Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задания для самостоятельной работы
Подготовить доклад на темы: 1. Сущность организаций. 2. Виды организаций. 3. Административно-правовой статус учреждений. 4. Административно-правовой статус предприятий. 5. Административно-правовой статус общественных объединений. 6. Виды общественных объединений. 7. Особенности административно-правового положения профессиональных союзов. 8. Основы административно-правового положения религиозных объединений. Интерактивное занятие. Работа в малых группах. В ходе семинарского занятия аудитория разделяется на малые группы. Каждой из групп дается задание по подготовке ответа на один из нижеследующих вопросов: · Учреждения и организации как субъекты административного права, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Виды учреждений и организаций. Правовые основы их административно-правового статуса. · Особенности административно-правового статуса общественных объединений и религиозных организаций. · Особенности государственного контроля и надзора за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций. Непосредственно на семинарском занятии заслушиваются представители каждой из групп, выступление которых оценивается преподавателем Тема 6. Органы исполнительной власти Как субъекты административного права Семинар 10 (2 часа) 1. Понятие и характерные черты органа исполнительной власти. 2. Понятие и элементы правового статуса органов исполнительной власти как субъектов административного права: цели, задачи и функции; порядок формирования, структура, штат государственных служащих; компетенция и ответственность. 3. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти. 4. Классификация органов исполнительной власти по территориальному масштабу деятельности, компетенции, порядку принятия решений. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти, их правовые основы. 5. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Порядок образования и состав Правительства РФ. Взаимодействие Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судебными органами. Основные сферы деятельности, полномочия, акты и организация работы Правительства РФ. Рекомендации по самостоятельному изучению темы: Понятие и сущность данных органов целесообразно выявлять на фоне общего понятия государственного органа, обозначив специфику проявления его общих признаков применительно к органам государственной исполнительной власти и только им свойственных признаков. Например, элементом государственного полномочия органа исполнительной власти является его право издавать правовые акты управления, а не правовые акты вообще. Конституционное назначение органа исполнительной власти функционально отличает его от государственных органов других ветвей государственной власти. Он обладает совокупностью лишь ему присущих признаков. Очевидно, что более полное представление об органе исполнительной власти позволит получить лишь комплексная характеристика как общих для государственного органа, так и специфических признаков органа исполнительной власти. Нередко органы исполнительной власти имеют одинаковую организационно-правовую форму с их структурными подразделениями (например, департамент, главное управление и т.п.). В связи с этим важно акцентировать внимание на том, что орган исполнительной власти — это организационно и юридически обособленное образование. Тем самым подчеркивается, что, в частности, в управленческих отношениях он выступает в качестве единого субъекта административного права. Такой подход исключает и другую крайность: признание структурного подразделения государственным органом, его подмену таким подразделением. Иногда структурное подразделение объявляется органом управления лишь на том основании, что ему поручается осуществление той или иной функции самого данного органа. В настоящее время соблазн смешения структурного подразделения с органом усиливается тем, что по Типовому регламенту взаимодействия федеральных органов исполнительной власти руководителям их департаментов могут быть предоставлены полномочия властного характера в отношении федеральных служб и федеральных агентств. При характеристике правового статуса органа исполнительной власти обычно подчеркивается, что он действует на основании положения о нем, утвержденного уполномоченным государственным органом. Однако это правильное само по себе положение не исключает, что предметы ведения и полномочия каждого органа исполнительной власти устанавливаются многими нормативными правовыми актами, в том числе путем возложения осуществления тех или иных полномочий «на уполномоченные органы». Полномочия федеральных органов исполнительной власти могут устанавливаться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти, а органов исполнительной власти субъектов РФ, кроме того, их органами государственной власти. Для федеральных органов исполнительной власти имеет важное значение Типовой регламент взаимодействия между ними. Помимо процедурных норм, регламентирующих организацию их деятельности, в нем систематизированы либо установлены определенные новые полномочия. Он относится к числу актов, в соответствии с которыми федеральные органы исполнительной власти формируют регламент и административный регламент данного органа. В этой связи уместно проанализировать соотношение положения федерального органа исполнительной власти и его регламентов с точки зрения их юридической силы, назначения, наличия в них материальных, процедурных, процессуальных норм. Правовое положение федеральных органов исполнительной власти одних и тех же организационно-правовых форм в установленных случаях существенно отличается в зависимости от их непосредственного подчинения. Для аргументации данного тезиса надо проанализировать Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Типовой регламент о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, положения об органах одной и той же организационной формы разной подчиненности (по выбору): Президенту РФ; Правительству РФ; в отношении которых функции контроля и надзора возложены на федеральные министерства. Обсуждая вопрос о единстве системы органов исполнительной власти, надо иметь в виду, что его понимание и критерии заложены прежде всего в Конституции РФ (п. 3 ст. 5, п. 1 ст. 11, ст. 72, п. 2 ст. 77, п. 2 ст. 115 и др.), а также ФКЗ «О Правительстве РФ» (см. ст. 1, 4, 13, 43, 44). При этом надо различать организационное, основанное на административном подчинении, и функциональное единство, основанное на обязательном исполнении правовых актов, регулирующих осуществление определенных функций федеральными органами исполнительной власти в тех или иных отраслях. Начало функционального единства доминирует. Оно не предполагает обязательного образования в субъектах РФ профильных с федеральными органов исполнительной власти для осуществления однородной функции (например, в области жилищно-коммунального хозяйства). В системе государственных органов своеобразный статус занимают территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Их создание имеет конституционную основу (ст. 78 Конституции РФ), а установление порядка их создания и деятельности относится к компетенции Правительства РФ (см. ст. 12 ФКЗ «О Правительстве РФ»), Сущность указанных органов, их виды и основы правового положения определены в Типовом регламенте о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти. Надо иметь в виду, что эти органы: а) признаются государственными; б) создаются для осуществления полномочий федерального значения; в) создаются в соответствии со схемами их размещения, утверждаемыми на основе разграничения полномочий между Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти; г) создаются для осуществления полномочий в различных территориальных масштабах, указанных в Типовом регламенте о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти (округов, субъектов РФ и т.д.); д) входят в систему федеральных государственных органов; е) могут иметь различные наименования (главные управления, инспекции и т.д.); ж) не относятся к органам исполнительной власти и не входят в систему государственных органов субъектов РФ; з) взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ в установленном порядке. В частности, действует постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»; и) в пределах своих полномочий осуществляют контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов РФ, переданных им полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения, а также за соблюдением требований к качеству и доступности государственных услуг организациями, через которые они оказываются. Система и правовое положение органов исполнительной власти субъектов РФ в общем виде определяются ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Детально же эти вопросы регламентируются конституциями республик, уставами других субъектов, их законами и иными нормативными правовыми актами. Вопросы системы и правового положения органов исполнительной власти регулируются также нормами федеральных законов и подзаконных актов, действующих на всей территории Российской Федерации, в том числе и прямо адресованными субъектам. Под этим углом зрения необходимо уяснить особое место в организации и осуществлении исполнительной власти высшего должностного лица субъекта РФ, общее и особенное в его правовом положении в субъектах РФ, а также полномочия в отношении него Президента РФ. Особым аспектом проявления правового положения органов исполнительной власти субъектов РФ являются их взаимоотношения с муниципальными образованиями. Их определенные правомочия в этой области закреплены в ФЗ от 24 июня 1997 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» и ФЗ от 16 сентября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» и др. Следует иметь в виду, что многие нормы принципиального характера, определяющие полномочия государственных органов разных уровней, имеются в отраслевых (тематических) кодексах Российской Федерации. В учебной литературе по административному праву традиционно, но незаслуженно не рассматривается вопрос о государственных внебюджетных фондах. А между тем, организация управления ими опосредуется административно-правовым регулированием. Более того, каждый их вид является субъектом административных отношений с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. С определенными нормами на этот счет можно ознакомиться в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314. Кстати, показательно то, что внебюджетные фонды издают нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сферах их деятельности, подлежащие государственной регистрации, по основаниям и в порядке, установленном для государственной регистрации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Выполнить задание 1.Организация и деятельность каких органов и должностных лиц в системе местного самоуправления регулируется административным правом? 2.Составьте таблицу, показывающую, как компетенция Правительства РФ соотносится с компетенцией иных федеральных органов исполнительной власти и реализуется в их деятельности. 3.Перечень государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. № 1370, включает, например, «28. Федеральное государственное унитарное предприятие «Объединенная прачечная» Управления делами Президента Российской Федерации (г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, д. 20)... 109. Федеральное государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Управления делами Президента Российской Федерации (г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, д. 23)». Какая организационно-правовая форма должна быть у каждого из этих субъектов административного права? 4.Органы местного самоуправления не должны признаваться имеющими государственные полномочия, поскольку в Конституции указано, что они в систему государственных органов не включаются. Вместе с тем Указом Президента РФ от 29 декабря 2008 г. № 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений»[1], одно из полномочий государственного характера, характера государственной власти передано муниципальному органу. Указ звучит так: «Установить, что Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях органов местного самоуправления поселений, используемых главами местной администрации поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений при совершении нотариальных действий в случае отсутствия в поселении нотариуса, а также воспроизводится на оформленных и (или) выдаваемых ими в связи с совершением нотариальных действий документах». В то же время Верховный Суд РФ в казусе «Депутат представительного органа местного самоуправления, наделенный властными полномочиями и осуществляющий законодательную власть, является должностным лицом и обоснованно признан субъектом преступления, предусмотренного п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ»[2] признал депутата муниципального образования должностным лицом и осудил его за преступление как должностное властное лицо. Оцените законность Указа Президента РФ и судебного казуса. 5.В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1915-р (Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. II). Ст. 6423) «Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть, г. Москва» отнесена к федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Минэнерго России, а «Федеральное государственное учреждение Аварийно-спасательное формирование «Дальневосточная противофонтанная военизированная часть», г. Оха, Сахалинская область» — отнесено к федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Минэнерго России. Находите ли вы имеющей правовое значение различную организационно-правовую форму этих субъектов административного права?
Семинар 11 (2 часа)
План 1. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти; элементы их административно-правового статуса. 2. Правовой статус Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ. 3. Компетенция Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ. 4. Система федеральных органов исполнительной власти, порядок их образования, руководство, распределение функций и полномочий между ними. 5. Система органов исполнительной власти субъектов РФ; принципы их взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти. Выполнить задания: 1. Каково соотношение понятий: «орган исполнительной власти», «субъект исполнительной власти», «орган государственного управления», «исполнительно-распорядительный орган», «исполнительный орган», «административный орган», «администрация»? 2. Какие из перечисленных субъектов являются органами исполнительной власти: департамент потребительского рынка областной администрации; научно-исследовательский институт; территориальное управление Федеральной антимонопольной службы; лесное хозяйство; Администрация Президента РФ; Аппарат Правительства РФ; правительство Кемеровской области; администрация поселка городского типа. 3. Являются ли органы исполнительной власти юридическими лицами. Каким образом этот вопрос регулируется в ГК РФ? 4. Приведите примеры органов исполнительной власти общей, отраслевой, межотраслевой, специальной компетенции со ссылками на нормативные правовые акты, определяющие их правовой статус. 5. При разработке новых положений о федеральных органах исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, Правительство РФ наделило их целым рядом полномочий, не предусмотренных в ст. 14—22 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ». Соответствует ли законодательству РФ такое наделением полномочиями федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ? Вопросы 1. Президент РФ: его полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента РФ: ее понятие, структура и полномочия. 2. Органы исполнительной власти: понятие, основы правового положения. Соотношение Положения об органе исполнительной власти и его Административного регламента. 3. Основания классификации и виды органов исполнительной власти; иные государственные исполнительные органы. 4. Система и структура (перечни) органов исполнительной власти в РФ: понятие, принципы построения и звенья. 5. Конституционные основы единства системы органов исполнительной власти и его обеспечение. Выполнить задания: Составить словарь терминов, раскрывая ключевые понятия темы ( не менее 20 определений) Пример: государственный орган исполнительной власти –это организация, наделенная государственно-властными полномочиями, выступающая от имени государства, действия которой обеспечиваются принудительной силой государства. Решить задачи: 1.Губернатор Приморского края издал постановление от 18 октября 2002 г. № 545 «О создании Департамента образования, науки и социальной защиты населения Администрации Приморского края». Этим постановлением Управление социальной защиты населения Администрации Приморского края было переподчинено Департаменту образования и науки Администрации Приморского края, который был переименован в Департамент образования, науки и социальной защиты населения Администрации Приморского края. Это постановление было признано недействительным решением Приморского краевого суда от 5 января 2003 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. по делу № 56-ГОЗ-З. В мотивировочной части определения Верховного Суда указано следующее. Переподчинением Управления социальной защиты населения Администрации края Департаменту образования и науки Администрации края единая система государственной исполнительной власти нарушается. На такое переподчинение согласия федеральных органов исполнительной власти получено не было. На федеральном уровне этот вопрос не решался. Поскольку система органов исполнительной власти Приморского края должна соответствовать построению органов исполнительной власти РФ и образовывать с ней единую систему, слияние Департамента образования и науки и Управления социальной защиты населения Администрации края в один Департамент образования, науки и социальной защиты Администрации края является незаконным. Оцените законность состоявшихся по данному делу судебных актов. 2.В системе Федеральной налоговой службы созданы межрегиональные налоговые инспекции, которые осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками, независимо от их местонахождения, специализирующимися на ведении определенных видов деятельности: электроэнергетика, добыча нефти и газа, производство и продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Контрольные полномочия этих инспекций осуществляются на всей территории РФ. При этом приказы об их создании и утверждении положений о них были приняты Министерством РФ по налогам и сборам, а планируется принимать Министерством финансов РФ. К каким видам органов исполнительной власти следует отнести межрегиональные налоговые инспекции: к федеральным органам исполнительной власти или к их территориальным органам? Исходя из ответа на поставленный вопрос, оцените законность создания межрегиональных налоговых инспекций. 3.Федеральный министр назначил своим заместителем руководителя одного из департаментов министерства. Является ли такой приказ министра принятым в пределах его полномочий? 4.Какие федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ, почему установлена и в чем заключается такая подведомственность? План. 1. Федеральные министерства: порядок образования, функции и подведомственность. Полномочия федерального министра. Структура центрального аппарата федерального министерства. Особенности правового статуса федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Взаимоотношения федеральных министерств с федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в их ведении. 2. Федеральные службы: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федеральной службы. Особенности правового статуса федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ либо Правительство РФ. 3. Федеральные агентства: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федерального агентства. Особенности правового статуса федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ либо Правительство РФ. 4. Организация работы федеральных органов исполнительной власти. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, их виды, значение и регулятивные свойства. 5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Правовые основы их деятельности, виды, порядок образования и особенности размещения. 6. Система органов исполнительной власти субъектов РФ. Формы и методы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Порядок разрешения разногласий. Выполнить задание: 1.В Конституциях ряда республик в составе РФ наряду с руководителем высшего органа исполнительной власти — Председателем Правительства республики учреждена должность Главы государства — республики в составе РФ. Соответствует ли такая система государственной власти в республиках в составе РФ Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»? 2.Проанализируйте основные законы субъектов РФ — Конституции республик РФ, Уставы краев, областей, автономного округа, автономной области на предмет определения системы и правового статуса органов исполнительной власти в субъектах РФ. 3.Составьте схему организации управления в Москве. 4.В чем выражаются взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ? Какие формы взаимоотношений закреплены в действующих нормативных правовых актах?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 448. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |