Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы теории спроса и предложения




 

Основы теории спроса и предложения по существу представляют собой основы теории рынка. Поэтому сначала отдельно охарактеризуем такие экономические категории, как спрос и предложение, и только после этого – взаимодействие спроса на какой-либо товар и его предложения на отдельном отраслевом рынке благ [1; 3; 4].

Спрос – это такое количество товара (блага – на рынке благ), которое хотят и могут приобрести покупатели по возможным рыночным ценам.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность в определенном благе, а готовность и возможность оплатить его покупку. Поэтому спрос называют также платежеспособной потребностью.

На спрос оказывают влияние ценовой фактор спроса (цена за единицу товара) и неценовые факторы (детерминанты) спроса:

– цена на данный товар;

– цены на другие товары;

– доходы покупателей;

– общее количество покупателей данного блага;

– вкусы покупателей, мода, сезонность;

– инфляционные ожидания;

– экономическая политика государства и т. д.

Спрос в каждый конкретный момент проявляетсяв объеме (величине) спроса (QD),показывающем то конкретное количество блага, которое покупается по определенной цене, при неизменности остальных факторов спроса (при прочих равных условиях).

Спрос покупателей как зависимость между ценой блага и объемом спроса на него записывается в виде функции спроса:

QD = f (P),

Графически функция спроса отображается с помощью кривой спроса (D)(рисунок 5).

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса, который гласит, что эта связь обратная, т. е.объем (величина) спроса на благо увеличивается при снижении цены.

Отсюда, «нормальная» кривая спроса– это кривая с отрицательным наклоном, построенная в координатах: цена блага (P) по оси ординат – количество блага (Q) по оси абсцисс. На рисунке 5 это кривые D и D1.

P0
P
0
P2

Рисунок 5. Кривые спроса. Изменения спроса и объема спроса

 

Изменение факторов спроса влияет на потребительский спрос.

Изменение детерминантов спроса приводит к изменению уровня спроса, что графически отображается сдвигом всей кривой спроса в плоскости координат вправо, если спрос растет, и влево – если падает. Так, на рисунке 5 сдвиг кривой спроса из положения D в положение D1 иллюстрирует увеличение уровня спроса.

Если детерминанты спроса остаются неизменными, а изменяется только цена за единицу блага, то можно утверждать, что изменение ценового фактора при прочих равных условиях изменяет объем спроса (величину спроса), что графически отображается движением точки вдоль фиксированной кривой спроса. Снижение цены от P1 до P2 приводит к увеличению объема спроса от QD1 до QD2, что выглядит как движение вдоль фиксированной кривой спроса D от точки «1» до точки «2» (рис. 5).

При изменении уровня спроса (сдвиге кривой) изменяются объемы спроса при каждой из всех цен возможной ценовой шкалы. При увеличении уровня спроса от D до D1 объем спроса возрастает от QD2 (уровень спроса D) до QD3 (уровень спроса D1) при одной и той же цене блага P2 (рис. 5). Это выглядит как переход с одной кривой спроса на другую (от точки «2» до точки «3»).

Цена спроса и излишек потребителя.Простейший вариант прямолинейной функции спроса по цене имеет вид:

 

QD = a – b·P,

где a – минимальный объем спроса, не зависящий от цены, b – это коэффициент, характеризующий реакцию потребителя на изменение цены.

 

Решив уравнение относительно цены, получим функцию цены спроса

 

PD = f (Q)

Цена спроса – это максимальная сумма денег, которую готов заплатить потребитель за соответствующий объем данного блага.

«Запретительная цена» – это цена, при которой нет спроса на данное благо, т. е. объем спроса будет равен нулю (цена P0 на рисунке 5).

Потребительским излишком называется разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за купленное количество блага (суммой цен спроса всех купленных единиц блага), и суммой денег, действительно уплаченной за купленное количество блага.

На рисунке 5 общие расходы на покупку QD2 единиц блага представляет площадь прямоугольника 0P22QD2, а сумму цен спроса этого количества благ – площадь фигуры 0P02QD2. Следовательно, площадь треугольника P2P02 – это потребительский излишек.

Эластичность спроса.Для характеристики чувствительности объема спроса к изменениям разных факторов спроса используются коэффициенты эластичности спроса.

Коэффициент ценовой (прямой) эластичности спроса (EDP)показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на благо при изменении цены за единицу данного блага на один процент (скорость реакции потребителя на изменение цены). Значение коэффициента ценовой эластичности спроса определяется по модулю, так как при «нормальном» спросе отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены будет иметь отрицательное значение:

=

Эластичность спроса в интервале изменения цен (на дуге) определяется с помощью так называемой «формулы средней точки», которую с использованием значений переменных,представленных на рисунке 1, можно записать в виде:

=      = × ,

где и – средние значения в интервале (на дуге):

= (P1+P2)/2;

 = (QD1+QD2 ) / 2;

ΔQD = Q2 – Q1;

ΔP = P2 – P1.

Эластичность спроса по цене в точке определяется по формуле:

=

В зависимости от значения коэффициента прямой эластичности спроса различают следующие виды спроса:

эластичный спрос  > 1, кривая спроса пологая;

неэластичный спрос  < 1, кривая спроса крутая;

спрос единичной эластичности  = 1;

абсолютно эластичный спрос  = ∞, кривая ║ оси абсцисс;

абсолютно неэластичный спрос  = 0, кривая ║оси ординат.

Ценовая эластичность спроса на благо тем выше, чем менее необходимо благо потребителю, чем больше заменителей оно имеет и чем выше обеспеченность этим благом. Это означает, что спрос на предметы роскоши эластичен, а спрос на блага первой необходимости неэластичен по цене.

Практическая значимость измерения ценовой эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую производителем выручку от продаж (R=P×Q). При эластичном спросе снижение цены увеличивает выручку за счет роста объема продаж на большую величину, чем снижается цена, а при неэластичном спросе снижение цены вызывает незначительное увеличение количества продаж, так что выручка падает.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса ( ) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на i-тое благо (Qi), если цена на j-тое благо (Pj) изменится на один процент. Он вычисляется по формуле: 

 =      или      =  × .

Коэффициент имеет положительное значение, если блага в потреблении заменяют друг друга – являются субститутами с точки зрения потребителя(например, масло и маргарин).

Коэффициент имеет отрицательное значение,если блага дополняют друг друга в потреблении – являются  комплементами с точки зрения потребителя(например, принтер и картридж).

Коэффициент равен нулю, если связь между благами отсутствует.

Итак, тип связи между благами отражается знаком коэффициента, а абсолютное значение последнего показывает степень взаимозависимости благ.

Анализ перекрестной эластичности помогает определить границу рынка. 

Коэффициент эластичности спроса по доходу ( ) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на благо при изменении дохода потребителя на один процент. Коэффициент вычисляется по формуле:

 =      или  = ×

Спрос эластичен по доходу ( >1), если процентное изменение дохода меньше, чем процентное изменение объема спроса, и наоборот ( <1).

Объем спроса на большинство благ повышается с ростом дохода (коэффициент положительный) – такие блага называются «нормальными». На некоторые блага объем спроса индивида уменьшается при увеличении его дохода (коэффициент отрицательный) – эти блага называют «некачественными».

Закон спроса и исключения из него. Рыночный спрос.В соответствии с законом спроса объем (величина) спроса на благо растет при снижении цены, а кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Эффекты замены и дохода. Характер зависимости объема спроса от цены определяется эффектом замены (замещения) и эффектом дохода.

Эффект замены: при повышении цены на благо потребитель сокращает его потребление, заменяя данное благо другим, относительно подешевевшим.

Эффект дохода: изменение цены блага приводит к противоположному изменению реального фиксированного дохода (повышение цены блага приводит к снижению покупательной способности имеющейся суммы денег). Последствия эффекта дохода зависят от отношения потребителя к товару, цена которого меняется. При изменении цены «некачественного» блага эффект дохода действует в направлении, противоположном эффекту замены. Если в этом случае эффект дохода перекрывает эффект замены, то будет нарушен закон спроса.

Исключения из закона спроса: Парадокс Гиффена. Английский статистик Роберт Гиффен (1837–1910 г.г.) обнаружил, что в период голода в Ирландии в конце XIX века объем спроса на картофель, цена которого повысилась, значительно возрос вопреки закону спроса. Дело в том, что для беднейших слоев населения картофель превратился в единственный доступный продукт питания.

Эффект Веблена. Эффект Веблена ассоциируется с престижным спросом на покупку дорогостоящих благ, обладающих высоким социальным статусом, что свидетельствует о демонстративном потреблении благ. В этом случае кривая спроса имеет положительный наклон.

Эффект ожидаемой динамики цен. Когда цена блага понижается (повышается) и покупатели надеются на сохранение направленности этой тенденции, то спрос на благо в данный момент может уменьшиться (увеличиться), т.е. имеет место отложенный спрос (ажиотажный спрос).

Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос на благоэто спрос конкретного покупателя рассматриваемого блага. Он показывает различные объемы блага, которые данный потребитель купит по различным ценам из шкалы рыночных цен блага.

Рыночный (отраслевой) спрос на благо – это сумма индивидуальных спросов всех потребителей данного блага. Он характеризует общий (суммарный) объем спроса всех потребителей данного блага при каждой его (покупаемого блага) конкретной рыночной цене.

График функции отраслевого спроса образуется в результате горизонтального сложения всех кривых индивидуального спроса на данное благо. Кривая рыночного спроса более полога, значит, ее ценовая эластичность выше, чем эластичность любого входящего в нее индивидуального спроса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...