Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Нормы и источники административного права
Семинар 2 (2 часа) В процессе подготовки к семинарскому занятию студентам необходимо: 1) рассмотреть и детально проанализировать все вопросы, указанные в Теме 3 Рабочей программы курса; 2) особое внимание уделить вопросам: · Понятие и особенности административно-правовой нормы. · Структура административно-правовой нормы. · Способы осуществления реализации (формы реализации) административно-правовых норм. · Виды административно-правовых норм. · Источники административного права и их виды. · Действие административно-правовых норм во времени. 3)подготовиться к групповому решению ситуационной задачи по теме, задача предоставляется преподавателем студентам на занятии.
На семинаре рекомендуется сделать доклад на тему: «Коллизии административно-правовых норм».
План: 1. Понятие и признаки административно-правовых норм. 2. Виды административно-правовых норм. 3. Административное правотворчество и нормотворчество. 4. Действие и реализация административно-правовых норм. 5. Источники административного права. Рекомендации по самостоятельному изучению темы: Административно-правовые нормы представляют собой устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления). Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие нормативные акты. Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками. Большая часть административных правоотношений-властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них власть не участвует (горизонтальные). Участниками горизонтальных административных правоотношений являются субъекты, ни один из которых не имеет властных полномочий по отношению к другому. По первому вопросу следует рассмотреть понятие и основные признаки административно-правовых норм. По второму вопросу необходимо выяснить какие существуют виды и классификации административно-правовых норм. По третьему вопросу нужно разобрать содержание категорий административного правотворчества и нормотворчества. По четвёртому вопросу необходимо выяснить особенности действия и реализации административно-правовых норм. По пятому вопросу следует рассмотреть основные источники административного права, их виды и особенности.
Изучить нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ,1997, № 51, ст. 5712); 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 1, 2); 4. Уголовный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954); Семинар 3 (2 часа) Контрольные вопросы по теме: 1. Каково понятие административно-правовой нормы? 2. Какие существуют признаки административно-правовых норм? 3. В чем разница между административным нормотворчеством и правотворчеством? 4. Какие имеются юридические факты в административном праве. Темы контрольных работ и рефератов: 1. Публичное право и административное право. 2. Административное право и частное право 3. Международные акты как источники административного права. 4. Административное правотворчество. 5. Конклюдентные действия в административном праве. Интерактивное занятие. Работа в малых группах. В ходе семинарского занятия аудитория разделяется на малые группы. Каждой из групп дается задание по подготовке ответа на один из нижеследующих вопросов: 1. Изучить структуру и особенности административно-правовых норм. 2. Изучить виды административных правовых норм. 3. Исследовать и систематизировать источники административного права. 4. Обозначить особенности действия административно-правовых норм в пространстве и во времени. Непосредственно на семинарском занятии заслушиваются представители каждой из групп, выступление которых оценивается преподавателем.
Задачи по теме: 1. Проанализируйте по каким основаниям необходимо осуществлять классификацию следующих административно-правовых норм: -уполномачивающие; -управомачивающие; - запрещающие; - обязывающие; -поощрительные; - стимулирующие; - отсылочные; - бланкетные; -рекомендательные; -императивные; -диспозитивные; - федеральные; - региональные; - чрезвычайные; - срочные; - временные; - бессрочные; материальные; -процессуальные. Приведите примеры каждой из указанных норм в нормативных правовых актах. 2. Найдите в нормативно-правовых актах примеры административно-правовых норм, регулирующих: - организацию и деятельность федеральных органов исполнительной власти; - организацию и деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; - государственно-служебные отношения; - административно-юрисдикционные отношения; - административно-процедурные отношения. 3. Проанализируйте содержание административно-правовой нормы с позиций ее структуры. Найдите нормы, содержащие только диспозицию; гипотезу и диспозицию; все три элемента структуры нормы. Анализ можно провести на базе КоАП РФ.
Кейс-стади (казусы) к практическому занятию: Кейс 1. Согласно части 4 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» «структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ». Однако в части 7 статьи 26.3 указанного Федерального закона содержится исключение из нормативного порядка, предусмотренного ст. 17 ФЗ «Об общих принципах...», согласно которому законы о передаче полномочий на уровень субъектов РФ должны содержать положения, предусматривающие «права и обязанности федеральных органов исполнительной власти ... связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия». Вопросы и задания к кейсу: Можно ли сделать вывод о слишком широкой трактовке принципа единства исполнительной власти, несоразмерном вмешательстве в организационную самостоятельность субъектов Российской Федерации, в том числе в части права влиять на определение структуры исполнительных органов власти субъектов трактуется слишком широко? Определите, присутствует ли здесь коллизия правовых норм. Тема 3. Административно-правовые отношения Семинар 4 (2 часа) 1. В процессе подготовки к семинарскому занятию студентам необходимо: 1) рассмотреть и детально проанализировать все вопросы, указанные в Теме 3 Рабочей программы курса; 2) особое внимание уделить вопросам: · Понятие административно-правовых отношений. · Признаки административно-правовых отношений. · Структура административно-правовых отношений. · Содержание административно-правовых отношений.
На семинаре рекомендуется сделать доклад на тему: «Субъекты и объекты административно-правовых отношений».
3) Подготовиться к решению задач:
Задачи по теме:
1. Проанализируйте приведенные ситуации: - гражданин Н. обратился в органы социальной защиты с заявлением о назначении ему пенсии; - прокурор города проверил работу с письмами и жалобами граждан и издал по результатам проверки приказ (в одном случае - в районных прокуратурах; в другом - в аппарате городской администрации); - мэр города Ш. своим распоряжением передал здание, являющееся объектом муниципальной собственности, из ведения одной муниципальной организации в ведение другой; - гражданин Б. обратился с жалобой на неправильно назначенное ему административное наказание в суд; - гражданин С. обратился к прокурору на предмет привлечения к ответственности гражданина Ц., нанесшего ему побои. Определите и обоснуйте, какие из названных правоотношений можно отнести к числу административно-правовых? 2. Какого рода правовые отношения возникают между: - главой республики, входящей в состав РФ, и предприятиями, находящимися в федеральной собственности; - администрацией области и областным фондом имущества; - республиканским министерством и администрацией района, города; - федеральным министерством и федеральным агентством; - ректором вуза и студентами; - общественным объединением и гражданами, являющимися его членами, а также не являющимися таковыми? - Кейс-стади (казусы) к практическому занятию: - Кейс 1. Начальником ОВД Ивановым на гражданина Семенова наложен административный штраф в размере 5 000 руб. за нарушение правил охоты, которые были установлены ранее лесничим Сидоровым. В протоколе было указано, что Семенов охотился без специального чехла для оружия. В виде дополнительного наказания у него было конфисковано охотничье ружье. Семенов обратился в суд с жалобой на неправомерную конфискацию оружия, сославшись на то, что он охотник-профессионал, и для него охота - единственный источник средств к существованию. - Вопросы и задания к кейсу: - Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации. - Укажите всех участников административных отношений в данной ситуации. - Правомерно ли поступил начальник ОВД Иванов, исходя из условий задачи? - Есть ли у гражданина Семенова юридические основания для обжалования решения начальника ОВД? - Дополнительное задание. Составьте проект жалобы Семенова на действия Иванова.
Семинар 5 (2 часа) 1. Административно-правовые отношения: понятие и особенности. 2. Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные отношения. 3. Юридические факты в административном праве. По первому вопросу необходимо уяснить содержание административно-правовых отношений. По второму вопросу необходимо выяснить какие существуют виды административно-правовых отношений, а также разобрать содержание горизонтальных и вертикальных административных отношений. По третьему вопросу необходимо рассмотреть понятие и виды юридических фактов в административном праве.
Изучить нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ,1997, № 51, ст. 5712); 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 1, 2); 4. Уголовный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954);
Интерактивное занятие. Работа в малых группах. В ходе семинарского занятия аудитория разделяется на малые группы. Каждой из групп дается задание по подготовке ответа на один из нижеследующих вопросов: 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений. Структура административно-правовых отношений. 2. Субъекты административно-правовых отношений. Индивидуальные и коллективные субъекты административно-правовых отношений. Административная правоспособность и дееспособность субъектов административно-правовых отношений. 3. Особенности юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. 4. Критерии классификации и виды административно-правовых отношений. Непосредственно на семинарском занятии заслушиваются представители каждой из групп, выступление которых оценивается преподавателем.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |