Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рынок: сущность, функции, структура
Условия возникновения рынка тождественны условиям возникновения основы рыночного хозяйства – товарного производства, сформировавшегося на базе натурального производства. Натуральное производство –это такая форма хозяйствования, в которой блага и услуги производятся отдельной хозяйственной единицей для собственного потребления. Развитие общественного разделения труда и частной собственности приводит к специализации, следовательно, к необходимости обмена продуктами, производимыми обособленными частными производителями. В данном случае продукт становится товаром. Здесь товар –это экономическая категория, обозначающая продукт, изготовленный не для собственного потребления, а для обмена или продажи на рынке (т.е. «товар» – объект обменной сделки). Иными словами, обмен продуктами превращается в обмен товарами, т. е. натуральное производство превращается в товарное производство. Товарное производство проходит в своем развитии ряд стадий: – простое (неразвитое) товарное производство – это производство товаров крестьянами и ремесленниками, овеществленная экономическая связь между которыми осуществляется посредством рынка; – развитое товарное производство – это производство, в котором товаром также становятся все факторы производства, а рыночные отношения приобретают всеобщий характер, овеществляя всю систему экономических отношений; – капиталистический способ производства – это высшая ступень развития товарного производства. Условия возникновения рынка с учетом всего сказанного могут быть сформулированы следующим образом. Первое условие – общественное разделение труда, в основе которого лежит разделение выполняемых людьми функций, а также специализация. Второе условие – экономическая обособленность производителей, независимых в принятии хозяйственных решений (что, как, для кого и когда производить). Экономическая обособленность исторически возникает на базе закрепления прав собственности. Третье условие – спецификация прав собственности, обусловливающая существование рынка. Известны различные определения базовой экономической категории «рынок» [25; 92]. В самом узком смысле слова под рынком понимается торговая площадь, в широком смысле – форма товарно-денежного обращения. Рынок рассматривается и как характер системы общественных связей между экономическими агентами, и как общественная форма функционирования экономики. Можно сказать также, что рынок – это социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать в контакт для осуществления взаимовыгодных сделок. Кроме того, рынок определяется как самостоятельная подсистема (наряду с государством и натуральным хозяйством) в определенной национальной экономической системе. Приведенные трактовки экономической категории «рынок» свидетельствуют о многогранности сути данной категории и отображают различные уровни ее понимания. Сущность рынка проявляется в его функциях. Перечислим основные функции рынка, отметим плюсы и минусы, присущие рынку, как любому экономическому явлению [25; 92]. Интегрирующая (посредническая) функция выражается в соединении сфер производства, торговли и потребления. Ценообразующая функция состоит в сопоставлении затрат и результатов и установлении ценностных эквивалентов для обмена товарами. Регулирующая функция выполняется рынком в процессе регулирования соотношения всех сфер экономики и балансирования спроса и предложения по цене, объему и структуре. Информационная функция заключается в том, что рынок информирует своих участников о конъюнктуре посредством изменяющихся цен, процентных ставок и т. п. Контролирующая функция рынка проявляется в установлении соответствия между потребностями покупателей и количеством и качеством производимых товаров. Стимулирующая функция реализуется в побуждении производителей максимизировать прибыль, обновляя производство и повышая его эффективность. Санирующая (оздоравливающая) функция состоит в процессе «очищения» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротства неконкурентоспособных предприятий. Выполнение рынком своих функций определяет роль рынка в экономике, которая сводится: – к сбалансированию спроса и предложения, всей экономики в целом; – к формированию сигнала для производителей об объеме и структуре производства; – к дифференциации товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и степенью удовлетворения потребительского спроса; – к санированию экономики от неконкурентоспособных предприятий. Перечисленные выше функции рынка свидетельствуют о том, что рынок, как и любое другое экономическое явление, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Отметим положительные и отрицательные стороны рынка. Положительныестороны (плюсы, преимущества) рынка: – функционирует на основе саморегулирующегося механизма; – обладает высокой адаптивностью к изменяющимся условиям; – обеспечивает наличие экономической свободы; – позволяет осуществлять выбор варианта рационального поведения; – удовлетворяет разнообразные общественные потребности. Отрицательные стороны (минусы, недостатки) рынка: – приводит к имущественному расслоению населения; – не обеспечивает социальную защиту населения; – не обеспечивает свободный доступ к информации для всех; – создает объективные условия для монополизации; – не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; – формирует отрицательные внешние эффекты; – не мотивирует фундаментальные научные исследования; – не стимулирует производство общественных благ; – не обеспечивает стабильность развития без инфляции и безработицы. Рынок как самостоятельная подсистема в определенной национальной экономической системе представляет собой совокупность множества разнообразных, но тесно связанных между собой рынков определенных видов товаров, которые называются «отраслевыми» рынками. Поскольку реальные отраслевые рынки различаются объектами обменных сделок и условиями функционирования, постольку возникает необходимость в классификации рынков, осуществляемой по определенному критерию, который выбирается в соответствии с целями анализа [8; 25; 74]. По объектам обменных сделок выделяют следующие группы рынков: – рынки потребительских благ; – рынки факторов производства; – рынки денег и кредитов; – рынки информации и т. п. Внутри каждой из указанных групп выделяют отраслевые рынки по конкретному виду товара,производимого соответствующей отраслью, например: – рынок продуктов питания; – рынок тракторов и комбайнов; – рынок труда; – рынок государственных облигаций; – рынок патентов и лицензий и т. п. По мере взаимозаменяемости благ, обращающихся на рынке, различают: – рынок гомогенного блага, если блага могут восприниматься потребителем как полностью взаимозаменяемые; – рынок гетерогенного блага,если блага могут восприниматься потребителем как частично взаимозаменяемые. По уровню насыщения выделяют: – равновесные рынки; – дефицитные рынки; – избыточные рынки. Классификация рынков по уровню насыщения во многом перекликается с определением типов рынков по субъектам рыночных сделок. По субъектам рыночных сделок выделяют: – рынки покупателя – это избыточные рынки, где производители конкурируют за покупателей, свободно выбирающих товар, оптимальный по сочетанию цены и качества; – рынки продавца – это дефицитные рынки, где отсутствует конкуренция продавцов за покупателей в силу узости ассортимента товаров; – рынки государственных учреждений – это рынки, на которых субъектами рыночных сделок являются государственные учреждения; – рынки посредников – это рынки, на которых лица и организации приобретают товары для перепродажи или сдачи в аренду. Многообразна классификация рынковпоусловиям функционирования. По степени доступности рыночных операций для субъектов выделяют открытые рынки и закрытые рынки. По месту встречи покупателей и продавцов выделяют: – «точечные» рынки, на которых покупатели и продавцы встречаются в определенное время в определенном месте; – «пространственные» рынки, на которых покупатели и продавцы встречаются в разных местах и в разное время. По характеру организации рыночного обмена различают: – оптовые рынки и розничные рынки; – экспортные рынки и импортные рынки. По степени организованности выделяют: – организованные рынки (аукционы, биржи), которые функционируют с участием специальных агентов (аукционистов, маклеров); – неорганизованные рынки. По соответствию действующему законодательству выделяют: – легальный рынок; – нелегальный («черный» и «серый») рынок. Типы рыночных структур Существенное влияние на результат торговых сделок (на процесс формирования рыночной цены) оказывает число покупателей и продавцов наотраслевом рынке, так как число конкурентов непосредственно влияет на характер конкуренции, определяя рыночную структуру [8; 74]. Условно считается, что покупателей и продавцов: – «несколько», если они могут учитывать ответную реакцию конкурентов; – «много», если учесть реакцию нельзя из-за множества конкурентов. По числу покупателей и продавцоввыделяют следующие типы рыночных структур (типы конкуренции): – совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, при котором на определенном отраслевом рынке взаимодействуют много продавцов и много покупателейгомогенного товара; – монополия – один продавец и много покупателей; – двусторонняя монополия – один продавец и один покупатель; – ограниченная монополия – один продавец и несколько покупателей; – монопсония – один покупатель и много продавцов; – ограниченная монопсония– один покупатель и несколько продавцов; – олигополия – несколько продавцов и много покупателей; – двусторонняя олигополия – несколько и продавцов, и покупателей; – олигопсония – несколько покупателей и много продавцов; – монополистическая конкуренция – это такой тип конкуренции (рыночной структуры), при котором на рынке взаимодействует много продавцов и много покупателейгетерогенного товара. Отметим, что на олигопольных рынках помимо гомогенного блага может оборачиваться и гетерогенное благо. Понятия элементов, законов и моделей рынка Дадим определение таких экономических понятий, как элементы рынка, модель рынка и рыночные законы [8; 28; 74]. Основными элементами рыночного механизма регулирования экономических отношений между продавцами и покупателями определенного товара или услуги (на отраслевом рынке) являются: – спрос и предложение; – рыночная цена; – характер конкуренции, определяющий рыночную структуру. Основным рынком в экономической системеявляется рынок благ. Спросна потребительские блага поступает от потребителей (покупателей) конечного продукта и отображает возможные варианты рыночного поведения субъектов спроса благ. Предложениепотребительских благ поступает от фирм (производящих потребительские блага посредством преобразования факторов производства) и отображает варианты рыночного поведения субъектов предложения. Рыночное ценообразование,представляющее собой процессвзаимодействия спроса и предложения в определенной рыночной среде, приводит к согласованию множества планов отдельных производителей и потребителей относительно продажи и покупки потребительского блага по определенной цене. Для анализа рыночного ценообразования целесообразно использовать экономические модели в алгебраическом, логическом, дефиниционном представлении, а также в наиболее наглядном графическом представлении. Здесь под экономической модельюпонимается абстрактный теоретический образец конкретного социально-экономического явления. Модель рынка, по определению, должна отражать стороны производителя и потребителя и результат согласования их экономических интересов (равновесие интересов). В модели рынка сторону производителя (продавца) отображает модель предложения (кривая предложения в графической модели), а сторону потребителя (покупателя) – модель спроса (кривая спроса в графической модели); равновесию интересов в графической модели соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения, отражающая равенство объема продаж объему покупок при некоторой цене. Так как рынок имеет дело с взаимосвязанными переменными величинами, то в исследуемых моделях представлены два вида переменных величин: – независимая переменная – аргумент(причина данного процесса); – зависимая переменная – функция(следствие, вызванное причиной). Меру того, насколько независимые переменные количественно изменяют зависимые величины (переменные), устанавливают законы рынка. Иными словами, законы рынка регулируют количественную сторону обменных рыночных сделок между продавцами и покупателями как рыночными агентами. Поэтому законы рынка,безусловно, являются экономическими законами, под которымиздесь понимаются существенные причинно-следственные зависимости между хозяйственными процессами. При этом причины и следствия должны быть необходимыми, массовыми и повторяющимися явлениями.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |