![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Преимущества письменного экзамена
Практика преподавания магистерских программ по праву убедительно свидетельствует о том, что подготовка и сдача письменного экзамена весьма серьезно отличается от всего того, с чем приходится сталкиваться студентам при устном экзамене. Однако каждый из этих экзаменов не только имеет свои "подводные камни" и "узкие места", но и связан с определенными преимуществами, которыми, конечно, надо умело пользоваться. Поэтому всякому, кому приходится сдавать письменный экзамен, особенно впервые, необходимо не только знать о подстерегающих его здесь опасностях и ловушках (например, "ловушка времени"), но и опираться на те плюсы и преимущества, которые предлагает письменный экзамен. Первое преимущество письменного экзамена связано с его творческим началом. Творческое начало — вот что в первую очередь отличает письменный экзамен не только от теста, но и от устного экзамена. В самом деле, студент не только выбирает вопросы из предложенного ему списка — это начало его творчества на экзамене, — но и излагает свое понимание материала, а не просто пересказывает его. В конце концов что-то можно и забыть, но понимание будет обязательно оценено. Вообще-то следует заметить, что разница между устным и письменным экзаменами более существенна, чем между письменным экзаменом и письменным тестом. Так, английские профессора считают, что если устный экзамен и называется экзаменом, то письменный экзамен именуется так, скорее всего, по какому-то недоразумению или недосмотру университетского начальства. Можно сказать, что устный и письменный экзамены отличаются друг от друга подобно тому, как ведомственная инструкция отличается от произведения литературы. Подчеркнем еще раз, что письменный экзамен — это творческий процесс от начала и до конца. В нем преподаватель и студенты участвуют на равных. Это следует учитывать в первую очередь уже в ходе подготовки к такому экзамену, не говоря уже о тактике поведения студента непосредственно перед экзаменом и в процессе его проведения. Прежде всего вопросы на устном экзамене предполагают пересказ материалов, ранее почерпнутых в учебнике и на лекциях. Модель успешного ответа на таком экзамене очень напоминает устный пересказ по памяти статьи из юридического словаря. Роль студента, отвечающего на вопросы устного экзамена, по сути роль "говорящей головы". Выбор вопросов здесь заранее предопределен номером билета. Это значит, что вопросы, на которые придется студенту отвечать, зависят от случайных для него обстоятельств и он на них никак влиять не может. На устном экзамене студенту приходится полагаться скорее на свою память, чем на сообразительность и творческий подход. Именно этого, возможно подсознательно, в первую очередь и ждет от него преподаватель. Поэтому самостоятельные аналитические изыски студента, вполне уместные на письменном экзамене, при устном ответе могут быть восприняты скорее как банальная уловка или как попытка затянуть ответ и выкрутиться. Преподаватель, принимающий устный экзамен, вполне может подумать, что вместо конкретных знаний ему хотят предложить некие "размышления на тему". Кроме всего прочего на устном экзамене не возбраняется, например, ответить, что называется, с "чужих слов". Достаточно вспомнить, что говорил по этому вопросу преподаватель или что написано об этом в учебнике. Совсем не так на письменном экзамене. Начнем с того, что студент реально может повлиять на выбор вопросов для ответа. Ведь выбор вопросов зависит от студента и ни от кого больше. Здесь он хозяин положения. Студент сам выбирает те вопросы, на которые он будет отвечать. Это ли не серьезное преимущество письменного экзамена перед устным? Одним лишь чужим умом при этом не обойдешься. И слова, и мысли обязательно должны быть свои. Иначе ничего не получится. Итак, письменный экзамен — это совместное творчество преподавателя и студента. Преподаватель специально готовит вопросы, которые мало напоминают по характеру вопросы устного экзамена. Вопросы на письменном экзамене — это всегда не только проблема, но и одновременно приглашение экзаменующегося на ее интеллектуальный штурм. Поэтому можно сказать, что письменный экзамен от устного отличается не столько формой ответов, сколько характером вопросов. Другое преимущество письменного экзамена состоит в его анонимности. Устный экзамен не может быть проведен в отсутствие преподавателя. Письменный экзамен проводится, как правило, не преподавателем, а посторонними людьми. Присутствие преподавателя здесь не требуется. Эта особенность письменного экзамена исключает непосредственный личный контакт с экзаменатором. В силу этого результаты письменного экзамена более предсказуемы. В итоге оценка менее подвержена влиянию случайных и привходящих обстоятельств, которые вообще могут быть непредсказуемыми (например, настроение преподавателя и даже внешний вид и манера поведения студента, которые не всегда могут отвечать эстетическим ожиданиям и требованиям того или иного преподавателя и т. д.). Как лучше отвечать на вопросы письменного экзамена
