Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности переходной экономики России.




 

Переходная экономика – это переходное состояние экономики от одной экономической системы к другой.

Стратегическая цельпереходного периода в России – формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией.

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста. Объективные предпосылки для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х г.г. в России, были следующими:

1) крайне высокая степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

2) длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

3) крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

4) неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода [72].

Реформы, проводимые с целью преобразования одной экономической системы в другую, называют системными, так как происходит    изменение основы нерыночной системы и замена ее качественно иной (рыночной). Главными направлениями системных реформ при формировании рыночной экономики являются:

1) либерализация экономики – это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках;

2) демонополизация экономики – предполагающая создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм;

3) институциональные преобразования – включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства;

4) структурные преобразования – направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики – развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5) макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.;

6) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода. Старт переходной экономике в России «был дан» со 2 января 1992 г. (когда правительство объявило о либерализации цен). Проходил этот процесс по следующим, направлениям: 1) макроэкономическая стабилизация; 2) преобразование отношений собственности; 3) структурные преобразования экономики [69].

1.Целью   макроэкономической стабилизации в России являлись восстановление и поддержание макроэкономического равновесия (полной занятости, стабильного уровня цен, ликвидация механизмов, воспроизводящих глобальный дефицит в экономике). Это первоочередной, начальный толчок, создающий условия и стимулы для дальнейшего реформирования. 

Основные ее элементы заключались в следующем:

1)ограничение спроса населения через либерализацию экономики, то есть систему мер по высвобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленную на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики;

2) ограничение спроса предприятий через: а) установление высоких налоговых ставок и введение новых видов налогов. Одним их них стал налог на добавленную стоимость; б) введение высоких процентных ставок, делающих дорогим кредит; в) сокращение бюджетных расходов с целью уменьшения бюджетного дефицита (субсидий предприятиям, дотаций к ценам, госбюджетного финансирования капитального строительства, военных расходов). Предполагалось, что предприятия постепенно обретут независимость от государства. Но на начальном этапе реформы это не удалось. Поэтому характерной его чертой является патернализм по отношению к государственным предприятиям. Несмотря на проводимые меры, по причине спада производства в 1990–1992 г.г. (в России – на 60%), и соответствующего сокращения налоговых поступлений дефицит государственного бюджета составлял 4–5% ВНП;

3) введение внутренней конвертируемости национальной валюты, означающей свободную куплю и продажу иностранной валюты юридическими и физическими лицами. Внутренняя конвертируемость способствовала укреплению национальной денежной единицы, созданию основы для уменьшения государственного контроля над экспортом и импортом, привлечению в страну иностранного капитала. (Также элементом стабилизационной политики явилась и денежная реформа 1998 года).

Экономическая политика стабилизации, все элементы которой вводятся комплексно и синхронно с целью резкого изменения ситуации в экономике (в отличие от «градуализма»), получила название «шоковой терапии».

В России итоги 10 месяцев «шоковой терапии» оказались крайне тяжелыми. Произведенный национальный доход сократился на 20% от уровня 1991 г., промышленное производство – на 19%, сельскохозяйственное – на 8%. В 32 раза возросли цены на материальные ресурсы, цена кредитов увеличилась до 200% годовых. Уровень инфляции составил 2600% в год. По уровню благосостояния общество было отброшено на 30 лет назад. Полный крах потерпела инвестиционная политика. Страна вступила в «дикий рынок», который не только разрушил достигнутый ранее уровень благосостояния, но и нанес тяжелый удар по потенциалу развития – науке, образованию, наукоемкому производству. В последующие годы спад производства продолжался, резко обострилась проблема источников инвестиций. Ожидаемых результатов реформа не принесла в первую очередь из-за ее слабой теоретической проработки. Попытка механического применения монетаристских подходов на неадекватной им социальной и психологической почве закончилась неудачей. Концепция стратегического развития, базирующаяся на вывозе сырья и ввозе промышленных и продовольственных товаров, была бесперспективной.

2. Преобразование форм собственности – изменение характера присвоения благ (факторов и результатов производства), через приватизацию.

Приватизация – переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований.

По существу, это реформа базисных отношений – отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Появление частной собственности наряду с государственной – неизбежное явление при переходе «от плана к рынку». Конечная цель приватизации – появление так называемых стратегических инвесторов, т.е. собственников факторов производства, прежде всего финансовых, в интересы которых входит долгосрочное успешное функционирование предприятий, в которые они вкладывают свои ресурсы.Государство не может быть стратегическим инвестором для каждого предприятия. Не всегда может выступать в этой роли и коллектив: например, работники атомной электростанции при всем желании не могут иметь достаточно собственных средств, чтобы вкладывать их в развитие производства электроэнергии, строительство новых энергоблоков. Особенно остро стоит проблема поиска стратегического инвестора для предприятий, которые применяют устаревшие технологии. Отдельный большой вопрос – реституция, т.е. возвращение ранее экспроприированных объектов собственности их прежним хозяевам или их наследникам. В странах Центральной и Восточной Европы, а также в странах Балтии приняты соответствующие законы. В России этот вопрос так остро не стоит из-за исчезновения (гибели или массовой эмиграции) бывших собственников и их наследников.

 Переход государственной собственности в частные руки в России происходил в два этапа и имел бесплатную и платную формы [49].

Первый этап приватизации (январь 1992 г. – июль 1994 г.) – ваучерный этап (бесплатная приватизация). Осуществлен он был «сверху», то есть по   централизованному пути,  когда приватизацией предприятий занимается государство (второй путь – это децентрализованный (приватизация «снизу»), когда приватизацией занимаются сами предприятия, а государство лишь устанавливает необходимые правила).

Бесплатная приватизация включала в себя: а) наделение всех граждан России приватизационными чеками (ваучерами), предназначенными для приобретения объектов приватизации; б) передачу собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия; в) бесплатную приватизацию государственного жилья.

Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер – официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности. В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Но самый главный результат – это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. В конечном итоге Россия стала жить как бы в другом измерении – в измерении, где все проблемы решает капитал.

Второй этап приватизации в России (с июля 1994 г. и продолжается до сих пор) – денежный. Денежная приватизация включает: а) конкурс (коммерческий) – продажу государственных и муниципальных предприятий покупателю, предложившему наибольшую цену и согласившемуся на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.д.); б) аукцион – продажу предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий, при этом право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену; в) продажа акций государственного акционерного предприятия внешним инвесторам; г) выкуп ранее арендованного государственного имущества.

Приватизированными, по официальной статистике, считаются предприятия: а) выкупленные их трудовыми коллективами; б) приобретенные частными лицами, а также в) преобразованные в акционерные общества. В последнем случае, в зависимости от распределения акций, предприятие может оставаться под государственным контролем или под контролем сторонних инвесторов.

В результате денежного этапа приватизации удалось провести массовое распределение собственности и сформировать новую социальную структуру общества:

 1) появилась прослойка богатых людей, незаконно сосредоточившая в своих руках большую часть национального богатства;

 2) слой средних и мелких собственников – средний класс;

 3) массовый слой наемной рабочей силы.

 В целом, в результате приватизации появились: а) новые формы собственности: частная и смешанная; б) свобода выбора и предпринимательства; в) личный интерес к максимизации прибыли; в) конкуренция; г) новые распределительные отношения; д) ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все то, что способствует формированию рыночной системы хозяйствования.

3. Структурные преобразования экономики. На начальном этапе реформы надежды в основном возлагались на действие рыночного механизма – банкротство неэффективных предприятий, перелив капитала в наиболее прибыльные отрасли, а не на сознательную структурную политику. Основные усилия в области структурных преобразований направлялись, поэтому не на изменение отраслевой структуры производства, а на изменение структуры рынка. В этой связи на первый план выступало проведение антимонопольной политики. Первые попытки антимонопольного регулирования были направлены на разделение крупных производств на несколько частей. Однако, как показал опыт, надежды на эффективность подобной демонополизации оправдались далеко не в полной мере. В настоящее время акцент переносится на меры общеэкономического характера, способствующие развитию конкуренции [29].

Особенностью структурно-инновационного процесса в России является крайне низкая скорость осуществления инноваций. Существующий значительный задел по-прежнему не востребован производством, инновационно-активные предприятия составляют лишь 5% их общего числа, а наукоемкая продукция, выпускаемая ими, не превышает 2% от общего объема экспорта. Переломить ситуацию в ближайшее время чрезвычайно сложно в силу катастрофической нехватки инвестиционных ресурсов. Поэтому ключевым вопросом современного этапа реформирования экономики является создание предпосылок для улучшения инвестиционного климата, определения источников необходимых инвестиций, приоритетных направлений инвестирования, создания стимулов для него. В России имеются все предпосылки для ее интеграции в постиндустриальное сообщество. Государственная структурная и инвестиционно-инновационная политика должны быть направлены на формирование нового «структурного ядра», которое способствовало бы приведению в соответствие со стандартами и требованиями инновационной экономики всех существующих отраслевых, межотраслевых и воспроизводственных пропорций. В первую очередь речь идет об отраслях, создающих надолго вперед стратегический потенциал развития страны.

Понятие, цель, основные составляющие переходной экономики России обозначены на рисунке 4.

Эти и другие меры, хотя и способствовали большей ориентации экономики на социально-устойчивое развитие, однако полностью не устранили неблагоприятные тенденции. Об этом свидетельствуют:

1) неблагоприятные тенденции изменения структурных сдвигов в экономике – увеличение доли топливно-энергетических отраслей, ориентированных на экспорт, не происходит активного развития инновационных направлений;

2) недостаточность темпов роста инвестиций, а их структура все еще отражает топливно-сырьевую ориентацию экономики;

3) резкая социальная дифференциация и поляризация в обществе.  Реформирование социальной сферы проходит сложно и противоречиво. Об этом свидетельствует реализация мер по монетизации льгот и реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

4) высокий уровень инфляции.

 


Рисунок 4. Понятие, цель, предпосылки, основные составляющие переходной экономики России    


 

Все это требует проведения комплекса мер,  в которых должны найти отражение следующие основные направления [6]:

1) возрождение отечественного производства. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный, инструментальный характер. Это означает, что наряду с косвенным регулированием (указы, директивы, инструкции и т.д.) все большее место должно занимать прямое государственное вмешательство в экономику с целью оживления реального сектора. Вся прежняя картина проведения курса реформ в России показала несостоятельность государственного регулирования экономики, потому что регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с промышленной политикой – политикой роста реального сектора экономики. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного экономического государства не тождественно возврату к централизованной системе управления. Оно должно умело вписываться в хозяйственную жизнь, создавая благоприятные условия сначала для стабилизации, а затем увеличения темпов экономического роста. Но эти благоприятные факторы не смогут «заработать» автоматически;

2) оживление экономики, через: а) активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых рабочих мест; б) увеличение вложений в оборотные фонды для более полного использования имеющихся производственных мощностей. То есть,  люди должны работать и у них должна быть заработная плата;

3) усиление роли государства как в экономике, так и в социальной сфере.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...