![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сенат судебных иннов и адвокатура
Главным органом самоуправления адвокатов-барристеров является Сенат судебных иннов (Senate of the Inns). В современном виде он был учрежден в 1974 г. Сенат разрабатывает общую линию поведения и работы сообщества барристеров, принимает Кодекс поведения и обеспечивает его строгое и неукоснительное исполнение. Кроме того. Сенат осуществляет финансирование деятельности адвокатуры. Это также и дисциплинарный орган, хотя в действительности применение мер дисциплинарного воздействия к барристерам находится в ведении иннов. В Сенат входят 90 членов, включая Генерального атторнея. Генерального солиситора. Председателя Совета по юридическому обучению, 24 действительных членов скамьи, 39 барристеров и др. Совет барристеров
Совет барристеров образован в 1894 г. Вплоть до введения Сената в 1974 г. Совет был организационным центром сообщества барристеров. Теперь многие полномочия, ранее принадлежавшие Совету, переданы Сенату. В настоящее время Совет отвечает за поддержание профессионального уровня барристеров, следит за честью мундира и стоит на страже независимости сообщества адвокатов. Вместе с тем следует отметить, что Совет барристеров не обладает никакими дисциплинарными полномочиями. Генеральный атторней и генеральный солиситор Генеральный атторней — высшее должностное лицо британского сообщества адвокатов. В то же время это практикующий барристер, а не только начальник. Однако он не может выполнять обязанности барристера в частном порядке. Это фигура публичная. Его основная процессуальная функция состоит в том, чтобы поддерживать обвинение от имени правительства в суде по особо важным уголовным делам. К их числу относятся дела по обвинению в совершении особо опасных государственных преступлений. Кроме того, Генеральный атторней представляет интересы правительства, когда оно выступает в суде в качестве истца или ответчика. Генеральный атторней вправе обращаться с заявлениями об отказе от дальнейшего судебного преследования или от защиты исковых требований в суде. Например, это возможно, если обнаружатся сутяжнические мотивы обращения в суд или если ответчик находится при смерти и т. п. Генеральный атторней также может выступать в качестве истца по делам, представляющим большой общественный интерес. По своему статусу Генеральный атторней — член английского Парламента, но он не может быть членом кабинета. Генеральный солиситор — заместитель Генерального атторнея. Таким образом, это также барристер и член Парламента. Как и Генеральный атторней, Генеральный солиситор не может выступать как частный солиситор. Стирание граней между барристерами и солиситорами
В английском обществе обоснованность столь серьезных различий между барристерами и солиситорами в последнее время все больше подвергается серьезной критике и сомнениям. Официальная точка зрения на этот вопрос получила закрепление в материалах специальной королевской комиссии, которая была учреждена в 1976 г. для анализа положения дел в области организации юридической работы в стране. Комиссия однозначно высказалась в пользу сохранения сложившегося положения. Между тем в юридических кругах широко обсуждаются аргументы "за" и "против" объединения сообществ барристеров и солиситоров в единую адвокатуру по примеру стран континентальной Европы и многих других стран мира. Против объединения барристеров и солиситоров приводится в основном два аргумента.
1. Объединение не в интересах общества (The service provided to the public). В частности, высказывается мнение, что если объединить барристеров и солиситоров, то многие, особенно самые опытные и способные барристеры, перейдут работать в крупные юридические фирмы и клиенты мелких фирм будут поставлены в неравное положение, так как такие специалисты окажутся для них недоступными. Это приведет к тому, что мелкие юридические фирмы перестанут существовать. Тем самым сократится количество юридических услуг, предлагаемых населению. 2. Объединение не в интересах суда. В условиях состязательного правосудия судебная система во многом зависит от устного судопроизводства. Судьи нуждаются в ясных и четких аргументах, с помощью которых они могут прийти к верному и обоснованному решению. Такие услуги могут быть оказаны не всеми адвокатами, а только наиболее профессиональными и талантливыми адвокатами-барристерами.
В качестве аргументов за объединение барристеров и солиситоров называют следующие.
1. Дублирование функций барристеров и солиситоров. В настоящее время многие солиситоры в магистратских судах и судах графств фактически исполняют функции барристеров. 2. Неэффективность действующей системы. Разделение адвокатов на барристеров и солиситоров приводит к дополнительным затратам, излишнему расходованию сил и средств на решение юридических вопросов. Из-за этого страдает качество юридических услуг, так как нет персональной ответственности: она возлагается сразу на две стороны, а значит, ни на кого конкретно. К тому же обоснованность сложившейся практики, когда барристер получает резюме дела от солиситора за день-два до процесса, вызывает серьезные сомнения у клиентов. 3. Стоимость. Как правило, чтобы дело попало в суд, истцу приходится оплачивать "двойной тариф". В таких случаях часто говорят: "В деле барристер один, а гонорар плати троим".
Следует отметить, что предлагались различные варианты изменения статуса барристеров и солиситоров. Например, предлагалось, с одной стороны, полное уравнивание солиситоров в праве выступать в любых судах с барристерами, предоставление барристерам права объединяться в товарищества и т. д., с другой стороны, — введение единой процедуры квалификации барристеров и солиситоров. Каждый адвокат должен вести собственную практику для наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. В таком случае клиент мог бы сам решать, какого адвоката ему нанимать. Однако вступление в силу Закона о судах и юридических услугах 1990 г. не оставляет практически никаких надежд на скорое объединение двух адвокатских профессий в Англии. Судьи
Наряду с адвокатами судьи входят в юридическую элиту общества. Особенность юридической профессии в Англии заключается в том, что ее элиту составляют не профессора государственных университетов или чиновники, а исключительно юристы-практики. Социальное положение и высокий статус английских судей во многом объясняются тем, что юристы-практики на протяжении длительного периода истории поддерживали Парламент против абсолютизма. Парламент в этой схватке оказался победителем. Выиграли и судьи. В глазах общества они до сих пор остаются проводниками общего права, которое с течением времени "стало важным орудием борьбы парламентской партии с абсолютистскими прерогативами короля благодаря своей жизнестойкости, еще более возросшей за долгие годы развития, и сложной и формалистической технике, с помощью которой удавалось эффективно выскальзывать из железных объятий абсолютистской власти"*. * Цвайгерт К., Кётц X. Указ. соч. С. 295.
В настоящее время судьи и адвокаты также играют важную роль как противовес абсолютизации власти Парламента. Как видим, особое положение элиты английских юристов определяется тем, что им удавалось задавать тон в общественном процессе. Во многом в результате этого на протяжении более чем четырех столетий английское общество никогда не оставалось один на один с властью при решении жизненно важных вопросов определения правовых ориентиров и приоритетов. Здесь исполнительная власть никогда не могла в одиночку решать, что составляет право, а что нет. Конечно, английские юристы поступали так не в силу каких-то уникальных моральных качеств или идеальных устремлений. Их позиция была жестко продиктована экономическими интересами сословия, в которое они по существу влились уже в XIV в. В других странах, например во Франции, этого не происходит, и отсутствие собственных экономических интересов приводит к тому, что юристы и по сей день во многом занимают положение чиновников, состоящих на государственной службе. Действительно, в английском обществе судьи занимают исключительное положение. Это, бесспорно, уважаемые и авторитетные люди. Английские судьи — носители таких особо ценных в любом свободном обществе качеств, как мудрость, независимость и беспристрастность. Однако многие англичане не прочь и посмеяться над ними. Они видят в судьях непробиваемых формалистов, людей прошлого, надевающих забавные одежды, объясняющихся на непонятном простому человеку профессиональном жаргоне и придерживающихся взглядов столетней давности. В начале истории английского права судьи назначались королем из числа его слуг. Поэтому говорить о самостоятельности и независимости судей в те времена не приходилось. Англии потребовалось пережить невиданный общий кризис в XIV в., чтобы всем стало понятно, что судьи стали играть собственную роль на политической авансцене страны. Говоря сегодняшним языком, судьи в Англии входят в политическую элиту нации начиная с XIV в. Растущий профессионализм юристов, который в Англии приходится на период XIV—XV вв., приводит к выработке того, что можно назвать "объективной лояльностью" по отношению к королевской власти и к общему праву, берущему свое начало от легитимной власти короля. Судьи неподконтрольны английскому Парламенту. Независимость английских судей относится к числу фундаментальных конституционных принципов государства. Другая характерная черта конституционного положения английских судей состоит в их судейской неприкосновенности. Если судья в процессе действовал честно и полагал, что принимает решение в пределах своей компетенции, он не подлежит судебной ответственности. Функции, исполняемые судьями, могут быть подразделены на две группы: по отправлению правосудия и административные. Традиционная функция судей в сфере отправления правосудия состоит в применении существующих норм права к обстоятельствам данного дела, которые они, судьи, рассматривают. Вместе с тем все больший вес набирает точка зрения, согласно которой судьи участвуют в создании права через толкование законов и при помощи доктрины прецедента. Так или иначе, но вполне очевидно, что, когда обнаруживается пробел в законодательстве и в прецедентном праве, у судьи не остается иного выхода, как сформулировать правовую норму самому. Например, в известном деле Shaw v. DPP (1962) (Шоу против директора Службы публичных обвинений) подсудимый Шоу опубликовал в печати справочник с адресами и телефонами женщин легкого поведения. Суд признал его виновным в совершении ранее неизвестного уголовному праву преступления — сговоре с целью подрыва общественной морали. Административные функции судей состоят, например, в том, чтобы обеспечивать соблюдение прав лиц, признанных невменяемыми, и решать конкретные вопросы, связанные с управлением их имуществом. Кроме того, специальный комитет, возглавляемый лорд-канцлером, занимается разработкой процедурных вопросов организации работы Верховного суда. Должность судьи в Англии в отличие от многих стран мира не предполагает для замещения ее особой профессии и карьеры. Это значит, что судья необязательно должен быть юристом, который начинает свой путь с низших ступенек судейской лестницы, а потом растет по профессиональной линии, занимая все более высокие должности в судейской иерархии. Все английские судьи — это выходцы из практикующих адвокатов, в основном барристеры в прошлом*. * На протяжении всей истории Англии судьями назначались только мужчины. Однако этой традиции был положен конец в 1988 г. При этом не обошлось без курьеза. Так, первая английская женщина-судья Butler-Sloss носит официальный титул Lord Justice. Дело в том, что в английском языке нет слов, с помощью которых можно было бы официально обратиться к судье Палаты лордов, если судья — женщина.
Судьи вышестоящих судов назначаются королевой по представлению премьер-министра. Среди них следует выделить следующие должности. The Lord Chief Justice of England and Wales — председатель отделения по уголовным делам Апелляционного суда. Одновременно он возглавляет Отделение королевской скамьи Высокого суда. Master of the Rolls — судья-председатель отделения по гражданским делам Апелляционного суда. Название восходит к тем далеким временем, когда в обязанности этого должностного лица королевства входило ведение государственного архива (Keeper of national records). The Lords of Appeal in Ordinary — лорды-судьи (the law lords), т. е. члены Палаты лордов, высшего судебного органа страны. Lords Justices — судьи Апелляционного суда. Они заседают в отделении по гражданским делам, хотя некоторые из них участвуют и в заседаниях отделения по уголовным делам. Судьи судов нижестоящего звена — судьи Высокого суда, окружные судьи и рикордеры. Они назначаются королевой по представлению лорд-канцлера*. * Лорд-канцлер — высший судья в государстве. Он входит в кабинет, назначается на должность по рекомендации партии, победившей при выборах в Парламент. Фактически лорд-канцлер является министром юстиции и одновременно председательствует в Палате лордов, по традиции восседая на знаменитом шерстяном мешке в бриджах и шелковых чулках. В качестве министра юстиции лорд-канцлер назначает магистратов. Если политическая партия, назначившая лорд-канцлера, проигрывает на очередных выборах, он сменяется.
Наконец, первое звено образуют районные судьи*. Самый низкий уровень в судебной иерархии занимают судьи, которые называются рекордерами. Это те, кто исполняет обязанности судьи лишь несколько дней в году (как правило, не более 20 дней), совмещая эти обязанности с работой в другом качестве. Чаще всего это солиситоры. * В прошлом районные судьи назывались "регистрары"
Высокий социальный статус английского судьи подкрепляется достаточно высоким должностным окладом. По данным, опубликованным в печати*, ежегодное жалованье лорд-канцлера как председателя Верховного суда с апреля 1996 г. составляет 126 138 ф. ст. Немногим меньше жалованье у председателя отделения по уголовным делам Апелляционного суда — 124 138 ф. ст. Судьи Палаты лордов и судья-председатель отделения по гражданским делам получают ежегодно 114 874 ф. ст. Судьи Апелляционного суда, председатель судебного отделения по семейным делам Высокого суда и вице-канцлер — 110 137 ф. ст. Нижестоящие судьи Высокого суда получают немного меньше — 100 511 ф. ст. Жалованье большинства судей территориальных судов достигает 73 837 ф. ст. * Ingman Т. Op. cit. P. 23.
Столь высокие оклады английских судей объясняют влиянием высоких заработков старших барристеров. Как мы отметили, судьи назначаются преимущественно из числа барристеров (а в недалеком прошлом — исключительно из их числа). Поэтому жалованье судьи должно хоть как-то компенсировать высокие доходы члена коллегии адвокатов, если он становится судьей. Традиционно это объяснение встречается со стороны общества с большим недоверием. Судьи-магистраты
Английский магистрат — это судья, обладающий следующими полномочиями: единоличное рассмотрение и разрешение дел о малозначительных преступлениях, проверка достаточности оснований для привлечения лица к уголовной ответственности, а также производство ряда следственных действий. Магистрат — наиболее наделенная правами группа неюристов в английской судебной системе. Они пользуются особым статусом и полномочиями. Во многом эти особенности объясняются историей становления и развития института магистратуры. В Англии появление магистратов восходит к тем временам, когда судейская скамья полностью состояла из представителей местной аристократии. Магистраты, или мировые судьи, были известны уже в 1195 г., когда король Ричард Львиное Сердце назначил первых "хранителей мира". Их предназначение состояло в том, чтобы преследовать, арестовывать и наказывать тех, кто посягает на мир и порядок, установленный королем в государстве. Первоначально магистраты наряду с судейскими функциями выполняли многочисленные административные обязанности. Так, к их ведению относились призрение бедных, надзор за состоянием дорог и мостов, обеспечение соблюдения пробирных требований и т.п. Это был сословный суд, который обходился без присяжных заседателей. Сейчас магистратами в основном являются представители привилегированной части среднего класса английского общества, составляющего большую часть населения. Поэтому в современных условиях магистратский суд, более известный как "полицейский суд", превратился в подлинно народный. В большинстве графств и округов Англии магистраты — это судьи на общественных началах. Они и называются мировыми судьями в отличие от собственно магистратов, которые могут исполнять свои обязанности на платной основе. Деятельность мировых судей обеспечивают специальные служащие судебного ведомства — судебные клерки. Эти служащие, конечно, могут иметь соответствующую профессиональную юридическую квалификацию, но они заняты лишь выполнением административных функций. Представляя правосудие, мировые судьи (магистраты) не облачаются в мантию и не носят судейского парика. Барристеры и солиситоры, выступающие в магистратском суде, также не одевают своих мантий. В Лондоне и других больших городах в магистратских судах предусмотрена должность "столичного магистрата". Например, в Лондоне их около 300. Эту должность может замещать только юрист на полной ставке, его работа оплачивается из казны. Такие магистраты относятся к числу "платных". Магистрат и мировой судья, таким образом, это лишь синонимы, но в употреблении этих терминов разница все же есть. Термин "мировой судья" употребляется в отношении непрофессиональных судей, работа которых не оплачивается, а термин "магистрат" — для обозначения должности, которую может занимать профессиональный судья-юрист. Магистратский суд еще называют как суд "суммарной юрисдикции" или суд для рассмотрения незначительных дел. Второе название сегодня настолько устарело, что практически вышло из употребления. В настоящее время в Англии и Уэльсе насчитывается около 30 тыс. магистратских судей. Все они исполняют свои обязанности, так сказать, на общественных началах, так как не являются юристами. Лишь 81 магистрат выполняет обязанности на платной основе (в основном это магистраты, работающие в судах Большого Лондона). Магистраты заседают в 700 судах. Ежегодно ими рассматривается до 2 млн. дел, что составляет около 95% всех уголовных дел, регистрируемых в первой инстанции*. * Уже упоминавшиеся нами Марсель Берлинз и Клэр Дир дают следующую оценку значимости судей-магистратов для Англии: "Если бы английская система уголовного судопроизводства полностью зависела от профессиональных судей, то она бы моментально прекратила свою работу". Учитывая убедительные данные судебной статистики, с авторами трудно не согласиться. Присяжные заседатели
Вопреки распространенным представлениям суд присяжных не относится к чисто английским изобретениям. Он был знаком еще франкским королям и императорам в VIII в. Впервые эта практика возникает применительно к рассмотрению имущественных споров, т. е. по гражданским делам. Использование присяжных в уголовном судопроизводстве относится к более позднему времени. Вначале франки использовали в качестве жюри присяжных соседей жалобщика или ответчика. Присяжные должны были отвечать на вопросы, поставленные им королевскими чиновниками, выступавшими в роли судей. Эти вопросы касались главным образом местных правовых обычаев. Именно у франков норманны и переняли практику нерегулярных судебных расследований с участием жюри присяжных. В Англии суд присяжных появляется лишь к XIII в. Присяжные приходят на смену судебному производству на основе архаической ордалии, т. е. испытания обвиняемого огнем или водой (Trial by ordeal). Католическая церковь осудила ордалию еще в 1215 г. В то же время нельзя не отметить, что Великая хартия вольностей серьезно ограничила прерогативы королевской власти и законодательно признала необходимость привлечения граждан к отправлению правосудия. "Ни один свободный человек, — говорится в ней, — не будет задержан, или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен иначе как по законному приговору равных ему людей и по законам страны". С этого времени суд присяжных в Англии начинает играть все более значительную роль в укреплении правовых основ общественной жизни и государственной деятельности. Так, к услугам присяжных широко прибегают старые церковные суды. Однако лишь при Генрихе II практика привлечения к правосудию присяжных заседателей получает повсеместное признание и распространяется среди населения Англии. В отличие от нашего времени суд присяжных времен Генриха II не заслушивал показаний свидетелей перед присяжными. Присяжные скорее сами выступали свидетелями и давали показания по поводу рассматриваемых судом фактов и тех обстоятельств, которые были им известны до суда. Суд присяжных в Англии долгое время распространялся как на уголовные, так и на гражданские дела. Однако в XIX в. использование присяжных при рассмотрении гражданских споров начинает постепенно сокращаться. В 1854 г. был принят Закон о судебной процедуре по делам общего права (Common Law Procedure Act). Согласно Закону, по согласию сторон гражданское дело может рассматриваться единолично судьей. К 1933 г. половина всех гражданских дел в Суде королевской скамьи Высокого суда рассматривается уже без участия присяжных заседателей. Для сравнения: в 1965 г. такие дела составляли менее 2% общего количества дел, рассмотренных Судом королевской скамьи. В судах графств, где скамья присяжных не превышала 8 человек, из 34 тыс. ежегодно рассматривавшихся дел лишь по 20 суд прибегал к услугам присяжных заседателей*. * Johnson and Pannet. Op. cit. P. 68.
Основными мотивами отказа от практики использования присяжных заседателей по гражданским делам явились непредсказуемость присяжных, а также большое количество неверных и некомпетентных решений, которые они принимали, рассматривая имущественные споры. Так, по искам из причинения вреда здоровью присяжные заседатели частенько принимали вызывавшие недоумение общества вердикты, присуждая непропорционально большие суммы компенсации. В 1933 г. Законом об управлении правосудием (Administration of Justice Act) было предусмотрено, что с участием присяжных заседателей могут рассматриваться лишь определенные категории дел, в том числе дела об обмане, диффамации, заведомо незаконном привлечении к ответственности и незаконном лишении свободы. Однако и в этих случаях в суде с участием присяжных может быть отказано, если дело связано с необходимостью исследования сложных документов, бухгалтерских проводок и т. п. В настоящее время область реального привлечения присяжных заседателей к судебному рассмотрению уголовных дел также обнаруживает тенденцию к сокращению. Так, по оценке специалистов, в Суде Короны рассматривается менее 3% всех уголовных дел (остальные 97% дел рассматриваются в магистратских судах). Из этих 3% только 12% дел могут рассматриваться как присяжными заседателями, так и в порядке суммарного производства единолично судьей. Принимая во внимание, что из них примерно в 60% уголовных дел обвиняемые заключают так называемые сделки с правосудием и признают себя виновными практически без суда, т. е. без присяжных, неудивительно, что вердикты присяжных заседателей выносятся менее чем по 1% всех уголовных дел, рассмотренных в этих судах. В то же время нельзя сказать, что доверие к этому институту в обществе в целом падает. Нет, суд присяжных пользуется доверием и считается разумным и необходимым институтом. Историки отмечают, что в то время, когда англичане учредили у себя суд присяжных, они были еще варварским народом. С тех пор они стали одной из наиболее просвещенных наций в мире, и их приверженность суду присяжных возрастала по мере развития просвещения. С тех пор эта практика вышла за пределы Англии и распространилась по всему миру. Англичане образовали многочисленные колонии и независимые государства. Часть из них получила независимость и обрела государственность. Те же, кто не пожелал этого, остались верны монархии. Однако повсюду вводился суд присяжных либо люди спешили восстановить его. Объясняется это тем, что такой судебный орган, который заслуживает одобрения великого народа на протяжении многих веков и который неизменно возрождается во все периоды развития цивилизации во всех странах и при всех правлениях, не может быть чуждым духу справедливости. Вместе с тем известный французский историк и философ Алексис де Токвиль отмечал, что нельзя рассматривать суд присяжных только как судебный орган. Такой подход принижает значение этого краеугольного института судебной системы. Оказывая огромное влияние на ход судебного процесса, суд присяжных в еще большей мере оказывает влияние на судьбу всего общества. Таким образом, суд присяжных — это прежде всего политический институт*. * См.: Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992. С. 209—210.
Как уже отмечалось, первоначально в уголовном процессе в Англии существовало два состава жюри присяжных — большое и малое жюри. Большое жюри действовало в рамках уголовного процесса и состояло из 24 присяжных, которые проверяли обоснованность предъявленного обвинения. Фактически большое жюри надзирало за следствием и поддерживало обвинение, т.е. исполняло функции, возложенные в других странах на прокуратуру. После принятия закона 1833 г. большое жюри все же продолжало выполнять некоторые другие функции до окончательного упразднения этого учреждения в 1918 г. Малое жюри присяжных состоит из 12 человек, в обязанность которых входило и входит до сих пор вынесение вердикта с ответами на те вопросы, которые поставит перед ними судья. Начиная с XV в. присяжные не только выступают как свидетели, но и входят в существо дела, в его фактическую сторону. В 1670 г. суд постановил, что присяжные не могут быть подвергнуты наказанию на том основании, что вынесли вердикт, противоречащий тому напутствию, с которым к ним обращался перед этим судья. Присяжным заседателем может быть любой гражданин страны в возрасте от 18 до 70 лет. Главные требования к кандидату в присяжные заседатели: он должен прожить в Соединенном Королевстве, на островах Пролива либо на острове Мэн не менее 5 лет после того, как ему исполнилось 13 лет, и должен быть включен в списки избирателей. Не могут быть присяжными заседателями лица, так или иначе связанные с правоохранительными органами, например судьи, магистраты, офицеры полиции, технический персонал службы лорд-канцлера и директора Службы публичных обвинений. Исключается участие в качестве присяжных заседателей лиц, страдающих душевными заболеваниями. Список присяжных заседателей составляется на основе метода случайной выборки. Этот список утверждается решением лорд-канцлера. Если не удается набрать полный состав жюри присяжных для судебного заседания, то разрешается включить в него кого-нибудь из числа тех, кто проживает в непосредственной близости от суда. Отказ от участия в работе суда в качестве присяжного заседателя рассматривается как неуважение к суду. Также считается неуважением к суду нетрезвый вид присяжного заседателя при исполнении своих обязанностей. Не могут быть присяжными заседателями (are disqualified) члены Парламента, адвокаты, врачи, священники, некоторые категории лиц, ранее отбывавших наказание*. Отводу подлежат также те присяжные заседатели, которые состоят в родственной связи или знакомы с обвиняемым. * Эти категории определены Законом о присяжных (Juries Act) 1974 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом об отправлении правосудия по уголовным делам (Criminal Justice Act) 1982 г., а также Законом о присяжных (вопросы дисквалификации) (Juries (Disqualification) Act). 1984 г. К их числу относятся, например, лица, приговаривавшиеся когда-либо на территории Соединенного Королевства, на островах Пролива либо на острове Мэн к пожизненному лишению свободы, к лишению свободы на определенный срок, а также лица, в течение последних пяти лет осуждавшиеся условно, и др.
Решение жюри присяжных принимается, если за него проголосовало не менее 10 из 12 присяжных заседателей. Стороны обладают правом отвода любого присяжного заседателя до принятия им присяги. В 1988 г. было решено, что отводы присяжных должны быть мотивированными. Доводы стороны, заявляющей отвод присяжному заседателю, обсуждаются приватно, непосредственно перед судьей. По общему правилу вердикт присяжных заседателей как по уголовному, так и по гражданскому делу является окончательным. Объявленный в зале судебного заседания и запротоколированный, он не может быть изменен. Поэтому апелляционные жалобы на вердикт суда присяжных, вынесенный ими по существу дела, считаются недопустимыми. На практике это требование соблюдается судами достаточно последовательно. Считается, что такая установка не только отвечает интересам общества и правосудия, но и позволяет защитить присяжных от нежелательного давления на них со стороны. Так, в деле Boston v. W.S. Bagshaw & Sons [1966] истец обратился в суд с обвинением ответчика в клевете. Встал вопрос о злонамеренности действий ответчика. Вердикт присяжных заседателей оказался в пользу ответчика. Истец проиграл дело. Однако впоследствии выяснилось, что все двенадцать присяжных были удивлены тем вердиктом, который был оглашен в суде. Каждый из них под присягой показал, что на самом деле он придерживался другого мнения и желал бы изменить свой ответ. На этом основании истец обратился в суд с новым иском. Однако суд отказал в новом судебном разбирательстве на заявленном истцом основании. Вердикт присяжных не может быть отменен или изменен, но не исключается его уточнение. Так, в деле R v. Frоud [1990] старшина присяжных оговорился и ошибочно огласил вердикт, которым обвиняемый признавался невиновным, хотя в совещательной комнате присяжные признали его виновным. Ошибка была немедленно исправлена. Апелляционный суд, куда обратился осужденный, отказался признать, что вердикт был изменен. В решении апелляционной инстанции по этому делу отмечается, что присяжные заседатели вправе уточнить свой вердикт немедленно или сразу после того, как он был оглашен в зале судебного заседания, но до внесения его в протокол. Уже давно стало трюизмом утверждение, что присяжные заседатели — это бастион свободы против произвола государства в судебной сфере. Однако в современных условиях это выражение надо рассматривать не более как клише, заимствованное из прошлой жизни. Оно не отражает действительного положения вещей. Дело в том, что уже в XX в. на Западе наблюдается несомненный закат института присяжных заседателей и сокращение его роли в отправлении правосудия. Как уже было отмечено, большое жюри присяжных в Англии фактически отменено повсеместно. В последние десятилетия здесь не прибегают к услугам присяжных при судебном разбирательстве по основным категориям гражданских дел (исключение составляют дела о клевете и некоторые другие иски). Законодательными актами Парламента последних лет была серьезно ограничена компетенция суда присяжных при разбирательстве уголовных дел. Был сокращен перечень преступлений, дела о которых полиция расследует с составлением обвинительного акта. Они были переведены в категорию дел, расследуемых полицией без обвинительного акта, т.е. в порядке суммарной юрисдикции. В соответствии с требованиями законодательства такие дела подлежат рассмотрению в магистратском суде, где привлечение присяжных заседателей вообще не предусматривается. Все это происходит под давлением экономических соображений. Ведь функционирование суда присяжных достаточно дорого обходится казне. В этом отношении Англия повторяет судьбу Германии, где, как известно, от суда присяжных стали отказываться еще во времена Веймарской республики из-за колоссальных финансовых расходов, необходимых для нормальной работы "людей улицы" в судах*. Конечно, высокая стоимость суда присяжных — объяснение убедительное, но недостаточное. Поэтому стоит более детально рассмотреть доводы "за" и "против" суда присяжных, те недостатки и преимущества, которые в английской правовой литературе связывают с этой формой судопроизводства. * В настоящее время суды присяжных практически во всех странах Западной Европы (например, в Германии, Франции и др.) отличаются от английского варианта тем, что в них жюри присяжных состоит не только из тех, кого в Англии причисляют к присяжным заседателям, но и из профессиональных судей. Исключение составляют лишь Бельгия, некоторые швейцарские кантоны, а также Российская Федерация, где применяется английская модель суда присяжных. Аргументы против суда присяжных
1. Сегодня сама идея передачи судебной власти 12 присяжным, случайным людям, многим кажется абсурдной. Как правило, присяжные заседатели никогда ранее не сталкивались с судом. Их выбирают на основе случайной выборки для того, чтобы выслушивать доказательства по делу. Часто доказательственная база современных судебных дел бывает достаточно сложной по своей природе. Присяжных специально не готовят. Они обсуждают свое решение втайне от всех других. Вынося вердикт, присяжные не обязаны объяснять свое решение. Наконец, они не несут никакой ответственности за свой вердикт. 2. Случайная выборка состава жюри присяжных может приводить к тому, что они интеллектуально не смогут оценивать доказательства по делу и объяснения этих доказательств, представленные сторонами. 3. Считается, что присяжные предвзято относятся к делам. Например, в делах по автоавариям они часто на стороне водителя, а в делах по обвинению журналистов и газет — чаще не на их стороне. 4. Присяжные легко поддаются влиянию красноречивых ораторов, но не всегда могут проанализировать представленные по делу доказательства. 5. Специальные исследования показывают, что присяжные заседатели своим составом воспроизводят характеристики населения Англии по признакам возраста и социальной принадлежности, но не по признакам пола и расы, а также имущественного положения. Аргументы в защиту суда присяжных
1. Суд присяжных — наиболее надежная защита против непопулярных и излишне суровых законов. Считается, что это лучшее средство установления в суде правды*. Известно, что практика привлечения присяжных заседателей позволила во многом смягчить ставшую излишней суровость уголовного права. Так, в начале XIX в. в соответствии с нормами общего права примерно 146 фелоний наказывались смертной казнью. К числу таких преступлений относили, например, кражу на сумму свыше одного шиллинга. Присяжные заседатели оценивали похищенное в меньшую сумму, и это позволяло избегать смертных приговоров. * Стоит вспомнить слова выдающегося русского юриста сенатора Н.С. Таганцева, который писал, что суд присяжных нужен, чтобы "в суде кривда правду не переспорила".
В недавнем прошлом присяжные заседатели, которые являются по большей части владельцами транспортных средств или имеют водительские права, обнаружили нежелание признавать виновными в неосторожном причинении смерти лиц, обвинявшихся в дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом, так как по закону это влекло назначение пожизненного лишения свободы. В результате Парламент был вынужден принять закон, которым предусматривается менее строгая ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее человеческие жертвы (Road Traffic Act, 1956 г.).
2. Суд присяжных выполняет важную политическую функцию, вовлекая в отправление правосудия всех, кто не исполняет эти обязанности в силу службы в государственном аппарате или профессионально. По мнению лорда Девлина, ни один тиран не отважится оставить свободу своих подданных в руках двенадцати жителей страны. Таким образом, суд присяжных — это нечто большее, чем просто инструмент правосудия и колесико в механизме конституции: это лампа, которая показывает, что огонь свободы еще не угас. 3. В целом суд присяжных пользуется достаточным доверием в обществе, у судейского корпуса, сообщества адвокатов и полиции. Несмотря на то что в отдельных случаях вердикты присяжных могут вызывать вопросы, чаще всего присяжные выносят те решения, которые на их месте было бы разумно ожидать от любого другого суда. "Дружище Маккензи"
В последнее время в Великобритании стремительно растет популярность брошюр из серии "Сделайте это сами". Они выходят большими тиражами и составляют целые библиотеки, что называется, на все случаи жизни. Недаром англичане говорят про себя, что сегодня британцы — это нация "сделай сам". Видимо, это поветрие мало-помалу начинает распространяться и на юридическую практику. В самом деле, если вы сами ухаживаете за садом и выполняете обязанности профессионального садовника, то почему бы не подумать о том, чтобы самому составить завещание или оформить развод? Недавно, например, появились фирмы, которые посредством Интернета распространяют специальные компьютерные программы, помогающие оформить развод, не прибегая к услугам адвоката. Достаточно лишь заполнить бланки соответствующих документов и ввести эту информацию в компьютер, который и сделает за вас все остальное. Такой "компьютерный" развод стоит раз в шесть дешевле, чем традиционная процедура. Так или иначе, но из-за резкого повышения стоимости юридических услуг в последние годы в Англии растет число тех, кто надеется обойтись без дорогого адвоката и пытается "сделать это сам". Однако и такой "умелец" все же нуждается в помощи и поддержке прежде всего тех, кому он доверяет. Благо английское право это позволяет. Так, еще в прошлом веке по делу Collier v. Hicks (1831) суд постановил, что "всякий, кто состоит в дружеских отношениях с любой из сторон процесса и независимо от того, является ли он профессиональным юристом или нет, может находиться в зале судебного заседания, делать записи и давать советы". В 1970 г. решением Апелляционного суда по делу McKenzie v. МасКепziе [1970] существование в английском праве новой нормы было окончательно подтверждено*. Именно такой общественный защитник (скорее это помощник) и имеется в виду, когда говорят о "человеке по имени Маккензи" (McKenzie man) или о "дружище Маккензи " (McKenzie friend). * В этом деле в качестве приятеля Маккензи в зале судебного заседания присутствовал барристер из Австралии. Ранее он работал на солиситора по фамилии Маккензи, который был вынужден выступать ответчиком в суде по иску и решил защищать себя сам. Его друг, австралийский барристер Маккензи, вызвался помочь, так сказать, на общественных началах. "Дружище Маккензи" может делать записи, подсказывать, давать советы. Однако ему не разрешается задавать вопросы, заявлять ходатайства, выступать в прениях сторон, т.е. делать все то, что приходится делать в процессе профессиональному адвокату — барристеру или солиситору. Такой помощник не может официально появляться в суде и, конечно, лишен права обращаться к суду. Право на помощь со стороны "Маккензи" не рассматривается как абсолютное право. Поэтому суд может запретить ответчику прибегать к услугам его "Маккензи". Однако это решение суда может быть оспорено в вышестоящей инстанции. Уже в процессе слушания дела суд может также предложить "Маккензи" покинуть зал судебного заседания, если станет ясно, что эта помощь наносит вред отправлению правосудия, например, если участие добровольного помощника выражается в том, что он поощряет ответчика на затягивание процесса, на пустую трату времени, советует задавать вопросы, не относящиеся к делу, и т. п. В настоящее время решается вопрос о правомерности использования данного термина в судебной практике, так как он, конечно, не совсем точно определяет процессуальное положение общественного помощника — одного из участников процесса.
Вместо заключения.РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ О ТОМ, КАК СДАВАТЬ ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО КУРСУ "ПРАВОВАЯ СИСТЕМА АНГЛИИ" |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |