Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОСПРИЯТИЕ СКАЗКИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Сказка и эмоциональный мир ребенка. Сказка и правда жизни. Сказка как культурное наследие. Сказка как произведение искусства. Восприятие сказки как деятельность. Сопереживание как структурный компонент деятельности восприятия сказки. Исследования А.В. Запорожца, Д.Н. Дубовис-Арановской, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина о специфике восприятия сказки. Т.А. Репина об интериоризации действия сопереживания. Ш. Бюлер о механизме понимания детьми сказок. Иллюстрации к сказке и их значение для детского развития.

Роль сказки в развитии ребенка. Традиция изучения вопроса в русле психоанализа. Сказка как элемент психотерапии. Восприятие сказки и приобретение смысла жизни (Б. Беттельхейм). Сказка как результат работы человеческого сознания и подсознания. Сказка как отражение осознаваемых и неосознаваемых проблем человека и путей решения этих проблем. Язык сказки. Стиль сказки. Решение моральных проблем посредством сказки. Близость сказки эмоциональному миру ребенка-дошкольника.

Сюжет и структура сказки. Благополучный конец развития сказочных событий и их значение для детского развития. Сравнительный анализ сказки, мифа, басни, рассказа и фантазии в плане их влияния на развитие личности ребенка. Основные понятия: деятельность, действие, сопереживание, смысл жизни, личность, психическое развитие. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка и особенности ее восприятия маленькими детьми, ее влияние на детское развитие — предмет целого ряда интересных исследований. И в отечественной и в зарубежной психологии имеются исследования с такой тематикой. Сказка — это культурное наследие. Сказка — это произведение искусства. Такими эпитетами награждают сказки исследователи.

Сказку хорошо ребенку не читать, а рассказывать. Во-первых, потому, что тогда вы можете наблюдать за тем, как он слушает сказку. Вы видите его лицо, его реакцию. Можете заметить, какое место в сказке больше всего его задевает.

М. Максимов излагает основные идеи Б. Беттельхейма относительно роли волшебной сказки в развитии личности ребенка. Волшебные сказки — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Развитие личности — процесс постепенный, предполагающий определенные этапы, ступеньки, по которым надо подняться. Каждая ступенька «обслуживается» своей сказкой. Эта сказка помогает ребенку сформировать свою душу так, чтобы забраться на следующую ступеньку. 268

Предмет внимания Б. Беттельхейма — дети с нервными расстройствами. Отношение ребенка к той или иной сказке помогало ему распознать природу той психической травмы, которую ребенок получил в семье. Ребенок, работая над сказкой, залечивает свои душевные раны. Однако важна для эмоционального мира ребенка не авторская сказка, а сказка народная. Например, нам известна сказка «Три поросенка» в переводе СВ. Михалкова с английского. В английской народной сказке показан процесс созревания личности, считает Б. Беттельхейм. М. Максимов видит в трех поросятах одного и того же поросенка, но на разных ступеньках своего развития. Отождествляясь поочередно с каждым поросенком, ребенок всем своим существом проживает эти ступеньки.

Волк, живущий в каждом из нас, — еще один мотив сказки. Каждый ребенок переживал это состояние, когда он преполнен неизвестно откуда взявшейся агрессией. И сказка подсказывает ребенку — неуправляемая, неконтролируемая агрессия всегда жестоко наказывается. А потому сказка приучает управлять волком в своей душе. В сказке-переводе все три поросенка в конце живы и здоровы, поют и пляшут. А это уже другой конец, это уже другой вывод — все равно, какой ты поросенок: работаешь, когда все остальные бегают по улице, или поешь песенки, не думая о будущем, волк тебя не съест. Б. Беттельхейм заключает, что сказки нет, вместо нее очередная развлекательная история. Из дневника матери Мише 5 лет.

Ребенок совершенно запуган. Самые безобидные мультфильмы — «Три поросенка», «Красная Шапочка и серый Волк», «Ну, погоди!», а ребенок постоянно сидит от страха под столом. Он туда прячется. Там он себя чувствует в безопасности. Как понять, что происходит в душе моего маленького человека?

У ребенка в душе хаос. Его разрывают на части любовь и ненависть, страх и жажда. Окружающий мир для него — это лес, наполненный злыми и добрыми духами, волками, лешими и жар-птицами. Самое страшное, что всю эту гамму чувств ребенок испытывает одновременно. Во всем этом хаосе просто необходимо навести порядок. И сказка помогает это сделать.

На самом деле и взрослые используют подобный метод для наведения порядка в своей душе, как считает М. Максимов. Коле 4 года.

— Мама, я не хочу быть взрослым, — сказал он мне. Что ответить? Не знаю.

— Коленька, давай, почитаем сказки. 269


Я начинаю читать все подряд. Сначала не думая даже о том, что это надо мне самой. И совершенно не подозревая, что в них-то я как раз и найду причину того, что привело моего малыша к такому выводу, напугавшему меня. Читаем сказки русские народные, читаем сказки народов Востока и Африки. И вдруг в какой-то момент меня осеняет: «А с чего бы это моему маленькому сынишке хотеть быть взрослым, ведь у нас в семье все «превернуто» с ног на голову: последняя конфетка — ему, лучшее место — ему. В спорах и ссорах со страшим братом прав всегда он — наш маленький. Вот вам и результат.

Пора менять привычки. Все ставить на свои места. Сказки и правда жизни

Когда сказки рассказывают соответствующим образом (без сентиментальной интонации, умных объяснений, скупо, сдержанно), то описания ведьм и великанов могут стать для детей наиболее точным способом образного восприятия «мирового зла», еще до того как они столкнутся с ним непосредственно. Если же рассказывать слишком драматично, слишком натуралистично, не учитывая «образной ткани» всего настроя сказки, то волк «выпрыгнет» из своего образа и предстанет настоящим хищником. Тот, кто рассказывает сказку, должен суметь достоверно показать, как силы добра в конце концов побеждают зло.

Обратитесь к книге Л.Ф. Обуховой и познакомьтесь с традициями изучения роли сказки в детском развитии в нашей стране. Она ссылается на работы А.В. Запорожца, Б.М. Теплова, Т.А. Репиной и представляет подходы Ш. Бю-лер и Б. Беттельхейма.

В работах Д.Б. Эльконина мы находим описание исследований, которые дают представление о том, как дети дошкольного возраста понимают литературные произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихи, басни).

Дети дошкольного возраста очень любят, когда им читают сказки и рассказы. Пониманию детей этого возраста постепенно становятся доступными не только коротенькие, но и относительно большие рассказы и сказки со сложным содержанием, требующие для понимания относительно развитого словесного мышления.

В ходе ряда исследований, описанных Д. Элькониным, было установлено, что понимание ребенком смысла литературного произведения находится в тесной связи с его композицией. Если композиция сказки такова, что она вводит ребенка в ситуацию и вызывает у него состояние содействия, то тем самым повышается эффективность понимания ребенком литературного произведения.

Понимание литературного произведения в дошкольном возрасте глубоко своеобразно, делает вывод Д.Б. Эльконин. Оно не носит характера чисто интеллектуального акта и не опирается на чисто словесное рассуждающее мышление. Основной особенностью процесса 270 понимания является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживает его жизнь, переживает его успехи и неудачи.

Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений. Ситуация эксперимента состояла в том, что детям прочитывали сказку с иллюстрациями или без них, после чего они должны были ее пересказать. Результаты исследования показали: при чтении, сопровождающемся иллюстрациями, полнота понимания возрастает.

Картинки создают для младших дошкольников, по мнению исследователей, материальную опору, позволяя прослеживать последовательность событий. Отсюда определенные требования к иллюстрациям — они должны отражать последовательно ход всех основных событий и всех узловых моментов, описанных в тексте. Старшие дошкольники в такой опоре не нуждаются. Однако Е. Платнер считает, что иллюстрации не нужны детям. Они лишь выступают препятствием для развития воображения ребенка, навязывая детям определенные штампы восприятия событий и явлений окружающего мира. Воспитатель так должен суметь рассказать сказку, чтобы образ того, о чем говорится в сказке, возник в представлениях ребенка сам собой, отвечая его чувствам и переживаниям.

Какие примеры из собственной практики работы с детьми можете привести? Работы каких авторов, решающих подобный круг проблем, вы могли бы назвать? Известно ли вам такое направление психотерапии, как «сказкотерапия»? Наша справка

Беттелъхейм Бруно — детский врач, лечивший детей с психическими травмами. Воспитанник венской школы психоанализа, директор клиники для детей с нервными расстройствами при Чикагском университете. Максимов Максим Васильевич — автор публикаций и переводов по проблемам воспитания. Словарь понятий

Воображение — это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Иллюстрация — рисунок, поясняющий текст.

Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,

преимущественно с участием волшебных, фантастических сил; выдумка, ложь; чудо.

271


Формы проведения практических занятий по теме «Восприятие сказки как деятельность ребенка дошкольного возраста»

Цель: проследить роль и значение сказки в детском развитии.

Вариант 1. Семинар «Место и значение народной сказки в детском развитии»

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите теоретический материал и доступную вам литературу по теме «Восприятие сказки как деятельность ребенка дошкольного возраста». Составьте список основных понятий, в которых раскрывается тема семинара в работах исследователей. Составьте рисунок-схему, на котором найдут отражение все выделенные вами категории.

Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

а) восприятие сказки как деятельность ребенка-дошкольника;

б) традиция исследования проблемы в русле отечественной психологии;

в) традиции исследования проблемы в русле психоанализа;

г) зарубежная педагогика о роли сказки в жизни ребенка.

Вариант 2. Научная конференция на тему «Сказка и ее значение для детского развития как предмет психологических исследований»

Как подготовиться к практическому занятию

Вам предстоит интересная работа с литературой: статьями и монографиями, в которых нашли отражение вопросы, касающиеся огромного значения сказки в жизни каждого из нас. Обратитесь к психологическим журналам. Найдите там соответствующие статьи, статьи, отвечающие вашим интересам и запросам (см. приложение III). Прочтите их и подготовьте выступление на конференции. Ход занятия

Воспроизводится традиционная процедура проведения научных исследований. До начала занятия составьте список выступающих. Внимательно прослушайте сообщения ваших коллег. Задайте необходимые вопросы. Что нового вы сегодня узнали на занятии? Где полученные знания можно использовать? Ответьте на эти вопросы письменно. 272

Вариант 3. Психологический практикум

Как подготовиться к практическому занятию

Давайте попробуем себя в роли психотерапевтов. В русле психоанализа, например, сказка используется как психотерапевтическое средство.

До практического занятия вам необходимо в группе детского сада выбрать малыша, который доставляет вам как воспитателю больше всего хлопот. Подберите подходящую к этому случаю сказку и прочтите ее либо в группе, либо наедине выбранному вами ребенку. В соответствии с принципами Б. Беттельхейма сказка должна быть обязательно народной, а не авторской. Помните об этом. Обратите внимание, к каким изменениям в поведении ребенка приведет ваша работа. Приглашая ребенка к сотрудничеству, не забудьте об основных статьях Конвенции прав ребенка и о принципах, сформулированных в русле гуманистической психологии. Ход занятия

На занятии вам необходимо рассказать о проделанной работе: кто принимал участие в вашей психотерапевтической работе, какую сказку вы отобрали, как реагировал ребенок на ваше предложение, как вам удалось привлечь его к работе, как он слушал сказку, как вел себя непосредственно после проведенной беседы и по истечении какого-то времени. Вопросы для самопроверки

1. Как бы вы обозначили место восприятия сказки в ряду видов деятельности ребенка дошкольного возраста?

2. В чем специфика деятельности «восприятие сказки»?

3. Каков механизм влияния сказки на детское развитие?

4. Чем народная сказка отличается от сказки авторской?

5. В чем сила народной сказки?

6. Сказка и иллюстрация к ним: какое значение для детского развития имеют иллюстрации?

7. Почему восприятие сказки не может быть ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста?

Литература

Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — М., 1992. — С. 129—133; 142—146. МаксимовМ. Не только любовь / / Кэмпбелл

Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992. — С. 118—187.

273


Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. —С. 246—250. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960. — С. 279—285.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...