Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок: сущность, функции, структура




 

Условия возникновения рынка тождественны условиям возникновения основы рыночного хозяйства – товарного производства, сформировавшегося на базе натурального производства.

Натуральное производство –это такая форма хозяйствования, в которой блага и услуги производятся отдельной хозяйственной единицей для собственного потребления.

Развитие общественного разделения труда и частной собственности приводит к специализации, следовательно, к необходимости обмена продуктами, производимыми обособленными частными производителями. В данном случае продукт становится товаром. Здесь товар –это экономическая категория, обозначающая продукт, изготовленный не для собственного потребления, а для обмена или продажи на рынке (т.е. «товар» – объект обменной сделки).

Иными словами, обмен продуктами превращается в обмен товарами, т. е. натуральное производство превращается в товарное производство.

Товарное производство проходит в своем развитии ряд стадий:

– простое (неразвитое) товарное производство – это производство товаров крестьянами и ремесленниками, овеществленная экономическая связь между которыми осуществляется посредством рынка;

– развитое товарное производство – это производство, в котором товаром также становятся все факторы производства, а рыночные отношения приобретают всеобщий характер, овеществляя всю систему экономических отношений;

– капиталистический способ производства – это высшая ступень развития товарного производства.

Условия возникновения рынка с учетом всего сказанного могут быть сформулированы следующим образом.

Первое условие – общественное разделение труда, в основе которого лежит разделение выполняемых людьми функций, а также специализация.

Второе условие – экономическая обособленность производителей, независимых в принятии хозяйственных решений (что, как, для кого и когда производить). Экономическая обособленность исторически возникает на базе закрепления прав собственности.

Третье условие – спецификация прав собственности, обусловливающая существование рынка.

Известны различные определения базовой экономической категории «рынок» [25; 92].

В самом узком смысле слова под рынком понимается торговая площадь, в широком смысле – форма товарно-денежного обращения.

Рынок рассматривается и как характер системы общественных связей между экономическими агентами, и как общественная форма функционирования экономики.

Можно сказать также, что рынок – это социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать в контакт для осуществления взаимовыгодных сделок.

Кроме того, рынок определяется как самостоятельная подсистема (наряду с государством и натуральным хозяйством) в определенной национальной экономической системе.

Приведенные трактовки экономической категории «рынок» свидетельствуют о многогранности сути данной категории и отображают различные уровни ее понимания. Сущность рынка проявляется в его функциях.

Перечислим основные функции рынка, отметим плюсы и минусы, присущие рынку, как любому экономическому явлению [25; 92].

Интегрирующая (посредническая) функция выражается в соединении сфер производства, торговли и потребления.

Ценообразующая функция состоит в сопоставлении затрат и результатов и установлении ценностных эквивалентов для обмена товарами.

Регулирующая функция выполняется рынком в процессе регулирования соотношения всех сфер экономики и балансирования спроса и предложения по цене, объему и структуре.

Информационная функция заключается в том, что рынок информирует своих участников о конъюнктуре посредством изменяющихся цен, процентных ставок и т. п.

Контролирующая функция рынка проявляется в установлении соответствия между потребностями покупателей и количеством и качеством производимых товаров.

Стимулирующая функция реализуется в побуждении производителей максимизировать прибыль, обновляя производство и повышая его эффективность.

Санирующая (оздоравливающая) функция состоит в процессе «очищения» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротства неконкурентоспособных предприятий.

Выполнение рынком своих функций определяет роль рынка в экономике, которая сводится:

– к сбалансированию спроса и предложения, всей экономики в целом;

– к формированию сигнала для производителей об объеме и структуре производства;

– к дифференциации товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и степенью удовлетворения потребительского спроса;

– к санированию экономики от неконкурентоспособных предприятий.

Перечисленные выше функции рынка свидетельствуют о том, что рынок, как и любое другое экономическое явление, имеет и положительные, и отрицательные стороны.

Отметим положительные и отрицательные стороны рынка.

Положительныестороны (плюсы, преимущества) рынка:

– функционирует на основе саморегулирующегося механизма;

– обладает высокой адаптивностью к изменяющимся условиям;

– обеспечивает наличие экономической свободы;

– позволяет осуществлять выбор варианта рационального поведения;

– удовлетворяет разнообразные общественные потребности.

Отрицательные стороны (минусы, недостатки) рынка:

– приводит к имущественному расслоению населения;

– не обеспечивает социальную защиту населения;

– не обеспечивает свободный доступ к информации для всех;

– создает объективные условия для монополизации;

– не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

– формирует отрицательные внешние эффекты;

– не мотивирует фундаментальные научные исследования;

– не стимулирует производство общественных благ;

– не обеспечивает стабильность развития без инфляции и безработицы.

Рынок как самостоятельная подсистема в определенной национальной экономической системе представляет собой совокупность множества разнообразных, но тесно связанных между собой рынков определенных видов товаров, которые называются «отраслевыми» рынками.

Поскольку реальные отраслевые рынки различаются объектами обменных сделок и условиями функционирования, постольку возникает необходимость в классификации рынков, осуществляемой по определенному критерию, который выбирается в соответствии с целями анализа [8; 25; 74].

По объектам обменных сделок выделяют следующие группы рынков:

– рынки потребительских благ;

– рынки факторов производства;

– рынки денег и кредитов;

– рынки информации и т. п.

Внутри каждой из указанных групп выделяют отраслевые рынки по конкретному виду товара,производимого соответствующей отраслью, например:

– рынок продуктов питания;

– рынок тракторов и комбайнов;

– рынок труда;

– рынок государственных облигаций;

– рынок патентов и лицензий и т. п.

По мере взаимозаменяемости благ, обращающихся на рынке, различают:

– рынок гомогенного блага, если блага могут восприниматься потребителем как полностью взаимозаменяемые;

– рынок гетерогенного блага,если блага могут восприниматься потребителем как частично взаимозаменяемые.

По уровню насыщения выделяют:

– равновесные рынки;

– дефицитные рынки;

– избыточные рынки.

Классификация рынков по уровню насыщения во многом перекликается с определением типов рынков по субъектам рыночных сделок.

По субъектам рыночных сделок выделяют:

– рынки покупателя – это избыточные рынки, где производители конкурируют за покупателей, свободно выбирающих товар, оптимальный по сочетанию цены и качества;

– рынки продавца – это дефицитные рынки, где отсутствует конкуренция продавцов за покупателей в силу узости ассортимента товаров;

– рынки государственных учреждений – это рынки, на которых субъектами рыночных сделок являются государственные учреждения;

– рынки посредников – это рынки, на которых лица и организации приобретают товары для перепродажи или сдачи в аренду.

Многообразна классификация рынковпоусловиям функционирования.

По степени доступности рыночных операций для субъектов выделяют открытые рынки и закрытые рынки.  

По месту встречи покупателей и продавцов выделяют:

– «точечные» рынки, на которых покупатели и продавцы встречаются в определенное время в определенном месте;

– «пространственные» рынки, на которых покупатели и продавцы встречаются в разных местах и в разное время.

По характеру организации рыночного обмена различают:

– оптовые рынки и розничные рынки;

– экспортные рынки и импортные рынки.

По степени организованности выделяют:

– организованные рынки (аукционы, биржи), которые функционируют с участием специальных агентов (аукционистов, маклеров);

– неорганизованные рынки.

По соответствию действующему законодательству выделяют:

– легальный рынок;

– нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Типы рыночных структур

Существенное влияние на результат торговых сделок (на процесс формирования рыночной цены) оказывает число покупателей и продавцов наотраслевом рынке, так как число конкурентов непосредственно влияет на характер конкуренции, определяя рыночную структуру [8; 74].

Условно считается, что покупателей и продавцов:

– «несколько», если они могут учитывать ответную реакцию конкурентов;

– «много», если учесть реакцию нельзя из-за множества конкурентов.

По числу покупателей и продавцоввыделяют следующие типы рыночных структур (типы конкуренции): 

– совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, при котором на определенном отраслевом рынке взаимодействуют много продавцов и много покупателейгомогенного товара;

– монополия – один продавец и много покупателей;

– двусторонняя монополия – один продавец и один покупатель;

– ограниченная монополия – один продавец и несколько покупателей;

– монопсония – один покупатель и много продавцов;

– ограниченная монопсония– один покупатель и несколько продавцов;

– олигополия – несколько продавцов и много покупателей;

– двусторонняя олигополия – несколько и продавцов, и покупателей;

– олигопсония – несколько покупателей и много продавцов;

– монополистическая конкуренция – это такой тип конкуренции (рыночной структуры), при котором на рынке взаимодействует много продавцов и много покупателейгетерогенного товара.

Отметим, что на олигопольных рынках помимо гомогенного блага может оборачиваться и гетерогенное благо.

Понятия элементов, законов и моделей рынка

Дадим определение таких экономических понятий, как элементы рынка, модель рынка и рыночные законы [8; 28; 74].

Основными элементами рыночного механизма регулирования экономических отношений между продавцами и покупателями определенного товара или услуги (на отраслевом рынке) являются:

– спрос и предложение;

– рыночная цена;

характер конкуренции, определяющий рыночную структуру.

Основным рынком в экономической системеявляется рынок благ.

Спросна потребительские блага поступает от потребителей (покупателей) конечного продукта и отображает возможные варианты рыночного поведения субъектов спроса благ.

Предложениепотребительских благ поступает от фирм (производящих потребительские блага посредством преобразования факторов производства) и отображает варианты рыночного поведения субъектов предложения.

Рыночное ценообразование,представляющее собой процессвзаимодействия спроса и предложения в определенной рыночной среде, приводит к согласованию множества планов отдельных производителей и потребителей относительно продажи и покупки потребительского блага по определенной цене.  

Для анализа рыночного ценообразования целесообразно использовать экономические модели в алгебраическом, логическом, дефиниционном представлении, а также в наиболее наглядном графическом представлении.

Здесь под экономической модельюпонимается абстрактный теоретический образец конкретного социально-экономического явления.

Модель рынка, по определению, должна отражать стороны производителя и потребителя и результат согласования их экономических интересов (равновесие интересов).

В модели рынка сторону производителя (продавца) отображает модель предложения (кривая предложения в графической модели), а сторону потребителя (покупателя) – модель спроса (кривая спроса в графической модели); равновесию интересов в графической модели соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения, отражающая равенство объема продаж объему покупок при некоторой цене.

Так как рынок имеет дело с взаимосвязанными переменными величинами, то в исследуемых моделях представлены два вида переменных величин:

– независимая переменная – аргумент(причина данного процесса);

– зависимая переменная – функция(следствие, вызванное причиной).

Меру того, насколько независимые переменные количественно изменяют зависимые величины (переменные), устанавливают законы рынка. Иными словами, законы рынка регулируют количественную сторону обменных рыночных сделок между продавцами и покупателями как рыночными агентами.

Поэтому законы рынка,безусловно, являются экономическими законами, под которымиздесь понимаются существенные причинно-следственные зависимости между хозяйственными процессами. При этом причины и следствия должны быть необходимыми, массовыми и повторяющимися явлениями.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...