Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




Подготовить доклад на темы:

1. Сущность организаций.

2. Виды организаций.

3. Административно-правовой статус учреждений.

4. Административно-правовой статус предприятий.

5. Административно-правовой статус общественных объединений.

6. Виды общественных объединений.

7. Особенности административно-правового положения профессиональных союзов.

8. Основы административно-правового положения религиозных объединений.

Интерактивное занятие.

Работа в малых группах. В ходе семинарского занятия аудитория разделяется на малые группы. Каждой из групп дается задание по подготовке ответа на один из нижеследующих вопросов:

· Учреждения и организации как субъекты административного права, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Виды учреждений и организаций. Правовые основы их административно-правового статуса.

· Особенности административно-правового статуса общественных объединений и религиозных организаций.

· Особенности государственного контроля и надзора за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций.

Непосредственно на семинарском занятии заслушиваются представители каждой из групп, выступление которых оценивается преподавателем

Тема 6. Органы исполнительной власти

Как субъекты административного права

Семинар 10 (2 часа)

1. Понятие и характерные черты органа исполнительной власти.

2. Понятие и элементы правового статуса органов исполнительной власти как субъектов административного права: цели, задачи и функции; порядок формирования, структура, штат государственных служащих; компетенция и ответственность. 

3. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

4. Классификация органов исполнительной власти по территориальному масштабу деятельности, компетенции, порядку принятия решений. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти, их правовые основы. 

5. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Порядок образования и состав Правительства РФ. Взаимодействие Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судебными органами. Основные сферы деятельности, полномочия, акты и организация работы Правительства РФ.

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

Понятие и сущность данных органов целесообразно выявлять на фоне общего понятия государственного органа, обозначив спе­цифику проявления его общих признаков применительно к органам государственной исполнительной власти и только им свойственных признаков. Например, элементом государственного полномочия органа исполнительной власти является его право издавать право­вые акты управления, а не правовые акты вообще. Конституционное назначение органа исполнительной власти функционально отлича­ет его от государственных органов других ветвей государственной власти. Он обладает совокупностью лишь ему присущих признаков. Очевидно, что более полное представление об органе исполнитель­ной власти позволит получить лишь комплексная характеристика как общих для государственного органа, так и специфических при­знаков органа исполнительной власти.

Нередко органы исполнительной власти имеют одинаковую организационно-правовую форму с их структурными подразделе­ниями (например, департамент, главное управление и т.п.). В связи с этим важно акцентировать внимание на том, что орган исполни­тельной власти — это организационно и юридически обособленное образование. Тем самым подчеркивается, что, в частности, в управ­ленческих отношениях он выступает в качестве единого субъекта административного права. Такой подход исключает и другую край­ность: признание структурного подразделения государственным органом, его подмену таким подразделением. Иногда структурное подразделение объявляется органом управления лишь на том осно­вании, что ему поручается осуществление той или иной функции самого данного органа. В настоящее время соблазн смешения струк­турного подразделения с органом усиливается тем, что по Типовому регламенту взаимодействия федеральных органов исполнительной власти руководителям их департаментов могут быть предоставлены полномочия властного характера в отношении федеральных служб и федеральных агентств.

При характеристике правового статуса органа исполнительной власти обычно подчеркивается, что он действует на основании по­ложения о нем, утвержденного уполномоченным государственным органом. Однако это правильное само по себе положение не исклю­чает, что предметы ведения и полномочия каждого органа испол­нительной власти устанавливаются многими нормативными право­выми актами, в том числе путем возложения осуществления тех или иных полномочий «на уполномоченные органы». Полномочия фе­деральных органов исполнительной власти могут устанавливаться федеральными законами и иными нормативными правовыми ак­тами органов государственной власти, а органов исполнительной власти субъектов РФ, кроме того, их органами государственной власти.

Для федеральных органов исполнительной власти имеет важное значение Типовой регламент взаимодействия между ними. Помимо процедурных норм, регламентирующих организацию их деятель­ности, в нем систематизированы либо установлены определенные новые полномочия. Он относится к числу актов, в соответствии с которыми федеральные органы исполнительной власти формируют регламент и административный регламент данного органа.

В этой связи уместно проанализировать соотношение положе­ния федерального органа исполнительной власти и его регламентов с точки зрения их юридической силы, назначения, наличия в них материальных, процедурных, процессуальных норм.

Правовое положение федеральных органов исполнительной власти одних и тех же организационно-правовых форм в установ­ленных случаях существенно отличается в зависимости от их непо­средственного подчинения. Для аргументации данного тезиса надо проанализировать Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Типо­вой регламент о взаимодействии федеральных органов исполни­тельной власти, положения об органах одной и той же организаци­онной формы разной подчиненности (по выбору): Президенту РФ; Правительству РФ; в отношении которых функции контроля и над­зора возложены на федеральные министерства.

Обсуждая вопрос о единстве системы органов исполнитель­ной власти, надо иметь в виду, что его понимание и критерии за­ложены прежде всего в Конституции РФ (п. 3 ст. 5, п. 1 ст. 11, ст. 72, п. 2 ст. 77, п. 2 ст. 115 и др.), а также ФКЗ «О Правительстве РФ» (см. ст. 1, 4, 13, 43, 44). При этом надо различать организационное, основанное на административном подчинении, и функциональное единство, основанное на обязательном исполнении правовых актов, регулирующих осуществление определенных функций федераль­ными органами исполнительной власти в тех или иных отраслях. Начало функционального единства доминирует. Оно не предпо­лагает обязательного образования в субъектах РФ профильных с федеральными органов исполнительной власти для осуществления однородной функции (например, в области жилищно-коммуналь­ного хозяйства).

В системе государственных органов своеобразный статус зани­мают территориальные органы федеральных органов исполнитель­ной власти. Их создание имеет конституционную основу (ст. 78 Кон­ституции РФ), а установление порядка их создания и деятельности относится к компетенции Правительства РФ (см. ст. 12 ФКЗ «О Пра­вительстве РФ»), Сущность указанных органов, их виды и основы правового положения определены в Типовом регламенте о взаимо­действии федеральных органов исполнительной власти. Надо иметь в виду, что эти органы: а) признаются государственными; б) создаются для осуществления полномочий федерального значения; в) создаются в соответствии со схемами их размещения, утверждаемыми на осно­ве разграничения полномочий между Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти; г) создаются для осуществления полномочий в различных территориальных масшта­бах, указанных в Типовом регламенте о взаимодействии федераль­ных органов исполнительной власти (округов, субъектов РФ и т.д.); д) входят в систему федеральных государственных органов; е) могут иметь различные наименования (главные управления, инспекции и т.д.); ж) не относятся к органам исполнительной власти и не входят в систему государственных органов субъектов РФ; з) взаимодейству­ют с органами исполнительной власти субъектов РФ в установлен­ном порядке. В частности, действует постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов испол­нительной власти»; и) в пределах своих полномочий осуществляют контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов РФ, переданных им полномочий федеральных органов ис­полнительной власти по предметам совместного ведения, а также за соблюдением требований к качеству и доступности государственных услуг организациями, через которые они оказываются.

Система и правовое положение органов исполнительной вла­сти субъектов РФ в общем виде определяются ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности законодатель­ных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации». Детально же эти вопросы регламентируются конституциями республик, уставами других субъектов, их законами и иными нормативными правовыми актами.

Вопросы системы и правового положения органов исполни­тельной власти регулируются также нормами федеральных законов и подзаконных актов, действующих на всей территории Российской Федерации, в том числе и прямо адресованными субъектам.

Под этим углом зрения необходимо уяснить особое место в организации и осуществлении исполнительной власти высшего должностного лица субъекта РФ, общее и особенное в его правовом положении в субъектах РФ, а также полномочия в отношении него Президента РФ.

Особым аспектом проявления правового положения органов исполнительной власти субъектов РФ являются их взаимоотноше­ния с муниципальными образованиями. Их определенные право­мочия в этой области закреплены в ФЗ от 24 июня 1997 г. «О прин­ципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции» и ФЗ от 16 сентября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» и др.

Следует иметь в виду, что многие нормы принципиального ха­рактера, определяющие полномочия государственных органов раз­ных уровней, имеются в отраслевых (тематических) кодексах Рос­сийской Федерации.

В учебной литературе по административному праву традицион­но, но незаслуженно не рассматривается вопрос о государственных внебюджетных фондах. А между тем, организация управления ими опосредуется административно-правовым регулированием. Более того, каждый их вид является субъектом административных отноше­ний с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. С определенными нормами на этот счет можно ознакомить­ся в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314. Кстати, показа­тельно то, что внебюджетные фонды издают нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сферах их деятельности, подлежа­щие государственной регистрации, по основаниям и в порядке, уста­новленном для государственной регистрации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Выполнить задание

1.Организация и деятельность каких органов и должностных лиц в системе местного самоуправления регулируется администра­тивным правом?

2.Составьте таблицу, показывающую, как компетенция Пра­вительства РФ соотносится с компетенцией иных федеральных ор­ганов исполнительной власти и реализуется в их деятельности.

3.Перечень государственных унитарных предприятий и феде­ральных государственных учреждений, подведомственных Управ­лению делами Президента Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. № 1370, включает, например,

«28. Федеральное государственное унитарное предприятие «Объединенная прачечная» Управления делами Президента Рос­сийской Федерации (г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, д. 20)...

109. Федеральное государственное учреждение «Центр госу­дарственного санитарно-эпидемиологического надзора» Управ­ления делами Президента Российской Федерации (г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, д. 23)».

Какая организационно-правовая форма должна быть у каждо­го из этих субъектов административного права?

4.Органы местного самоуправления не должны признаваться имеющими государственные полномочия, поскольку в Конститу­ции указано, что они в систему государственных органов не вклю­чаются. Вместе с тем Указом Президента РФ от 29 декабря 2008 г. № 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений»[1], одно из полномочий государственного характера, характера государственной власти передано муниципальному органу. Указ звучит так: «Установить, что Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях органов местного самоуправления поселений, используемых главами местной администрации поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений при совершении нотариальных действий в случае отсутствия в поселении нотариуса, а также воспроизводится на оформленных и (или) выдаваемых ими в связи с совершением нотариальных действий документах». В то же время Верховный Суд РФ в казусе «Депутат представительного органа местного самоуправления, наделенный властными полно­мочиями и осуществляющий законодательную власть, является должностным лицом и обоснованно признан субъектом преступле­ния, предусмотренного п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ»[2] признал депутата муниципального образования должностным лицом и осудил его за преступление как должностное властное лицо.

Оцените законность Указа Президента РФ и судебного казуса.

5.В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1915-р (Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. II). Ст. 6423) «Военизированная горноспасательная, ава­рийно-спасательная часть, г. Москва» отнесена к федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в веде­нии Минэнерго России, а «Федеральное государственное учреждение Аварийно-спасательное формирование «Дальневосточная противофонтанная военизированная часть», г. Оха, Сахалинская область» — отнесено к федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Минэнерго России. Находите ли вы имеющей правовое значение различную организационно-правовую форму этих субъектов административного права?

 

Семинар 11 (2 часа)

 

План

1. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти; элементы их административно-правового статуса.

2. Правовой статус Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ.

3. Компетенция Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ.

4. Система федеральных органов исполнительной власти, порядок их образования, руководство, распределение функций и полномочий между ними. 

5. Система органов исполнительной власти субъектов РФ; принципы их взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти.

Выполнить задания:

1. Каково соотношение понятий: «орган исполнительной власти», «субъект исполнительной власти», «орган государственного управления», «исполнительно-распорядительный орган», «исполнительный орган», «административный орган», «администрация»?

2.  Какие из перечисленных субъектов являются органами исполнительной власти: департамент потребительского рынка областной администрации; научно-исследовательский институт; территориальное управление Федеральной антимонопольной службы; лесное хозяйство; Администрация Президента РФ; Аппарат Правительства РФ; правительство Кемеровской области; администрация поселка городского типа.

3.  Являются ли органы исполнительной власти юридическими лицами. Каким образом этот вопрос регулируется в ГК РФ?

4.  Приведите примеры органов исполнительной власти общей, отраслевой, межотраслевой, специальной компетенции со ссылками на нормативные правовые акты, определяющие их правовой статус.

5.  При разработке новых положений о федеральных органах исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, Правительство РФ наделило их целым рядом полномочий, не предусмотренных в ст. 14—22 Федерального конституционного за­кона «О Правительстве РФ».

Соответствует ли законодательству РФ такое наделением пол­номочиями федеральных органов исполнительной власти, находя­щихся в ведении Правительства РФ?

Вопросы

1.  Президент РФ: его полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента РФ: ее понятие, структура и полномочия.

2.  Органы исполнительной власти: понятие, основы правового положения. Соотношение Положения об органе исполнительной власти и его Административного регламента.

3.  Основания классификации и виды органов исполнительной власти; иные государственные исполнительные органы.

4.  Система и структура (перечни) органов исполнительной власти в РФ: понятие, принципы построения и звенья.

5.  Конституционные основы единства системы органов исполнительной власти и его обеспечение.

Выполнить задания:

Составить словарь терминов, раскрывая ключевые понятия темы ( не менее 20 определений)

Пример: государственный орган исполнительной власти –это организация, наделенная государственно-властными полномочиями, выступающая от имени государства, действия которой обеспечиваются принудительной силой государства.

Решить задачи:

1.Губернатор Приморского края издал постановление от 18 октября 2002 г. № 545 «О создании Департамента образования, науки и социальной защиты населения Администрации Примор­ского края». Этим постановлением Управление социальной защиты населения Администрации Приморского края было переподчинено Департаменту образования и науки Администрации Приморско­го края, который был переименован в Департамент образования, науки и социальной защиты населения Администрации Примор­ского края. Это постановление было признано недействительным решением Приморского краевого суда от 5 января 2003 г., остав­ленным без изменения определением Судебной коллегии по граж­данским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. по делу № 56-ГОЗ-З. В мотивировочной части определения Верховного Суда указано следующее. Переподчинением Управления социальной за­щиты населения Администрации края Департаменту образования и науки Администрации края единая система государственной ис­полнительной власти нарушается. На такое переподчинение согла­сия федеральных органов исполнительной власти получено не было. На федеральном уровне этот вопрос не решался. Поскольку система органов исполнительной власти Приморского края должна соответ­ствовать построению органов исполнительной власти РФ и образо­вывать с ней единую систему, слияние Департамента образования и науки и Управления социальной защиты населения Администрации края в один Департамент образования, науки и социальной защиты Администрации края является незаконным.

Оцените законность состоявшихся по данному делу судебных актов.

2.В системе Федеральной налоговой службы созданы межре­гиональные налоговые инспекции, которые осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщи­ками, независимо от их местонахождения, специализирующимися на ведении определенных видов деятельности: электроэнергетика, добыча нефти и газа, производство и продажа этилового спирта, ал­когольной и спиртосодержащей продукции. Контрольные полно­мочия этих инспекций осуществляются на всей территории РФ. При этом приказы об их создании и утверждении положений о них были приняты Министерством РФ по налогам и сборам, а планиру­ется принимать Министерством финансов РФ.

К каким видам органов исполнительной власти следует отне­сти межрегиональные налоговые инспекции: к федеральным орга­нам исполнительной власти или к их территориальным органам? Исходя из ответа на поставленный вопрос, оцените законность соз­дания межрегиональных налоговых инспекций.

3.Федеральный министр назначил своим заместителем руко­водителя одного из департаментов министерства. Является ли та­кой приказ министра принятым в пределах его полномочий?

4.Какие федеральные органы исполнительной власти подве­домственны непосредственно Президенту РФ, почему установлена и в чем заключается такая подведомственность?

План.

1. Федеральные министерства: порядок образования, функции и подведомственность. Полномочия федерального министра. Структура центрального аппарата федерального министерства. Особенности правового статуса федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Взаимоотношения федеральных министерств с федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в их ведении.

2. Федеральные службы: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федеральной службы. Особенности правового статуса федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ либо Правительство РФ.

3. Федеральные агентства: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федерального агентства. Особенности правового статуса федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ либо Правительство РФ.

4. Организация работы федеральных органов исполнительной власти. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, их виды, значение и регулятивные свойства.

5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Правовые основы их деятельности, виды, порядок образования и особенности размещения.

6. Система органов исполнительной власти субъектов РФ. Формы и методы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Порядок разрешения разногласий.

Выполнить задание:

1.В Конституциях ряда республик в составе РФ наряду с ру­ководителем высшего органа исполнительной власти — Председа­телем Правительства республики учреждена должность Главы госу­дарства — республики в составе РФ. Соответствует ли такая система государственной власти в республиках в составе РФ Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации за­конодательных (представительных) и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации»?

2.Проанализируйте основные законы субъектов РФ — Кон­ституции республик РФ, Уставы краев, областей, автономного округа, автономной области на предмет определения системы и правового статуса органов исполнительной власти в субъектах РФ.

3.Составьте схему организации управления в Москве.

4.В чем выражаются взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ? Какие формы взаимоотношений закреплены в действующих нормативных правовых актах?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 448.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...