Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Преимущества письменного экзамена




 

Практика преподавания магистерских программ по праву убеди­тельно свидетельствует о том, что подготовка и сдача письменно­го экзамена весьма серьезно отличается от всего того, с чем при­ходится сталкиваться студентам при устном экзамене. Однако ка­ждый из этих экзаменов не только имеет свои "подводные кам­ни" и "узкие места", но и связан с определенными преимущест­вами, которыми, конечно, надо умело пользоваться. Поэтому вся­кому, кому приходится сдавать письменный экзамен, особенно впервые, необходимо не только знать о подстерегающих его здесь опасностях и ловушках (например, "ловушка времени"), но и опираться на те плюсы и преимущества, которые предлагает письменный экзамен.

Первое преимущество письменного экзамена связано с его творческим началом. Творческое начало — вот что в первую оче­редь отличает письменный экзамен не только от теста, но и от устного экзамена. В самом деле, студент не только выбирает воп­росы из предложенного ему списка — это начало его творчества на экзамене, — но и излагает свое понимание материала, а не просто пересказывает его. В конце концов что-то можно и за­быть, но понимание будет обязательно оценено.

Вообще-то следует заметить, что разница между устным и письменным экзаменами более существенна, чем между письмен­ным экзаменом и письменным тестом. Так, английские профес­сора считают, что если устный экзамен и называется экзаменом, то письменный экзамен именуется так, скорее всего, по какому-то недоразумению или недосмотру университетского начальства. Можно сказать, что устный и письменный экзамены отличаются друг от друга подобно тому, как ведомственная инструкция отли­чается от произведения литературы.

Подчеркнем еще раз, что письменный экзамен — это творче­ский процесс от начала и до конца. В нем преподаватель и сту­денты участвуют на равных. Это следует учитывать в первую оче­редь уже в ходе подготовки к такому экзамену, не говоря уже о тактике поведения студента непосредственно перед экзаменом и в процессе его проведения.

Прежде всего вопросы на устном экзамене предполагают пере­сказ материалов, ранее почерпнутых в учебнике и на лекциях. Модель успешного ответа на таком экзамене очень напоминает устный пересказ по памяти статьи из юридического словаря. Роль студента, отвечающего на вопросы устного экзамена, по сути роль "говорящей головы". Выбор вопросов здесь заранее предопреде­лен номером билета. Это значит, что вопросы, на которые при­дется студенту отвечать, зависят от случайных для него обстоя­тельств и он на них никак влиять не может.

На устном экзамене студенту приходится полагаться скорее на свою память, чем на сообразительность и творческий подход. Именно этого, возможно подсознательно, в первую очередь и ждет от него преподаватель. Поэтому самостоятельные аналити­ческие изыски студента, вполне уместные на письменном экзаме­не, при устном ответе могут быть восприняты скорее как баналь­ная уловка или как попытка затянуть ответ и выкрутиться. Пре­подаватель, принимающий устный экзамен, вполне может поду­мать, что вместо конкретных знаний ему хотят предложить некие "размышления на тему".

Кроме всего прочего на устном экзамене не возбраняется, на­пример, ответить, что называется, с "чужих слов". Достаточно вспомнить, что говорил по этому вопросу преподаватель или что написано об этом в учебнике.

Совсем не так на письменном экзамене. Начнем с того, что студент реально может повлиять на выбор вопросов для ответа. Ведь выбор вопросов зависит от студента и ни от кого больше. Здесь он хозяин положения. Студент сам выбирает те вопросы, на которые он будет отвечать. Это ли не серьезное преимущество письменного экзамена перед устным? Одним лишь чужим умом при этом не обойдешься. И слова, и мысли обязательно должны быть свои. Иначе ничего не получится.

Итак, письменный экзамен — это совместное творчество пре­подавателя и студента. Преподаватель специально готовит вопро­сы, которые мало напоминают по характеру вопросы устного эк­замена. Вопросы на письменном экзамене — это всегда не только проблема, но и одновременно приглашение экзаменующегося на ее интеллектуальный штурм. Поэтому можно сказать, что письменный экзамен от устного отличается не столько формой ответов, сколько характером вопросов.

Другое преимущество письменного экзамена состоит в его анонимности. Устный экзамен не может быть проведен в отсутст­вие преподавателя. Письменный экзамен проводится, как прави­ло, не преподавателем, а посторонними людьми. Присутствие преподавателя здесь не требуется. Эта особенность письменного экзамена исключает непосредственный личный контакт с экзаме­натором. В силу этого результаты письменного экзамена более предсказуемы. В итоге оценка менее подвержена влиянию слу­чайных и привходящих обстоятельств, которые вообще могут быть непредсказуемыми (например, настроение преподавателя и даже внешний вид и манера поведения студента, которые не все­гда могут отвечать эстетическим ожиданиям и требованиям того или иного преподавателя и т. д.).

Как лучше отвечать на вопросы письменного экзамена

 

Вначале несколько слов об общих требованиях и некоторые со­веты. Хороший ответ на письменном экзамене обязательно дол­жен предусматривать следующие четыре раздела: 1) определение основных положений правовой теории или доктрины, с которы­ми связан вопрос; 2) формулирование соответствующих правовых норм и исключений из них; 3) применение правовой нормы к предлагаемым фактам; 4) выводы.

Стремитесь подкреплять свои ответы ссылками на юридиче­ские источники (законодательство, судебные прецеденты, точки зрения теоретиков права и т. д.). Успех во многом будет зависеть от того, насколько вам удастся убедить экзаменатора, что в дей­ствительности вы знаете больше и если бы у вас было время, то вы бы смогли еще больше поразить его. Ссылаясь на судебные прецеденты и решения судов, покажите, почему именно это ре­шение имеет отношение к рассматриваемому вопросу.

Старайтесь оценивать аргументы "за" и "против" непредвзято и бесстрастно. Не вдавайтесь в полемику, если вас об этом не просят или если не будет очевидно, что полемика — это как раз то, что требуется при ответе на данный вопрос. Но если вы при­водите какие-то аргументы, постарайтесь не оказаться в ситуа­ции, что называется, "ни по ту, ни по эту сторону забора". Свою определенную позицию по данному вопросу выбрать все же при­дется.

Не стоит переписывать вопросы в ответный лист. Это напрас­ная трата времени и сил. Достаточно указать порядковый номер того вопроса, на который вы даете ответ. Если вы употребляете сокращения, то лучше, если они будут общепринятыми. Во вся­ком случае создается хорошее впечатление, если употребляемое в первый раз сокращение будет тут же объяснено (например, European Union — farther "EU").

Характер вопросов

 

Скорее всего вопросы, предлагаемые для письменного экзамена, не будут сводиться к фразам "Напишите все, что вы знаете о том-то и том-то". Обычно вопросы формулируются так, что ответ по­требует обсуждения предмета с разных точек зрения либо неожи­данного подхода к его анализу.

Содержание вопросов письменного экзамена по праву во мно­гом определяется тем, какой это экзамен. Так, если этот экзамен проводится в рамках университетской программы по праву (Law School questions), то вопросы редко выходят за рамки содержания одного учебного курса или предмета. Если же речь идет о квали­фикационном экзамене в коллегии адвокатов (Bar Exam), то ве­роятнее всего вопросы будут более широкого плана. При этом их содержание может выйти за рамки одного курса и предмета.

Помимо знания программы студент должен показать приобре­тенные навыки правового мышления. Экзамен по праву про­грамм МВА, ICM и др., очевидно, не потребует демонстрации особых навыков правового мышления. На этих экзаменах вопро­сы в основном ориентированы на проверку правового кругозора, на четкое использование понятий и категорий права, на умение выделять преимущества и недостатки правовой и судебной прак­тики.

Если в конце отведенного времени вы обнаружили, что какая-то часть вопроса остается без ответа, то, скорее всего, вы пропу­стили что-то важное. Как правило, экзаменаторы не подбрасыва­ют в вопросах "дохлых кошек". Иными словами, вряд ли экзаме­национные вопросы могут содержать информацию, не имеющую отношения к основному вопросу или уводящую в сторону. Одна­ко может оказаться и так, что некоторые факты намеренно ис­ключены. Особенно это касается тех случаев, когда указание на них может служить подсказкой правильного ответа.

 

"Золотое правило"

 

Оно слагается из трех советов студентам. Первое: отвечать нуж­но только на поставленный вопрос. Второе: ответ на вопрос дол­жен быть по возможности полным. Третье: не пишите ничего, что прямо не относится к вопросу и, следовательно, не может рассма­триваться как ответ.

Какие ответы считаются полными? Самое главное требование, предъявляемое на письменном экзамене, сводится к тому, что обязательно должны быть даны ответы на то количество вопро­сов, которое определено в вопросном листе. Нельзя ограничить­ся ответом только на три вопроса, если требуется ответить на че­тыре.

Ваш ответ на отдельный вопрос может считаться полным, ес­ли вы уверены, что не оставили без ответа те или иные аспекты вопроса. Поэтому следует тщательно обдумать вопрос и все, что с ним связано, прежде чем двигаться дальше и переходить к следу­ющему вопросу.

Как решить, что прямо относится к вопросу? Очень часто сту­денты склонны изложить на бумаге все, что они знают по данной теме. Скажем, если вопрос касается Европейского суда справед­ливости, они могут начать с изложения системы судов Англии. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо неукоснительно следо­вать простым, но достаточно эффективным рекомендациям. Пре­жде всего внимательно прочитайте вопрос. Определите, в чем его суть. Отвечайте только на вопрос. Если вопрос сформулирован так, что он оставляет почву для различного понимания его сути, то в ответе укажите, как вы понимаете этот вопрос. Например, в начале ответа укажите, что вы пришли к выводу, что вопрос ка­сается А и В, но не С, или, напротив, подчеркните, что на ваш взгляд вопрос допускает разночтения, но вы его понимаете так, что он касается не только А и В, но и С.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...