами и т.п.

Правовым актом, определяющим общие правовые и организа­ционные основы государственной службы Российской Федерации, является ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В данном законе определены по­нятие государственной службы; ее система; основные принципы; порядок учреждения и виды должностей. Закон допускает возмож­ность установления других, кроме названных в нем, видов государ­ственной службы.

Из определения понятия государственной службы, данном в указанном законе, вытекают следующие ее признаки. Это:

—  профессиональная деятельность;

—  служебная деятельность;

—  осуществляется гражданами Российской Федерации (в порядке исключения допускаются к государственной службе ино­странные граждане, но лишь на определенных должностях военной службы);

—  заключается в обеспечении исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, их органов государственной власти; лиц, замещаю­щих государственные должности.

Необходимо раскрыть содержание каждого из этих признаков, а также определить, кто относится к лицам, занимающим государ­ственные должности и основы их статуса, ибо на них не распростра­няется законодательство о государственной службе.

Систематизирующей категорией государственной службы яв­ляется ее должность.

Действующее законодательство о государственной службе не со­держит общего определения понятия государственной должности, но из него следует огромное значение государственной должности в ор­ганизационно-правовой системе государственной службы вообще и ее отдельных видов. В частности, должности лежат в основе деления государственной службы на виды, применительно к ним устанавлива­ются квалификационные требования к замещающим их гражданам, дифференцируются основные функции государственных служащих, особенности прохождения ими государственной службы и др.

Порядок учреждения государственных должностей, их виды и классификация должностей данного вида государственной службы определяются законами, указами Президента Российской Федера­ции, законами субъектов РФ в пределах их полномочий.

Законодательство не имеет также общего определения поня­тия государственного служащего. В ст. 10 Закона о системе государ­ственной службы, названной «Государственные служащие», даны понятия «федерального государственного служащего» и «государ­ственного гражданского служащего субъекта РФ». На этой основе могут быть выделены важные признаки данного понятия (граждан­ство РФ, осуществление деятельности на государственной должно­сти, содержание за счет средств бюджета). Однако они не отражают понятия государственного служащего, обусловленного особенно­стями каждого вида государственной службы (возраст, содержание выполняемых функций и др.): гражданского служащего, служащих военной и правоохранительной службы.

Как известно, систему государственной службы Российской Федерации образуют ее различные виды. С точки зрения интересов государства и общества недопустима недооценка ни одного из них. И все же среди них особым образом выделяется государственная гражданская служба. Будучи самостоятельным видом, она в извест­ном смысле выступает в качестве универсальной по отношению к военной и правоохранительной, сравнительно специализирован­ным видам государственной службы. Должности гражданской служ­бы учреждаются во всех государственных органах. Государственная гражданская служба рассматривается в качестве одной из важных черт государственного управления.

Разнообразные отношения, выражающие сущность и особен­ности государственной гражданской службы, а также связанные с ней отношения регламентируются специальным Федеральным за­коном от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — ФЗ № 79).

В законе дан обширный перечень видов нормативных право­вых актов, регулирующих указанные отношения (ст. 5). Но при этом допущена принципиальная оплошность, которая не должна быть незамеченной: имеется в виду то, что наряду с актами Правитель­ства РФ, федеральных органов исполнительной власти и др. безого­ворочно выделена позиция 9: «нормативными правовыми актами государственных органов». По этой логике, например, федераль­ные органы исполнительной власти не являются государственными органами. Между тем, в законе неоднократно употребляется сло­восочетание «государственные органы» в контексте, позволяющем утверждать, что оно относится и к органам исполнительной власти.

В ФЗ № 79 четко обозначено несовпадение понятий «госу­дарственная должность» и «должность гражданской службы». Под государственными должностями понимают лишь должности, уста­новленные Конституцией РФ, федеральными законами, конститу­циями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий соответственно федеральных государст­венных органов, государственных органов субъектов РФ.

Должности же федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указами Президента РФ, гражданской службы субъектов РФ — их законами или иными нормативными правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающих государственную должность.

В ФЗ № 79 должности гражданской службы подразделены по функциональному признаку на категории, а по иерархическому — на группы. Деление должностей на категории и группы имеет то значение, что в зависимости от этого применительно к ним уста­навливаются задачи, функции, квалификационные требования.

О правовом положении государственного служащего (предварительные пояснения)

Необходимость в них диктуется неоднозначностью подхода и неполнотой законодательства в регулировании данного вопроса. Со­гласно ФЗ «О системе государственной службы» правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государствен­ного гражданского служащего субъекта РФ, включая ограничения, обязательства, правила служебного поведения и т.д., устанавлива­ется федеральным законом о виде государственной службы (п. 4 ст. 10). В соответствии с этим в ФЗ о государственной гражданской службе правовому положению (статусу) гражданского служащего посвящена глава 3, в которой достаточно развернуто раскрывается его содержание. В действующем законодательстве о других видах го­сударственной службы аналога ему нет. Поэтому на определенные виды служащих правоохранительной и военной службы (напри­мер, на сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, на судебных приставов, военнослужащих) распространяются огра­ничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением ими службы, установленные ФЗ «О гражданской службе». Исключения составляют ограничения, запреты и обязанности, препятствующие исполнению соответствующим служащим обязанностей по осу­ществлению оперативно-розыскной деятельности, а военнослужа­щим, кроме того, по обеспечению безопасности Российской Феде­рации. Установление таких исключений и определение служащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нор­мативными правовыми актами Российской Федерации.

На государственных гражданских и муниципальных служащих, а также указанных служащих правоохранительной и военной служ­бы (с учетом указанных выше исключений и условий) распростра­няются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ «О противодействии коррупции».

К нормативным правовым актам, регламентирующим право­вое положение государственных служащих, имеет прямое отноше­ние Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служа­щих» и утвержденные им общие принципы служебного поведения государственных служащих (в ред. Указа Президента РФ от 16 июля 2009 г. № 814). Общие принципы квалифицируются в измененном указе в качестве основ поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Их значительная часть изложена в виде требований к служебному поведению гражданского служащего в ФЗ о гражданской службе. Теперь Указ Президента РФ от 16 июля 2009 г. распространяется на всех государственных служащих.

Необходимо иметь в виду, что в действующем законодательстве о государственной службе не получила также четкую правовую ре­гламентацию дифференциация правового статуса государственных служащих в зависимости от объема и характера их полномочий. Она имеет принципиальное не только теоретическое, но и практическое значение. Ведь отношения государственной службы каждого ее вида представляют собой иерархическую систему и должны иметь четкую правовую основу. Конструктивные решения на этот счет имеются в военной службе и менее характерны для отношений гражданской службы.

О понятии государственного служащего

В нормативных правовых актах отсутствует общее определе­ние государственного служащего, адекватное его современному правовому статусу. Очевидно, что оно соотносится прежде всего как частное по отношению к понятию служащего. Однако исторически его сущность, характер деятельности, выделявшие его среди других лиц, осуществлявших социально-трудовые функции в обществе, менялись под влиянием многообразных социально-экономиче­ских, научно-технических и других факторов.

Современные поиски признаков служащего привели к призна­нию служащим лица, содержанием социально-трудовых функций которого является воздействие на волю, сознание, поведение других лиц. Их непосредственным результатом не является материально­вещественный продукт, а физическое, духовное развитие человека, совершение им целенаправленных действий, создание духовных благ и т.д. Но такое представление относится к служащим, занятым в государственных органах, органах местного самоуправления, со­циально-культурных и иных учреждениях. Следовательно, оно не является универсальным, характерным для всех служащих. В этом аспекте было бы необоснованным государственного служащего рассматривать в качестве разновидности служащего.

Государственный служащий— особое собирательное понятие. Им охватываются служащие, выполняющие разнородные по своему содержанию и назначению функции, например, служащий органа ис­полнительной власти и солдат, призванный с оружием защищать Оте­чество. Поэтому найти понятие, содержащее общие признаки государ­ственного служащего, не представляется возможным. Так, признать им лишь гражданина РФ теперь нельзя, ибо военнослужащим может быть и иностранный гражданин в случаях, предусмотренных законом.

В ФЗ № 79 своеобразно характеризуется гражданский служащий. Исходными моментами признания гражданина таковым является принятие гражданином на себя обязательства по прохождению граж­данской службы и замещение им должности гражданской службы. В этом законе подчеркнуто, что гражданский служащий осуществля­ет профессиональную служебную деятельность на должности граж­данской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом, получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Гражданин, отказавшийся от обязательства о прохождении гражданской службы, в отсутствие акта о его назначении на должность и служебного кон­тракта, не может быть признан гражданским служащим.

В законе правовое положение (статус) гражданского служаще­го характеризуется его правами, обязанностями, ограничениями и запретами, связанными с гражданской службой, требованиями к его служебному поведению. Оно включает урегулирование кон­фликта интересов на гражданской службе, а также предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественно­го характера.

Как представляется из всего этого, основу содержания админи­стративной правосубъектности гражданского служащего образуют лишь его права и обязанности, связанные с его должностными за­дачами и функциями, обусловленными его профессиональной слу­жебной деятельностью. Правосубъектность гражданского служаще­го производна от компетенции того органа, в котором он замещает данную должность. Гражданский служащий обязан осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках, установлен­ных законодательством РФ о компетенции соответствующего госу­дарственного органа (п. 3 ст. 18 закона).

Все обременения или порядок урегулирования конфликта инте­ресов, в контексте закона, находятся за гранями основного содержа­ния административной правосубъектности гражданского служащего. Они представляют собой, кроме, пожалуй, порядка урегулирования конфликта интересов, предусмотренные законом ограничения адми­нистративной правосубъектности гражданского служащего. К тому же, требования к служебному поведению гражданского служащего во многих случаях совпадают с его обязанностями.

С этой точки зрения, специальная правосубъектность, опреде­ляемая содержанием профессиональной служебной деятельности, не равнозначна правовому положению гражданского служащего. Помимо его прав и обязанностей, присущих каждому граждани­ну, не ограниченных статусом служащего, гражданский служащий имеет права и обязанности, сопутствующие именно его служебному статусу и органично связанные с ним. Например, право на государ­ственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В ФЗ № 79 как нетождественные употребляются понятия «обя­зательства» и «обязанности» гражданского служащего. Речь идет не о гражданско-правовых обязательствах (см., например, ч. 7 ст. 24), о наличии которых он должен представлять сведения (ст. 20). Име­ются в виду обязательства публичного характера, предусмотренные нормами административного права: обязательства по прохождению гражданской службы (ст. 13), обязательство по представлению све­дений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного ха­рактера (ст. 20); обязательстве о прохождении гражданской службы после обучения в общеобразовательном учреждении (п. 9 ч. 3 ст. 27).

Государственно-служебные отношения у гражданина возника­ют в результате последовательного совершения совокупности юри­дических фактов:

а) гражданин, поступающий на гражданскую службу, при за­ключении служебного контракта предъявляет представителю нани­мателя документы, предусмотренные законом (ч.1 ст. 26). Их пере­чень является открытым;

б) по общему правилу должности гражданской службы за­мещаются по результатам конкурса. Конкурс проводится при по­ступлении гражданина на гражданскую службу и гражданским слу­жащим на другую должность гражданской службы (закон содержит определенный перечень случаев, когда конкурс не проводится). При замещении должности по конкурсу его результат является обя­зательным юридическим фактом, предшествующим назначению на должность;

в) издание акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы;

г) заключение служебного контракта. Он необходим, незави­симо от того, замещается должность по конкурсу или без его про­ведения;

д) в установленных случаях процедура поступления на граж­данскую службу и замещения должности гражданской службы предполагает испытание, допуск к сведениям, составляющим госу­дарственную тайну, и т.п.

Гражданин, претендующий на замещение должности граждан­ской службы, включенной в перечень, установленный нормативны­ми правовыми актами РФ, а также гражданский служащий, заме­щающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет пред­ставителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обяза­тельствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Под членами семьи гражданского служащего в ФЗ о граждан­ской службе понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

Положение о представлении служащим, замещающим долж­ность гражданской службы, включенную в перечень, установлен­ный нормативными правовыми актами РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан­ского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента РФ или нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом требований данной статьи.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера, представляемые гражданским служащим, являются сведениями конфиденциального характера, если феде­ральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим го­сударственную тайну.

Не допускается использование сведений о доходах, об иму­ществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или кос­венной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об иму­ществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответ­ственность в соответствии с Федеральным законом о гражданской службе и иными федеральными законами.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан­ского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, и членов его семьи осуществляется в порядке, установ­ленном Законом «О противодействии коррупции» и иными норма­тивными правовыми актами РФ.

21 сентября 2009 г. издан Указ Президента РФ № 1065 «О про­верке достоверности и полноты сведений, представляемых граж­данами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными слу­жащими, и соблюдения федеральными государственными служа­щими требований к служебному поведению».

Касаясь природы служебного контракта, следует иметь в виду,

что:

1)  нанимателем государственного служащего является либо Российская Федерация, либо субъект РФ;

2)  одной из сторон служебного контракта выступает представи­тель нанимателя (наличие обязательной стороны) в лице руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную долж­ность, либо представитель указанного руководителя или лица, осу­ществляющего полномочия от имени РФ или субъекта РФ;

3)  другой стороной контракта может быть гражданин, посту­пающий на гражданскую службу; гражданский служащий, поступа­ющий на другую должность гражданской службы;

4)  служебный контракт заключается для обеспечения публич­ной профессиональной служебной деятельности, но призван соче­тать публичные и частные интересы лица, поступающего на граж­данскую службу;

5)  порядок заключения и содержание служебного контракта устанавливаются нормами административного права;

6)  ввиду публичного характера служебного контракта его сто­роной не могут быть иностранные граждане и лица без граждан­ства;

7)  публичным характером определяется прекращение служеб­ного контракта в связи с выходом гражданского служащего из граж­данства Российской Федерации, а также в случае приобретения им гражданства другого государства, если иное не предусмотрено меж­дународным договором Российской Федерации.

Структура содержания служебного контракта включает:

1)  права и обязанности сторон. Имеются в ввиду лишь те из них, которые относятся к содержанию самого понятия контракта как соглашения. Ими не поглощаются права и обязанности граж­данского служащего и представителя нанимателя, составляющие элемент существенных условий;

2)  указываются фамилия, имя, отчество гражданина или граж­данского служащего и наименование государственного органа (фа­милия, имя, отчество представителя нанимателя);

3)  существенное условие служебного контракта (ст. 24 зако­на). В принципе перечень этих условий можно рассматривать как закрытый. Допустимые, в определенных случаях, уточнения слу­жебного контракта не колеблют этого принципа;

4)  иные действия, которые включаются в зависимости от осо­бенностей должностных обязанностей, вида служебного контракта, срока его действия и т.п. (например, неразглашение сведений, состав­ляющих охраняемую законом тайну, срок действия контракта и др.).

По закону может быть заключен: а) служебный контракт на не­определенный срок, б) срочный контракт. В нем конкретизированы основание и случаи заключения срочного служебного контракта. Условия служебного контракта могут быть изменены по соглаше­нию сторон и только в письменной форме.

Существенные условия служебного контракта могут быть из­менены представителем нанимателя в случае изменения суще­ственных условий профессиональной служебной деятельности при продолжении гражданским служащим такой деятельности без из­менения должностных обязанностей.

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до их введения.

Закон запрещает требовать от гражданского служащего испол­нения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Однако это не исключает перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы или перемещение. Основания, порядок его перевода и пе- ремегцения, последствия отказа от них регламентированы законом (ст. 28, 30).

Как известно, нередки случаи прекращения деятельности ор­ганов государственного управления как путем реорганизации, так и ликвидации, а также сокращения должностей гражданской службы. Поэтому закон специально регламентирует отношения в этих слу­чаях, связанных с гражданской службой (ст. 21).

Закон детально регламентирует прекращение служебного кон­тракта. Рассматривая этот вопрос, важно иметь в виду, что установ­лены не только основания, но и, в сочетании с ними, последствия, а также порядок прекращения.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную слу­жебную деятельность в соответствии с должностным регламентом. Такой регламент утверждается представителем нанимателя, являет­ся составной частью административного регламента государствен­ного органа.

Требования к нему определены законом (ст. 77). Результаты его исполнения гражданским служащим учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности, оценке его профес­сиональной служебной деятельности, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, применении поощрений. Прохож­дение гражданской службы включает аттестацию гражданского служащего, сдачу им квалификационного экзамена, присвоение классных чинов, поощрений, а в установленных случаях и мер дис­циплинарной ответственности. Правовые основы решения этих во­просов установлены законом, нормы которого конкретизируются указами Президента РФ, уполномоченных органов исполнитель­ной власти. Так, утверждены указами Президента РФ от 1 февра­ля 2005 г. № 110 «Положение о проведении аттестации государст­венных служащих Российской Федерации», № 111 «Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», № 113 «О порядке присвоения и со­хранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральными государственными служащими»

По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет) и по окончании действия срочного контракта, заключаемого по до­стижении возраста 60 лет, по решению представителя нанимателя и согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

В целом государственная, а точнее публичная, служба, имея в виду и муниципальную службу, в Российской Федерации находится в процессе формирования на основе Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261.

Цель программы — создание целостной системы государст­венной службы РФ посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность госу­дарственного управления, развитие гражданского общества и ин­новационной экономики. В числе ее задач названы: обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, также государствен­ной и муниципальной службы; формирование правовой основы во­енной и правоохранительной службы, совершенствование право­вой основы государственной гражданской службы РФ; создание системы управления государственной службой; разработка и введе­ние антикоррупционных стандартов в виде установления для госу­дарственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на пред­упреждение коррупции; создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества; упорядочение и конкретизация полномочий государст­венных служащих, которые должны быть закреплены в должност­ных регламентах, и др.

Органам государственной власти и органам местного само­управления рекомендовано принять участие в реализации меро­приятий, предусмотренных Программой; разработать и утвердить программы развития государственной службы субъектов РФ и му­ниципальной службы.

Правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы закреплены в специальном ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 2- 73-ФЗ «О противодействии коррупции». Его принятие повлекло за собой издание федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации в связи с принятием Федерального закона о противодействии коррупции» и № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с ратификацией Кон­венции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального за­кона «О противодействии коррупции». Особенность содержания закона проявляется в том, что в нем наряду с большинством норм либо текстуально, либо концептуально воспроизводятся некоторые положения ФЗ о гражданской службе, хотя он относится ко всем видам государственной службы.

Согласно закону коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление пол­номочиями, коммерческий подкуп либо иное использование физи­ческим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного ха­рактера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу други­ми физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. «а» ст. 1).

Под противодействием коррупции здесь понимается деятель­ность органов государственной власти, органов местного само­управления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции; борьбе с коррупцией, т.е. по выявлению, предупреж­дению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных нарушений; минимизации и (или) ликвидации последствий кор­рупционных правонарушений.

Сферой действия закона является не только государственная и муниципальная служба. Он имеет также отношение к лицам, за­мещающим государственные должности.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры РФ, а также нормативные правовые акты органов государственной власти и муниципальные правовые акты. По смыслу закона ими могут быть как специальные акты противодействия коррупции, так и иные нормативные право­вые акты, содержание которых должно препятствовать совершению коррупционных правонарушений.

В законе закреплены организационные основы противодей­ствия коррупции.

Президент РФ определяет основные направления государст­венной политики в области противодействия коррупции; устанав­ливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции. Президент может принимать реше­ния о формировании на представительной основе органов по коор­динации деятельности в области противодействия коррупции.

Федеральное Собрание РФ обеспечивает разработку и приня­тие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Правительство РФ распределяет функции между федеральны­ми органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

Федеральные органы государственной власти, органы государ­ственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полно­мочий.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности, та­моженных органов и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют другие полномочия в области противо­действия коррупции, установленные федеральными законами.

Счетная палата РФ в пределах своих полномочий обеспечи­вает противодействие коррупции в соответствии с ФЗ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ « О Счетной палате РФ».

Основным мотивом законодательства выступает профилакти­ка коррупции. К ней относятся меры различного характера: а) вое- питательные, имеющие целью формирование в обществе нетерпи­мости к коррупционному поведению; б) специальные, состоящие в антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов;

в)   квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной и муниципальной служ­бы, проверка представляемых ими сведений; г) установление от­ветственности, включая увольнение с определенной замещаемой должности, за непредставление или представление заведомо недо­стоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имуще­ственного характера не только своих, но и супруга и несовершенно­летних детей; д) установление правила, в соответствии с которым длительное безупречное исполнение служащим должностных обя­занностей должно в обязательном порядке учитываться при назна­чении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении.

Указанные меры относятся к основным. Однако профилактиче­ским потенциалом обладают также и многие другие меры. Например, возложение на служащих обязанности соблюдать законодательство о коррупции; представлять сведения о доходах, об имуществе и обя­зательствах имущественного характера; уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; выделение коррупционных правонарушений и установление видов ответственности в зависимости от их характера.

В системе профилактических мер особо выделяется развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюде­нием законодательства о противодействии коррупции.

С мерами профилактики соотносятся основные направления деятельности государственных органов по повышению эффектив­ности противодействия коррупции, совокупность которых харак­теризуется многообразием. Исходными представляются три общих направления, которые затем конкретизируются в разных аспектах. Это, во-первых, проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции, во-вторых, создание меха­низма взаимодействия правоохранительных и иных государствен­ных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества, в-третьих, принятие законо­дательных, административных и иных мер, направленных на при­влечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупци­онному поведению. К иным направлениям относятся, например, совершенствование системы и структуры государственных органов, повышение их ответственности за непринятие мер по устранению причин коррупции; оптимизация и конкретизация полномочий го­сударственных органов и их работников, которые должны быть от­ражены в административных и должностных регламентах; устране­ние необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных слу­жащих, а также для лиц, замещающих государственные должности РФ; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; совершенствование порядка использо­вания государственного и муниципального имущества; неукосни­тельное соблюдение принципов независимости судей и невмеша­тельства в судебную деятельность и др. (ст. 7).

Что касается ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения, о которой упоминается в ФЗ о противодействии коррупции, то она наступает в соответствии с действующим законодательством. По существу, не является новел­лой констатация, что физическое лицо за коррупционное право­нарушение по решению суда может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной служ­бы, а применение за коррупционное правонарушение мер ответ­ственности к юридическому лицу не освобождает от ответственно­сти за данное коррупционное правонарушение физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобожда­ет от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. Ведь по своей юридической природе корруп­ционное правонарушение может быть уголовным, административ­ным, дисциплинарным и гражданско-правовым правонарушением и влечь соответствующую им ответственность.

Выполнить задания:

1.Калшееву, который работал на должности категории «спе­циалист» в одном из управлений федерального министерства, было предложено пройти очередную аттестацию как гражданскому слу­жащему для определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Калшеев, однако, от прохождения аттестации отказался, ссылаясь при этом на тот факт, что ему недавно исполни­лось 60 лет и он не подлежит аттестации. Ввиду отказа Калшеева от аттестации начальник управления привлек его к дисциплинарной ответственности и перенес аттестацию на более поздний срок.

Кто прав в данной ситуации? Аргументируйте свой ответ.

2.С Рябовым был заключен срочный служебный контракт на замещение должности гражданской службы категории «помощни­ки (советники)» сроком на пять лет. По истечении срока служеб­ного контракта Рябов продолжал исполнять свои должностные обязанности, так как считал, что в соответствии со ст. 58 Трудового кодекса РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала рас­торжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудо­вого договора утрачивает силу и трудовой договор считается заклю­ченным на неопределенный срок. Через 12 дней после истечения срока служебного контракта Рябов был предупрежден в письмен­ной форме о том, что служебный контракт с ним расторгнут ввиду истечения срока его действия и он уволен с гражданской службы. Рябов посчитал такое решение незаконным и обратился в комис­сию государственного органа по служебным спорам с просьбой вос­становить его в занимаемой должности гражданской службы.

Дайте юридический анализ ситуации. Законно ли было произ­ведено увольнение Рябова с гражданской службы? Какое решение должна принять комиссия государственного органа по служебным спорам?

 

Семинар 13 (2 часа)

План.

1. Государственная служба: правовые основы, понятие, система.

2. Должность государственной службы: понятие, классификация должностей.

3. Государственный служащий: понятие и виды. Права и обязанности государственных служащих, ограничения по государственной службе.

4. Прохождение государственной службы: поступление на службу, служебный контракт, аттестация, продвижение по службе, прекращение государственной службы.

5. Дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих.

 

Выполнить задания:

1.Литвинов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев 1 и 2 п. 22 Поло­жения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государ­ственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113. Он посчитал, что абзацы 1 и 2 п. 22 Положения не соответствуют Феде­ральному закону «О системе государственной службы Российской Фе­дерации» и нарушают его права как гражданина, имеющего воинское звание «полковник», на безусловное получение соответствующего классного чина гражданской службы. В суде Литвинов поддержал за­явленные требования и пояснил, что Указом Президента РФ от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих» утвержден Табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам госу­дарственных служащих. Согласно Табелю воинское звание военно­служащего «полковник» соответствует квалификационному разряду государственного служащего «государственный советник Российской Федерации 2 класса», однако при поступлении такого гражданина на гражданскую службу ему будет присвоен классный чин в соответствии с замещаемой должностью.

Согласны ли Вы с позицией Литвинова? Какое решение дол­жен принять суд?

2.Прокурор Рязанской области обратился 15 декабря 2006 г. в Рязанский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 6 ч. 2 ст. 14 «О государственной гражданской службе Рязанской области», в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемой нормой предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда гражданских государственных служащих Рязанской области сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год) ежемесячного денежного поощрения — в размере 42 (сорока двух) должностных окладов. Поскольку Рязанская область в силу Федерального закона от 26 декабря 2015 г. «О федеральном бюджете на 2016 год» входит в перечень субъектов Российской Федерации, которым предоставлены дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспечен­ности, то оспариваемая норма противоречит положениям абзаца 2 п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2016 г. № 763. Рязанская областная дума и губернатор Рязанской области просили суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Дайте юридический анализ ситуации. Какое решение должен принять суд?

Изучить вопросы

1.  Государственная служба. Понятие и виды государственной службы, правовые основы. Должности государственной службы: понятие и виды Государственные служащие: общее понятие, виды и основы административно-правового статуса.

2.  Государственная гражданская служба Понятие и виды государственной гражданской службы. Должности государственной гражданской службы, их классификация. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего. Административно-правовое регулирование поступления на государственную гражданскую службу. Прохождение и прекращение государственной гражданской службы. Ответственность государственных гражданских служащих.

3.  Военная служба. Правовое обеспечение военной службы. Военнослужащие, их классификация и особенности административно-правового положения. Поступление на военную службу, ее прохождение и прекращение.

4.  Правоохранительная служба. Правовое обеспечение правоохранительной службы. Служащие правоохранительной службы, их классификация и особенности административно-правового положения; Поступление на правоохранительную службу, ее прохождение и прекращение.

Выполнить задание:

1.Во время служебной командировки в одну из арабских стран гражданскому служащему Князеву была подарена сабля. После возвращения в Российскую Федерацию непосредственный на­чальник Князева потребовал, чтобы он передал саблю по акту в го­сударственный орган. Данное требование было мотивировано тем, что сабля является федеральной собственностью, так как была по­лучена Князевым во время служебной командировки. Князев отка­зался сдать саблю, заявив, что она была подарена ему лично, что подтверждается выгравированной на ней дарственной надписью. Однако, во избежание конфликта, он уточнил, что готов выкупить ее, заплатив рыночную стоимость.

Дайте юридический анализ ситуации.

2.На Балясину, работавшую в должности категории «обеспечи­вающие специалисты» в правовом управлении министерства, за не­однократные опоздания на работу было наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора. Так как опоздания на работу после наложения дисциплинарного взыскания не прекратились, то через два месяца она была уволена с гражданской службы на основании п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», то есть за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обя­занностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Балясина об­ратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе, утверждая, что увольнение ее по указанному основанию является незаконным, так «как Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» не предусматривает такого дисциплинарного взыскания, как «строгий выговор». Какое решение должен принять суд?

1. Прохождение государственной службы. Назначение на должность. Аттестация государственного служащего. Квалификационный экзамен. Присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания. Повышение квалификации. Поощрения и награждения государственного служащего. Служебная дисциплина.

2. Ответственность государственных служащих. Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность государственных служащих. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, дисциплинарные взыскания. Особенности административной, материальной и уголовной ответственности государственных служащих.

3. Прекращение государственно-служебных отношений: основания и последствия.

4. Государственно-служебные споры. Понятие и виды государственно-служебных споров. Органы, уполномоченные разрешать индивидуальные служебные споры на государственной службе. Порядок и сроки рассмотрения государственно-служебных споров.

5. Правовые основы подбора кадров государственных служащих. Формирование кадрового резерва государственных служащих.

 

Решить задачи:

1. Басыгасов, проживающий в г. Якутске, обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недейству­ющим в части Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)», сославшись на его противоречие ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. 50, 52, 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В обоснование заявления указал, что в региональном законе о государственной гражданской службе отсутствует раздел «Права и обязанности государственных служащих», и, таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации ограничил право граждан, в том числе и заявителя, на надлежащую информацию относительно правового статуса государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия). Кроме того, Басыгасов пришел к выводу, что в нарушение требований федерального законодателя субъектом Российской Федерации не решен вопрос о надбавке за особые условия государственной службы, которая в три раза ниже, чем аналогичная оплата труда федеральных государственных служащих.

Верны ли выводы Басыгасова? Какое решение должен принять суд? Аргументируйте свой ответ.

2.  Куницын, являясь директором департамента одного из мини­стерств Российской Федерации, назначил на должность заместителя руководителя департамента без проведения конкурса Петухова, который является братом жены Куницына.

Оцените действия Куницына. Законно ли назначение на должность Петухова?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 428.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...