Вначале несколько слов об общих требованиях и некоторые советы. Хороший ответ на письменном экзамене обязательно должен предусматривать следующие четыре раздела: 1) определение основных положений правовой теории или доктрины, с которыми связан вопрос; 2) формулирование соответствующих правовых норм и исключений из них; 3) применение правовой нормы к предлагаемым фактам; 4) выводы. Стремитесь подкреплять свои ответы ссылками на юридические источники (законодательство, судебные прецеденты, точки зрения теоретиков права и т. д.). Успех во многом будет зависеть от того, насколько вам удастся убедить экзаменатора, что в действительности вы знаете больше и если бы у вас было время, то вы бы смогли еще больше поразить его. Ссылаясь на судебные прецеденты и решения судов, покажите, почему именно это решение имеет отношение к рассматриваемому вопросу. Старайтесь оценивать аргументы "за" и "против" непредвзято и бесстрастно. Не вдавайтесь в полемику, если вас об этом не просят или если не будет очевидно, что полемика — это как раз то, что требуется при ответе на данный вопрос. Но если вы приводите какие-то аргументы, постарайтесь не оказаться в ситуации, что называется, "ни по ту, ни по эту сторону забора". Свою определенную позицию по данному вопросу выбрать все же придется. Не стоит переписывать вопросы в ответный лист. Это напрасная трата времени и сил. Достаточно указать порядковый номер того вопроса, на который вы даете ответ. Если вы употребляете сокращения, то лучше, если они будут общепринятыми. Во всяком случае создается хорошее впечатление, если употребляемое в первый раз сокращение будет тут же объяснено (например, European Union — farther "EU"). Характер вопросов
Скорее всего вопросы, предлагаемые для письменного экзамена, не будут сводиться к фразам "Напишите все, что вы знаете о том-то и том-то". Обычно вопросы формулируются так, что ответ потребует обсуждения предмета с разных точек зрения либо неожиданного подхода к его анализу. Содержание вопросов письменного экзамена по праву во многом определяется тем, какой это экзамен. Так, если этот экзамен проводится в рамках университетской программы по праву (Law School questions), то вопросы редко выходят за рамки содержания одного учебного курса или предмета. Если же речь идет о квалификационном экзамене в коллегии адвокатов (Bar Exam), то вероятнее всего вопросы будут более широкого плана. При этом их содержание может выйти за рамки одного курса и предмета. Помимо знания программы студент должен показать приобретенные навыки правового мышления. Экзамен по праву программ МВА, ICM и др., очевидно, не потребует демонстрации особых навыков правового мышления. На этих экзаменах вопросы в основном ориентированы на проверку правового кругозора, на четкое использование понятий и категорий права, на умение выделять преимущества и недостатки правовой и судебной практики. Если в конце отведенного времени вы обнаружили, что какая-то часть вопроса остается без ответа, то, скорее всего, вы пропустили что-то важное. Как правило, экзаменаторы не подбрасывают в вопросах "дохлых кошек". Иными словами, вряд ли экзаменационные вопросы могут содержать информацию, не имеющую отношения к основному вопросу или уводящую в сторону. Однако может оказаться и так, что некоторые факты намеренно исключены. Особенно это касается тех случаев, когда указание на них может служить подсказкой правильного ответа.
"Золотое правило"
Оно слагается из трех советов студентам. Первое: отвечать нужно только на поставленный вопрос. Второе: ответ на вопрос должен быть по возможности полным. Третье: не пишите ничего, что прямо не относится к вопросу и, следовательно, не может рассматриваться как ответ. Какие ответы считаются полными? Самое главное требование, предъявляемое на письменном экзамене, сводится к тому, что обязательно должны быть даны ответы на то количество вопросов, которое определено в вопросном листе. Нельзя ограничиться ответом только на три вопроса, если требуется ответить на четыре. Ваш ответ на отдельный вопрос может считаться полным, если вы уверены, что не оставили без ответа те или иные аспекты вопроса. Поэтому следует тщательно обдумать вопрос и все, что с ним связано, прежде чем двигаться дальше и переходить к следующему вопросу. Как решить, что прямо относится к вопросу? Очень часто студенты склонны изложить на бумаге все, что они знают по данной теме. Скажем, если вопрос касается Европейского суда справедливости, они могут начать с изложения системы судов Англии. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо неукоснительно следовать простым, но достаточно эффективным рекомендациям. Прежде всего внимательно прочитайте вопрос. Определите, в чем его суть. Отвечайте только на вопрос. Если вопрос сформулирован так, что он оставляет почву для различного понимания его сути, то в ответе укажите, как вы понимаете этот вопрос. Например, в начале ответа укажите, что вы пришли к выводу, что вопрос касается А и В, но не С, или, напротив, подчеркните, что на ваш взгляд вопрос допускает разночтения, но вы его понимаете так, что он касается не только А и В, но и С. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 563. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |